2014/07/22 02:39:43

Интервью с начальником департамента развития и сопровождения ПО ФГ «Лайф» Евгением Павловым

Начальник департамента развития и сопровождения программного обеспечения Финансовой Группы «Лайф» Евгений Павлов в интервью TAdviser в июле 2014 года рассказал об ИТ-стратегии, основных ИТ-проектах и платформе группы.

Начальник департамента развития и сопровождения программного обеспечения ФГ «Лайф» Евгений Павлов

TAdviser: Евгений, сегодня для большинства финансовых компаний технологическое развитие выходит на первый план. Существует ли ИТ-стратегия у Финансовой Группы «Лайф»? Если да, то на какой срок она рассчитана и каковы ее ключевые пункты?

Евгений Павлов: Безусловно, ИТ-стратегия у нас есть. Финансовая Группа «Лайф» имеет большой опыт разработки и использования стратегических карт, основанных на системе сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). В 2008 году Группа «Лайф» стала первой российской компанией, вошедшей в Зал славы сбалансированный системы показателей за достижения в области реализации стратегии (Balanced Scorecard Hall of Fame for executing strategy) компании «Palladium», основанной идеологами BSC Нортоном и Капланом. Стратегия группы разработана до 2020 года, а ИТ-стратегия является ее ответвлением и обновляется каждые 3 года.

Уже более 7 лет нашим постоянным консультантом при создании ИТ-стратегии является компания Gartner, с помощью которой были успешно разработаны и реализованы стратегии последних лет. Предыдущий вариант ИТ-стратегии был принят в 2010 году, а в настоящее время утверждается стратегия на следующие три года. Она включает четыре ключевых направления: управление инфраструктурой и облачные технологии, управление жизненным циклом приложений, информационная безопасность, управление сервисами ИТ. Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.6 т

Направление по развитию инфраструктуры и облачных технологий предполагает создание внутри Финансовой Группы гибридного облака, чтобы впоследствии совместно с каким-либо провайдером услуг продавать облачные сервисы сторонним заказчикам. Здесь возможны различные варианты, в том числе - облачные сервисы в рамках банковских услуг. Это одно из приоритетных направлений.

Если говорить о блоке управления жизненным циклом приложений, он затрагивает все, что связано с разработкой и тестированием ПО. У нас достаточно большая команда собственных разработчиков, и эта часть ИТ-стратегии включает также корректировку некоторых связанных с этим моментов. Кроме того, блок предполагает выделение новых команд, которые не были бы завязаны на текущие проекты и могли бы оперативно реагировать на инновации.

Что касается управления ИТ-сервисами, важно отметить, что сейчас все услуги, которые оказывает любое сервисное подразделение Группы, в том числе ИТ, продаются по себестоимости нашим бизнесам посредством заключения SLА. Поэтому этот блок стратегии направлен на развитие процессного управления ИТ, правильное формирование стоимости ИТ-сервисов и заключение SLA, а также имеет целью повысить прозрачность ценообразования ИТ-услуг как для его понимания внутри Группы, так и вовне при дальнейшей возможной продаже ИТ-сервисов внешним клиентам.

TAdviser: Вероятно, ИТ-стратегия предполагает реализацию портфеля проектов. Каким образом в ФГ «Лайф» строится проектная деятельность?

Евгений Павлов: Да, применительно к проектной деятельности в направлении ИТ у нас существует понятие Единой сервисной технологической платформы, и ежегодно в рамках нее формируется портфель проектов, промежуточные результаты которых контролирует, в том числе, президент Группы. Каждый проект имеет свой KPI, еженедельно проводятся встречи, где рассматриваются отчеты о проделанной работе и дальнейшие планы реализации поставленных задач. Такая оперсистема позволяет своевременно обнаруживать проблемы и избегать рисков.

TAdviser: В продолжение проектной темы, какие ключевые ИТ-проекты были реализованы в ФГ «Лайф» в 2013 году?

Евгений Павлов: Самым масштабным и сложным проектом в 2013 году, пожалуй, было построение резервного ЦОДа. Для него мы использовали арендованную площадку, где разместили собственное оборудование. Помимо непосредственно создания ЦОДа, мы также провели перестроение большинства наших систем на виртуальную среду на базе ПО VMware, что позволит им работать в распределенной среде.

В числе других крупных проектов - запуск шины (Enterprise Service Bus), построение универсального слоя банковских сервисов в рамках перевода ПО в сервис-ориентированную архитектуру. Этот проект продолжается и в 2014 году. С одной стороны, он направлен на развязку существующих систем, а с другой стороны - на подключение новых.

Еще один проект - внедрение MDM-системы для управления нормативно-справочной документацией. Чаще всего проекты MDM затрагивают только клиентские данные, но мы пошли немного дальше и завели на систему MDM справочники, которые используются во всех основных системах. В результате все наши программные продукты, а их больше 20, будут обращаться к одним и тем же справочникам.

Среди интересных проектов 2013 года - большой проект по лидогенерации. Его цель – обработка массива неструктурированных клиентских данных с использованием математических моделей, позволяющих получить лиды – информацию о клиентах с большой вероятностью имеющих те или иные потребности. Лиды направляются персональным менеджерам, которые обрабатывают их, и, убедившись в наличии у клиента выявленной потребности, совершают upsell.

