2006/11/16 19:01:00

Перспективы MBS в России: эксперты спорят

Каковы сегодняшние успехи и дальнейшие перспективы Microsoft Business Solutions в России? Корпорация не раскрывает подробностей. Партнеры полны оптимизма. Другие участники рынка бизнес-приложений полагают, что лавиннобразного роста продаж продуктов Dynamics ожидать не стоит, но они свою нишу займут. А анализ конкурентной ситуации показывает, что даже при поддержке всей корпорации расслабляться подразделению MBS не следует.

«Громкие мероприятия»

Седьмого ноября в Москве прошел ежегодный «Деловой форум Microsoft» (Microsoft Business Forum), посвященный вопросам использования решений корпорации компаниями, работающими в разных сегментах и отраслях экономики. Мероприятие было «усилено» личным присутствием Билла Гейтса, выступившего перед участниками, что было широко отражено в прессе. Однако о перспективах развития бизнес-приложений корпорации, как в плане технологий, так и в плане продвижения, было сказано весьма немного, несмотря на название форума.

В то же время, днем раньше в Мюнхене началась конференция Convergence 2006 EMEA, посвященная исключительно деятельности Microsoft Business Solutions и линейке продуктов Microsoft Dynamics. Там, в частности, была продемонстрирована (не в первый раз) пятая версия ERP-системы Microsoft Dynamics NAV, объявлено о планах продвижения размещаемых решений и связанных с этим изменениях в лицензионной политике корпорации (расширении опций в рамках «Лицензионного соглашения для поставщиков услуг» – Service Provider Licensing Agreement для всей продуктовой линейки Dynamics), интеграции бизнес-приложений с сервисами Microsoft Live и др. Таким образом, представителям Microsoft было что сказать и российским коллегам и клиентам.

«Зловещая тишина»

Подобное замалчивание информации не вполне согласуется с активным подходом корпорации к продвижению своих продуктов. Даже близкий выход на российский рынок Microsoft Dynamics AX 4.0 (он запланирован на декабрь этого года) особо не афишируется. Размышления о подобных действиях (точнее, бездействии)  могут привести к двум диаметрально противоположным выводам: либо у MBS в России что-то не ладится и концентрация внимания на деятельности подразделения нежелательна, либо все идет настолько хорошо, что нет необходимости в дополнительных мерах продвижения продуктов Dynamics.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.5 т

В Microsoft на вопрос TAdviser об объемах продаж продуктов Dynamics в 2006 финансовом году по России и СНГ отвечать отказались. Официально объявлено, что торговля "деловым ПО" обеспечила 36% оборота российского отделения, но в эту категорию включены и все офисные продукты корпорации. Отмечены также проекты внедрения Dynamics AX в «ЯкутУголь» и Dynamics NAV в «БЕСТ-Недвижимость». При этом не следует также забывать, что бизнес MBS вообще стал приносить прибыль только в 2006 году, до этого же он был убыточен.

Попробуем самостоятельно проанализировать существующее положение и перспективы развития бизнеса Microsoft на российском рынке бизнес-приложений (скорее всего, выводы будут применимы и к странам СНГ).

Предыстория появления продуктов Dynamics в России

Продвигаемые MBS в России ERP-системы не являются для отечественного рынка экзотикой, но, в то же время, и «старожилами» их тоже не назовешь. Система Navision Attain (позже превратившаяся в Microsoft Navision Attain, затем в Microsoft Business Solutions Navision и, наконец, – в Microsoft Dynamics NAV) вышла в России в 1999 году, Damgaard Axapta (ставшая потом Microsoft Business Solutions Axapta и сейчас – Microsoft Dynamics AX) появилась здесь в 2000 году. Активно распространяемая на отечественном рынке система Microsoft Dynamics CRM попала на российский рынок в 2004. Продукты Microsoft Dynamics GP и Microsoft Dynamics SL не представлены у нас до сих пор, очевидно, из-за того, что конкурировать по цене с отечественными системами аналогичной функциональности они не смогут.

У Microsoft Business Solutions в России довольно обширная партнерская сеть (по данным Microsoft – «более 100 компаний», хотя в 2004 году называлась цифра 120), которая обеспечивает не только распространение продуктов и их внедрение, но и создание вертикальных и горизонтальных решений на их базе.

В «кольце друзей»

Если рассмотреть конкурентную ситуацию, в которой сегодня распространяются продукты линейки Dynamics в России, можно отметить, что она является довольно напряженной. В сегменте крупного бизнеса весьма прочны позиции у SAP и Oracle, неплохое положение занимает Infor, теперь владеющая весьма мощной системой SSA ERP LN (ранее – BAAN), и IFS. Присутствуют здесь, также, Epicor-Scala и отечественные «Корпорация Парус» и «Корпорация Галактика». Занять там существенную долю рынка продуктам Dynamics едва ли удастся.

