2016/05/24 13:00:39

Интервью TAdviser с вице-президентом по продажам компании «Техносерв» Андреем Богомоловым

О проблемах информатизации госсектора, трендах этого рынка и значимых государственных ИТ-проектах в интервью TAdviser рассказал вице-президент по продажам компании «Техносерв» Андрей Богомолов

Андрей
Богомолов
Госсектор дает большой простор для развития отечественных ИТ-систем

Как вы оцениваете динамику развития федеральных информационных систем государства (электронное правительство в целом, ведомственные системы ФНС, ПФР, ФМС, Росреестра и т.д.) в 2014-2015 годах? Наблюдаете ли практические результаты инвестиций в ИТ? Или о реальных изменениях пока говорить рано?

Андрей Богомолов: Динамика очевидна, причем не только представителям ИТ-рынка, но и всем гражданам. Сегодня многие привычные для нас вещи – будь то получение загранпаспорта, постановка транспортного средства на учет, оплата штрафов, запись в поликлинику, работа МФЦ, общение с ФНС перестали ассоциироваться у нас с какими-либо серьезными затруднениями. Мы просто успели забыть, как подобные услуги предоставлялись буквально несколько лет назад. И все это итоги развития федеральных информационных систем. Аналогов западных разработок, которые можно было бы взять и перенести, как best practice в коммерческом сегменте здесь не было. Во многом это заказные отечественные разработки. Это наш серьезный технологический прорыв.

Я бы сказал, что период становления электронного государства во всех его проявлениях во многом уже состоявшийся процесс. Большинство жизнеообразующих государственных ИТ-систем находятся на пороговом значении своего развития. Это серьезные он-лайн ресурсы. Возьмите, например, работу автоматизированной системы контроля за возмещением НДС, которая внедрена ФНС России. Ее введение в эксплуатацию создало новые этические правила для работы бизнеса. И это лишь один из примеров среди наиболее значимых ИТ-новшеств, определяющих многие аспекты жизни граждан, функционирования бизнеса и самого государства.

Хочется отметить серьезную роль Минкомсвязи в данном процессе. Изначально каждая из государственных ИТ-систем развивалась своим путем и в своем темпе. Ведомство ведет кропотливую проактивную работу. На его плечах все интеллектуальное наполнение, методология, а также четкая реализация проектов. Стоит отметить межведомственную работу Минкомсвязи. Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

За последние несколько лет появился обновленный формат мышления государственных лиц. Имея длительный опыт общения с чиновниками различных федеральных органов исполнительной власти, могу отметить, что сегодня все они мыслят категориями предоставления госуслуг для граждан. У государства появилась фактическая возможность вести диалог с населением (в виде контроля, предоставления услуг и т.д.). Это становится сутью работы. Безусловно, на сегодняшний день это является наивысшим KPI работы чиновника, а для граждан – это свобода реализовывать себя в правовом поле.

Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы федеральной информатизации (нехватка бюджета, недостаточная координация проектов, дефицит компетенций, неэффективность расходов, отсутствие конкуренции между подрядчиками, недостаток внимания первых лиц государства и т.п.)?

Андрей Богомолов: Я бы не стал характеризовать существующие вопросы в федеральной информатизации как проблемы. Все системы, которые заточены под развитие госуслуг или контролирующие функции финансируются достаточно и развиваются последовательно.

Если проект глобальный, то очень важным вопросом становится межведомственная координация. Еще раз хочу отметить роль Минкомсвязи и роль существующих институтов, в том числе Правительственной комиссии по использованию информационных технологий, которые в краткосрочной и долгосрочной перспективе решают такие вопросы. Можно вспомнить Систему 112, которая сегодня становится стандартом работы. Однако несколько лет назад вопрос координации силовых ведомств друг с другом находил внутри себя целый ряд вопросов, которые так просто не решались. Теперь же все стало на свои места. Тоже самое мы сейчас наблюдаем в вопросах, связанных с работой и хранение персональных данных граждан. Обработка подобной информации предусматривает повышенную ответственность, особенно на стыках взаимодействия различных структур. Но и этот процесс постепенно движется.

