Проект

Создание унифицированной системы управления ресурсами на базе 1С:УПП для «Норникель – Общий центр обслуживания»

Заказчики: Норникель ОЦО - Общий центр обслуживания (ранее НН–Инфоком)

Москва; Информационные технологии

Продукт: 1С:Предприятие 8.0
Второй продукт: Kofax Capture (ранее Ascent Capture)
Третий продукт: OpenText Enterprise Content Management

Дата проекта: 2015/06 — 2016/05
Технология: ERP
подрядчики - 1036
проекты - 10505
системы - 723
вендоры - 300
Технология: СЭД - Системы потокового распознавания
подрядчики - 183
проекты - 1320
системы - 202
вендоры - 128
Технология: СЭД
подрядчики - 773
проекты - 8042
системы - 784
вендоры - 377

Центр автоматизации бизнеса «Форвард» в мае 2016 года построил унифицированную систему управления ресурсами класса ERP на базе типовой конфигурации «1С:Управление производственным предприятием» (1С:УПП) ред. 1.3 для создания Общего центра обслуживания (ОЦО) ГМК «Норильский никель» (для пилотных предприятий). Всего автоматизировано 1529 рабочих мест.[1]

Проект охватил автоматизацию таких функциональных областей, как: комплексное управление ресурсами предприятия (ERP); управленческий и финансовый учет (FRP); бухгалтерский и налоговый учет; управление нормативно-справочной информацией (MDM).

Создание унифицированной системы управления ресурсами на базе 1С:УПП

Проект создания унифицированной системы управления ресурсами класса ERP был непосредственно взаимосвязан со следующими проектами «Норникеля»: ОЦО-НН создание общего центра обслуживания ГМК «Норильский никель»; разработка корпоративных учетных принципов; проектирование корпоративного хранилища данных (КХД) и системы аналитической отчетности для пилотных предприятий (ERP); внедрение системы управления НСИ; внедрение автоматизированной обработки первичных бухгалтерских и логистических документов на базе системы оптического распознавания (СОД); внедрение корпоративной системы управления электронным документооборотом.

Цели проекта

  • в кратчайшие сроки разработать и внедрить единую корпоративную унифицированную систему управления ресурсами предприятия на базе типовой конфигурации 1С:УПП на ряде предприятий РОКС НН (РОКС НН — российские организации корпоративной структуры ГМК «Норильский никель»);

  • обеспечить интеграцию со смежными проектами, корпоративными и локальными системами заказчика;

  • обеспечить технологическую возможность Общему центру обслуживания, предназначенному для централизации ряда бизнес-функций, удаленно вести бухгалтерский, налоговый учет, казначейство для обслуживаемых предприятий, входящих в контур проекта, в единой системе на базе типовой конфигурации «1С:Управление производственным предприятием» ред. 1.3.

Предпосылки для проекта

До старта проекта структурные подразделения «Норникеля», входящие в организационный объем проекта, имели разрозненные системы бухгалтерского учета – часть на базе «1С:Бухгалтерия» различных версий, часть на базе решений других производителей программного обеспечения. Учет кадров и расчет заработной платы велся в локальных системах на базе решений компании «» и других фирм-производителей. Интеграция локальных систем с корпоративными была реализована частично с использованием ручных операций (на уровне согласования заявок на платеж).

На предприятиях исторически применялись различные методологии учета, приводящие к несопоставимости показателей и отчетности как предприятий между собой, так и с показателями корпоративной отчетности. Для обеспечения специфических производственных потребностей на предприятиях пилотного контура применялись специализированные системы (планирование и учет ремонта судов, сметные системы, биллинговые системы и т.д.).Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

В связи с реализацией в «Норильском никеле» программы по обеспечению условий для успешной реализации общекорпоративных стратегических задач потребовались создание единого информационного пространства, который бы гарантировал высокую прозрачность и доступность точных данных, а также обеспечение необходимой автоматизации для реализации ключевых стратегических проектов бизнес-подразделений.

