2018/10/15 07:14:20

Первое интервью министра Константина Носкова - о приоритетах, команде и бюджете цифрового развития России

Своё первое интервью министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Константин Носков дал TAdviser. Ответив на вопросы главного редактора издания Александра Левашова, он рассказал об обновленной команде и основных приоритетах министерства, о финансировании нацпроекта «Цифровая экономика» и роли крупных корпораций в его реализации.

Содержание

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков

О приоритетах

Константин Юрьевич, со дня вашего назначения прошло около 150 дней. Удалось ли сформировать приоритеты, собрать команду, достичь каких-то первых, быстрых побед?

Константин Носков: Читатели Вашего издания, естественно, знают о приоритетах, заложенных в национальном проекте «Цифровая экономика». Что касается внутренних приоритетов, которые есть у меня, и которые я ставлю перед своей командой в министерстве, то их несколько.

Первое – это развитие инфраструктуры или, как, я его формулирую, "интернет всем и всегда". Этим занимается отдельный заместитель министра Иванов Олег Анатольевич. Его миссия – обеспечить в ближайшие годы интернет всем и всегда. Способы, какими мы будем этого достигать, могут быть совершенно разными. Это может быть традиционное оптоволокно, но останутся и места, где мы будем пользоваться спутником. Их должно быть минимальное количество. Кроме того, сейчас мы прорабатываем проекты по доставке интернета с помощью беспроводных технологий по большей части территории страны.

Почему этот приоритет очень важен? Другие отрасли являются заложниками отсутствия нашей интернет-инфраструктуры. Прежде всего, это здравоохранение и образование. Пока мы не обеспечим проведение интернета до самого последнего фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) в деревне, Министерство здравоохранения не сможет перейти на безбумажный документооборот. А это значит, что нам не удастся отменить все эти распечатываемые эпикризы и рецепты.

До конца 2021 года мы будем стремиться покрыть интернетом подавляющую часть государственных и муниципальных учреждений, в том числе, больницы, ФАПы, школы, участковые пункты полиции – везде будет интернет. Это даст возможность другим отраслевым ведомствам двигаться в сторону информатизации. Параллельно мы рассчитываем на то, что к интернету будут подключаться и жители этих населенных пунктов.

С приоритетом номер 1 понятно. В чем заключаются следующие?

Константин Носков: Другой приоритет – это развитие ИТ-отрасли. Это, наверное, то, чего нет напрямую в национальном проекте «Цифровая экономика», но это мой приоритет, как министра. На это накладывается и задача импортозамещения. Я думаю, это хороший повод для развития отдельных программных продуктов, разработанных нашими компаниями. У нас есть все условия для этого - льготная система налогообложения для российских ИТ-компаний, реестр отечественного софта и, соответственно, преференции по госзакупкам.

Кроме того, мы начинаем отрабатывать программы перехода на отечественный софт с госкорпорациями и госкомпаниями. В частности, создали рабочую группу с РЖД. А это один из крупнейших потребителей, закупающий программное обеспечение на миллиарды рублей в год. Я возглавил эту рабочую группу. Мы уже провели пару заседаний, где рассматриваем предложения российских ИТ-компаний, что можно продать в РЖД. А РЖД в данный момент анализирует свои программные продукты и далее выдаст технические задания для российских разработчиков – что бы они хотели покупать, какие российские программные продукты. Такая, казалось бы, неправильная ручная модель управления, но когда речь идет об РЖД...

Целая отрасль, по сути.

Константин Носков: Да. Аналогичная ситуация с другими крупными государственными компаниями. В перспективе эта ручная работа даст многомиллиардные доходы для российских ИТ-компаний.

Следующий приоритет - кибербезопасность. Сейчас за кибербезопасность отвечает несколько ведомств. Есть МВД, есть ФСБ, в какой-то части это и вопрос Минкомсвязи.

Президент Сбербанка Герман Греф озвучил идею создать кибер-МЧС - аналог МЧС в цифровой сфере…

Константин Носков: Может быть, это было бы правильно. Но задача очень комплексная и многогранная, здесь нужно действовать аккуратно.

