2018/07/11 11:38:07

Интервью TAdviser: Глава Мининформсвязи Татарстана Роман Шайхутдинов – о цифровой трансформации региона

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов в интервью TAdviser в июле 2018 года рассказал о цифровой трансформации региона, переходе к микросервисной архитектуре, опыте использования новейших технологий и своих ожиданиях от Минкомсвязи в новом составе.

Роман Шайхутдинов

Роман Александрович, какой вы видите роль регионов в развитии цифровой экономики в России?

Роман Шайхутдинов: Основная цель регионов – это реализация инициатив, которые будут определены федеральным центром, а также региональными и индустриальными группами. Что бы ни было придумано, это требует реализации в конкретных населенных пунктах, на конкретных сервисах, жителях и проектах. И, наверное, было бы правильно определить разные регионы для разных пилотных проектов, чтобы собрать обратную связь, учесть ошибки, оценить все плюсы и минусы, синергетический эффект.

То есть, цель регионов - это имплементация инструментов цифровой экономики. И, говоря о цифровой экономике, она не существует отдельно. Существуют способы ведения народного хозяйства, предпринимательства, государственного и муниципального управления с использованием технологий, данных и на основе данных. Это и есть цифровая экономика. Чем больше данных, тем больше дигитализация экономики.

Как вы считаете, при наличии федеральной программы должны ли регионы разрабатывать собственные программы цифровизации?

Роман Шайхутдинов: Считаю, что должны, при этом данные мероприятия должны быть синхронизированы с мероприятиями программы федерального уровня.

Важно отметить, что в разных регионах России может быть разный набор проектов в области цифровой экономики. Приоритетные проекты определяет федеральный центр, исходя из положений принятого в мае указа президента РФ №204, согласно которому в каждом из 12 направлений развития России обязательно присутствуют «цифра», данные. В каждом ключевом министерстве будет назначен ответственный за цифровую трансформацию заместитель министра, то есть в каждом из министерств должна возрасти компетенция в части, обеспечивающей наиболее быструю и эффективную цифровую трансформацию. Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 11.7 т

Возможно стоит взять на вооружение опыт регионов в реализации тех или иных проектов с целью распространения лучших практик на территории России. Отмечу, что Татарстан готов представить свои наиболее успешные проекты.

Роман Шайхутдинов: В первую очередь, это определение приоритетных направлений, которые будут реализовываться в рамках стратегических задач развития страны, определенных выше обозначенным «майским» указом. Второе - это декомпозиция конкретных мероприятий по каждому из этих направлений. Третье – это координация всех регионов для успешной реализации данных мероприятий. Четвертое – определение цифровых показателей для регионов, исходя из оценки индексов развития информационного общества.

Мы надеемся, что при принятии мероприятий федеральной программы «Цифровая экономика» будут использованы те же принципы, что и при реализации государственной программы «Информационное общество», когда федеральный центр, исходя из удельных значений региона, количества населения, уровня бюджетной обеспеченности, развития цифровой инфраструктуры, определял порядок и условия софинансирования субъекта - при реализации федеральных мероприятий на региональном уровне. А регион при этом обеспечивал софинансирование субъектовой части.

Этот механизм уже отработан. Лидирующая роль, на наш взгляд, здесь за министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а регионы будут той опорой и поддержкой, которая будет реализовывать те или иные проекты на местах.

Расскажите, пожалуйста, вкратце, как происходит цифровая трансформация в Татарстане? Какие наиболее яркие примеры трансформации услуг, бизнеса вы могли бы привести?

Роман Шайхутдинов: В первую очередь, постоянно оптимизируется процесс предоставления электронных услуг. Наша задача - сократить количество документов, требуемых для получения услуги, и сроки ее получения, а в дальнейшем, в идеале, перейти к микросервисной модели, где будут выстроены взаимоотношения не «человек-госорган», а «сервер-сервер».

Например, при рождении ребенка человеку нужно получить свидетельство о рождении, прикрепить малыша к поликлинике, записать его в детский сад. Если следовать идее, которую предлагает сейчас Федеральная налоговая служба, то еще предстоит и присвоение ИНН новорожденному. В микросервисной экосистеме в случае рождения человека всё это будет присваиваться ему автоматически.

Особенно это актуально при получении муниципальных услуг, которые сегодня в наименьшей степени переведены в электронный вид. Например, наиболее распространенная услуга муниципалитетов - получение выписки - о составе семьи, месте регистрации и т.п. Люди эти выписки сначала запрашивают в бумажном виде от «паспортистов», а затем несут в различные органы власти для получения тех или иных услуг. Это также будет переведено в сервис, когда орган, куда обратится гражданин, будет автоматически получать всю необходимую информацию из базы данных. Таким образом, мы уходим от необходимости хождения по разным инстанциям.

