2019/10/03 13:40:20

Ярослав Раков, CIO Тульской области: Проблема цифровизации в том, что если имеем «мусор» на входе, то «мусор» получим на выходе

Задачи цифровизации экономики – в приоритете каждого субъекта Российской Федерации. Как регионы подходят к решению этих задач? Какие применяют наработки? Какие проекты реализуют? На эти вопросы в интервью, подготовленном в рамках спецпроекта TAdviser и "Института развития интернета" "Цифровой регион", ответил ИТ-министр Тульской области Ярослав Раков.

Ярослав Раков: "В госуправлении наш главный приоритет — создание так называемых супер-сервисов"

Что вы вкладываете в понятие «цифровизация»? Чем, с вашей точки зрения, оно отличается от понятий «информатизация» и «автоматизация»?

Ярослав Раков: «Цифровизация» означает уже наличие экосистемы, в которой решения принимаются на основе данных. Для этого должны быть актуальные и достоверные данные и автоматизированные бизнес-процессы, которые позволяют собирать эти данные. На предыдущем уровне мы занимались автоматизацией бизнес-процессов и интеграцией различных баз данных между собой. Сейчас же впереди – закономерный результат развития, когда высокий уровень автоматизации органов власти и наличие большого объема баз данных неизбежно приводят к качественному изменению структуры управления с использованием сквозных технологий.

Существует ли в регионе программа или стратегия цифровизации? Если да, то каковы ее основные направления? Каковы первостепенные задачи?

Ярослав Раков: В настоящее время проходит стадию согласования Стратегия региональной цифровизации. Планируем до конца этого года её утвердить. Основная задача документа – выработка общих принципов и подходов к цифровизации во всех отраслях экономики, выработка основного вектора развития на создание базовых условий для цифровой трансформации: на подготовку кадров, формирование цифровой культуры, нормативное регулирование, обеспечение информационной безопасности. В погоне за цифровизацией необходимо понимать, какой эффект она принесет, возможно, организационные меры будут более действенны и экономически оправданы. После утверждения Стратегии будут сформированы конкретные планы по ее реализации. Основные направления Стратегии определяются майским Указом Президента. Первостепенные задачи будут касаться создания благоприятных условий для стремительного развития цифровых технологий в Тульской области.

Связываете ли вы цифровизацию региона с его устойчивым развитием? Каким образом можно описать эту связь?

Ярослав Раков: В настоящее время ни одна отрасль экономики не может эффективно развиваться без применения современных информационных технологий. Поэтому, говоря про устойчивое развитие региона, мы воспринимаем цифровизацию, как один из главных инструментов для достижения этой цели. Особое значение в области цифровизации уделяется социальной сфере и промышленности – для Тульского региона это первостепенные задачи.

это единая платформа взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации. Платформа аккумулирует опыт и лучшие практики цифровизации госуправления десятков регионов и сотен органов власти (узнать подробнее).

В регионе работает большое количество ИТ-компаний, которые занимаются сквозными технологиями: VR/AR, искусственным интеллектом, большими данными и т.д. В нашем опорном вузе есть целый комплекс лабораторий по информационным технологиям. Правительством Российской Федерации и Правительством Тульской области поддержано создание «Композитной долины». Композитные материалы применяются практически везде, в том числе в таких отраслях, как космостроение, авиастроение, ракетостроение, оружейное производство. И это будет некий консорциум высшей школы, промышленных предприятий и государства, направленный на повышение конкурентоспособности страны – развитие технологий, создание новых материалов, снижение стоимости производства продукции. Одной из задач является проведение анализа и оценки ее взаимодействия со сквозными технологиями, ведь разработка, внедрение и использование современных композитных материалов без применения цифровых технологий не представляется возможным. Таким образом, мы получим и симбиоз цифровой промышленности, и выход на новые материалы, новые технологии и т.д.

Мы уверены, что применение сквозных технологий позволит увеличить скорость принятия и качество управленческих решений на всех уровнях, что многократно повысит эффективность бизнес процессов и качество планирования ресурсов.