Захватить сегмент малого бизнеса не позволяют, во-первых, достаточно высокие цены на продукты MBS, а, во-вторых, нынешнее безоговорочное «господство» отечественных решений и, в первую очередь, «Фирмы «1С».

Что же касается сегмента среднего бизнеса, то здесь сейчас активно наращивает свое присутствие SAP, продвигая решения All-in-One и Business One. Участвует здесь и корпорация Oracle, как напрямую, продвигая систему JD Edwards OneWorld, так и косвенно, через «самописные» и тиражируемые ERP-системы, разработанные на базе ее «технологического стека». Из других зарубежных вендоров в сегменте среднего и крупного бизнеса присутствуют Epicor-Scala, QAD и Infor (особенно в области автоматизации промышленных предприятий). Кроме этого, здесь сильны позиции отечественных разработчиков – активно внедряются решения компаний «1С» (на платформе «1С:Предприятие 8.0»), «Парус», «Галактика», «Компас», «Информконтакт» и ряда других.

Что говорит статистика

Это подтверждается и известными данными о состоянии российского рынка бизнес-приложений. В частности, доля «1С» в 2005 году превысила долю MBS и продолжает расти, существенные (но меньшие) доли рынка занимают также «Галактика», Epicor-Scala и «Парус».

Что касается динамики проектов внедрения, то, согласно данным каталога интеграторов Центра TAdviser, у крупнейшего партнера MBS, Columbus IT, 110 выполненных проектов, у старейшего партнера по Navision, компании Импакт-Софт, 121 проект (по утверждению самой компании их более 200). В то же время, у крупнейшего партнера «1С», компании «1С-Рарус» их 140, а у «1С:Бухучет и Торговля» – 174 (учтены лишь проекты на базе «1С:Предприятие 8.0»). Даже с учетом того, что проекты внедрения ERP-платформы «1С», как правило, менее масштабны, чем проекты на базе Dynamics, столь значительная разница в их количестве довольно показательна. Кроме этого, известно о 173 проектах внедрения ERP-системы компании «Компас» и 99 проектах «Паруса».

При этом большинство конкурентов MBS используют в своих решениях более мощную и проверенную временем СУБД от Oracle, а также предлагают многоплатформенные продукты, работающие (как минимум, на уровне сервера) сразу под несколькими операционными системами, что важно для крупных заказчиков с неоднородной информационной инфраструктурой.

TAdviser обратился к ведущим игрокам российского рынка бизнес-приложений с просьбой прокомментировать текущее положение дел MBS и возможные перспективы развития бизнеса по распространению решений Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV.

Мнение партнеров MBS

По мнению Андрея Лыскова, директора по развитию компании Columbus IT Russia (досье), Microsoft является сегодня наиболее стабильным и прогнозируемым вендором ERP/CRM-решений. Корпорация разработала долгосрочную стратегию развития линейки Dynamics и наметила конкретные шаги по реализации этой стратегии в рамках плана развития вплоть до 2019 года. Согласно указанной стратегии, осуществляются значительные инвестиции в поддержку и развитие бизнес-приложений Microsoft Dynamics.

В качестве конкурентов MBS среди российских вендоров Андрей Лысков готов признать лишь компанию «1С», а об остальных российских ERP-системах, по его словам, в большинстве регионов уже давно практически ничего не слышно. Именно решения «1С», отмечает он, являются наиболее частой причиной, чтобы отложить на некоторое время внедрение одного из продуктов Microsoft Dynamics. Этому способствуют ценовая политика, узнаваемость брэнда и обновленная маркетинговая стратегия «1С». Однако, как считают в Columbus IT Russia, проекты на базе «1С:Предприятие 8.0» являются, как правило, временной мерой и через полгода или год клиенты все же возвращаются к рассмотрению систем MBS. По сути, считает Андрей Лысков, для компаний такие двойные вложения в автоматизацию становятся своеобразным «штрафом» за недостаток квалификации сотрудников при выборе системы, оценке ROI, и нежелание оценить уровень инвестиций вендоров в развитие продуктов.

Это мнение разделяет и коммерческий директор компании «Импакт-Софт» (досье) Анатолий Степанский, считающий позиции MBS ведущими на российском рынке ERP-систем для среднего и малого бизнеса, и весьма перспективными на рынке решений для крупных предприятий. По его словам, «1С:Предприятие 8.0» является весьма привлекательным продуктом за счет своей стоимости и «неплохой поддержки российской бухгалтерии», но разработка решения, в основном, ведется по мотивам решений MBS и, как следствие, он существенно отстает по функциональной полноте[#ftn01 1].