Еще один приоритет – это кадры для ИТ-отрасли. Это больше такая закладка на будущее. В мой срок работы министром деятельность по развитию ИТ-образования вряд ли даст результаты, но очевидно, что нужно активно инвестировать не только в университетское образование, чем мы, безусловно, будем заниматься, но и в школьное образование, в математическое образование в школах, чтобы давать ресурсы для ИТ-компаний. Это сыграет на периоде десятилетия, когда меня уже не будет в этом кабинете, но, тем не менее, это важный приоритет.

Еще один из инструментов, который будет курировать отдельный заместитель, это продвижение российских ИТ-компаний за рубеж. Я несколько меняю нацеленность работы нашего международного блока в министерстве. Стараюсь смещать акценты с работы на условно политическом уровне - взаимодействие с Международным союзом электросвязи, почтовыми союзами, различными региональными объединениями, на более приземлённые вопросы. KPI для международного блока – это конкретика: кого, когда, куда из российских компаний удалось продать за рубеж.

Ну и конечно важным приоритетом остаётся цифровое государство. Или электронное правительство – называть это можно по разному. Суть одна – мы должны делать удобным общение граждан и компаний с государством во всех его проявлениях. Глобальный вектор – предоставление проактивных услуг. Ну и в частности, мы ставим перед собой задачу реализовать ряд так называемых суперсервисов, это комплексные услуги, привязанные к жизненным ситуациям.

О цифровой команде

Как обстоят дела с командой обновленного министерства? Удалось ее сформировать?

Константин Носков: В целом, сформировалась команда заместителей, но в более широком понимании формирование команды идет. Частью команды я воспринимаю и региональных руководителей, занимающихся цифровизацией. Мне кажется, это то направление, где мы не дорабатывали. Партнерство с регионами - это огромный ресурс для достижения наших целей. Поэтому буду работать над тем, чтобы «цифровой командой» воспринимали не только людей из министерства, но и наших коллег, занимающихся цифровизацией во всей стране.

В самом министерстве есть естественное движение людей внутри структурных подразделений. Достаточно большое количество людей, отработав очередной политический цикл, приняло решение о смене места работы. Поэтому на уровне специалистов сейчас идет кадровая ротация.

Сейчас у Вас семь заместителей. Вы сказали о направлении, которое курирует Олег Иванов – связь. Понятно, что медиа продолжает курировать Алексей Волин. А чем будут заниматься другие заместители?

Константин Носков: Евгений Кисляков занимается реализацией и координацией национального проекта «Цифровая экономика», а также координацией расходов на ИТ.

В федеральных ведомствах?

Константин Носков: Да. И работа с регионами тоже у него.

Алексей Соколов - это заместитель, отвечающий за развитие ИТ-отрасли. Его KPI - это то, насколько рост ИТ-отрасли превзошел прогнозы Минэкономики. У него же - тематика кибербезопасности.

Олег Пак – это спецпроекты, которых у нас много. Олег Борисович зарекомендовал себя как эффективный реализатор больших проектов типа Чемпионата мира или биометрической идентификации. Впереди остается Универсиада в Красноярске, видеонаблюдение за выборами. В активную фазу перейдет тема цифровизации органов Прокуратуры – большой и важный проект. Подобного рода проекты могут быть из разных направлений, но у Олега Борисовича хорошо получается их реализовывать. Плюс он будет курировать области цифрового здравоохранения, цифрового образования, Умный город, взаимодействовать с отраслевыми министерствами по этим направлениям.

Максим Паршин – это Цифровое государство. Все, что связано с госуслугами в электронном виде и бэк-офисом госуправления, межведомственный и внутриведомственный документооборот и так далее.

Еще один заместитель - Олег Войтенко, он отвечает за бэк-офис нашего министерства, под ним все обеспечивающие службы. Плюс он же занимается обеспечением эффективной работы подведомственных предприятий, служб, агентств, нескольких университетов. Отдельно, наверное, нужно выделить направление развития почтовой отрасли и, в частности, ФГУП «Почта России». Как вы знаете, "Почта" сейчас тоже реформируется, запустился процесс акционирования. Это большой проект на ближайшие пару лет, как минимум. Олег Владимирович отвечает, в том числе, и за реформирование «Почты России».

Восьмая позиция заместителя министра является вакантной?

Константин Носков: Да. На этой позиции появится заместитель, который будет отвечать за международное направление - это такое сквозное направление, прежде всего работающее на продвижение отечественных ИТ и телекома.

