2010/02/11 18:11:23

Основные тенденции и прогнозы развития российского рынка ERP-систем для торговли

Российский рынок ERP-систем для торговли, следуя основным мировым тенденциям, тем не менее, развивается, во многом, по собственному пути. Как и на любом внутреннем рынке, здесь присутствуют как местные, так и зарубежные поставщики программного обеспечения, а также компании, занимающиеся его внедрением. Конкуренция между отечественными и зарубежными поставщиками ERP-систем, бизнес-интеграторами является одним из факторов, отличающих ситуацию на российском рынке от ситуации на мировом.

«Наши» и «не наши» ERP-системы

Более сильное, чем в Западной Европе и Северной Америке, разделение между внешними и внутренними для рынка игроками определяется в России целым рядом факторов. К ним следует отнести «языковой барьер» между англоязычными иностранными решениями, русскоязычными пользователями и российскими нормами делопроизводства; серьезное различие между национальными и международными стандартами бухгалтерского учета; а также относительной изолированностью отечественного рынка (из-за ценовой недоступности зарубежных решений и «рискованности» российского рынка), которая сохранялась практически все 90-е годы XX века и обеспечила развитие большого числа оригинальных решений для автоматизации торговой деятельности.

Таким образом, сегодня одной из основных особенностей российского рынка «торговых» ERP-систем является противостояние между российскими и зарубежными разработчиками. Как и в других сегментах рынка комплексной автоматизации, зарубежные решения, как правило, являются более проработанными и функционально полными, а также содержат прогрессивный управленческий опыт (Best practices), в то время как российские системы обычно более гибки, доступны по цене и лучше «подстраиваются» под конкретные требования заказчика.

Составные системы

Другой особенностью российского рынка решений для торговли является достаточно широкая распространенность предложений на базе интеграции гетерогенных систем. На рынке, существуют специализированные разработки для автоматизации АЗС, розничной, мобильной торговли, работы с накопительными картами, табельного учета, предотвращения краж в торговых залах и др. Эти информационные системы существуют совершенно самостоятельно; как правило, они построены не на основе платформ известных ERP-систем, а с использованием системного ПО общего назначения. С другой стороны, нет отечественных решений (и локализованных западных, практически, тоже) уровня ERP, которые бы обладали той функциональностью, что указанные выше специализированные решения. В результате, для обеспечения комплексного охвата бизнеса заказчика реализуются проекты совместного внедрения и интеграции решений разных разработчиков. С учетом того, что российские решения в своем большинстве внедряются самими же компаниями-разработчиками, в результате подобных проектов создаются композитные отраслевые решения, которые затем могут отдельно предлагаться заказчикам. В качестве примеров можно привести решения на базе систем «БЭСТ» и «ОПТИМУМ», JD Edwards и GESTORI, «ФОЛИО Купец» и «ОПТИМУМ», «ПАРУС» и АСУ ТП «БУК TS-G», «Галактика» и «Берлио АЗС» и др.

Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

Однако, по мнению TAdviser, такие гибридные системы с течением времени должны быть вытеснены монолитными решениями или решениями на базе единого промежуточного ПО. Механизмы такого вытеснения могут быть разными. Например, поглощение ERP-вендорами поставщиков решений best-in-breed (не практикуется в России), доработка специализированных решений до уровня ERP-систем (примеры есть, но, по большей части, на уровне заявлений разработчиков), реализация специализированных функций на базе ERP-систем (наиболее вероятный вариант, активно реализуется на базе решений 1С и Microsoft Business Solutions). В то же время, не исключено, что какие-то из заключенных альянсов могут стать устойчивыми и долговременными. Подобные примеры существуют, например, на мировом рынке HRM-систем, но широкого распространения такая практика не получила.

«Центр» и регионы

В целом, на сегодняшний день российский рынок ERP-систем для предприятий торговли сильно фрагментирован и на нем представлено довольно много игроков самого разного масштаба. Кроме того, этот рынок достаточно четко разделен на два больших сектора: «столичный» рынок и рынок региональный. В первый сектор попадают Москва, Санкт-Петербург и ряд крупных городов Центрального и Северо-Западного федеральных округов, второй сектор занимает весь остальной российский рынок.

Что касается «столичного» рынка, то можно говорить, что на нем уже произошло укрупнение бизнеса и выделение ведущих игроков, большую часть которых составляют зарубежные поставщики. Это связано с тем, что крупные торговые организации сегодня сформировали спрос на мощные полнофункциональные системы, причем спрос платежеспособный. При этом заложенные в зарубежных решениях «лучшие практики» оказываются весьма полезными для отечественных компаний, которые по мере роста начинают испытывать в них потребность. Кроме того, пришедшие в Россию зарубежные торговые компании начинают развертывание бизнеса именно с «двух столиц», как с региона с самым высоким средним уровнем дохода. Эти компании также работают с зарубежными поставщиками, так как иностранные ERP-системы являются для них корпоративным стандартом.

На региональном рынке сегодня ситуация иная. Он только начинает развиваться, уровень доходов торговых компаний еще не позволяет работать с дорогими зарубежными ERP-системами, необходимость в использовании прогрессивного управленческого опыта для заказчиков еще не очевидна и не актуальна. Кроме того, не секрет, что в регионах более лояльно относятся к отечественным продуктам, а многие российские разработчики ведут бизнес только в «своем» регионе, имея там сильные позиции, большое число лояльных клиентов. Таким образом, здесь сейчас преобладают отечественные решения и поставщики.

Два выхода

Эта ситуация может привести к двум разным исходам. В первом случае, сложившееся сегодня положение отечественные разработчики используют для развития своих решений класса ERP для торговли, консолидации усилий и, возможно, бизнеса, и дальнейшего вывода их на уровень, достаточный для конкуренции с зарубежными решениями для малого и среднего бизнеса. Альтернативой этому сценарию может стать повторение развития событий на «столичном» рынке, где с развитием и укрупнением торгового бизнеса большинство отечественных разработчиков ERP-систем (за исключением «1С») было практически вытеснено с рынка, так как компании оказались неспособны инвестировать в развитие своих продуктов достаточные средства.

В настоящий момент достаточно тяжело сказать, какой из озвученных вариантов развития событий является более вероятным. Многое будет зависеть от роста бизнеса и, соответственно, доходов компаний-заказчиков на региональном рынке. Если он будет достаточно резким, чтобы превысить возможности отечественных разработчиков по развитию предлагаемых ими решений, в действие вступит второй из описанных вариантов и российские разработки останутся только на уровне специализированных решений, близких к «железу», но не будут представлены на рынке бизнес-приложений. Если же региональный бизнес будет расти плавно и останется лоялен к отечественным поставщикам, а они, в свою очередь, обеспечат удовлетворение потребностей заказчиков на должном уровне, а также пересмотрят свою рыночную стратегию в сторону большей агрессивности, возможен и первый вариант развития рыночной ситуации.