2016/09/12 12:26:56

Новые приоритеты: 10 самых дорогих ИТ-систем госсектора РФ, начатых в 2015-2016 гг

TAdviser исследовал ИТ-расходы федеральных ведомств и составил список наиболее дорогостоящих государственных информационных систем, создание которых началось в 2015 – 2016 годах.

Государственные ведомства расходуют немалые деньги на создание информационных систем. За последние два года дан старт разработке новых крупных ИТ-решений для транспортной отрасли, социальной и налоговой сферы, крупных спортивных мероприятий. Кроме того, создаются отраслевые системы, призванные улучшить жизнь определенных слоев граждан.

По оценкам TAdviser на создание 10 самых дорогих новых ИТ-систем в 2015-2016 годах государство потратит около 3,6 млрд рублей. Эта сумма примерно в 16 раз меньше той, которую министерства и ведомства потратят на содержание и обновление уже работающих 10 крупнейших ИТ-систем за этот же период.

Расходы на создание новых государственных ИТ-решений аналитики TAdviser подсчитывали на основе планов информатизации и закупок. Суммировались запланированные или уже израсходованные средства ведомств, начиная с 2015 года, которые относились непосредственно к той или иной системе.



1. Автоматизированная система управления транспортным комплексом

Среди всех новых государственных ИТ-систем больше всего денег в 2015 – 2016 годах запланировано вложить в создание Автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК). За два года Министерство транспорта планирует израсходовать на систему чуть менее 1,5 млрд рублей. При этом почти 2/3 этой суммы будет потрачено в 2016 году.

Концепция АСУ ТК готовилась давно, но была кардинально пересмотрена в 2014 году, при этом создание системы по факту началось только в 2015.

АСУ ТК предназначена для автоматизации и информационно-аналитического обеспечения процессов управления транспортной сферой страны. Система должна повысить эффективность транспортной стратегии государства на период до 2030 года.Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250.1 т

Планируется, что АСУ ТК обеспечит соответствующие органы управления информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, прогнозе спроса на транспортные услуги. С помощью создаваемого решения ответственные лица также смогут оценить эффективность планируемых в отрасли мероприятий.

Помимо этого, система призвана повысить доступность и качество транспортных услуг для населения за счет применения эффективных систем мониторинга рынка пассажирских перевозок, анализа и прогнозирования спроса на них, планирования маршрутных сетей транспорта общего пользования и интеллектуального управления.

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, АСУ ТК создается для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны. Она будет интегрирована со всеми важнейшими информационными ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики. Такой уровень взаимодействия органов управления дорожным движением, общественным транспортом, служб экстренного вызова и дорожных служб позволяет значительно повысить эффективность управления всеми субъектами транспортного комплекса в городских условиях, быстрее реагировать на чрезвычайные ситуации, отслеживать текущие показатели работы.

«
«Это уже не только создание и развитие отдельных сервисов, но технологии, которые интегрируют их в единое информационное пространство – в область Интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Важнейшей ее функцией является информирование о расписаниях общественного транспорта, дорожной ситуации, метеоданных и прочих показателях, необходимых для пассажиров и водителей. Так, к примеру, актуальная информация о дорожных работах и объектах придорожного сервиса позволит более эффективно планировать маршрут поездки, рассчитать логистику пассажирских и грузовых перевозок, сэкономить как финансовые ресурсы, так и время», - говорит министр.
»

Кроме того, интеграция деятельности информационных служб аэропортов, автомобильных, железнодорожных и морских вокзалов позволит учитывать распределение пассажирских и грузовых потоков, точно определять места расположения и характеристики транспортных хабов, пассажирских и грузовых терминалов.



2. АИС «Маркировка»

Вторую позицию по сумме затрат на создание занимает информационная система маркировки товаров (АИС «Маркировка»), оператором которой является ФНС России. Новая система, на создание которой за 2 года будет потрачено более 600 млн рублей, призвана уменьшить долю нелегально ввезенных или произведенных товаров, а также увеличить поступления в бюджет, за счет уплаты таможенных пошлин и НДС.

Создаваемое решение базируется на технологии RFID. В марку, оснащенную радиочастотной меткой, заносятся сведения о товаре, после чего с помощью «облачных» технологий информация передается налоговикам в систему «Маркировка».

У каждой радиочастотной метки есть свой уникальный номер, что должно исключить возможность подделки. Кроме того, у бизнеса не будет доступа к хранилищу данных, поэтому подменить информацию не получится.