Также не скажу, что отсутствие между подрядчиками конкуренции является какой-то серьезной проблемой. Есть определенная статистика, когда большие проекты выполняются единственным исполнителем. Есть подобная практика и в «Техносерве». Например, мы являемся единственным исполнителем по программам Федеральной Миграционной Службы и Росфинмониторинга. Я вижу здоровый баланс между выполнением серьезных госпрограмм единственным исполнителем. На это есть свои причины, и, поверьте, селекция и сито, по которым исполнитель выбирается - это очень серьезная работа и ответственность, поэтому конкурентную среду могу обозначить как вполне достаточную.

Приведите пример наиболее яркого/успешного/значимого государственного ИТ-проекта (федерального или регионального) последних лет (не из вашей практики)?

Андрей Богомолов: Хочу отметить ряд проектов Федеральной налоговой службы, которые фактически позволили ведомству целиком перейти «в цифру». Это отражается исключительно позитивно на методах, способах и качестве ведения бизнеса любой компании. Стоит отметить все онлайн-системы для граждан, по которым мы с Вами можем обращаться за госуслугами. В этой связи, безусловно, речь идет о системах электронного правительства, которые задали стандарт в реализации такого рода госуслуг. Удобство граждан и наша возможность реализовывать свои запросы является важным элементом строительства правового государства. Меняется не только способ общения, меняется само мышление гражданина, что имеет общенациональное значение.

А что интересного в 2015 году для госсектора делал «Техносерв»?

Андрей Богомолов: Государство продолжает быть лидером рынка ИТ. Это проекты в области комплексной информатизации крупных ведомств и региональные программы, особенно в области АПК «Безопасный город». Не удивительно, что сегмент по работе с госструктурами для нас один из ключевых. В этом году он вырос более чем на 30%. В прошлом году «Техносерв» был исполнителем таких крупных проектов, как создание федерального хранилища данных (ППО «Федерация») в интересах ФМС России, поддержка ИТ-инфраструктуры Пенсионного фонда России, создание информационно-телекоммуникационной сети Росгидромета. Также мы занимались развитием системы управления эксплуатацией Федерального казначейства, оказанием услуг по сервисной поддержке оборудования и программного обеспечения систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте (СИОБНТ) в интересах ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», оказанием услуг по администрированию, сервисной и технической поддержке ряда подсистем и элементов системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как вы видите, три из названных мной шести крупных проектов – это работы по оказанию поддержки и сервису. Они являются одним из драйверов развития «Техносерва». В 2015 финансовом году направление по предоставлению ИТ-услуг и аутсорсинга выросло более чем на 25%. За последний год «Техносерв» значительно расширил свою региональную партнерскую сеть. Сегодня собственные инженеры «Техносерва» представлены в 40 регионах. В каждом регионе у компании есть набор авторизованных подрядчиков, подтвердивших свою квалификацию. Партнеры пользуются Service Desk интегратора, третьей линией поддержки, базой знаний и т.д. Отдельно отмечу, что «Техносерв» один из немногих крупных интеграторов, кто поддерживает сервисные специализации, в том числе уникальные, у всех ключевых для российского рынка производителей телеком и ИТ-оборудования. Мы работаем с такими заказчиками как Пенсионный фонд России, Федеральное казначейство, не говоря уже о длительной плодотворной работе с ФМС России. Также из заказчиков в этой области выделяются X5 Group, МТС, Сбербанк, Промсвязьбанк, Центральный банк, ВТБ24.

С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются регионы при реализации ИТ-проектов?

Андрей Богомолов: Практически в каждом регионе работают крепкие команды по информатизации. Есть очень интересные собственные наработки, есть достаточное количество федеральных программ, которые имеют федеральную сущность, но по факту реализуются в регионах. Сдерживающим же фактором является дефицит региональных бюджетов. А идей и способностей у регионов более чем достаточно.

