2007/09/05 11:49:21

Технологии ERP: «высокая мода» против реальных потребностей

До настоящего времени даже сам термин ERP ассоциируется с какой-то недоступностью, особенностью и «эксклюзивностью». Разработчики, интеграторы и пользователи ERP-систем, кажется, входят в некий элитарный клуб со своими правилами и традициями. Вместе с тем, время «гламурности» ERP-систем и «избранности» их обладателей, вообще говоря, прошло. Сейчас основными потребителями систем управления бизнесом являются предприятия СМБ: за рубежом насыщение сегмента крупного бизнеса произошло уже довольно давно, в России процесс близится к завершению. В этих условиях потребности и возможности заказчиков далеко не всегда совпадают с тем, что им предлагают поставщики решений.

ERP «haute couture»

Шампанское, «тусовки», интервью, восхваляющие статьи в прессе и общее впечатление бума. Как вы думаете, о чем идет речь? О неделе высокой моды? Нет. Об очередном мероприятии в области ERP-решений.

Приглядевшись внимательно, диву даешься, насколько рынок ERP-систем похож на рынок «высокой моды»: везде сплошной «эксклюзив» и «новинки сезона». Думаю, что многие попадали в ситуацию, когда заходишь в «бутик» и понимаешь, что ничего в нем не купишь, но так просто не уйти, поэтому слушаешь продавца до конца. Именно в такой ситуации находится большинство посетителей всевозможных семинаров, а также участников различных конференций и съездов, посвященных тем или иным аспектам внедрения и использования систем уровня ERP.

Как и в случае с модными вещами, сами ERP-решения и услуги по их внедрению обладают не только «уникальными» качествами, но и «эксклюзивной» ценой. Поэтому подход к каждому клиенту индивидуален, во главу угла во многих случаях ставится не число проектов, а их стоимость, активно используется ценовая дискриминация. Как говорится, «у богатых свои причуды».

Но одно дело – крупный бизнес, для которого инвестировать несколько сотен тысяч долларов и более не составляет никаких проблем. А что прикажете делать остальным предприятиям? Они ведь нуждаются в таких решениях не меньше, им тоже нужны эффективные инструменты для управления бизнесом.

Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

ERP – не роскошь?

У одежды «от кутюр» всегда есть альтернатива, – зачастую не хуже и намного более практичная, – поэтому каждый имеет возможность выбирать по своим возможностям. Что же мы видим в области ERP-приложений?

До сих пор самой распространенной альтернативой являлась автоматизация бизнеса при помощи подручных средств, таких как офисные приложения (в частности, Excel) и «бумажный» документооборот. По сей день используются и «самописные» информационные системы, обеспечивающие решение определенной части бизнес-задач. Некоторые фирмы отталкиваются от автоматизации бухгалтерского учета и пытаются управлять бизнесом «по бухгалтерским провoдкам».

А ERP-вендоры упорно не хотели замечать СМБ, – ту часть рынка, которая нуждается в простых и доступных решениях, – наивно полагая, что свой бизнес можно строить только на автоматизации крупного бизнеса. Однако насыщение сегмента «тяжелых» решений на практике показало ошибочность этой позиции и даже самые крупные поставщики решений теперь называют СМБ «стратегическим» потребителем и пытаются предложить что-то, что могло бы заинтересовать предприятия в этом сегменте.

«Бизнес-ланч» для заказчиков

ERP-системы для СМБ должны обладать ценовой доступностью при достаточно развитых функциональных возможностях, за исключением тех, которые требуются исключительно крупному бизнесу (например, управление холдинговыми структурами, консолидация финансовых данных и т.п.). Задача предоставить подобные решения может, принципиально, решаться четырьмя путями: обеспечением низкой себестоимости разработки систем, «усечением» их функциональности, сокращением затрат на внедрение либо использованием модели Software-as-a-Service.

Первый путь традиционен для отечественных разработчиков, а также зарубежных, которые изначально были ориентированы на сегмент среднего и малого бизнеса. Их решения, как правило, довольно доступны по цене, но обладают некоторыми недостатками. Для систем отечественной разработки они заключаются, по мнению многих участников рынка, в недостаточной широте функционала. Зарубежные решения для СМБ очень часто не обладают «интернационализацией» и работают только на английском языке, а также только в рамках локального законодательства страны компании-разработчика.

Три остальных перечисленных пути используют крупные вендоры, чьи решения обладают полным набором функциональных возможностей и не зависят от локального законодательства и государственного языка.

В результате сегодня на рынке предлагается, по сути, два альтернативных пути работы с решениями класса ERP: использование ERP-сервисов и использование «коробочных» ERP-решений. Оба варианта ориентированы на снижение стоимости владения для заказчиков, но реализуют это совершенно по-разному, обладая своими преимуществами и недостатками.