Каковы ваши приоритеты в области цифровизации госуправления? Приведите примеры наиболее эффективных и успешных проектов.

Ярослав Раков: В госуправлении наш главный приоритет — это, безусловно, создание так называемых супер-сервисов. Это цифровая трансформация оказания государственных и муниципальных услуг, когда государство будет заранее знать, какие услуги понадобятся гражданину в той или иной жизненной ситуации, и будет оказывать их проактивно. Гражданину не надо будет самому инициировать получение услуг, не нужно будет подтверждать своё право документами и справками. Вся необходимая информация будет в электронном виде и при наступлении определенного события все полагающиеся услуги будут оказаны автоматически. Например, сейчас наш регион участвует в качестве пилотного субъекта в проработке супер-сервиса «Регистрация рождения» совместно с Министерством цифрового развития РФ. В рамках данного пилотного проекта у нас разработан план доработки ведомственных информационных систем с целью возможности проактивного оказания услуг.

Одними из таких систем являются система контингент обучающихся и медицинская информационная система.

Система контингента обучающихся включает детей от воспитанников детских садов до студентов профессиональных техникумов. Этот проект был реализован в 2015 году, он достаточно объемный по количеству данных, поэтому он стал «якорным» с точки зрения накопления больших данных и возможности их использования в дальнейшем. Так, например, мы можем уже строить прогнозы по контингенту обучающихся на будущий учебный год, находить талантливую молодежь. Проект реализован, но, по-прежнему, находится в центре постоянного внимания, теперь уже с точки зрения развития дополнительных сервисов для граждан, повышения удобства использования и т.д.

С 2013 года в Тульской области развивается ИТ в отрасли здравоохранения. Медицинская система давно внедрена, ежегодно совершенствуется, появляется новый функционал, который позволяет и улучшить процесс лечения, и повысить эффективность управления отраслью за счет информационного и инструментального обеспечения управленческих решений.

За последние годы мы выстроили, считаю, одну из лучших в России, систему скорой медицинской помощи. Вопрос автоматизации этого направления решался комплексно – применением и организационных мер, и современных технологий: помимо того, что мы объединили все станции скорой помощи под единый центр управления как юридическое лицо, еще и создали единую технологическую платформу управления, что реально позволило и сократить время доезда медицинской бригады, и уменьшить число доездов, не уложившихся в норматив, и четко планировать размещение автомобилей скорой медицинской помощи в промежуточных пунктах ожидания, и эффективно планировать количество выходящих автомобилей в смену и т.д.

Кроме того, запустили еще одну социально значимую систему – мониторинг родовспоможения. Она предполагает оценку перинатальных рисков на ранних сроках беременности. Система дает подсказки врачам, акцентирует их внимание на случаях, когда анализы либо какая-то симптоматика пациента идет не по заложенному алгоритму.

Каковы приоритетные проекты в области цифровизации взаимодействия власти и граждан?

Ярослав Раков: Считаю одной из успешных практик возможность подачи сообщений граждан в электронном видев органы власти по компетенции для принятия решения в максимально короткие сроки. В Тульской области для этих целей успешно реализован проект «Реши проблему», который позволяет гражданину оперативно решить свою проблему, а не просто получить отписку. В планах развития этого сервиса – реализация прогнозирования событий на основе имеющихся данных, выдача рекомендаций и т.д.

Если снова вернуться к теме здравоохранения, то, помимо записи на прием к врачу, уже несколько лет как реализованной, теперь у нас на Едином портале госуслуг появилась и запись на диспансеризацию. Сервис достаточно удобен для граждан, позволяет качественно спланировать свой день – за один поход пройти все точки диспансеризации.

Также следует упомянуть проект внедрения электронных медицинских документов. Тульская область вошла в группу пилотных регионов проекта, у нас первое место по количеству выгруженных документов, которые доступны уже сейчас жителям области на федеральном портале госуслуг в разделе «Мое здоровье».

Какие сложности, в первую очередь, предстоит решить для ускорения проектов и процессов цифровизации?

