2024/02/27 10:21:20

Спортивное питание (рынок России)

Развитие культуры потребления спортивного питания непосредственно зависит от укоренения здорового образа жизни и усиления значимости спорта для населения. Следует отметить, что в России доля населения, регулярно занимающегося спортом, пока ещё значительно меньше, чем в развитых странах, однако последние тенденции позволяют говорить об активном проникновении спорта в жизнь россиян.

Содержание

Спортивное питание представляет собой одно или несколько каких-либо пищевых веществ в концентрированной форме. Основные виды спортивного питания группируют как по назначению, так и по составу В зависимости от назначения выделяют следующие главные группы спортивного питания: препараты, применяемые для наращивания мышц; препараты, применяемые для похудания (уменьшения жировых прослоек); препараты, применяемые для увеличения интенсивности и длительности тренировок; препараты, применяемые для предохранения суставов от повреждений; препараты, для общего укрепления организма.

Спортивное питание как тренд активно развивается в России с 2005 года, однако пик популярности, который продолжается и в настоящий момент, можно отнести к 2011 году. Сегодня спортивное питание представлено множеством товарных категорий, таких как протеиновые смеси, креатин, аминокислотные и витаминные комплексы, жиросжигатели, гейнеры, энергетики, спортивные напитки и батончики, изотоники и прочее. Однако эксперты сходятся во мнении, что наибольшей популярностью у российских спортсменов пользуются протеиновые смеси, энергетики, креатин и аминокислотные комплексы.

Главными тенденциями развития рынка спортивного питания в России можно считать разработку новых продуктов, оказывающих более эффективное специфическое воздействие, а также активное завоевание новых потребителей. Этому явлению способствует увеличение количества фитнес-клубов, спортивных сообществ в онлайн среде. Следует также иметь в виду, что ключевым сдерживающим фактором роста сегмента является широкий «теневой сектор», предоставляющий товары зачастую сомнительно качества вне официальной розницы.

2023: Рост производства спортивного питания за 4 года в 6 раз - до 5,88 тыс. тонн

В 2023 году в России было произведено 5,88 тыс. тонн спортивного питания (в расчет включены аминокислоты, гейнеры, жиросжигатели, витаминные и минеральные комплексы, креатин, протеины), что в 6 раз больше, чем в 2019-м (0,97 тыс. тонн). Об этом свидетельствуют данные, опубликованные аналитиками BusinesStat в конце февраля 2024 года.

Согласно исследованию, уход зарубежных производителей спортивного питания (прежде всего iHerb) из России привел к активизации бизнеса отечественных брендов. Последние начали наращивать объемы выпуска, а интерес к российской продукции вырос со стороны потребителей в РФ.

По словам аналитиков, основные проблемы российского рынка спортивного питания связаны с отсутствием или недостаточным объемом сырья, производимого в стране. Производители поняли, что полагаться на зарубежные поставки рискованно, поэтому в России активизировался процесс импортозамещения. Так, рамках этого процесса в России началось производство соевого изолята, сывороточного и казеинового протеина, гидролизатов сывороточных белков.

Кроме того, как отмечают эксперты в конце февраля 2024 года, в ближайшие годы в РФ появиться около 6-10 новых заводов по выпуску белка, что будет способствовать росту выпуска отечественного спортивного питания и повысит его рентабельность. При наличии нужного количества сырья отечественного производства нарастить объемы выпуска собственно спортивного питания для имеющихся компаний не составит труда, особенно с поправкой на относительную свободу текущего рынка и уход многих зарубежных брендов, считают аналитики.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.1 т

Крупнейшими производителями спортивного питания в России по итогам 2023 года исследователи назвали следующие компании (без указания долей):

  • «Эвалар»;
  • «Зеленые линии»;
  • «Фитнес Фуд»;
  • «Лаборатория современного здоровья»;
  • «Новапродукт АГ».[1]

2022: Рост продаж спортивного питания на 5,7% до 9,3 тыс. тонн

В 2022 году в России продано 9,3 тыс. тонн спортивного питания, что на 5,7% больше, чем годом ранее. Объем рынка продолжил расти - в 2021 году он увеличился на 19,6%, подсчитали аналитики BusinesStat. Их исследование было опубликовано в ноябре 2023 года.

По словам экспертов, продажи спортивного питания в России в 2022 году практически в точности соответствуют результату в 2018 года. Как отмечают исследователи, несмотря на снижение реальных доходов потребителей, рост цен на продукцию, а также закрытие ряда фитнес-клубов, посетители которых являются наиболее активными покупателями спортивного питания, рынок достаточно быстро адаптировался к изменениям. Активные потребители спортивного питания рассматривают его как один из ключевых элементов своей потребительской корзины, и даже на фоне роста цен на спортпит выбирали сокращение других категорий. Кроме того, из-за скачков курса рубля, а также появления на рынке большого ассортимента отечественной продукции, которая в основной массе значительно дешевле импортной, у потребителей появилась возможность приобретать спортивное питание по выгодным ценам.

В ближайшие годы продажи спортивного питания в стране продолжат расти, считают аналитики BusinesStat (исследование выпущено в ноябре 2023 года). Для отечественных потребителей будет доступен как широкий ассортимент спортпита внутрироссийского производства, так и азиатский рынок, на котором можно найти как аналоги популярным брендам из западных стран, так и большое количество оригинальной продукции. Тренд на здоровый образ жизни, внимание к своему телу и физической форме также останутся в силе, добавили эксперты.

В своем отчете аналитики учитывают продажи пищевых добавок, применяемых для наращивания мышц, уменьшения жировых прослоек, увеличения интенсивности и длительности тренировок, для предохранения суставов от повреждений и общего укрепления организма.[2]

2012 год

Рынок спортивного питания в России практически полностью составляют товары, ввезённые в страну. Объём импортируемой продукции в стоимостном выражении по итогам 2012 года составил 1 707,51 млн руб., причём 43,23 % составили протеиновые смеси и 16,9 % - креатин. Наиболее популярными среди российских потребителей являются зарубежные товары марок Multipower и Optimum Nutrition. Среди отечественных брендов наиболее устойчивые позиции занимает бренд «Геркулес». Его главное преимущество цена, которая значительно ниже, чем на иностранные продукты, а также качество достойного уровня.

Примечания