2015/11/09 14:30:08

Олег Замощин: Объем бизнеса «АМТЕЛ-СЕРВИС» в 2015 году увеличится в 5 раз

О тенденциях на рынке ИТ-аутсорсинга и изменившихся требованиях со стороны заказчиков в интервью TAdviser рассказал руководитель Сервисного центра компании АМТЕЛ-СЕРВИС Олег Замощин.

TAdviser: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИТ-аутсорсинга? Как на настроениях и запросах заказчиков сказывается экономический кризис?

Олег Замощин: С каждым годом российский рынок ИТ-аутсорсинга становится более зрелым. Речь идет не только о представителях сервисной ИТ-индустрии, но и о самих заказчиках. Если 10 лет назад аутсорсинг для многих компаний был чем-то непонятным и даже рискованным, то сегодня число скептиков сократилось в разы. Так, многие государственные и крупные коммерческие организации успешно пользуются услугами ИТ-поддержки сторонних организаций или планируют стратегию сорсинга в ближайшие годы. Поэтому, несмотря на кризисные явления в экономике, рынок услуг ИТ-аутсорсинга в 2015 году, по нашим оценкам, продолжает расти, хоть и сдержанными темпами – не более 10% в рублевом выражении. Растет спрос и доверие к облачным решениям.

Олег Замощин считает, что профессиональный аутсорсер предлагает сервисы более высокого уровня, чем можно реализовать внутри компании-заказчика

От поддержки ИТ-систем, как от функции, рынок не сможет полностью отказаться ни при каких условиях, однако кризис дает повод владельцу ИТ-инфраструктуры внимательно оценить и пересмотреть стоимость данных сервисов. Как правило, результатом оптимизации становится полный или частичный переход на модель ИТ-аутсорсинга, изменение набора и параметров услуг, смена внешних подрядчиков или переход от мультисорсинга к одному или ограниченному количеству подрядчиков. Текущий 2015 год не является исключением: мы наблюдаем пролонгации сервисных контрактов в корпоративном и госсекторе, рост интереса и переход на полный ИТ-аутсорсинг небольших компаний, передачу поддержки инфраструктуры филиальной сети «в одни руки».

TAdviser: То есть главной движущей силой рынка ИТ-аутсорсинга является экономия?

Олег Замощин: ИТ-аутсорсинг, безусловно, помогает экономить ресурсы. Именно возможность снизить затраты на ИТ-сервисы все еще является основным аргументом в пользу аутсорсинга для большинства компаний, особенно для представителей СМБ. Профессиональный аутсорсер сегодня предлагает сервисы, зачастую более высокого уровня, чем это можно реализовать внутри компании-заказчика, при этом по более низкой цене. Это удается осуществить за счет обеспечения высокой утилизации ИТ-персонала и автоматизации процесса оказания сервисных услуг.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.7 т

TAdviser: Расскажите подробнее о методах оптимизации стоимости сервисных услуг?

Олег Замощин: На самом деле, снижение стоимости услуг для нас не конечная цель, а результат достижения головных целей Сервисного центра: обеспечения высокого качества оказываемых сервисов и оптимизации внутренних трудозатрат. Если говорить кратко, мы ведем непрерывную работу по двум направлениям: обеспечиваем комплекс мероприятий по снижению числа сбоев ИТ у заказчиков и оптимизируем производственные процессы. В комплекс превентивных мер входит обязательный предпроектный технологический аудит принимаемых на поддержку ИТ-систем, устранение «узких мест» по результатам аудита, регулярные профилактические работы, онлайн мониторинг работоспособности систем. В среднем, такой подход позволяет нам снизить трудозатраты по обеспечению исполнения проектов - в 1,5 раза и поддерживать средний уровень соблюдения SLA не ниже 98%.

