2019/06/24 13:03:40

Министр ИТ и связи Ростовской области Герман Лопаткин - о цифровой трансформации и создании «суперсервисов» в регионе

С 10 по 11 сентября в Ростове-на-Дону пройдет IV Всероссийская конференция на тему: «Информационная безопасность и импортозамещение». Основная ее задача – обмен опытом по специфике работы в сфере информационной безопасности в органах государственной власти, а также налаживание контактов и делового сотрудничества между регионами России в сфере защиты информации. Организационный партнер конференции - российский разработчик сертифицированного ПО в сфере информационной безопасности «ИнфоТеКС». В преддверии конференции об актуальных вопросах, связанных с цифровой трансформацией, и о том, как обеспечить информационную безопасность, в интервью TAdviser рассказал министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин.

Герман
Лопаткин
Думаю, что в 2020 году доля пользователей портала госуслуг в Ростовской области достигнет не менее 90%

Герман Анатолиевич! Происходит ли в Правительстве Ростовской области и в целом в регионе цифровая трансформация и, если да, то в чем она проявляется? Каковы ее основные цели и этапы?

Герман Лопаткин: В 2019 году началась реализация нового майского указа президента № 204 о национальных целях и стратегических задачах развития. В рамках реализации данных стратегических направлений в Ростовской области утверждены паспорта 48 региональных проектов, в том числе паспорт региональной программы «Цифровое развитие экономики Ростовской области».

Так как цифровая трансформация затрагивает все приоритетные отрасли экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство и финансовые услуги, соответственно, ее реализацией занимаются все региональные власти в рамках своей компетенции.

Мининформсвязь области основное внимание уделяет развитию сети Интернет в донском регионе. Ведь без интернета невозможно оказание современных услуг населению. Сейчас высокоскоростным доступом к сети обеспечены все медицинские организации государственной и муниципальной собственности. В 2021 году к интернету будут подключены все фельдшерско-акушерские пункты и образовательные организации.Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

Постоянно оптимизируется процесс предоставления электронных услуг. Наша задача – сократить количество документов, требуемых для получения услуги, а также сроки ее получения. Одновременно проводятся мероприятия, направленные на внедрение цифровых сервисов и технологий в повседневную жизнь граждан, бизнеса, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Какой процент жителей Ростовской области зарегистрирован на портале госуслугЕСИА)? Какого показателя планируете достичь к концу 2019 года?

Герман Лопаткин: На протяжении последних лет приоритетным вопросом в Ростовской области была реализация указа президента России № 601. Регион планомерно обеспечивал его реализацию в части увеличения «доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Ростовская область ежегодно занимала лидирующую позицию в Южном федеральном округе.

Согласно данным Росстата, опубликованным в марте 2019 года, в Ростовской области 601-й указ президента выполнен. Итоговое значение показателя составило 78,4%, превысив плановое на 8,4%.

В рамках майского указа президента № 204 необходимо обеспечить переход граждан на преимущественно электронное взаимодействие с государством. В связи с этим мы продолжаем развитие цифровых государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов. И спрос на электронные услуги и сервисы постоянно растет. Только за прошедшие полгода количество пользователей портала в Ростовской области увеличилось до 80% (2,9 млн человек).

Думаю, что в 2020 году доля пользователей портала госуслуг в регионе достигнет не менее 90%. Не зря же Ростовская область считается одним из лидеров в ИТ-сфере – наши жители активны и стремятся к инновациям.

Федеральные власти ведут активную разработку т.н. супер-сервисов – комплексных госуслуг. А как обстоят дела с комплексными услугами регионального уровня? Какие услуги могут появиться в таком формате, в первую очередь?

Герман Лопаткин: Цифровая повестка уже активно вошла в жизнь большинства жителей региона. Более 60% взрослых граждан ежедневно используют различные интернет-сервисы: от онлайн-кинотеатров и интернет-покупок до навигационных приложений. Теперь основная задача, как на федеральном, так и региональном уровнях – объединение услуг в комплексные сервисы по жизненным ситуациям.