TAdviser: Какие основные ИТ-проекты запланированы на 2014 год?

Евгений Павлов: В этом году у нас активно продолжается проект Enterprise Service Bus, мы подключаем к шине все новые системы. Предположительный срок завершения этого проекта – конец 2015 года.

В 2014 году в рамках ИТ-стратегии стартовал проект по управлению жизненным циклом приложений. Изначально этот проект планировался на год, но, скорее всего, срок его реализации будет продлен и составит не менее двух лет. Это связано с тем, что, несмотря на довольно большое количество собственных разработчиков, у нас был не до конца выстроен процесс разработки ПО: отсутствовали классические службы тестирования и т.д. Сейчас мы уже переросли тот уровень разработки, когда одни и те же люди могут заниматься и тем, и другим, и нуждаемся в распределении функционала и качественном управлении жизненным циклом.

Этот подход разумного распределения функционала применим и ко всей ИТ-службе ФГ «Лайф». Еще в прошлом году назрели и были реализованы ее структурные изменения. В рамках подразделения ИТ мы выделили несколько процессов и департаментов: направление архитектуры и эксплуатации приложений, управление ИТ-инфраструктурой, блоки поддержки рабочих мест, разработки, пластиковых карт, ДБО, аналитики и отчетности.

Продолжая говорить о проектах, можно отметить, что развитие облачных технологий - LifeCloud - также проект 2014 года, в этом же году начался новый этап проекта по развитию рисковой отчетности. Продолжается проект по лидогенерации. Помимо этого, сейчас мы запускаем ряд пилотных проектов, имеющих целью проверку некоторых гипотез.

TAdviser: Любая стратегия строится на инфраструктуре. Как устроена ИТ-инфраструктура Группы? Какие основные ИТ-системы используются? Насколько унифицированной является ИТ-инфраструктура для разных банков Группы?

Евгений Павлов: В Финансовую Группу «Лайф» помимо классических банков входят также Банк24.ру, Бюро финансовых решений «Пойдем» и Национальный банк сбережений. Эти три банка имеют свою собственную инфраструктуру и программное обеспечение. Все остальные объединены общей инфраструктурой и используют одно и то же ПО. Недавно санированный Группой банк «Солидарность» также был переведен на наши системы.

ИТ-инфраструктура ФГ «Лайф» полностью централизована. Мы используем два дата-центра, которые расположены в Москве, и все банки эксплуатируют ПО, размещенное на этих площадках. Что касается основных систем, для учета кредитов и депозитов мы используем нашу собственную разработку - «Фронт», которая писалась с самого основания Группы, а главная книга и РКО у нас работают на базе ПО RS-Bank V6.

В виду того, что Группа постоянно пополняется новыми активами, в 2013 году мы проводили обследование, насколько наша собственная разработка способна справиться с такими расширениями, и оно показало, что в ближайшие 5-10 лет она может успешно работать. В прошлом же году мы осуществили ее модернизацию.

Если говорить о пластиковых картах, мы используем систему Way4. Наш процессинговый центр также расположен в Москве, и в нем обслуживаются как банки Группы «Лайф», так и некоторые сторонние банки, например, «Земский банк» и «Неклис-банк».

TAdviser: Продолжая разговор о приложениях, какие аналитические системы вы используете?

Евгений Павлов: Корпоративное хранилище у нас построено на базе Oracle, оно было внедрено еще в 2011 году и используется, в основном, для управленческой отчетности. Для рисковой отчетности мы используем SAS for banking. Помимо этого, в прошлом году мы внедрили ПО SAS для анализа операционных рисков. Мы также смотрим в сторону аналитических CRM. Сейчас завершено обследование, и мы ведем выбор вендора такой системы.

TAdviser: А какие-то другие CRM-системы вы уже используете?

Евгений Павлов: Да, в общей сложности у нас используется четыре различных CRM в разных бизнес-подразделениях. Среди них присутствуют как промышленные решения, такие как, Microsoft Dynamics CRM, так и самописная система, к которой со стороны бизнеса нет никаких нареканий.

TAdviser: Сколько всего человек работает в ИТ-департаменте ФГ Лайф, и как изменился его штат за последнее время?

Евгений Павлов: Численность штата ИТ-подразделений Группы – немногим более 500 человек. Это довольно большая команда, и в последнее время количество сотрудников в ней остается приблизительно на одном и том же уровне. Расширения штата мы не планируем, с целью оптимизации затрат новые задачи будут перераспределяться внутри и частично передаваться на аутсорсинг.

Мы используем аутсорсинг уже сейчас: в частности, для обслуживания всех наших аппаратных решений, а также для администрирования баз данных. На аутсорсинге находится и поддержка RS-Bank. Мы работаем с выделенными сотрудниками аутсорсера, которые размещаются на нашей территории, это позволяет контролировать качество выполнения задач. В работе с аутсорсерами для нас крайне важно, чтобы в договорах с ними были прописаны те же KPI, которые перед ИТ-службой ставят бизнес-подразделения. С такими подрядчиками у нас складываются долгосрочные партнерские отношения.