Архитектура решения

В централизованной архитектуре «1С:Управления производственным предприятием» реализован трехсистемный ландшафт с учетом следующих принципов: в ЦОД ГО развернуты все функциональные зоны (разработки, тестирования, промышленной эксплуатации) для всех компонент системного ландшафта, а также фермы серверов терминального доступа — для подключения к системе 1С:УПП пользователей с площадок предприятий организационного объема проекта. Подключение пользователей к системе производится посредством сквозной доменной аутентификации.

Способ интеграции с другими системами имеет двойственный характер. Для корпоративных систем была применена интеграция с корпоративной интеграционной шиной (ESB). Способ вызова шины/системы — асинхронный через веб-сервисы. В свою очередь, для систем, интегрированных ранее с историческими учётными системами, способ интеграции был оставлен прежним. Одной из причин отказа от изменения способа интеграции с этими системами стало то, что все эти системы так же последовательно будут заменяться на корпоративные системы.

Вычислительный комплекс для «1С:Управления производственным предприятием» организован с использованием следующих принципов:

  • системы продуктивной зоны размещаются на серверных ресурсах, отличных от серверных ресурсов, на которых инсталлируются компоненты зон тестирования и разработки;

  • для обеспечения высокой доступности и отказоустойчивости всех компонент 1С:УПП продуктивной зоны используются программно-аппаратные серверы;

  • аппаратные ресурсы, выделяемые для некритичных компонент систем продуктивной зоны, определяются таким образом, чтобы в случае выхода из строя одного из экземпляров этого компонента ресурсов оставшихся компонент было достаточно для удовлетворения требований сайзинга.

Ключевые показатели

  • 7 предприятий с разными видами деятельности, создано 133 бизнес-процесса «как будет»;

11 локаций в 4 федеральных округах, в том числе за полярным кругом, разница в часовых поясах - 4 ч;

  • 580 доработок в 37 релизах системы, 254 инструкции пользователя, 72 тыс. чел./часов, 1529 АРМ;

  • интеграция с локальными историческими АСУ предприятий и АСУ корпоративного уровня;

  • гибкая масштабируемая архитектура «мощности по требованию», централизованные НСИ;

Централизованный системный ландшафт 1С:УПП

Реализация системы обработки документов

В ходе проекта компания «Логстрим» совместно с центром автоматизации бизнеса «Форвард», компанией-партнером «1С», разработала и внедрила автоматизированную систему обработки документов (СОД) для группы компаний «Норильский никель». СОД разработана на основе ПО Kofax Capture, OpenText и «1С:Управление производственным предприятием».

В период проведения опытно-промышленной эксплуатации в СОД были размещены 116 915 документов, введено 170 АРМ. Сейчас СОД находится в промышленной эксплуатации, в СОД работает более 200 пользователей, размещено более 300 тыс. документов.

К СОД в период проведения ОПЭ были подключены все пилотные предприятия, входящие в организационный периметр проекта «1С».

Общий процесс обработки документов в СОД

Сотрудники выполняют приёмку, сортировку и ввод первичных документов от контрагентов в обработку. Технология штрих-кодирования применяется в СОД для автоматического определения сценария обработки. В зависимости от потока документов и пропускной способности каналов связи между предприятием и ЦОД СОД предоставляет несколько способов ввода документов:

  • прямое подключение клиента Kofax Capture Scan и потоковое сканирование для каналов с высокой пропускной способностью;

  • подключение в режиме синхронизации с использованием модуля Kofax Remote Synchronization Agent для каналов с низкой пропускной способностью;

  • импорт из сетевых папок и из вложений электронных писем для подразделений с небольшим потоком документов с использованием модуля Kofax Import Connector.

Полученные скан-образы первичных бухгалтерских документов обрабатываются модулем интеллектуального улучшения качества изображений Kofax Elite VRS и через модуль гарантированной доставки документов передаются для обработки в ЦОД.

Модуль обработки автоматически классифицирует документы, разделяет на отдельные комплекты и определяет сценарий обработки на основании распознанного штрих-кода: автоматическая обработка внутренних документов; автоматизированная обработка типовых документов; ручная обработка нетиповых документов.