Какие технологические тренды вы бы отметили применительно к государственной информатизации? На какие технологии сейчас наиболее пристально смотрят федеральные и региональные ведомства?

Андрей Богомолов: Во-первых, это тренд на развитие собственных заказных разработок, уникальной архитектуры, разработки собственных приложений. Каждое ведомство проводит собственную селекцию. Это тренд относится к технологическому развитию отечественной ИТ-отрасли в целом. Нельзя сказать, что нас к этому подталкивает складывающаяся санкционная ситуация, процесс начался не сегодня. Санкции - это лишь дополнительный катализатор. Ведомствами ведется осмысленная политика развития систем. Помимо лицензионных ограничений, лицензионной стоимости есть еще и лицензионная архитектура – чужая логика, которую мы постоянно пытаемся применить на свои процессы. Если в коммерческом секторе чаще всего идет копирование зарубежных бизнес-моделей, то государственный сектор уникален и самобытен. Здесь нам открыт большой простор для развития собственных систем.

Во-вторых, безусловным вектором является создание облачных архитектур и, непосредственно – гособлака. Когда мы говорим о том, что по факту многие ГИС достигли порогового значения и являются мощными онлайн-ресурсами, работающими в режиме 24х7, то технологическая основа такого сервиса во многом – это облако. В том числе, с точки зрения эксплуатации. Таким образом, развитие облачной идеологии для государственных систем является абсолютно естественным трендом. На сегодняшний день облако – это несколько государственных центров компетенций.

Уже сегодня государство является достаточно подготовленным и квалифицированным в вопросах создания "облаков" и реализации всего технологического ландшафта. Хотя есть задачи, которые еще только должны быть решены, одна из них - создание центров компетенций. Любой центр компетенций - это не только площадка с оборудованием, но еще и правильно сформированный коллектив, который занимается вопросами архитектуры, развитием приложений, эксплуатации вычислительной инфраструктуры. Команда центра должна всегда быть готова решать самые нетривиальные задачи, связанные как с доработкой функционала по текущие требования ведомства, так и уметь прогнозировать будущую потребность. И все эти процессы должны быть не только профессиональным, но и крайне оперативным. Взять, к примеру, момент, когда вступили в силу изменения в законодательстве относительно трудовых мигрантов, было отменено разрешение на работу, а в место него вводился патент, позволяющий работать у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в частом секторе. Если бы система ППО «Территория» не была бы достаточно эластичной и емкой для оперативного внесения изменений, и не существовал бы коллектив сотрудников ГК "Техносерв», способных решать не стандартные задачи, то доработка и запуск функционала программного обеспечения не состоялся бы в поставленный срок. Данный пример показывает, что труд команд, занимающихся поддержкой функционала любой ГИС, сложно переоценить.

Наверное, основная задача, которую государству придется решать в создании гособлака – это создание, удержание и развитие компетенций и коллективов, которые эту систему будут сопровождать. Это приведет к изменению правил работы на ИТ-рынке в целом, но это и новые возможности. ИТ-рынок и конкуренция на нем перестроятся, возникнут новые альянсы, чтобы соответствовать государственному запросу.

Как вы оцениваете перспективы государственно-частного партнерства в сфере ИТ? Есть ли примеры ГЧП в вашей практике?

Андрей Богомолов: Таких примеров пока немного. На мой взгляд, основным ограничением развития этой тематики является гражданская ментальность. Я не беру вопрос тарифной политики. Мы уже живем в системе с платными парковками и дорогами. Если абстрагироваться от эмоциональной составляющей, то жизнь становится лучше, становится больше порядка. Посещая любую европейскую страну, мы же не удивляемся похожим вещам, а, наоборот, восхищаемся тем, как все у них верно организованно. Эмоциональная реакция схлынет и у нас. Что касается развития ГЧП, то позиция государства абсолютно открыта - такие проекты приветствуются. Вопрос лишь в том, насколько организуется сам бизнес по поддержке этого тренда.