2018/07/30 08:46:56

Как VDI решает проблемы бизнеса?
TADетали

Виртуальные рабочие столы (VDI) стали повседневностью для российских компаний. Наиболее востребована технология в банках, телекоме и промышленных предприятиях, но постепенно к VDI приходят и другие коммерческие компании. В том, как правильно внедрять эту технологию, какие решения для этого использовать и в чем отличие VDI от тонких клиентов, помогали разбираться специалисты компании «Крок»: руководитель направления инфраструктурных решений Иван Шумовский и эксперт по решениям VDI Илья Шкляев.

Содержание

Почему эта зрелая технология продолжает набирать популярность

Потребность в VDI в бизнесе достаточно стабильна. Если ориентироваться на рейтинг Hype Cycle компании Gartner, то можно проследить достаточно четкие закономерности: 7-10 лет назад VDI оценивался как новая технология, а потому находился на стадии «завышенных ожиданий». Сейчас он на этапе «плато продуктивности».

«
Ошибки после первых внедрений выявлены и решены, появились серверы с большей плотностью, быстрые flash-системы хранения данных стали доступнее. К тому же, за время существования технология стала значительно дешевле за счет снижения удельной стоимости лицензий, оборудования, изменения политик лицензирования, — рассказывает Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании «Крок».
»

Выгоды от внедрения VDI стали более ощутимыми. Технология дает возможность быстро обеспечить доступ сотрудников (удаленных, в том числе) к бизнес-приложениям. Эксперты говорят, что это позволяет оперативно подключать к работе тысячи работников. В этом сценарии отпадает необходимость переписывать приложения, возиться с адаптивным интерфейсом и созданием дополнительных наборов функций. Что, как правило, еще и влетает в копеечку.

Кроме повышения эффективности обслуживания за счет централизации всех рабочих мест в компании, можно говорить и сокращении ИБ-рисков. Использование VDI дает возможность создать единую точку входа для всех сотрудников, а данные хранятся централизованно.

Внедряем VDI: основные этапы проекта

Подходы для внедрения VDI стандартны. Сначала проводится аудит и оценка целесообразности, затем — формирование требований, третьим этапом становится закупка оборудования и лицензий, после чего производится внедрение.

«
Однако особенности есть на первоначальных этапах: заказчику с помощью грамотного подрядчика следует четко определить, для чего необходимо внедрение VDI, своего рода сценарии. Будет ли это решение для организации работы уже имеющихся приложений и пользователей, или для будущего расширения и развития компании. Это, кстати, может является триггером с точки зрения выделения и более эффективного использования бюджетов, — отмечает Илья Шкляев, эксперт по решениям VDI компании «Крок».
»

Например, деньги, которые планировалось потратить на обновление рабочих станций и операционных систем в случае внедрения VDI могут быть направлены на закупку тонких клиентов и лицензий ОС и самой VDI. Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

Но есть и другой важный момент: компании необходимо понять собственный уровень зрелости с точки зрения существующей ИТ-инфраструктуры, а также парка приложений и даже операционных систем. Таким образом, основной задачей становится определение собственной готовности (инфраструктурной — в первую очередь) к переходу на новые технологии и к изменениям. Именно поэтому важным этапом становится создание прототипа инфраструктуры, что помогает подобрать наиболее подходящие платформы и оборудование. Как правило, такой проект охватывает около 200 пользователей, после чего принимается решение о его масштабировании на всю компанию.

«
Сроки внедрения зависят напрямую от задач и количества пользователей, — считает Иван Шумовский. — Период окупаемости технологии VDI, конечно, не такой короткий, как хотелось бы, но занимает в среднем от 1 до 3 лет, что неплохо. В последующие годы эксплуатации ROI достигает 30% по сравнению с ПК. Кроме того, вычислительное оборудование можно получить по модели HaaS (Hardware as a Service) без единовременных затрат на вычислительную инфраструктуру, разместив его как в аутсорсинговом ЦОД, так и в корпоративном дата-центре.
»

Какие решения популярны на рынке

Говоря о конкретных решениях, можно сказать, что востребованными остаются продукты Citrix, VMware, Huawei, Parallels. Но есть варианты и на внутрироссийском рынке. К началу 2019 г. на рынок планируется выпустить местное решение по терминальному доступу, дополненное функциональностью VDI. Впрочем, полноценных российских аналогов VDI пока не существует.

На уровне инфраструктур популярны гиперконвергентные решения. Среди них эксперты выделяют Dell EMC VxRail, которое объединяет в себе готовый набор железа и софта для стабильной работы виртуальных рабочих столов. Стоит отметить, что гиперконвергентные платформы заточены под виртуализацию, быстро тиражируются и управляются из единой точки, а это очень важно при географическом масштабировании ИТ-проектов в регионы. Эффективность хранения данных выше за счет встроенной дедупликации и сжатия.

«
Мы предлагаем эти решения в рамках подхода «умное хранение данных», помогая заказчикам перестроить инфраструктуру в соответствии с требованиями цифровой трансформации бизнеса и обработки данных в режиме реального времени. Среди тонких клиентов наиболее широко распространен Dell Wyse, который отличается гибкостью и может работать на инфраструктуре практически любого вендора, — говорит Илья Шкляев.
»

Тонкий клиент и VDI — почему это не одно и то же

Термин «тонкий клиент» имеет несколько значений. В разработке ПО, например, это «легкий» клиент приложения, например, веб-интерфейс. Для технологии терминального доступа и VDI под «тонким» клиентом подразумевается небольшой по размерам персональный компьютер с пассивным охлаждением и без движущихся частей, но с большим сроком эксплуатации — вплоть до 10 лет. Он оснащен легкой версией операционной системы (это может Linux, Windows или даже собственная ОС того или иного производителя), на которой нет традиционного набора приложений. Единственное, что есть — клиент с доступом к VDI. Все приложения находятся в виртуальной рабочей станции в центре обработки данных. Администрировать сотни компьютеров в таком централизованном режиме гораздо эффективнее.

Таким образом, VDI — это средство централизации существующих приложений внутри виртуальных рабочих станций в ЦОД и доступа к ним с обычного персонального компьютера или тонкого клиента.

Примеры знаковых проектов в российских компаниях

В России лидерами по внедрению VDI стали телеком-компании, банки и промышленные предприятия. На производстве VDI необходим не только для решения классических задач, но и для производительной работы ресурсоемких приложений, с которыми работают конструкторы и инженеры.

«
Пару лет назад на крупном промышленном предприятии в Магнитогорске началось внедрение решения по виртуализации рабочих станций. К 2020 году оно охватит 4 тыс. пользователей организации. Что, в свою очередь позволит снизить затраты на обслуживание рабочих мест, сократить число заявок в службу технической поддержки и время на развертывание и восстановление рабочих станций, а также значительно повысить уровень информационной безопасности информационных систем, — приводит пример Илья Шкляев.
»

Для банков технология также стала повседневной необходимостью и все компании из топ-10 этого сегмента уже перешли или переходят к VDI. Например, в проекте для Райффайзенбанка компания «Крок» помогла перевести более двухсот офисов на VDI из двух дата-центров заказчика. Итогом проекта стало то, что c системами банка удаленно и работают 9 тыс. сотрудников, ускорилось открытие новых отделений.