В свою очередь, покупатели смогут проверить легальность товаров с помощью своих смартфонов, используя специальные приложения.



3. ИТ-система Чемпионата мира по футболу 2018

Если на всю Единую информационно-телекоммуникационная инфраструктуру Чемпионата мира по футболу 2018 года Минкомсвязи планировало потратить в 2015-2016 годах более 3,5 млрд рублей, то по части софта затраты за этот же период должны составить около 520 млн рублей.

Эта сумма включает разработку системного проекта создания и функционирования средств связи и информационных технологий в рамках мероприятий по подготовке и проведению чемпионата. На эти цели в 2015 году министерством было выделено почти 240 млн рублей.

Еще около 280 млн (суммарно за 2015 и 2016 годы) составят затраты на создание Информационной системы Чемпионата мира по футболу.

Гораздо более значительные средства государство потратит непосредственно на оснащение объектов проведения чемпионата, в частности, стадионов.



4. ИТ-система Всемирной зимней универсиады 2019

Затраты Минкомсвязи на создание единой информационной системы (ЕИС) для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске составят порядка 250 млн рублей суммарно за 2015 – 2016 годы.

Система должна будет автоматизировать основные процессы управления подготовкой и проведением спортивного мероприятия. В частности, должны быть внедрены такие модули, как «Управление аккредитацией», «Управление размещением», «Организация питания», «Бронирование и продажа билетов», «Управление графиком мероприятий», мобильное приложение «Путеводитель по Универсиаде» и другие.

Создаваемая система будет являться первым этапом работ по формированию единой ИКТ-инфраструктуры, обеспечивающей доступность и удобство информационных и телекоммуникационных услуг для спортсменов, служб обеспечения, а также гостей Универсиады-2019.

Разработка ИТ-системы должна соответствовать концепции импортозамещения. Так, на серверном уровне операционная система ЕИС должна быть свободным программным обеспечением с нулевой стоимостью приобретения и возможностью использования без покупки платных лицензий. Аналогичное требование выдвинуто и к СУБД, которая будет использоваться в системе.

При разработке программных модулей ЕИС должно максимально использоваться ПО, ранее разработанное для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани. В свою очередь, созданные для Универсиады-2019 компоненты программного обеспечения и инженерно-технических решений должны быть пригодны и к дальнейшему использованию при организации спортивных и других массовых мероприятий общероссийского масштаба.



5. ИТ-система обмена знаниями и технологиями в сфере сельского хозяйства

Почти 210 млн рублей планирует вложить Минсельхоз России в 2016 году в создание информационной системы обмена знаниями и технологиями в сфере сельского хозяйства.

Так называемая соцсеть для фермеров представляет собой информационный ресурс системы сельскохозяйственного консультирования, реализованный в виде интернет-портала. По замыслу чиновников, система должна создать условия качественного оказания информационно-консультационных услуг производителям сельхоз товаров и сельскому населению.

В рамках проекта будут созданы три основные платформы: информационная платформа с базами данных и справочников для консультантов, коммуникационная платформа (социальная сеть) для отраслевого сообщества и консультационная платформа для оказания широкого спектра платных услуг.



6. ИТ-система социального обеспечения

Около 209 млн рублей в 2016 году будет потрачено на разработку Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Оператором, отвечающим за создание, развитие и эксплуатацию системы, является Пенсионный фонд России.

Система должна усовершенствовать учет прав граждан на социальное обеспечение, меры соцподдержки, гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством, а также снабдить соответствующей информацией самих граждан и чиновников.

Как ожидается, ЕГИССО позволит иметь информацию обо всех видах господдержки всего населения страны в одном месте и в разрезе каждого гражданина. Таким образом система позволит более качественно анализировать и планировать расходы.

Одним из главных эффектов внедрения ЕГИССО должно стать исключение дублирующих мер соцзащиты, когда под разными названиями оказываются одни и те же виды поддержки.

В следующих годах затраты на создание системы увеличатся. Согласно планам Пенсионного фонда, в 2017 году в разработку системы планируется вложить 792 млн рублей, в 2018 – 530 млн рублей.

Таким образом, без учета затрат на ИТ-инфраструктуру в течение трех лет на создание системы будет израсходовано около 1,5 млрд рублей.



7. ИТ-система учета отходов

Чуть более 103 млн рублей в 2016 году вложит Росприроднадзор в создание информационной системы учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ).

