2010/04/19 18:28:00

EIP: Выбор и внедрение

Выбор и внедрение корпоративного портала (EIP) — задача, которая рано или поздно встает перед компанией, развивающейся быстро и эффектвно, располагая собственные представительства в удаленных регионах, и рассчитывает на качественную техническую и информационную поддержку сотрудников и клиентов.

Содержание

На данном этапе существует несколько методик и сценариев, по которым предприятия или ИТ-руководители делают ставку на тот или иной корпоративный портал, решение. Тем не менее, свой осознанный выбор дается далеко не сразу. Ведь корпоративный портал, зачастую, это лицо ИТ-отдела как такового, его визитная карточка. Это то, что оценят все сотрудники, начиная от том-менеджмента и заканчивая «пешками». Сегодня по данным исследовательских компаний можно насчитать около 60 заметных производителей (в моменты расцвета рынка EIP можно было насчитать и более сотни). К сожалению, большинство из них в будущем либо потеряет свою конкурентоспособность и будет поглащено, либо просто прекратит свою деятельность.

Разделение рынка

На рынке корпоративных порталов долгое не существовало никакой сегментации, разделения. Были попытки предложить деление на хорошие коробочные продукты и продукты, обеспечивающие платформу для интеграции. Но это всего лишь полюса функциональности такого продукта, как портал. Скорее это дифференциация, чем сегментация. Когда компания внедряет у себя портал, то ценность для нее представляет не сам портал, а технологии, которые портал объединяет в единое целое:

  • Поисковые возможности;
  • Классификаторы;
  • Управление контентом и документами;
  • Аналитические возможности (Business Intelligence);
  • Интеграция приложений;
  • Сервер приложений.

Набор этих технологий и создает «экосистему» портала. Аналитики Gartner предлагают сегментировать рынок порталов следующим образом:

  • APS (Application Platform Suits) — в базовом наборе включает в себя сервер приложений (Application Server), интеграционные сервисы и собственно портал (наиболее яркие игроки этого сегмента рынка — BEA и Fujitsu).
  • SES (Smart Enterprise Suit) — в базовом наборе включает поисковый движок, управление контентом (документооборотом), инструменты Business Intelligence и возможности интеграции (игроки — Epicentric, Plumtree, Hummingbird, Computer Associates, Vignette, Broadvision).
  • APS/SES (Комбинированный подход) используют такие гиганты как IBM, SAP, Sun Microsystems, Oracle и Novell (SilverStream).

Выбор

Как правило, есть три стандартных сценария при выборе решения для корпоративного портала:

  • Покупка готовых решений (платформ или систем высокой готовности);
  • Разработка с нуля (заказные разработки);
  • Комбинированный подход (разработка специфических модулей, но на базе уже готовых решений или платформ).

Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но, как правило, при выборе решения происходит оценка всех подходов по следующему набору критериев:

  • стоимость решения (включая лицензии, оборудование и работы);
  • скорость внедрения и поставки готовой системы;
  • уникальность бизнес-процессов компании или наличие специфических требований;
  • корпоративные стандарты и предпочтения по технологиям;
  • наличие квалифицированных специалистов внутри компании и их специализация;
  • новаторский или консервативный стиль работы компании;
  • подход к внедрению системы (система настраивается под бизнес процессы компании, или компании настраивает бизнес процессы под функциональность системы).

В любом случае необходим детальный анализ ситуации у каждого конкретного клиента и индивидуальный подход при выборе решения.

Внедрение

Методология внедрения интранет-порталов, в целом, аналогична внедрению любой информационной системы с большим количеством пользователей. Безусловно, внедрение таких систем требует профессионального подхода со стороны разработчиков, квалифицированного менеджера проекта и проектной команды, промышленного подхода к разработке и внедрению системы (проектирование, разработка, тестирование, обучение, ввод в эксплуатацию). Но самое важное, о чем не следует забывать, — это то, что при внедрении корпоративного интранет-портала на первый план выходят не технические трудности, а административные проблемы, вопросы информационной безопасности, передачи знаний от разработчика к конечным пользователям. Особенности внедрения корпоративного портала во многом зависят от целей и задач, которые ставит перед данной системой заказчик, от его корпоративной культуры и текущего уровня автоматизации в компании. Две конкурирующих на рынке компании могут предъявлять различные требования к системе, и внедрение корпоративного портала в этих компаниях будет проводиться абсолютно разным способом.

Как правило, все компании сталкиваются с одинаковым набором проблем при внедрении корпоративных порталов. К их числу можно отнести следующие:

  • необходимость изменения бизнес-процессов компании вследствие уже проведенной автоматизации, необходимость перераспределения ответственности;
  • отсутствие формализации процессов и их документирования, что не позволяет произвести четкую постановку задачи;
  • привычка работать на «личном контакте»;
  • низкая культура использования компьютеров в компаниях;
  • сопротивление со стороны персонала компаний при внедрении системы;
  • недостаточная твердость руководства при внедрении системы в компании;
  • низкий уровень понимания потенциальных выгод от использования корпоративных информационных систем руководством и сотрудниками компании;
  • сложность с формализацией распределения прав доступа к информации;
  • попытка переноса имеющегося в компании информационного беспорядка в автоматизированный беспорядок посредством портала;
  • отсутствие опыта эксплуатации подобных систем, и как следствие низкий уровень понимания возможных вариантов использования портала.

Нельзя сказать, что все эти проблемы являются неразрешимыми. Просто для более эффективного их решения необходимо привлекать опытных специалистов и консультантов, которые имеют опыт внедрения подобных системы и предложат компании пути и способы решения этих проблем, уже апробированные у других клиентов, с учетом знания специфики российского бизнеса.