Ведь, по сути, заказчик, работая с нами по сервисному контракту, будь то поддержка каких-то сложных и критичных подсистем или комплексная ИТ-поддержка офиса небольшой компании, платит за то, чтобы «все работало», а не за количество восстановительных работ и ремонтов. Поэтому, мы не меньше заказчика заинтересованы в том, чтобы сбоев, поломок и жалоб было меньше. Результат – стоимость услуг оптимизирована без ущерба для качества, число сбоев снижено – заказчик спокоен и доволен.

TAdviser: Какие услуги предлагает «АМТЕЛ-СЕРВИС», изменился ли портфель решений за последний год?

Олег Замощин: Кризис – это не только период спада, но и время возможностей. В 2015 году объем бизнеса и штат специалистов «АМТЕЛ-СЕРВИС» значительно вырос - к концу года мы планируем пятикратный рост. На протяжении 12 лет «АМТЕЛ-СЕРВИС» специализировался на услугах построения ИТ-инфраструктуры, и постепенно наращивал экспертизу в сфере сервисного обслуживания и обеспечения ИТ-безопасности.

В 2015 году ключевым вектором развития компании и основным направлением бизнеса стали услуги ИТ-аутсорсинга и поддержки. Также мы нарастили и продолжаем наращивать компетенции в сфере информационной безопасности, инженерных систем, комплексных решений по импортозамещению.

В этом году в «АМТЕЛ-СЕРВИС» появился департамент ИТ-консалтинга, реализующий весь спектр услуг по автоматизации бизнес-процессов заказчиков различных отраслей: аудит и предпроектный консалтинг, внедрение и кастомизация решений к требованиям заказчика, сопровождение бизнес-приложений. В отдельную практику выделено направление автоматизации бизнес-процессов производственной безопасности. Предпочтение отдается решениям на платформах российских разработчиков, например, 1С.

TAdviser: За счет чего удалось обеспечить такой стремительный рост?

Олег Замощин: Для обеспечения интенсивного роста была выбрана стратегия привлечения в штат опытных, слаженных команд инженеров и руководителей проектов. Параллельно шли инвестиции в решения автоматизации внутренних процессов и инструментов, используемых в реализации сервисных проектов. Сегодня в портфеле компании, преимущественно территориально распределенные проекты, по мере дальнейшего роста мы планируем также активно работать со средним бизнесом, особенно в части сервисных проектов.

TAdviser: Какие услуги предлагает Сервисный центр «АМТЕЛ-СЕРВИС»?

Олег Замощин: На базе Сервисного центра «АМТЕЛ-СЕРВИС» реализуются услуги технологического ИТ-аудита, весь спектр сервисных услуг – от разработки стратегии сорсинга до ИТ-поддержки компаний «под ключ» или отдельных ИТ-систем, в т.ч. серверов, сетей и телефонии, почтовых систем, печатной инфраструктуры. Большая часть проектов носит территориально распределенный характер.

TAdviser: Какие территории охватывают аутсорсинговые проекты «АМТЕЛ-СЕРВИС»?

Олег Замощин: Мы работаем по всей территории России и в странах СНГ. Есть несколько проектов с покрытием во всех 85 регионах России, примером такого проекта является поддержка системы связи МЧС России. Также есть проекты, реализуемые в нескольких федеральных округах, например, поддержка сетевой и серверной инфраструктуры Пенсионного фонда РФ, комплексная ИТ-поддержка филиальной сети страховой компании MetLife.

TAdviser: Какими ресурсами «АМТЕЛ-СЕРВИС» реализует территориально распределенные проекты?