Можно ли говорить о достижении каких-то быстрых побед за первые 150 дней работы?

Константин Носков: Есть административные, я бы сказал, взятые высоты. Но о победах я предпочту говорить, когда будут первые результаты.

О каких административных высотах идет речь?

Константин Носков: Был подготовлен национальный проект «Цифровая экономика». В бюджете на 2019-2021 годы под него выделены существенные ресурсы. Такого объема ресурсов Министерство связи никогда не видело, во всяком случае пару последних десятилетий. Тем более в совокупности с региональными ресурсами, с ресурсами корпораций, которые мы привлечем.

Ресурсы, которые тратятся на тематику цифровой экономики, вырастут в разы. И это в целом определенное достижение с административной точки зрения. Другое дело, что я не считаю это поводом давать кому-то награды, почетные грамоты или кого-то хвалить. Это не то что называется быстрой победой. Это необходимый промежуточный этап на пути реализации конечных целей.

К концу 2018 года, я надеюсь, мы завершим процесс подключения всех больниц в стране к интернету. Вот это уже будет результат, о котором можно будет говорить. Но об этом поговорим в своё время.

О системе управления цифровой экономикой

Как и во многих других сферах, в вопросах государственного управления цифровой экономикой усиливается децентрализация. Есть Министерство цифрового развития, есть специально выделенный вице-премьер Максим Акимов, есть АНО "Цифровая экономика", есть помощник президента Андрей Белоусов и его экспертное управление, и т.д. Вы не могли бы объяснить, как происходит взаимодействие разных центров силы?

Константин Носков: Давайте попробуем. Во-первых, я точно не снимаю с себя ответственности за цифровую экономику. Есть вопросы – всегда ко мне. Если смотреть с глобального уровня, то начать нужно с целеполагания – оно у нас идет от указа президента, где достаточно подробно прописаны цели цифровой экономики. Сама реализация национального проекта построена так, что активную роль в этом принимает АНО «Цифровая экономика». Учредителями этого АНО являются, как Вы знаете, большое количество крупных компаний. Это такой голос бизнеса.

Наблюдательный совет АНО возглавляет Андрей Рэмович Белоусов. Туда вхожу, в том числе, и я. Участвует в работе Максим Алексеевич Акимов. В целом на сегодня наблюдательный совет АНО «Цифровая экономика» - это, с одной стороны, такая площадка для целеполагания, с другой стороны, большой согласительный орган, где мы все договариваемся о том, чего нужно достичь.

В частности, на предыдущем заседании совета были определены вехи на ближайшие годы, чего должно достичь правительство. На следующем заседании мы будем обсуждать вопросы финансирования.

Финансирование закреплено в законе о федеральном бюджете, в нашем национальном проекте. Тем не менее, я с готовностью обсуждаю это на площадке АНО "Цифровая экономика" и с бизнесом, и с моими руководителями - с Акимовым и с Белоусовым. Я считаю, что конфликты всегда негативно влияют на результат. Всегда легче быть открытым, находить какие-то взаимоприемлемые решения, чтобы двигаться вместе. Это, считаю, всегда результативно. Конечно же плотно работаем с Проектом офисом программы «Цифровая экономика», который функционирует на базе Аналитического центра при Правительстве. Они нам здорово помогают, за что им отдельное спасибо!

Особую роль вице-премьера я считаю большим достижением нынешней структуры правительства, потому что по своим полномочиям он способен снимать какие-то разногласия между разными ведомствами. Без "своего" вице-премьера министерству в предыдущей реинкарнации было сложно. Понятно, что куратор был, но у Аркадия Владимировича было множество других вопросов. У Максима Алексеевича это важнейший приоритет, он уделяет этому много времени…

Один из двух главных приоритетов, наряду с транспортом, насколько я понимаю…

Константин Носков: Да. Поэтому, конечно, большое преимущество для меня – иметь такого заинтересованного вице-премьера.

Уже были случаи, когда он помог снять какие-то важные противоречия?

Константин Носков: Безусловно. Это текущая работа, которая происходит постоянно. Поэтому в целом пока не чувствую каких-то трений между разными центрами сил.