Юрий Колеров, директор по продажам бизнес-приложений Microsoft компании TopS BI (досье), считает, что сейчас для Microsoft наступил удачный момент для того, чтобы с выходом новых продуктов сделать очередной рывок вперёд. По его словам, если два года назад давление со стороны «1С» в тендерах с Microsoft Dynamics AX ощущалось очень сильно, то сейчас конкурировать в основном приходится с системами Oracle и SAP. Безусловно, отмечает он, конкуренция с «1С», как и с другими российскими разработками, есть, но она стала менее заметна.

В своих прогнозах руководители Columbus IT Russia и «Импакт-Софт» оценивают рост доли MBS на российском рынке в ближайшие 2-3 года приблизительно в 20-30%. Он, по их мнению, будет осуществляться, как за счет уменьшения чужих рыночных долей (благодаря правильной ценовой политике Microsoft и инвестициям в развитие продуктов серии Dynamics), так и благодаря росту российского ИТ-рынка в целом.

Юрий Колеров среди «сильных» отраслей Microsoft называет розничную торговлю, дистрибуцию, пищевую промышленность, машиностроение, телекоммуникации. По мнению Андрея Лыскова, в ближайшие годы серьезно «возмужает» сектор EPG (Enterprise & Partner Group).

«Votum separatum»

В то же время, представители других вендоров не вполне разделяют высказанную выше точку зрения.

Так, по мнению Игоря Якобсона, главного эксперта компании «Компас» (досье), российские системы по функционалу вполне могут конкурировать с разработками Microsoft, и проводимые тендеры демонстрируют пристальное внимание клиентов к отечественным решениям. Он отмечает серьезное маркетинговое преимущество MBS перед отечественными поставщиками, но считает, что в регионах позиции «Галактики», «Компаса» и «Паруса», возможно, даже сильнее, чем у MBS. Игорь Якобсон не отрицает того, что MBS завоюет определенную долю рынка и будет ее удерживать, но выражает сомнение в том, что российские решения будут вытеснены решениями Dynamics.

Схожей позиции придерживается и Сергей Новиков, начальник отдела маркетинга IFS Russia & CIS. Он признает силу позиций Microsoft на рынке, однако не видит оснований для столь оптимистичных прогнозов партнеров этой компании о росте доли рынка MBS в ближайшие годы на 20-30%. Наоборот, он отмечает отрицательную динамику последних лет: "По оценке IDC, доля рынка MBS в России в 2003 году составляла 12,4%, в 2004 году - 10,9%, а по итогам 2005 года - уже 9,4%. Скорее всего, эта тенденция приближения к общемировым показателям  сохранится"[#ftn02 2].

Такой динамике, по мнению Сергея Новикова, есть несколько объективных причин. Прежде всего, это организационные преобразования в российском Microsoft, напрямую коснувшиеся маркетинга ERP-систем и поддержки партнеров, а также выход системы «1С:Управление производственным предприятием 8.0», успешно конкурирующей с Dynamics NAV. Да, выход новой версии Axapta спровоцирует ряд переходов на нее, но клиентам она будет поставляться бесплатно в рамках технической поддержки, и на объеме продаж лицензий – показателя, контролируемого при подсчете доли рынка – это не скажется.

Резюме

В целом, можно сделать следующий вывод. ERP-решения Microsoft Dynamics в России будут иметь неплохие позиции в сегменте средних предприятий («вверх» и «вниз» их не пустят конкуренты) в таких отраслях как розничная торговля и дистрибуция (хотя здесь «набирают обороты» специализированные решения от других производителей, в частности, Oracle Retail), ресторанный бизнес, пищевая промышленность и дискретное производство (хотя здесь весьма сильна конкуренция со стороны  компаний QAD, Infor, «Галактика» и «Компас», обладающих большим опытом автоматизации производственных предприятий разных типов). Вместе с этим, растущий российский рынок вполне может обеспечить MBS хороший рост абсолютных показателей продаж.

Середа, С.А., к.э.н. // TAdviser


<a name="ftn01"></a>1  Однако следует напомнить читателям, что «Фирма «1С» присутствует на российском рынке с 1991 года, а ее решение «1С:Бухгалтерия» является стандартом de facto в области автоматизации бухучета и относится к лучшим в своем классе. Так же, платформа «1С:Предприятие 8.0», являющаяся развитием седьмой версии, разработанной еще в 1996 году, начала разрабатываться примерно тогда же, когда было образовано подразделение Microsoft Business Solutions и приобретены компании Navision, Great Plans и Solomon. Бизнес-модель на основе работы с партнерами-франчайзи была внедрена «1С» еще в 1990-х годах. Поэтому мнение о том, что система развивается «по мотивам MBS», достаточно спорно.

<a name="ftn02"></a>2 Напомним, что по прогнозам AMR Research, по итогам 2006 года Microsoft будет владеть 4% мирового рынка ERP-систем.