На сегодняшний день сформированы рабочие группы по созданию «суперсервисов» с участием представителей регионов. От Ростовской области в рабочие группы входит порядка 30 человек. Сейчас в работе 25 приоритетных «суперсервисов», среди которых: оформление европротокола, социальная помощь, пенсионное обеспечение, поступление в вуз, цифровое строительство, здравоохранение и пр.

До конца 2019 года уже будут запущены два из них. Граждане смогут в течение секунд оформить онлайн европротокол в случае ДТП, а также оперативно снять все ограничения для выезда за границу, оплатив свои задолженности и штрафы.

Развиваете ли вы проактивность госуслуг? Приведите примеры, расскажите о планах.

Герман Лопаткин: «Проактивным» называется режим, когда государственные услуги начинают оказываться человеку просто по факту получения им права на них - без подачи заявлений с его стороны. Сейчас мы работаем над пилотным проектом. В планах у нас разработка мобильного приложения с интегрированной экспертной системой. Система будет проводить анализ с помощью интерактивного помощника и осуществлять «адресное» оказание услуг.

Иными словами, изучив потребности гражданина, система будет формировать рекомендации по получению подходящей услуги в зависимости от «жизненной ситуации» заявителя, опираясь на статистику ранее полученных услуг и опросных данных. Здесь вместо заявительного подхода реализуется уведомительный подход, при котором гражданин заблаговременно уведомляется о возможности получения ими той или иной услуги или сервиса.

Система самообучающаяся. Со временем разработанные алгоритмы позволят прогнозировать потребность в электронных услугах и информировать граждан о появившихся возможностях.

Очередной новеллой в области электронных услуг станет онлайн предоставление услуг – абсолютно автоматическое, без необходимости личного посещения органов власти и участия специалистов. Результат заявителю будет выдаваться также электронный.

Какова динамика очных визитов граждан в ведомства? Снижаете ли их число?

Герман Лопаткин: Как вы видите из приведенных мною данных, наш регион уже уверенно переходит на электронный формат взаимодействия с государством. Причем, как в части получения услуг, так и в части обращений в органы власти. Преимущественно граждане пользуются двумя основными каналами: порталом госуслуг или МФЦ.

С начала года жителями региона заказано более 1 млн электронных услуг. Чтобы сократить число обращений в органы власти на портале госуслуг создана возможность досудебного обжалования. Это может быть, например, нарушение сроков предоставления услуги, отказ в приеме документов либо неправомерные действия должностных лиц.

Недавно мы внедрили механизм оценки качества электронных услуг. Он позволяет нашим жителям оценить и дать обратную связь.

Также на региональном портале правительства можно записаться на интерактивный прием к губернатору, либо оставить свое обращение в «Электронной приемной граждан». С помощью интернета стала возможной передача обращения из любого города, района и сельского поселения Ростовской области. Теперь не нужно приезжать лично и стоять в очереди для того, чтобы передать обращение. Также мы прорабатываем возможность записи на прием в организацию с помощью мобильного приложения.

Каковы основные показатели развития МФЦ? Взаимодействует ли сеть МФЦ с инфраструктурой электронного правительства региона? (В некоторых регионах операторы МФЦ помогают жителям регистрироваться в ЕСИА и получать услуги через ЕПГУ).

Герман Лопаткин: Сеть МФЦ региона уже не первый год активно взаимодействует с инфраструктурой электронного правительства, осуществляет обмен данными через систему межведомственного электронного взаимодействия, активно участвует в развитии электронных услуг, в том числе в рамках регистрации и подтверждения личности граждан в ЕСИА.

С 2015 года за подтверждением учетной записи в МФЦ Ростовской области обратилось 1,5 млн человек.

Как вы оцениваете развитие инфраструктуры электронных госуслуг на федеральном уровне (ЕСИА, СМЭВ, ЕПГУ)? Какие направления развития считаете наиболее востребованными?

Герман Лопаткин: В целом платформа электронного правительства уже построена: разработан портал госуслуг, внедрена Единая система идентификациии аутентификации пользователей, налажено электронное взаимодействие.

У российского портала госуслуг самый большой трафик среди всех государственных порталов в мире - около 1 млрд посещений в 2018 году. В ЕСИА зарегистрировано 80 млн учетных записей, в системе проходит 4,5 млн авторизаций в сутки. Через СМЭВ ежедневно проходит 100 млн защищенных юридически значимых транзакций.

