2017/04/28 11:06:02

Интервью TAdviser с президентом компании «Интерпроком» Леонидом Алтуховым и вице-президентом Михаилом Паниным

Президент «Интерпроком» Леонид Алтухов и вице-президент Михаил Панин в интервью TAdviser рассказали о ситуации на российском рынке PLM-решений, отличии российских продуктов от западных, а также об опыте и конкурентных преимуществах компании в сфере PLM.

Леонид
Алтухов
Российские и западные PLM-решения дополняют друг друга

Как вы оцениваете сегмент PLM-продуктов российского ИТ-рынка – его зрелость, конкурентную ситуацию, объем?

Леонид Алтухов: В плане зрелости, степени развития российский рынок PLM-продуктов неоднороден. Например, по распространенности САПР конструкторско-технологической подготовки производства рынок достаточно зрелый – такие решения уже имеются почти на всех машиностроительных предприятиях. Системы класса PDM распространены меньше, решения для управления требованиями встречаются еще реже, а что касается полного цикла автоматизации – от управления требованиями до сопровождения изделия на стадии эксплуатации, то это единичные случаи в отечественной промышленности. Наиболее продвинутыми в плане PLM являются предприятия авиационной отрасли.

По структуре рынка PLM-продуктов можно выделить два различных сегмента: западные продукты и решения российских разработчиков. Довольно часто эти два разных мира пересекаются, дополняя друг друга, причем в пределах одного предприятия. В денежном выражении оба сегмента – отечественный и зарубежный - примерно равны.

Что можно сказать о зрелости российских PLM-продуктов?

Леонид Алтухов: Российские PLM-системы достаточно развиты, но они естественным образом двигаются за российскими машиностроительными предприятиями, и не способны в своем развитии опередить своего заказчика. Это большая проблема отечественных разработок в сфере PLM. Решения от DASSAULT Systemes, Siemens PLM, MSC Software и некоторых других зарубежных вендоров содержат опыт западных промышленных предприятий, во многом гораздо более передовых, чем отечественные.

Предприятия каких отраслей предпочитают работать на западных продуктах? Чьи решения они, как правило, используют?

Леонид Алтухов: На западных продуктах работают предприятия, выпускающие наиболее сложные изделия - представители авиационной отрасли, судостроения. Используют они, как правило, системы от DASSAULT Systemes, Siemens PLM, AVEVA и некоторые другие. Те, у кого изделия попроще, используют российские продукты. Но зачастую отечественные разработки, как я уже сказал выше, используются крупными предприятиями вместе с западными продуктами, они дополняют их на отдельных участках производства.

Как оценить готовность предприятия внедрить PLM по формальным признакам?

Леонид Алтухов: Если говорить о внедрении управления полным жизненным циклом изделия, то когда на предприятии или в корпорации имеется понимание того, что такое программа изготовления изделия, управление программой и соответствующая практика, то можно говорить, что имеется и определенная готовность к внедрению PLM-продуктов.

Каковы основные проблемы при наличии формальной готовности предприятия к внедрению PLM?

Леонид Алтухов: Основные проблемы две - объемы финансирования и организационно-техническая незрелость предприятий в плане наличия определенной нормативно-технической документации. Чисто теоретически многие проявляют заинтересованность во внедрении PLM, потому что это выгодно с точки зрения увеличения прибыли, сокращения затрат, сокращения сроков запуска новых изделий в производство и, соответственно, их вывода на рынок. Все понимают, что без использования цифровой модели и трехмерного проектирования дальше двигаться невозможно.

За последние 2 – 3 года у российских предприятий появились новые стимулы в плане внедрения PLM?

Леонид Алтухов: Несколько лет назад государством была запущена система перехода на единый контракт полного жизненного цикла – от проектирования изделия до его изготовления. В рамках этой программы были проведены совещания в рамках ВПК, запущены несколько пилотных проектов, которые в настоящее время находятся в стадии реализации – это проекты в судостроительной, в авиационной и оборонной отраслях. Основная задача, решаемая в ходе реализации проектов, – выход на систему единого контракта жизненного цикла изделия между Минобороны и предприятием-исполнителем. Еще один серьезный стимул возник в результате поставок вооружений за рубеж. Одним из первых серьезных двигателей в плане внедрения PLM в нашей промышленности стали в свое время представители Минобороны Индии, заказывавшие российские подводные лодки, самолеты и желавшие понимать сроки ремонта, иметь интерактивные руководства по эксплуатации изделий и многое другое на общепринятом международном уровне. Западный рынок вооружений, безусловно, подталкивал и подталкивает российскую промышленность к дальнейшему развитию.

Какова предыстория появления PLM-направления в бизнесе «Интерпроком»?