Олег Замощин: Реализация любого проекта, как федерального, так и локального осуществляется в рамках 3-х уровневой поддержки. 1я линия – единый Service Desk, который круглосуточно принимает и регистрирует заявки заказчиков, а также предоставляет первичные консультации. 2я линия закрывает работы по удаленному решению задач (до 90%) и устранению проблем на местах (10%). Выполнение задач on-site в регионах осуществляется силами сервисных партнеров. Под каждый региональный объект мы заранее аккредитовываем несколько подрядных организаций, способных выполнять работы в строгом соответствии с параметрами SLA: сроками реагирования, сроками приезда на объект и сроками исполнения заявки. Контроль качества работы региональных партнеров осуществляется в едином Service Desk «АМТЕЛ-СЕРВИС». И, наконец, 3я линия поддержки включает расширенные консультации и привлечение к выполнению работ специалистов вендоров или узкоспециализированных компаний. В нашей практике – до 40% проблем решается на 1м уровне, до 55% - на втором, и порядка 5% - на 3м уровне.

Отлаженная система управления распределенными проектами и надежная, проверенная годами, партнерская сеть полностью закрывают все работы на местах и не требуют собственного кадрового обеспечения в регионах.

TAdviser: Меняются ли требования к подрядчикам, SLA?

Олег Замощин: Большинство заказчиков «АМТЕЛ-СЕРВИС» обращаются с уже сформированными требованиями к уровню сервиса по каждому объекту или площадке, этап pre-sale значительно сократился, принятие решения происходит в разы быстрее, чем несколько лет назад. Соответственно, проще и продуктивнее происходит текущее взаимодействие с заказчиком сервисного проекта и отчетность. Все больше стало появляться проектов с достаточно жесткими параметрами SLA – минимально-гарантированными сроками выполнения заявок, круглосуточной поддержкой. Крупный заказчик, несмотря на кризис, готов переплачивать за скорость и качество, пересмотра контрактов в сторону «удешевления» за счет отказа от повышенных (а иногда и завышенных) требований к уровню сервиса мы не наблюдаем. Также в последние годы мы видим тенденцию передачи обслуживания ИТ-инфраструктуры филиальных сетей в «одни руки», при этом параметры SLA могут отличаться для разных площадок. Число таких контрактов растет в нашем арсенале.

TAdviser: Поддерживаете ли вы тренд на импортозамещение?

Олег Замощин: Импортозамещение, как один из главных трендов, находит свое отражение в текущих проектах «АМТЕЛ-СЕРВИС» - мы рекомендуем заказчикам проверенные и надежные альтернативы по программно-аппаратным решениям и автоматизации бизнес-процессов. Это свободные программные продукты с открытым кодом, а также решения российских разработчиков и компаний из стран, которые не поддерживают санкции (Азия, Израиль, страны БРИКС и др.).

Также мы реализуем консалтинговые проекты по разработке стратегии импортозамещения, включающие обследование ИТ-систем, выявление направлений замещения, ранжирование и выбор технологий, составление плана и этапности перехода, расчет бюджета и срока окупаемости проекта. Ключевыми моментами, начиная с этапа проектирования, являются информационная безопасность, непрерывность работы ИТ-систем при переходе и безболезненная миграция, дальнейшее сопровождение и развитие систем.

TAdviser: Каковы ваши планы на предстоящий финансовый год?

Олег Замощин: В планах «АМТЕЛ-СЕРВИС» - поддержание намеченных темпов роста бизнеса, занятие лидирующих позиций на российском рынке ИТ-аутсорсинга, наращивание портфеля услуг и решений в сфере ИТ, безопасности и инженерных систем.

Большие ставки мы делаем на развитие направления промышленной безопасности. Уже сегодня мы ведем переговоры с крупнейшими производственными холдингами страны по реализации комплексных решений или отдельных блоков, включая системы видеонаблюдения и контроля доступа, автоматизацию контроля параметров АСУТП, автоматизацию бизнес-процессов производственной безопасности, автоматизацию медосмотров на предприятиях. Некоторые решения мы сможем предлагать «как сервис», предоставляя заказчику за абонентскую плату готовый результат.

Планы Сервисного центра «АМТЕЛ-СЕРВИС», они же задачи, - обеспечение гарантированного уровня сервисов, оптимизация внутренних процессов и наращивание штата специалистов для максимально быстрого запуска потока новых проектов.