Что касается ведомственной информатизации, так называемых бэк-офисных систем, обеспечивающих предоставление этих услуг и автоматизацию реализации государственных полномочий - мы идем по пути сокращения информационных систем, укрупняя их, чтобы снизить издержки.

Под председательством премьер-министра Республики Татарстан была создана рабочая группа, в рамках которой мы формируем набор подходов и проектов, определяющих цифровую трансформацию региона. Уже сегодня реализуется ряд проектов в промышленности или так называемой индустрии 4.0. Например, «Камаз» совместно с Федеральным ядерным центром реализуют проект по системе управления полным жизненным циклом. Еще один пример - электронные больничные листы, сегодня в Татарстане около 40% листков нетрудоспособности выдаются в электронном виде. Сейчас наша задача - это формирование стратегии с учетом задач, которые будет ставить федеральный центр.

Какие прорывные технологии, например, искусственный интеллект, блокчейн, большие данные и другие находят применения в вашем регионе? Может быть, ведутся какие-то интересные пилотные проекты?

Роман Шайхутдинов: Мы в первую очередь склоняемся к модели использования краудсорсинговых механизмов при взаимодействии государства и граждан. Так, например, запустили проект, когда граждане могут давать оценку органам власти сразу после получения услуги. Система очень простая, в ней четко выстраивается рейтинг услуг и органов власти. Например, татарстанцы активно оценивают работу лечебно-профилактических учреждений, а также врачей, которые там работают. Так, с ноября прошлого года, когда проект был запущен, жители республики оценили качество медицинских услуг около 600 тысяч раз. Востребован у жителей и аналогичный сервис оценки услуг в сфере ЖКХ.

Другой проект, основанный на сборе большого количества данных – это электронные опросы населения. Например, опрос в области благоустройства позволяет вовлечь население к принятию важных решений и, в частности, определить приоритетность общественных пространств - парков, скверов, набережных, которые, по мнению татарстанцев, необходимо «преобразить» в первую очередь. За несколько месяцев проведения такого опроса в нем приняли участие более 120 тысяч человек.

Еще один проект - опрос предпринимателей – направлен на получение обратной связи от представителей бизнеса как по мерам поддержки, так и по тем аспектам, которые влияют на комфортность ведения бизнеса, инвестиционную привлекательность. Все такие проекты становятся возможными благодаря использованию технологий сбора, хранения, обработки и анализа больших данных.

Напомню также, что уже несколько лет в Татарстане работают сервисы «Народный инспектор» и «Народный контроль», которые также в режиме краудсорсинга, на основе единой информационной платформы анализа данных, позволяют выявлять те или иные отклонения (в области благоустройства, сфере облуживания населения, в случаях нарушений ПДД). Органам государственной власти система помогает более качественно реализовывать свои полномочия, а населению - получать обратную связь и отслеживать решения по заявленным проблемам.

Так, сервисом «Народный контроль» с начала года татарстанцы воспользовались более 30 тысяч раз, при этом более 20 тысяч их заявок уже положительно решены. А по результатам обращения населения к сервису «Народный инспектор» на нарушителей правил дорожного движения – также с начала года - наложены штрафы на сумму более 20 млн рублей.

К технологии блокчейн, как и любой другой, мы относимся очень прагматично. Любой проект должен либо приводить к сокращению затрат, либо приносить доход, и мы должны уметь это посчитать до начала его реализации.

Сама по себе технология не является новой. По сути она позволяет подтверждать аутентичность информации в распределенных базах данных. В органах государственной власти, как правило, используются централизованные базы данных, в которых нет необходимости децентрализованного подтверждения несколькими участниками процесса. Это так называемые дата-центричные системы, где верификация обеспечивается электронной подписью или иными способами криптографической защиты, а быстродействие осуществляется, кстати, быстрее, чем в блокчейне. В данном случае граждане всегда могут получить подтверждение совершенных юридически значимых действий со стороны государства.

Сегодня в Татарстане университетом Иннополис совместно с партнерами реализуется проект «Аэронет», в рамках которого разрабатывается облачная 4D-геоинформационная платформа Республики Татарстан. Цель проекта – создание комплексной системы продвижения продуктов и услуг в области дистанционного зондирования и мониторинга Земли. Эти разработки позволят повысить управляемость территории республики и в дальнейшем масштабировать результаты на другие регионы РФ.

Технологии, связанные с искусственным интеллектом, компьютерным зрением, также реализуются. Например, проект видеоаналитики в рамках «Безопасного города», проект аналитики больших данных в медицине. Последнее связано с анализом медицинских изображений. Мы накопили большой объем таких данных, начиная с 2008 года. Ещё один проект, который мы реализуем, связан с биометрией - это голосовое формирование протоколов осмотра пациентов врачами, работающими на технике КТ и МРТ.