В зависимости от сценария модуль обработки определяет соответствующий маршрут обработки в СОД. Для корректных документов автоматически формируются объекты в учётной системе «1С». Для всех сценариев обработки в электронном архиве на базе OpenText xECM автоматически формируются регистрационная карточка (РК) и обогащаются извлечёнными данными и данными из учётных систем «1С». Ссылки на РК привязываются к соответствующим объектам в учётной системе.

Функции СОД

  • потоковое сканирование и доставка электронных образов первичных бухгалтерских документов из удаленных мест сканирования в общий центр обслуживания;

  • штрих-кодирование томов дел и коробов, фиксирование места физического хранения бумажных документов;

  • распознавание штрих-кодов документов, формируемых в учетной системе компании (1С:УПП), поиск документов в учетной системе, автоматическая классификация и распознавание реквизитов с отсканированных документов, формируемых в учетных системах контрагентов;

  • создание регистрационной карточки в подсистеме «Хранение документов» с записью в нее атрибутов первичного документа, распознанных со скан-образа и полученных из учетной системы, прикрепление к регистрационной карточке самого скан-образа;

  • автоматическое или ручное создание связи между системным документом и регистрационной карточкой в подсистеме «Хранение документов»;

  • формирование системы отчетов на основе ПО Kofax Capture, отображающей полные данные по обработке документов.

Планы развития проекта

В планы развития проекта входит автоматизированная обработка типовых финансовых первичных документов: автоматическая классификация документа; распознавание реквизитов; автоматическая сверка распознанных реквизитов и реквизитов документа из учетной системы (1С:УПП); автоматическое создание регистрационной карточки документа; автоматическая привязка регистрационной карточки документа к системному документу в учетной системе (1С:УПП). Ожидается, что это позволит автоматизировано обрабатывать значительные объемы финансовой первичной документации. В результате будет снижена нагрузка сотрудников, увеличится скорость обработки документации.

Также производится расширение системы отчетности — добавление новых отчетов, позволяющих рассчитывать KPI по сотрудникам, предприятиям, направлениям деятельности и другим параметрам.

Архитектура системы и процесс обработки документов в СОД


Итоги проекта

Унифицированная система управления ресурсами предприятия на базе «1С:Управление производственным предприятием» (реализована центром «Форвард»), интегрированная с системой обработки первичных документов (система оптического распознавания документов, реализована компанией «Логстрим»), стала технологической основой для проекта создания Общего центра обслуживания «Норникеля».


«Корпоративный ролик ООО «Норникель – Общий центр обслуживания»

Создана база для перевода ряда бизнес-функций в Саратове с перспективой создания более 1000 новых рабочих мест в новом для компании регионе. Подписано соглашение о сотрудничестве между Саратовской областью и компанией «Норникель».

Стандартизирована методология учета, план счетов, формы первичных и отчетных документов. Шаблон охватил следующие виды деятельности: проектная, научно-изыскательская, ремонт судов, оказание услуг грузоперевозки речным транспортом, погрузо-разгрузочные работы, контейнерные перевозки, ИТ-сопровождение, оказание услуг связи, бункеровка, строительная, розничная торговля, общепит, услуги населению, транспортные услуги, складские услуги, производство и реализация строительных материалов и др.

Закрытие отчетных периодов (квартал/год) осуществляется в новой системе, формируется сопоставимая, стандартизированная отчетность. Корректность данных отчетности подтверждена внешним аудитом (Росэкспертиза).

Подготовлена база для реализации ряда последующих проектных инициатив: тиражирование шаблонного решения на другие предприятия группы «Норникель»; быстрое закрытие отчетного периода (Fast close).

Произведено закрытие БУ и НУ на предприятиях пилотного контура в первом, втором и третьем кварталах 2016 года. Получена годовая отчетность по всем пилотным предприятиям из системы. Получено положительное аудиторское заключение.

Создана система мониторинга эффективности Общего центра обслуживания в разрезе каждого FTE и выполняемых бизнес-процессов.

Разработанная единая корпоративная унифицированная система на базе «1С» подготовлена к дальнейшему тиражированию на другие предприятия ГМК «Норильский никель».