2019/10/01 14:29:27

Интервью TAdviser:
Глава Росстата Павел Малков - о технологиях для первой цифровой переписи населения в России

При проведении всероссийской переписи населения в 2020 году и обработке ее данных Федеральная служба государственной статистики (Росстат) планирует задействовать ряд цифровых технологий, не применявшихся ранее. О том, что это будут за решения, что они дадут гражданам и как отразятся на качестве статистики, в интервью заместителю главного редактора TAdviser Наталье Лаврентьевой рассказал руководитель ведомства Павел Малков.

Павел
Малков
Один из ключевых приоритетов – смещение акцента с физической переписи на интернет-перепись

Павел Викторович, ранее Росстат сообщал, что в рамках грядущей всероссийской переписи населения в 2020 году будут применяться новые цифровые технологии. О каких технологиях идет речь?

Павел Малков : Всероссийская перепись населения 2020 года станет первой цифровой переписью в России. Мы будем использовать традиционные переписные листы, но в новой высокотехнологичной форме. Переписчики пойдут по домам с планшетами. Нам понадобится в общей сложности 360 тысяч устройств. Причем на них будет установлена российская операционная система – ОС «Аврора», а также специальное программное обеспечение. С его помощью можно будет не только заполнить электронный подписной лист, но оперативно передать данные в наш ситуационный центр.

У граждан, в свою очередь, впервые появится возможность пройти перепись через официальный портал госуслуг. Привлечь граждан к использованию онлайн-каналов взаимодействия – одна из наших главных задач. Самое сложное - замотивировать их потратить от 10 до 40 минут своего времени на заполнение электронного переписного листа, учитывая, что перепись не является обязательной.

У нас родилось достаточно много интересных идей. От традиционных – реклама в медиа и информационная активность, до достаточно смелых и нестандартных. В том числе и участие в хакатоне «Цифровой прорыв». Его участники работают над над заданием, подготовленным Росстатом, разрабатывая прототип онлайн-продукта, позволяющего привлечь граждан к активному участию в переписи, а также представить в наглядном виде ее результаты. Одна из идей, которую предложили команды, – предоставление бонусов за прохождение переписи онлайн.Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

У Росстата появится специализированная аналитическая платформа для переписи - «Население». В нее можно будет загружать данные из разных источников, тем самым обогащая их. Мы планируем применять технологии больших данных в этой переписи, используя информацию о гражданах, в том числе, от других ведомств, от операторов мобильной связи и др.

Важно понимать, что создаваемая для анализа результатов переписи специализированная аналитическая платформа – это отдельное решение, которое позволит эффективно работать с огромным массивом собранной информации и развивать демографическую статистику. Сейчас мы также начали разработку цифровой аналитической платформы, которая станет одним из важнейших элементов национальной системы управления данными. Эти аналитические системы не дублируют друг друга.

Что за прикладное ПО будет установлено на планшетах? Кто его разрабатывает?

Павел Малков : Программное обеспечение уже разрабатывается. Один из ключевых компонентов – электронный переписной лист. Его структура перенесена с традиционного бумажного носителя.

Но электронная форма и работа в онлайн-режиме делает работу с планшетом гораздо удобнее и быстрее. Например, легче пройти все вопросы. При традиционной форме опроса, переписчик должен помнить про многочисленные примечания, которые определяют последовательность заданных вопросов в зависимости от возраста, семейного положения, образования и многих других параметров. Электронный ввод данных позволяет быстрее и проще выстраивать разговор с опрашиваемым. Форматно-логический контроль реализован автоматически: он позволяет мгновенно перейти к нужным вопросам, выводит подсказки и подсвечивает варианты ответов.

Кроме того, мы хотели бы реализовать возможность автоматического заполнения данных в ответах на некоторые вопросы. Часть информации может подтягиваться из административных источников данных. Например, при заполнении анкеты через портал госуслуг человеку не надо будет вводить уже известную информацию – адрес, возраст или пол, а всего лишь ее подтвердить. Это существенно экономит время.

Разработчиком программно-аппаратного комплекса для проведения переписи населения выступает «Ростелеком». Он же будет проводить закупки планшетов по утвержденному нами техническому заданию.

Специализированную аналитическую платформу «Население» тоже будет разрабатывать «Ростелеком»?

Павел Малков : Подрядчик будет выбран позже по итогам конкурса, который запланирован на 2020 год.

Какая часть граждан, участвующих в переписи, по вашим ожиданиям, будет проходить ее онлайн?

Павел Малков : У нас нет пока ответа на этот вопрос. Мы изучили опыт других стран, участвовавших в уже завершившемся раунде переписей 2010-2018 годов. Там показатель варьируется от 1% в Швейцарии до 67% в Эстонии. Думаю, это во многом, зависит от страны, истории проведения переписей, менталитета ее граждан. Эстония, например, известна как лидер по внедрению электронного правительства, большая часть госуслуг уже давно переведена в онлайн формат. У них и показатель переписи через интернет оказался наиболее высоким среди европейских стран. Пока сложно давать прогнозы. Давайте поговорим об этом ближе к октябрю 2020 года.

А на конечном результате переписи как отразится применение новых технологий?

Павел Малков : Помимо повышения скорости и обработки данных, снизится количество ошибок. Ранее для сбора статистики заполненные бумажные листы сканировались, и в таком процессе ошибки были неизбежны. А ввод данных через электронный лист с встроенным форматно-логическим контролем позволит сократить число ошибок.

Кроме того, в целом повысится качество переписи, поскольку, как я говорил, мы будем анализировать не только данные, полученные с помощью переписчиков или портал госуслуг, но и из других источников.

Значительно вырастет и глубина аналитики. Мы сможем сопоставлять большие объемы самых различных данных, выявлять большее количество взаимосвязей. Где-то можно будет получить новые срезы данных.

Какой объем финансирования потребуется для внедрения всех цифровых технологий переписи населения?

Павел Малков : Общий бюджет переписи на все годы составляет немногим более 33 млрд рублей, из этой сметы примерно половина - это фонд оплаты труда. То есть это, можно сказать, инвестиция в людей. Примерно четверть этой суммы – это цифровые технологии, в том числе и платформа «Население», необходимая техника и планшеты, и большие данные. Если говорить конкретно про планшеты, то общая смета - порядка 6,7 млрд рублей.

Какой зарубежный технологический опыт для проведения переписи в России вы позаимствовали?

Павел Малков : При подготовке к проведению к переписи 2020 года мы провели ряд исследований и проанализировали опыт большого числа стран. Выяснили, что, например, планшеты для проведения переписи готовы использовать уже 45 стран, а 38 стран планируют проводить перепись через интернет-порталы. С большими данными начинают экспериментировать 9 стран. Это, пожалуй, ключевые тенденции – в раунде переписей 2010-2018 годов планшеты использовало всего лишь 15 стран, а интернет порталы – 8. Большая часть опыта, который мы позаимствовали, взята из Европы. При этом мы изучали и негативный опыт, чтобы не наступить на грабли, на которые уже наступили другие.

Нам интересен опыт и других стран СНГ. Я уже через пару недель поеду в Беларусь, где в октябре пройдет перепись для того, чтобы детально ознакомиться с опытом коллег.