2014/04/11 00:57:55

Интервью с директором департамента ИТ сети магазинов «Детский мир» Сергеем Кондаревым

В апреле 2014 г. директор департамента ИТ сети магазинов «Детский мир» Сергей Кондарев рассказал TAdviser о ключевых проектах, реализуемых в компании, а также о том, как устроена ее ИТ-инфраструктура и ИТ-служба.

Сергей Кондарев, директор департамента ИТ сети магазинов «Детский мир»

TAdviser: Сергей, расскажите, пожалуйста, какие основные бизнес-приложения используются в головной компании и филиалах «Детского мира»?

Сергей Кондарев: На текущий момент у нас все еще используются разнородные приложения от разных вендоров: система управления розничной сетью Oracle, решения «1С» для обеспечения финансовых процессов, бухгалтерского учета. С прошлого года в «Детском Мире» ведется масштабный проект по переходу на единую платформу SAP.

Проект осуществляется в рамках глобальной задачи компании по повышению операционной прибыли бизнеса в условиях расширения «Детского Мира» и сокращению издержек, в том числе – за счет снижения стоимости поддержки ИТ-систем. Поддержка существующих сейчас систем обходится дорого. По нашим подсчетам, совокупная стоимость владения новой ИТ-средой будет примерно на 10-15% ниже нынешней.TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства 25.4 т

Мы будем использовать отраслевое решение для автоматизации розничной торговли SAP for Retail. В числе внедряемых модулей – SAP Merchandising для управления основными розничными процессами - ассортимент, ценообразование, закупки, операции магазинов и т.д., SAP Forecasting&Replenishment для прогнозирования и управления товарными запасами и SAP EWM для управления распределительными центрами. Кроме того, планируется внедрить решение POS Data Management для детальной чековой аналитики и аудита продаж, платформу бизнес-аналитики Business Objects и позднее - SAP HCM для управления персоналом и SAP Planning for Retail для товарного планирования. Финансовые процессы мы также переводим в SAP.

В рамках первой очереди этого проекта, которую мы планируем завершить в текущем году, осуществляется перевод на новые решения распределительного центра сети, головного офиса и двух магазинов в Москве. Окончательно проект по переходу на единую платформу SAP мы рассчитываем завершить в 2015 г. До того момента у нас продолжит использоваться часть существующих систем в интеграции с SAP.

TAdviser: Как продвигается этот проект? Что уже сделано к настоящему моменту?

Сергей Кондарев: Система полностью развернута, сейчас идет ее настройка под конкретные задачи «Детского мира». По финансам, к примеру, уже выполнены порядка 60% настроек, порядка 30% настроек - по логистике. Можно сказать, что первый этап проекта выполнен наполовину.

Интегратором по проекту выступает консалтинговое подразделение SAP СНГ. Работы ведутся в соответствии с запланированными сроками. Их ход контролируют, в том числе, и представители центра компетенции SAP for Retail из Германии: к нам приезжал немецкий аудитор, мы еженедельно созваниваемся с немецкой стороной. Это говорит о том, что наш проект находится в высоком приоритете для SAP.

TAdviser: Можно ли привести примеры еще каких-то наиболее важных ИТ-проектов, которые реализовывались «Детском мире» в 2013 г.?

Сергей Кондарев: В прошлом году у нас была развернута новая система управления складом Infor, внедрением которой занимались компании NVision и IRT Group. Можно сказать, она уже принесла прибыль: в частности, позволила «Детскому Миру» успешно отработать в высокие сезоны - в школьный сезон и осенне-зимний сезон. В новой системе были внедрены складские технологии, позволившие более эффективно обрабатывать товарные потоки и использовать складские ресурсы.

До нее мы использовали систему для управления складом Exceed WMS, однако она перестала соответствовать потребностям нашего технологического развития, поэтому было принято решение её заменить. В настоящее время мы находимся на завершающей фазе её отмены.

Кроме того, в прошлом году мы улучшили операционную деятельность рабочего места кассира в магазинах «Детского Мира» за счет его автоматизации, внедрив новые кассовые модули и оптимизировав документооборот. Это позволило уже к настоящему моменту сократить порядка 200 главных кассиров в магазинах и сократить, таким образом, расходы на персонал.

TAdviser: Есть ли у компании собственный ЦОД?

«Детский мир» использует два ЦОДа, оба они расположены в Москве. Один из них - основной - является нашим собственным, а в качестве второго ЦОДа используются мощности хостинг-провайдера. Данное решение основано на предоставлении нам дискового пространства и технической поддержки обработки данных на базе одного из московских дата-центров.

При данном решении мы не зависим от таких факторов, как возможная нехватка людских ресурсов. Также имеем преимущества в возможности быстро наращивать вычислительные ресурсы, в том числе временные - под временные проекты и периодические нагрузки. К другим преимуществам можно отнести отсутствие капитальных затрат на строительство и, самое главное, мы можем быстро получать готовую инфраструктуру под необходимые задачи.

По нашим планам, к концу 2014 г. основным ЦОДом на время должен стать тот, который мы сейчас арендуем, а наш собственный дата-центр - резервным, что-то вроде рокировки. Такая «рокировка» связана с проектом перехода на единую платформу SAP, о которой я говорил выше. В ЦОД-хостинг будут перенесены основные приложения, потом мы модернизируем наш собственный ЦОД, удалим из него приложения, которые выводятся из эксплуатации - например, Oracle, и затем возможно перенесем в него используемые приложения обратно.

Также у нас есть серверные мощности и в региональных филиалах. На них также развернуты основные используемые на месте бизнес-приложения: по клиентам, движению товара по магазинам, кассовое ПО и т.д.

TAdviser: Как устроена ИТ-служба «Детского мира»? Сколько всего человек в ней работает?

На текущий момент, центральная ИТ-служба «Детского мира» насчитывается порядка 100 сотрудников. В региональных филиалах «Детского Мира» (РО Сибирь, РО Урал, РО Поволжье, РО Юг, РО Северо-Запад) работают от 4 до 6 сотрудников технической поддержки, деятельность которых координируется центральной службой технической поддержки с использованием средства автоматизации ITSM-процессов HP Service Manager.

Для предоставления ИТ-услуг пользователям и поддержки ИТ-инфраструктуры, центральная ИТ-служба «Детского мира» активно использует аутсорсинговые схемы. Примером таковых являются сервис печати, сервис автоматизированных рабочих мест, контракты на обслуживание кассового и специализированного торгового оборудования.

TAdviser:Какие еще процессы в компании отданы на аутсорсинг?

Поставщиками таких услуг для нас выступают несколько компаний, которые сопровождают также открытие новых магазинов, начиная с создания инженерной инфраструктуры для них и вплоть до поддержки офисной техники. Можно сказать, на аутсорсинг в «Детском мире» выведено все, что не мешает, а помогает бизнесу.

С 2013 года, например, мы передали обслуживание инженерной инфраструктуры в 225 магазинах компании Maykor. Помимо этого, компания оказывает «Детскому миру», полный комплекс услуг по созданию и запуску в работу инженерных систем в новых супер- и гипермаркетах.

В 2013 году мы открыли 41 магазин в России и Казахстане, и в 2014 году также планируем увеличить их количество в городах присутствия сети и выйти на новые региональные рынки. При таких темпах роста как у нас услуги по сопровождению инженерных систем являются наиболее оптимальным путем с точки зрения сокращения финансовых и временных затрат.