О финансировании цифровой экономики

Какое финансирование запланировано на нацпроект "Цифровая экономика" из федерального бюджета?

Константин Носков: Федеральное бюджетное финансирование – триллион восемьдесят миллиардов рублей.

Это до 2024 года?

Константин Носков: Да.

Включая текущие расходы, которые и так заложены на информатизацию федеральных ведомств, примерно по 100 миллиардов рублей в год?

Константин Носков: Нет. Триллион восемьдесят миллиардов – это дополнительные средства, выделяемые в рамках Национального проекта «Цифровая экономика».

Как будет распределяться финансирование по годам?

Константин Носков: В 2019 году через Министерство цифрового развития будет направлено около 95 млрд рублей. Далее по годам будет увеличение – 120, 150, 250 и т.д.

А как обстоят дела с региональным финансированием?

Константин Носков: По регионам пока сказать сложно. Мы слишком поздно определились с бюджетом на федеральном уровне - и с общей суммой, и с деньгами на 2019-2020 годы. Мы, конечно, спрашивали у регионов, сколько денег они планируют тратить на цифровую экономику, но регионы, естественно, в условиях, когда не понимали, сколько будут тратить федералы, давали цифры, я думаю, не совсем корректные.

О роли корпораций

Я вспоминаю нашумевшую инициативу Андрея Белоусова об изъятии сверхприбыли у крупных предприятий. Была создана рабочая группа. Обсуждалось, что часть этих денег может быть направлена на проекты цифровизации… Заложены они в паспорте нацпроекта? Или пока нет?

Константин Носков: В эту рабочую группу, которую Вы упомянули, вхожу и я. И сейчас мы работаем над тем, чтобы предоставить бизнесу для рассмотрения различные варианты инвестиционных проектов, в которые они могут вложиться. Мы будем говорить и об инфраструктуре, и о дата-центрах. Это могут быть проекты по микроэлектронике, потому-что у нас вырастет спрос, например, на датчики для интернета вещей. Мы будем искать подобные проекты и предлагать их бизнесменам. Или просто называть области, где мы видим взрывной спрос.

В СМИ была информация о том, что 30 госкомпаний и госкорпораций должны будут запустить процессы цифровой трансформации не менее чем на 30 миллиардов рублей. Ваше министерство каким-то образом участвует в этой действительности?

Константин Носков: Честно говоря, таких магических цифр - 30 миллиардов, 30 госкомпаний – не слышал. Но, безусловно, мы работаем с госкорпорациями и госкомпаниями. Я уже привел в пример РЖД. Также мы, например, общаемся с Транснефтью. Будем и дальше работать в этом направлении.

В ручном режиме?

Константин Носков: Думаю, что да. Например, есть программы инновационного развития, которые готовят крупные государственные компании, и вопросы цифровизации можно вписывать туда. Просто надо посмотреть, насколько это работающий или неработающий инструмент. Принесет ли это пользу. А иногда срабатывает просто мой звонок руководителю корпорации по поводу какого-то конкретного многомиллиардного конкурса на закупку иностранного программного обеспечения. Так иногда эффективнее.

Константин Носков: Была такая история, да. Мы договорились тогда с руководителем, что мы найдем замену части продукции, которую они планируют закупать, на основе нашего реестра программного обеспечения. Пример точечный, наверное, несистемный, но это плюс сотни миллионов рублей нашим разработчикам.

О директорах по цифровизации

Премьер-министр давал поручение о том, что в федеральных ведомствах должны появиться директора по цифровизации (CDO). В Минтруда, в Минтрансе такие заместители министров уже появились (Алексей Скляр и Алексей Семенов, соответственно). В Минздраве, в Миннауки, в некоторых других, я знаю, обсуждаются. Какова роль вашего министерства в выборе этих людей? Оцениваете ли вы их компетенции? Собеседуете, советуете? Каким образом это происходит?

Константин Носков: Да, мои коллеги по правительству чаще всего спрашивают мои предложения о кандидатурах. Ну и, безусловно, большинство из моих коллег просят дать оценку назначаемых заместителей, кандидатов в заместители министра по цифровому развитию.

Прислушиваются к вашим советам?

Константин Носков: В той или иной степени, конечно, да.

Поступают ли к Вам просьбы от регионов, нуждаются ли они в консультациях, методиках по цифровой трансформации?