«ERP dot com»

Что касается аренды бизнес-приложений, то направление, несомненно, перспективное.

К плюсам этого направления можно отнести полный аутсорсинг решения, т.е. отсутствие «головной боли» у заказчика.

Главная мысль аутсорсинга – сокращение затрат, но в нашей стране, почему-то, это не всегда так, именно поэтому многие компании предпочитают иметь «свое». И касается это всего, от уборки помещений, до IT-услуг. Хотя, конечно, в некоторых ситуациях аутсорсинг может быть интересен. Нет, например, смысла держать в штате IT-администратора, если в офисе не более десятка компьютеров.

Работа в режиме аренды приложения предполагает, во-первых, наличие высококачественной связи, а, во-вторых, высокий кредит доверия к своему провайдеру, а у нас в стране и с тем и с другим пока проблемы.

Да и никто не отменял вопросов, связанных с внедрением арендуемых приложений, что, опять же, может привести к резкому удорожанию проекта.

В любом случае, провести полноценный сравнительный экономический анализ арендуемых решений и «коробочных» пока не представляется возможным, в первую очередь из-за зачаточного состояния рынка аренды приложений.

Решения «из коробки»

«Коробочные» решения начали появляться на рынке относительно недавно. Изначально, основными функциями, которые реализовывались в таких системах, являлись: бухгалтерский учет и фискальная отчетность, а остальная функциональность реализовывалась так, что проще было использовать «Excel». Однако с развитием «коробочных» ERP-систем их функциональное наполнение и технические возможности усиливались и сегодня среди них уже есть экземпляры, которые по своим возможностям поспорят с внедряемыми решениями. Сегодня некоторые экземпляры «коробочных» решений уже позволяют не только вести полноценный, сквозной учет бизнеса, но и управлять бизнесом и принимать решения, что до сих пор было прерогативой только «тяжелых» решений.

И что не менее важно, на базе таких решений можно организовывать единые информационные системы масштаба всей компании, что до сих пор было основной головной болью бизнеса, поскольку на разных участках бизнес-процессов использовались совершенно разные продукты, обслуживание и использование которых влекло дополнительные затраты за счет двойного ввода данных, отсутствия причинно – следственных связей, большего числа ошибок пользователей и др. И при всем этом стоимость владения «коробочных» решений остается доступной даже для малого бизнеса.

Многие считают производство «коробочных» решений бесперспективным, поскольку пользователи такого решения нуждаются в обучении, а сама система, как правило, – в изменениях конфигурации. Это должно приводить к значительному увеличению первоначальной стоимости и делать приобретение программного продукта невыгодным.

Эту проблему отдельные производители «коробочных» систем научились решать при помощи видео-инструкций и других методов e-Learning. По существующим оценкам, это позволяет снижать затраты заказчика на обучение и изменение конфигурации системы до 80%, благодаря лучшей доступности и восприимчивости по сравнению с традиционными (текстовыми) инструкциями и встроенной системой помощи.

Кроме этого, для отечественных средних и малых предприятий использование программных продуктов для управления хозяйственной деятельностью по аналогии с офисными программами понятно и привычно, а времени и средств на серьезную перестройку бизнеса и/или программного решения, а также на адаптацию к последствиям этой перестройки, у них нет.

Простота, доступность и гибкость

Для большинства предприятий СМБ выход только один – «коробочные» ERP системы, имеющие определенную гибкость, что позволяет заказчику самостоятельно  менять  конфигурацию,  без  привлечения  дорогостоящих разработчиков. Какой смысл предлагать предприятию из 20 сотрудников тяжелое, внедряемое решение, если эта компания занимается торговлей или простым производством? Бизнес-процессы такой компании просты и понятны, и автоматизируются они в течение двух-трех недель.

Уверен, что появление конкурирующих технологий идет только на пользу предприятиям, руководство которых желает внедрять в компании системы управления. Тенденции последнего времени сделали бизнес-приложения более доступными, что не может не радовать, да и качество решений растет, опять же, в силу конкуренции.

Рынок «коробочных» решений растет, растет и качество самих решений, в результате на рынке появились доступные, гибкие решения, позволяющие при грамотном внедрении значительно увеличить качество управления бизнесом, сделать бизнес-процессы предприятия действительно прозрачными, ускорить процесс их прохождения, что не может не сказаться на качестве обслуживания заказчиков.

Главное достижение рынка состоит в том, что системы управления предприятием перестали быть доступными только избранным, что может дать новый толчок для дальнейшего развития технологий управления бизнесом.

Александр Попов, AVA Systems