На федеральном уровне на ближайшие шесть лет в сфере развития электронных услуг определены следующие основные приоритеты: объединение услуг в «суперсервисы» - комплекс услуг в один клик, получение результата в цифровом виде, а не только подача электронного заявления, оказание услуг в режиме реального времени.

Востребованным направлением я считаю развитие национальных платежных инструментов и стимулирование безналичных платежей, в том числе при получении электронных услуг. Первым шагом станет отмена банковской комиссии при оплате штрафов ГИБДД на портале госуслуг картами «Мир». На сегодняшний день банковская комиссия при оплате штрафов ГИБДД составляет 0,7%. Держатели карт «Мир» смогут сэкономить и оплачивать только стоимость штрафа. Проект обещают запустить до конца июня.

Дальнейшее развитие портала я вижу в коммерческом использовании этой инфраструктуры. Это как внедрение полезных услуг для бизнеса, так и предоставление данные из государственных систем бизнес-компаниям для создания ими сервисов для граждан.

Какова ситуация с доступностью интернета в бюджетных организациях – школах и медучреждениях, прежде всего? Каковы планы по его подключению?

Герман Лопаткин: За прошедшие два года завершена работа по подключению к высокоскоростному интернету медицинских учреждений области. Всего подключено 335 медицинских учреждений.

Завершена работа по обеспечению высокоскоростным доступом к сети общеобразовательных учреждений, используемых в качестве пунктов проведения единого государственного экзамена.

Далее работа будет вестись в соответствии с федеральным проектом «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

До конца 2021 года планируется подключить к высокоскоростной сети Интернет все фельдшерско-акушерские пункты Ростовской области и образовательные организации, реализующие программы общего и среднего профессионального образования. Подключение других социально-значимых объектов (пожарные части и пожарные посты, участковые пункты полиции, органы местного самоуправления и другие) планируется осуществить до конца 2024 года.

Ожидаете ли вы, что цифровизация приведет к сокращению числа чиновников в правительстве Ростовской области?

Герман Лопаткин: Хочу отметить, что в рамках цифровизации реформы неизбежны. Одна из сторон оптимизации аппарата чиновников — это повышение уровня оплаты труда госслужащих до конкурентной планки в сравнении с другими ведущими профессиями, куда молодые и перспективные кадры идут охотнее. А в рамках цифровой экономики нам нужны молодые и активные специалисты.

Со своей стороны, хочу отметить, что смысл цифровизации не в том, чтобы заместить человечество машинами. Они, безусловно, возьмут на себя большое количество всевозможных типичных операций. Но как бы ни был типизирован процесс, все, что может искусственный интеллект сегодня, - это предложить стандартные, ранее уже принятые человеком решения.

Цифровизация неминуемо создает риски в области информационной безопасности. Каковы основные направления минимизации этих рисков в Ростовской области?

Герман Лопаткин: Цифровизация имеет большое значение для социальной и экономической стабильности нашей области. С другой стороны, увеличение объемов «оцифровки» - когда все сделки или услуги происходят в цифровом пространстве - пропорционально увеличивает риск модификации и недостоверности предоставляемой информации.

В современном мире «падение» одного сервера или информационной системы от компьютерных атак может привести к экономическому или социальному коллапсу.

Для минимизации рисков мы уделяем внимание защите от киберугроз региональных информационных ресурсов, сетей связи общего пользования, а также национального сегмента Интернет. Особое внимание направлено на обеспечение защиты личных (персональных) данных граждан.

На сегодняшний день информационные ресурсы и системы Ростовской области имеют необходимый уровень защиты. Мы применяем только сертифицированные средства защиты информации ведущих российских производителей, наши специалисты имеют необходимый уровень квалификации, который постоянно повышается.

Но в тоже время мы ежегодно фиксируем лавинообразный рост компьютерных атак на информационные ресурсы региона и прекрасно осознаем, что нельзя останавливаться на достигнутом. Каждая наша задержка в развитии системы информационной безопасности региона — это дополнительная возможность для кибер-злоумышленников.