Ярослав Раков: Основные сложности, стоящие на пути цифровизации сейчас – это отсутствие связанности данных в существующих системах. Часть этих данных не структурирована и хранится не в машиночитаемом виде. Необходимо провести большую работу по унификации этих данных для того, чтобы ими можно было оперировать при создании супер-сервисов.

Другой большой проблемой является отсутствие цифровых компетенций у сотрудников органов власти, особенно это касается госслужащих старшего поколения. Тут необходимо системное обучение основам цифровых технологий, чтобы они понимали, какие преимущества может дать цифровизация в их работе. В июне текущего года, благодаря поддержке РАНХиГС, было обучено 300 государственных и муниципальных служащих Тульской области. Обучение показало, что подобные курсы необходимы и остальным сотрудникам, в том числе работникам подведомственных учреждений.

Чем привлекаете ИТ-специалистов на госслужбу?

Ярослав Раков: В систему мотивации у нас входит целый комплекс мероприятий материальной и нематериальной направленности. Это и создание комфортных условий работы в коллективе, и корпоративные мероприятия по сплочению, и обучение – целый набор инструментов.

Безусловно, для ИТ-специалиста работа в государственном ИТ-контуре региона – это возможность участия в интересных и амбициозных проектах, которые затрагивают все население, госуправление в целом и отдельные его отрасли. Повышаем квалификацию на всевозможных учебных курсах для разных категорий – от руководителей проектов до программистов, каждый находит что-то интересное для себя. Поддерживаем желание наших сотрудников участвовать в семинарах, в конференциях, в круглых столах – это позволяет им обмениваться опытом, демонстрировать свой потенциал, реализовывать полезные практики в своем регионе.

В нашем министерстве работает всего 16 человек, основные ИТ специалисты находятся в подведомственном учреждении «Центр информационных технологий». Так проще выстраивать систему мотивации, чтобы удерживать отток компетентных специалистов в Москву, до которой всего 2 часа езды.

Какие меры поддержки для развития цифровых инициатив вы ожидаете от федеральных властей?

Ярослав Раков: Большой помощью от федерального правительства являются субсидии на импортозамещение, на увеличение доступности Интернета в удаленных населенных пунктах.

Но кроме финансовой помощи, очень нужна методическая поддержка – формирование единых стандартов и требований,типизация услуг и функций, повышение эффективности межведомственных запросов. Необходимо проактивное нормативное регулирование, внесение изменений в федеральные нормативные акты, снижение требований предоставления документов с граждан.

Также необходима концепция развития федеральных информационных систем. Нередко бывают ситуации, когда после создания региональных информационных систем появляются федеральные системы с аналогичным функционалом. Получаются двойные как трудозатраты, так и финансовые вложения.

Планируете ли вы задействовать модель государственно-частного партнерства для цифровизации региона? Приведите примеры задач, для решения которых ГЧП может быть применимо или уже применяется.

Ярослав Раков: В настоящее время с использованием механизмов ГЧП в Тульской области успешно реализуются 34 проекта с объемом инвестиций порядка 8 млрд руб., из них основная часть – концессии.

Наиболее «освоенной», с точки зрения механизмов ГЧП, является жилищно-коммунальная сфера, здесь реализуется более 20-и проектов. Сегодня в Тульской области структурируется и рассматривается к реализации с применением механизмов ГЧП ряд перспективных проектов в сфере транспортной инфраструктуры.

Успешных законченных бизнес-кейсов ГЧП в ИТ пока, к сожалению, не видел, но с удовольствием посмотрю, если представится такая возможность. ИТ сферу региона считаю потенциально привлекательной для применения модели ГЧП.

Насколько продвинулся регион в импортозамещении информационных технологий? Приведите примеры наиболее заметных проектов.

