Проект

Росреестр ввел меру по защите сделок с недвижимостью от кибермошенников

Заказчики: Росреестр

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Индивидуальная разработка электронных госуслуг

Дата проекта: 2014/08 — 2015/09
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 183
проекты - 628
системы - 117
вендоры - 78
Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта

Запущенный Росреестром сервис существенно облегчит жизнь застройщикам и другим профессиональным участникам рынка недвижимости, но частным лицам полностью отказаться от очного взаимодействия с ведомством при регистрации прав пока вряд ли удастся.

Бумага больше не нужна?

Росреестр запустил государственную электронную услугу приема документов для регистрации прав на недвижимость. С 1 июня 2015 года она стала доступна во всех регионах России через сайт Росреестра[1].

Услуга не подразумевает использования бумаги во взаимоотношениях между заявителем и органом учета, заявил порталу TAdviser замруководителя Росреестра, курирующий развитие информационных технологий, Андрей Приданкин.

Чтобы зарегистрировать право на недвижимость с помощью нового сервиса необходимо заполнить заявление и прикрепить необходимые документы.

Заместитель руководителя Росреестра Андрей Приданкин
"На нашем портале вы можете выбрать вид заявления из предложенного в списке - это первый шаг процедуры. Далее - нужно будет его заполнить и приложить к нему документы, которые необходимы для регистрации сделки. В другом нашем сервисе - "жизненные ситуации"[2] - вы можете выбрать тип объекта, с которым вы хотите провести сделку, и тип операции (купля-продажа, дарение, наследование), а также ответить на несколько вопросов, и на выходе вы получите исчерпывающий перечень тех документов, который необходимо приложить к вашему заявлению", - объясняет Приданкин.

С запуском сервиса "мы избавляем человека от необходимости посещения наших отделений", добавляет он.

Выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), свидетельствующую об успешной регистрации, по словам чиновника, можно также получить в электронном виде с квалифицированной электронной подписью регистратора.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 148.9 т

Но есть две важные оговорки.

Оговорка 1: Без квалифицированной электронной подписи не обойтись

Все отправляемые через электронный сервис документы, включая заявление, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью (по требованиям специального приказа Минэкономразвития).

Форма для заполнения заявления на госрегистрацию прав
"Требование использовать квалифицированную электронную подпись обусловлено необходимостью защиты интересов граждан и юрлиц от мошенничества", - говорит в беседе с корреспондентом TAdviser замруководителя Росреестра.

Сертификат электронной подписи можно приобрести в одном из аккредитованных Минкомсвязью РФ удостоверяющих центров[3]. Например, у компании "СКБ-Контур" он стоит от 4900 рублей и подходит только для использования на сайте Росреестра[4].

При этом заверять документ должен его автор. "Например, если вы дарите мне квартиру, то под нашим договором, который мы должны приложить к заявлению, ставится как ваша, так и моя подпись, - объясняет Приданкин. - А если гражданин не является автором документа (например, выданного госорганом в бумажном виде), он может заверить его либо у нотариуса, либо у ведомства, выпустившего документ".

С апреля 2015 года сервис «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество» работал на сайте Росреестра в режиме опытной эксплуатации и позволял подать документы на объекты недвижимости, расположенные в Москве и Московской области.

"Первый опыт проведения подобных сделок показывает, что все документы можно заверить и сдать в электронном виде. Это касается как юрлиц, так и граждан", - говорит Андрей Приданкин.

Оговорка 2: Свидетельство о регистрации могут требовать другие ведомства

Сервис "Жизненные ситуации" задает вопросы и сообщает, какие документы необходимы для регистрации прав

В качестве бумажного подтверждения регистрации прав на недвижимость Росреестр выдает свидетельство. И хотя с точки зрения самого ведомства этот документ остался в прошлом, на практике получать его в большинстве случаев все же придется, т.к. он может быть затребован при обращении в другие организации (например, в банки или налоговую службу).

"До каких пор будут нужны свидетельства - сказать сложно. Статистики по запросам свидетельств другими ведомствами или организациями у меня нет, - разводит руками Приданкин. - Если кто-то не может принять нашу выписку в электронном виде, то это говорит о том, что культура работы с электронными документами в этой организации не развита".

Откуда ждать массовый спрос

Учитывая, что частные лица в большинстве своем не обладают квалифицированной электронной подписью (широко распространить ее пытался "Сбербанк" в рамках проекта УЭК, но не вышло), в Росреестре ожидают массовую востребованность сервиса у профессиональных участников рынка: застройщиков, риелтеров, нотариусов.