Константин Носков: Вопросов от регионов много. У нас есть чат общий.

В чате участвуют все региональные руководители, все руководство нашего министерства. Я всегда на связи, всегда вижу, в чем боли регионов, какие глобальные проблемы возникают, какие локальные сбои происходят. Если где-то что-то не так работает, информация раньше всего долетает именно из регионов. Поэтому здесь мы всегда в контакте. Помощь, безусловно, оказываем.

Планируется ли придать этой деятельности системность? Ведь в регионах компетенций меньше, чем в Москве и в федеральном центре…

Константин Носков: Не всегда так. Есть регионы – лидеры в своих направлениях. И это не обязательно Татарстан или Москва. Кто-то продвинут в одном направлении, кто-то в другом. В целом мне хочется сформировать такую команду из региональных CDO и создать такую атмосферу, чтобы коллеги обменивались лучшими практиками.

В сентябре 2018 года у нас прошло первое совещание региональных CDO в Дзержинске. Мы выезжали на три дня. Участвовали и назначенные, и еще не назначенные CDO из федеральных министерств. Первый день был посвящен трансляции федеральной повестки регионам. И выступали представители федеральных министерств. На второй день было общение, прямой контакт, я долго отвечал на вопросы. Потом регионы были разбиты на группы, и делали некоторые задания. В частности, попытались писать разделы региональных проектов по цифровой экономике. А на третий день как раз делились лучшими практиками. Это было первое мероприятие такого рода. В целом я доволен тем, как оно прошло. Думаю, что такие мероприятия мы будем делать, как минимум, раз в полгода.

Я и региональным ИТ-руководителям говорил - не считаю, что я или коллеги, с которыми я работаю, умнее вас. Вы на земле, вы руками делаете то, что мы пишем в каких-то метод-рекомендациях. Давайте работать вместе, или обмениваться друг с другом опытом. И, мне кажется, это уже на первом же мероприятии начало работать. Люди действительно подходили друг к другу, спрашивали. Кто еще не был знаком, обменивались контактами. Я стараюсь этот маховик запустить. А если добавим федеральное софинансирование, то, надеюсь, что все заработает. Это не исключает того, что мы будем делать методики и транслировать их в регионы, определять какие-то стандарты или методуказания. Безусловно, нет. Но, тем не менее, все факторы должны работать.

Как Вы видите себе этот механизм обмена лучшими практиками на регулярной основе? Раз в полгода встретиться – это же не вариант, этого явно недостаточно.

Константин Носков: Недостаточно, но вариант.

Это не системная работа.

Константин Носков: Согласен с Вами. Сейчас передо мной этот вопрос тоже стоит. Ответа, наверное, четкого нет. Пробую разные варианты. В том числе, попросил собирать лучшие практики через АНО «Цифровая экономика». Они начали запрашивать кейсы со своих учредителей, из бизнеса, и передавать в регионы. Я попросил выискивать то же самое в самих регионах. Мы обсуждали такую же работу в рамках АСИ, через Аналитический центр при Правительстве. Всех прошу подумать над некой платформой, которая бы позволяла посмотреть лучшую практику, заглянуть вовнутрь, вытащить что-то полезное для себя.

Я, честно говоря, пока не видел ничего такого, что бы меня удовлетворило. Но еще раз повторю - я всегда за конкуренцию. Поэтому надеюсь, что, стимулируя несколько центров компетенций этим заниматься, у кого-то получится что-то интересное. И исходя из спроса со стороны регионов мы поймем, что это работает.

Об импортозамещении

Импортозамещение в сфере ИТ за последние несколько лет, конечно, продвинулось, но состоялось далеко не в полном объеме. И даже не в половинном. Есть отдельные проекты по переводу баз данных с Oracle на PostgreSQL, есть внедрения "МойОфис" взамен Microsoft Office, кто-то мигрировал на Linux или внедрил отечественный документооборот. Но пока это лишь отдельные вспышки, а полноценных всеобъемлющих проектов почти нет. Исключение – Росимущество. Планируете ли вы какие-либо шаги для ускорения процесса перехода на российское ПО?