Леонид Алтухов: Компания «Интерпроком», как известно, традиционно занималась системами управления эффективностью, активно развивая такие направления решений, как повышение операционной и финансовой эффективности, прогнозная аналитика, управление активами, повышение эффективности коллективной работы. Особое место в нашем портфеле занимает собственная система «Аксиома» для управления недвижимостью и сервисами, в том числе ТОиР. Таким образом, в линейке продуктов для промышленных предприятий явно не хватало систем проектирования и производства изделий, что и стало предпосылкой появления в бизнесе PLM-направления. Год назад в «Интерпроком» полностью перешло направление PLM из компании «ГЕТНЕТ Консалтинг», специалисты которой выполняли ряд проектов по теме систем управления жизненном циклом в судостроении. С 2012 по 2014 год специалистами была выполнена опытно-конструкторская разработка по созданию информационной поддержки жизненного цикла подводной лодки, в рамках которой были описаны все этапы жизненного цикла, контрольные точки. Работа выполнялась совместно с ЦКБ МТ «Рубин» и была принята Советом кораблестроения, а затем, в июне 2016 года, прошла экспертным советом ВМФ и легла в основу НИР «Жизненный цикл военно-морской техники».

Какой набор продуктов продвигает компания на PLM-направлении?

Леонид Алтухов: На верхнем уровне мы предлагаем нашим заказчикам продукты DASSAULT Systemes. На нижнем сотрудничаем с российскими производителями конструкторско-технологических систем. Подчеркну, что без комплексного использования западных и российских решений невозможно было бы правильно выстроить работу с нашими заказчиками. В целях максимального удовлетворения потребностей заказчика мы идем на сотрудничество с нашими конкурентами, которые в данном контексте становятся партнерами.

Что можете предложить клиенту особенного? Каковы конкурентные преимущества компании?

Михаил Панин: Перед предприятиями стоит задача связать отдельные элементы производства в единое целое – конструкторско-технологическая подготовка, эксплуатация и обслуживание оборудования, автоматизация производства. С появлением PLM-направления компания «Интерпроком» способна предложить своим заказчикам решения для всей производственной цепочки на базе западных и отечественных продуктов, используя комплексный, интегральный подход. Еще одно наше преимущество состоит в том, что при реализации проектов мы стараемся по максимуму задействовать средства автоматизации, которые уже имеются на предприятии, минимизируя тем самым затраты заказчика на закупку нового ПО.

Михаил
Панин
Практически на любой вопрос о PLM у нас есть ответ

Имитационное моделирование технологических процессов – еще одна тема, выделяющая нас на общем фоне. Это актуально, когда возникает проблема технологического перевооружения предприятия, уже подготовлены спецификации станков под определенную программу выпуска, но понять, подходят ли станки под эту программу не всегда возможно. Однако если построить правильную имитационную модель, прописать логистические процессы, включая размещение оборудования, то возможно обнаружить узкие места и оптимизировать технологические процессы. В рамках этого направления нами осуществляется аудит программы технологического перевооружения, а также участие в проектировании цеха или даже всего предприятия. Практически на любой вопрос у нас есть ответ.

Какова организационная структура PLM-направления?

Михаил Панин: PLM-консалтинг у нас отделен от внедренческого подразделения продуктов DASSAULT Systemes, и это тоже дает нам преимущество перед конкурентами. Они чаще всего работают с каким-либо одним поставщиком решений, западным или отечественным. В нашей же практике были проекты, в рамках которых мы прописывали бизнес-процессы под те системы, которые не продаем – есть опыт разработки бизнес-процессов, например, под внедрение продуктов Siemens PLM.

С какими внешними проблемами сталкивается предприятие при внедрении PLM?

Леонид Алтухов: Существенная внешняя проблема, с которой сталкивается предприятия машиностроительных отраслей, это недостаточное финансирование. Не менее значимой проблемой является структура этого финансирования. Министерство обороны, заказывающее вооружение, оплачивает только само изделие и все фазы жизненного цикла, связанного с ним. Минпромторг выделяет деньги на развитие, но если мы проанализируем цели поступлений, то в основном это средства на оборудование и модернизацию производства. Для внедрения современных систем PLM необходимы крупные затраты на приобретение программного обеспечения и работы, связанные с его внедрением. На покупку ПО деньги не предусмотрены, причем даже в таких очевидных случаях, как станки с ЧПУ. Таким образом, предприятия должны финансировать свое развитие за счет собственных средств, за счет прибыли, которая, кстати говоря, тоже нормируется, то есть ограничивается действующими нормами.

Как оцениваете политику импортозамещения в контексте поддержки жизненного цикла изделий?

Михаил Панин: В случае таких сложных изделий как самолеты, военные суда, замена зарубежных систем САПР в настоящее время попросту невозможна – просто в силу отсутствия отечественных аналогов. Если же мы говорим о системах управления данными, о технологических системах, то развитие российского ПО опережающими темпами на этих участках не просто возможно, оно необходимо, поскольку организация нашего производства такова, что многие западные системы элементарно не подходят. Для их внедрения пришлось бы поменять всю структуру производства.

Каковы планы компании по развитию PLM-направления?

Леонид Алтухов: Основной план – интегрировать с точки зрения консалтинга все наши квалификации и продукты, включая бизнес-аналитику, создав ряд проектных решений, которые мы могли бы правильно позиционировать и предложить заказчикам, скомпоновав их по отраслевому признаку – судостроение, авиационная промышленность, тяжелое машиностроение. Мы обеспечим заказчиков готовыми решениями по автоматизации линеек их бизнес-процессов или даже конкретных бизнес-процессов, которые обеспечат непрерывность функционирования и сокращения эксплуатационных расходов. Все ради синергетического эффекта от комплекса систем, выстроенных вокруг PLM с учетом отраслевой и нормативной специфики.

146