2010/04/28 17:34:44

Госзакупки ИТ (Украина)

Государственные расходы Украины на развитие и внедрение информационных технологий в период с 2004 по 2009 год составили 2 млрд. гривен. Затраты на аналогичные цели до 2004 года не поддаются оценке, поскольку ранее государственным бюджетом Украины не предусматривалась данная статья расходов.

Содержание

Нерациональность расходов

Нерациональность расходования средств на информатизацию общества видна на примере внедрения системы приёма налоговой отчетности в электронном формате, которая не принесла пользы налогоплательщикам. Наряду с электронной отчётностью, плательщики вынуждены по-прежнему подавать бумажную версию декларации, что не избавляет их от расходов времени и не влияет на человеческий фактор, порождающий коррупцию и другие незаконные действия чиновников.

В государственных структурах Украины плохо организована координация информационных систем. Это вызвано отсутствием единого плана по информатизации и различием целей каждого ведомства.

Разработчики ПО для госструктур Украины

В соответствии с Положением «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» компании-разработчики программного обеспечения и IT-систем определяются на основании тендеров, победа в которых зачастую обеспечивается не качеством производимых продуктов, а размером взятки. Это приводит к отсутствию разработчиков уровня Oracle и Microsoft на рынке производителей ПО для украинских госструктур.

Разработчиками ПО, применяемого в ведомствах Украины, являются следующие компании:

Многие украинские ведомства не смогли указать названия компаний-разработчиков и предоставить ответы по итогам реализации программ информатизации.

По словам известных украинских IT-деятелей, цены на разработку программного обеспечения, запрашиваемые победителями тендеров, значительно превышают цены на аналогичную продукцию, разрабатываемую компаниями, проигравшими тендер. Сроки реализации проектов также являются чрезмерно долгими и неоправданными.

Госструктуры Украины в интернете

Идеология веб-сайтов украинского правительства носит рекламный характер вместо реализации справочных, утилитарных функций, ориентированных на простых граждан, что затрудняет процесс поиска полезной и необходимой информации.

Расценки на создание столь неэффективных средств связи с общественностью непомерно высоки. Например, создание единого портала Кабинет министров Украины обошлось в 2002 году в 969 000 гривен, что в два—три раза превышает оценки этого сайта экспертами. А в 2008 году расходы на новый сайт спикера Верховной Рады и обновление существующего парламентского составили 493 000 гривен. И это при том, что в конце 2008 среднерыночная цена часа работы украинского программиста составляла $40.

Бюджет на 2009 год

В связи с мировым финансовым кризисом, расходы на информатизацию по сравнению с 2008 годом были уменьшены в 11 раз и составили 47 000 000 гривен.

Итог

Инвестиции из бюджета Украины на информатизацию государственных структур остаются без видимого результата — чиновники продолжают работать дедовскими методами. Специалисты отмечают, что причинами таких результатов являются сложные и непрозрачные процедуры согласования, отсутствие цивилизованного подхода к выполнению договорных обязательств, проблемы защиты прав интеллектуальной собственности, некорректные формулировки задач информатизации и проблемы бюрократического характера.

Украина

Хронология событий

2021: Правительство Украины выбрало «Украинские специальные системы» для единых закупок ИТ-продуктов госорганами

В конце марта 2021 года правительство Украины выбрало компанию для единых централизованных закупок ИТ-продуктов госорганами. Об этом говорится в сообщении Министерства цифровой трансформации. Подробнее здесь.