Константин Носков: Будем раскачивать процесс дальше. Но нельзя абсолютизировать импортозамещение. Нельзя, чтобы импортозамещение у нас привело к какому-то критическому снижению эффективности других процессов. Поэтому к импортозамещению нельзя подходить огульно, и нужно это делать достаточно аккуратно. Тем не менее, двигаться в эту сторону точно нужно, и у нас есть для этого все ресурсы.

Вы правы, что есть какие-то отдельные попытки провести импортозамещение. Ну, вот, наверное, в этом и проблема, что это отдельные попытки. Сейчас, в частности, перед нами стоит задача перевода органов власти на отечественный софт в части офисного программного обеспечения. Понимаю всю боль. Сам посидел на нескольких российских продуктах, и вижу, что это не всем удобный Microsoft Office. Но, тем не менее, мы действительно сейчас тратим миллиарды, может даже десятки миллиардов рублей на покупку этого программного обеспечения. Поэтому мы должны сделать так, чтобы эти миллиарды приходили к нашим программистам, нашим предпринимателям в области ИТ. И я думаю, что это достаточные ресурсы, чтобы создать конкурентоспособный продукт.

А как это сделать?

Константин Носков: Мы к этому все равно идем. Чтобы отечественные офисные продукты были удобнее, в частности, мы сделали запрос по ряду регионов, которые пытались их у себя внедрить. Уже получили от Москвы ряд конкретных технических ошибок, где это программное обеспечение работает не так. Ждем ответы из других регионов. На "Восходе" создали группу, которая мониторит все эти баги, дает разработчикам замечания. Разработчики дорабатывают, и мы смотрим прямо у себя, как устраняются эти замечания. Да, это ручная работа, помощь разработчикам. Но, тем не менее, надеюсь, что через какое-то время мы выйдем на более масштабную деятельность...

Но, что хочу здесь сказать, опять же возвращаясь к конкуренции - этот рынок точно ни для кого не закрыт. То, что сейчас существуют, условно, три российских программных продукта, ничего не значит. Если они не будут развиваться, то они умрут. И я так же говорю всем большим ИТ-компаниям, интеграторам, инвесторам: вкладывайтесь, создайте нормальный программный продукт, и мы будем закупать именно его.

Как оценивать качество продукта, как создать такую все-таки псевдоконкуренцию – это отдельная тема. Над этим мы тоже работаем. Но, тем не менее, я буду и здесь стараться создавать конкуренцию между российскими программными продуктами.

Ключевым подрядчиком государства по эксплуатации и развитию электронного правительства с 2010 года является Ростелеком, который год за годом переназначается единственным исполнителем. Герман Греф в январе 2018 года предлагал передать функции цифровизации госуслуг Сбербанку, который готов был бы организовать их оказание за свой счет, по модели ГЧП. Какова ваша позиция в этом вопросе?

Константин Носков: По каким-то аспектам мы не уйдем от единственного исполнителя. Это просто реальность. Но, безусловно, если можно сделать открытую платформу или для оказания каких-то услуг привлечь большое количество агентов, мы будем стараться это делать.

О новом названии министерства

Как вы внутри, в разговорах с коллегами называете министерство в сокращенной форме? Минсвязь? Минкомсвязь? Минцифра? Минцифраз? Или как-то иначе?

Константин Носков: Называем Минцифра, но формально сокращенное название не поменялось, и оно звучит как Минкомсвязь. Это было осознанное решение, потому что при смене названия придется менять несколько сотен различных нормативных документов. Я решил, что сейчас это не приоритетно. Есть, чем заняться вместо этого. А вот web-адрес, думаю, все-таки поменяем.

Домен уже выбрали?

Константин Носков: Считаю правильным перейти в правительственную зону gov.ru. Рассматриваем варианты, мне понравился digital.gov.ru. «Цифра» – это, конечно, основное слово для нас. Смена домена будет легким и не затратным решением.

Коллеги по правительству тоже стали называть вас «Минцифра» или все-таки зовут пока по-старому?

Константин Носков: Коллеги в основном называют нас "Минцифрой". Но, еще раз обращаю внимание, что это остается неформальным названием. Надо сказать, что при расписывании документов в аппарате правительства, в администрации президента пока сомневаются, как называть нас коротко, и чаще всего пишут длинным названием «Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации». Удобно смотреть документы: где в больших росписях есть самое длинное название – это мы.