Помимо информации об отходах федеральная система будет содержать данные о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов. Кроме того, ЕГИС УОИТ автоматизирует процессы сбора, обработки, хранения и анализа такой информации и обеспечит к ней доступ заинтересованных лиц.



8. ГИС-система «Контингент»

Концепция Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся (ГИС «Контингент») была представлена еще в конце 2014 года. В 2015 году на создание системы Минкомсвязью было выделено около 36 млн рублей, еще почти 67 млн рублей будет потрачено в 2016.

В федеральной системе будут собраны различные сведения о детях - с момента рождения и регистрации ребенка в органах ЗАГС, а именно: ФИО, пол, информация о месте и дате рождения, номер записи акта о рождении, серия и номер паспорта (после его получения), адрес регистрации, СНИЛС, сведения о родителях, о месте и периоде обучения, успеваемости и достижениях (включая информацию о победах на олимпиадах и конкурсах), освоенные образовательные программы, документы об образовании и сведения о здоровье.

В ИС «Контингент» будет вестись учет детей, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования. Для этого у каждого ребенка в системе должна будет появиться учетная запись, вокруг которой сформируется его «электронное портфолио».

Кроме этого, в системе будет содержаться информация об образовательных учреждениях и педагогах, статистическая и нормативно-справочная информация.

Как ожидается, создание системы повысит эффективность принятия управленческих решений, связанных с развитием детского образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также других областей, ориентированных на работу с детьми.


9.Единый транспортный сервис в рамках противодействия незаконным финансовым операциям

В разработку ИТ-системы для борьбы с отмыванием денег Минкомсвязи России планирует вложить почти 92 млн рублей. Основная часть этой суммы запланирована на 2016 год.

Новое решение должно интегрировать информационные системы МВД, ФСО, ФНС, Пенсионного фонда и Росфинмониторинга для противодействия незаконным финансовым операциям. Оно должно играть роль "единого диспетчера и маршрутизатора" унифицированных запросов федеральных органов исполнительной власти при межведомственном взаимодействии с целью обеспечения деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов власти и органа финансового мониторинга. В то же время, система должна являться "единой точкой входа" для запросов и предоставления информации.

ИТ-система будет разработана с применением свободного программного обеспечения. В частности, в качестве основной операционной системы планируется использовать Linux CentOS 7 x64, в качестве основного сервера приложений - Apache Tomcat 8, а в качестве основной СУБД - PostgreSQL 9.4. В то же время, планируется, что основной и резервный серверы базы данных будут построены на Oracle Database 11g.



10.Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники

С помощью новой автоматизированной системы контроля применения контрольно-кассовой техники (ККТ), которую ФНС России создает за 58,5 млн рублей, налоговая служба сможет более основательно подходить к проверкам «проблемных» налогоплательщиков. Новая технология обеспечит возможность передачи данных о расчетах с ККТ по онлайн-каналам в адрес налоговых органов.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Как отмечают в ФНС, добросовестным владельцам ККТ новая система позволит снизить ежегодные расходы на контрольно-кассовую технику, получить инструмент для онлайн контроля за оборотом, регистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган, а также применять в составе ККТ мобильные телефоны и планшеты.

Название системы Ведомство Расходы на создание в 2015 году (тыс.руб.) Расходы на создание в 2016 году (тыс.руб.) Итого
1Автоматизированная система управления транспортным комплексом (АСУ ТК)Министерство транспорта505965,5940007,7 1445973,2
2АИС "Маркировка"ФНС496432,0138574,8 635006,9
3Единая ИТ-инфраструктура Чемпионата мира по футболу 2018 года (Программное обеспечение)Минкомсвязи376624,8143281,6 519906,4
4Единая информационная система для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске Минкомсвязи16598,9236149,8 252748,7
5Информационная система обмена знаниями и технологиями в сфере сельского хозяйстваМинсельхоз-209666,7 209666,7
6Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО)Пенсионный фонд-208838,1 208838,1
7Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ)Росприрод надзор-103365,4 103365,4
8Информационная система "Контингент"Минкомсвязи35760,066724,2 102484,2
9Единый транспортный сервис в рамках противодействия незаконным финансовым операциямМинкомсвязи2097,489568,7 91666,1
10Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) ФНС972,457519,0 58491,4
Всего 1434451,0 2193695,9 3628146,9