"Застройщики подают заявления не по одному объекту, а по 100-200 одновременно (в случае многоквартирного дома). Мы же были вынуждены ограничивать количество принимаемых за один раз пакетов в наших офисах приёма, чтобы не парализовать специалистов по приему и не заставлять граждан в "живой очереди" нервничать. Поэтому застройщики сдают документы "порциями". В Москве даже был открыт специальный офис приёма исключительно для застройщиков`, - рассказывает Андрей Приданкин.

С появлением электронной формы подачи документов на регистрацию эта проблема, по его мнению, сойдет на нет, т.к. количество заявлений, подаваемых через портал, ни чем не ограничено.

Подрядчики

"Для того, чтобы этот сервис заработал, нам пришлось внести существенные изменения во всю нашу инфраструктуру. Это делалось большим количеством разных организаций. Модернизировалась учетная система (1600 точек), портальная часть, шины гарантированной доставки, маршрутизаторы", - отмечает Приданкин.

Непосредственно разработкой и выводом на портал электронной услуги по контракту с Росреестром занималась компания AT Consulting. Стоимость контракта, заключенного в октябре 2014 года, составила 135 млн рублей[5].

Эта же компания (а также ее субподрядчик - "Ай-Теко") занималась внедрением программного обеспечения, позволяющего вести Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) по новым правилам — в электронном виде.

Проект был завершен во всех территориальных органах Росреестра и уполномоченных органах на территории Крыма и Севастополя в январе 2015 года[6]. Стоимость контракта составила 215 млн рублей (модернизация ПО была одной из его частей)[7].

Оба контракта заключались предыдущим куратором ИТ, замруководителя Росреестра Денисом Солодовниковым с генеральным директором AT Consulting Сергеем Шиловым.

Другие электронные услуги Росреестра

В электронном виде также оказываются услуги по постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, выдаче сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Таким образом, теперь все наиболее востребованные услуги ведомства доступны в электронном виде, говорят в Росреестре.

В 2014 году в электронном виде было оказано 28% услуг по кадастровому учету (в 2013 году этот показатель составил 19%). В прошлом году более 35% выписок из ЕГРП и 30% сведений ГКН также были предоставлены в электронном виде. К 2019 году Росреестр планирует предоставлять в электронном виде не менее 70% госуслуг.

О появлении госуслуг Росреестра на ЕПГУ

Прием документов на регистрацию прав через единый портал госуслуг (в новой версии портала) планируется организовать в конце 2015 года, говорят в Росреестре. Утвердить эти сроки должна правительственная комиссия под руководством Дмитрия Медведева. Тогда же на ЕПГУ должны появиться и другие услуги Росреестра.

Закон, защищающий от мошенничества с недвижимостью при помощи ЭП

С 1 ноября 2019 года россияне начали получать уведомления, если кто-то подаст заверенные электронной подписью документы для проведения операций по передаче или отчуждению собственности. Новый закон призван защитить сделки с недвижимостью от кибермошенников, которые подделывают неподтвержденные электронные подписи.

Росреестр должен поставить собственника в известность, если в отношении его объекта недвижимости в службу поступит заверенное электронной подписью заявление о переходе или прекращении права собственности на жилье. Уведомление будет отправлено по адресу электронной почты, которую гражданин внес в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Россияне начали получать уведомления, если кто-то подаст заверенные электронной подписью документы для проведения операций по передаче или отчуждению собственности
«
Запрет на заключение электронных сделок без специальной отметки в ЕГРН позволяет автоматически отклонить любые электронные документы на отчуждение права, даже если документы подало доверенное лицо владельца недвижимости, — заявил заместитель главы Кадастровой палаты Павел Чащин.
»

Он подчеркнул, что собственники недвижимости получили возможность дистанционно узнать о поступлении таких документов на проведение сделок.

В августе 2019 года в России вступил в силу закон, согласно которому собственник, если хочет заключать сделки с жильем дистанционно, должен подтвердить в ЕГРН свою электронную подпись. В противном случае совершение заочной сделки будет невозможно.

Внесение отметки в ЕГРН не требуется, если электронная подпись выдана Федеральной кадастровой палатой Росреестра, при проведении сделок с участием нотариусов и органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде

К концу октября 2019 года с момента вступления закона в силу в Росреестр подано немногим более 1,4 тыс. заявлений о внесении в ЕГРН отметки о возможности регистрации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, сообщили в пресс-службе ведомства.[8]

Примечания