Ярослав Раков: В Тульской области успешно реализовывается план по импортозамещению. Из основных проектов:

  • Традиционное использования отечественных справочно-правовых систем. Реализовано на 100%.
  • Использование отечественного программного обеспечения системы электронного документооборота. Реализовано на 100%.
  • Использование отечественных средств антивирусной защиты. Исполнено на 100%.
  • Использование отечественных операционных систем. План 2019 – не менее 20%. Будет достигнут до конца года, уже приобретены ОС «Астра Линукс», происходит их внедрение в органах власти и подведомственных учреждениях.
  • Использование текстовых редакторов. План 2019 – не менее 30%. Проводится закупка, внедрение будет выполнено до конца года.
  • Почтовые приложения. План 2019 – не менее 30%. Для нужд региона в Тульской области развернут почтовый сервер на базе свободного и отечественного ПО в домене tularegion.org, и в настоящий момент обслуживается более 10 000 учетных записей электронной почты.
  • Интернет-браузеры. План 2019 – не менее 50%. На 100% АРМ пользователей ОИВ установлены отечественные браузеры («Спутник» и/или «Яндекс»).

Возможно ли, на ваш взгляд, тиражирование успешных ИТ-проектов одного региона в другой регион? Был ли у вас подобный опыт? Если да, расскажите о нем.

Ярослав Раков: Считаю вполне возможным и разумным тиражирование успешных ИТ-проектов одного региона в другой, но с учетом наличия необходимых ресурсов и возможности доработки под свои бизнес процессы, а также дальнейшей технической поддержки.

Любой наш проект может применяться в другом субъекте, но нужно понимать, что нет второго субъекта, похожего на Тульскую область – каждый субъект имеет свои особенности внутренних процессов, свои подходы, свою инфраструктуру, свой уровень автоматизации, свою экосистему информационных систем.

Например, в этом году Московской областью нам на безвозмездной основе были предоставлены права использования информационной системы по решению проблем в многоквартирных домах управляющими компаниями (сервис «Единая диспетчерская служба») и уже в августе этого года жители Тульской области начали его использовать. Мы очень благодарны коллегам из Московской области – благодаря их помощи внедрение оказалось успешным, избежали опасности не запустить решение как раз по причине региональной специфики.

это единая платформа взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации. Платформа аккумулирует опыт и лучшие практики цифровизации госуправления десятков регионов и сотен органов власти (узнать подробнее).

Но если говорить о системе, права на которую принадлежат Тульской области, и которую я мог бы порекомендовать для внедрения в других российских субъектах – это разработанная нашими силами автоматизированная система «Кадры». Это единая региональная кадровая система, в которой работают все государственные кадровые службы Тульской области. Из интересных модулей системы – «Справка о доходах», интегрированный с федеральным решением «Справка БК», в котором ведется информация о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти данные государственные и муниципальные служащие обязаны предоставлять ежегодно, в соответствии с антикоррупционным законодательством. При содействии коллег из Администрации Президента России мы научились «расшифровывать» справку БК и вносить данные в нашу информационную систему. Этой системой у нас активно пользуется в том числе Министерство по контролю и профилактике коррупционных нарушений в Тульской области, потому что мы уже достаточно давно накапливаем данные по декларационной кампании государственных и муниципальных служащих, можем отслеживать изменения этих данных и для целей борьбы с коррупцией.

Мы можем поделиться этим решением, но нужно понимать, что, получив «коробку», субъект, вероятнее всего, не сможет его самостоятельно внедрить без перестройки либо себя под продукт, либо продукта под внутренние процессы. Нет такой «универсальной таблетки», которая подошла бы всем. Если, конечно, это не решение, спущенное с федерального уровня, разработанное по единым функциональным требованиям.

Насколько применим в российских регионах опыт других стран? Используете ли вы его?

Ярослав Раков: Использование зарубежного опыта напрямую редко возможно из-за различий в законодательстве, однако, на уровне идей мы всегда стараемся брать на вооружение удачные практики и адаптировать их у себя.

Наиболее перспективным считаю использование зарубежных практик в проекте «Умный город».

В Тульской области проект сейчас запущен в пилотном режиме на два города – Тулу и Новомосковск. В Новомосковске уже фактически создан цифровой двойник города, близкий к целевому: в цифровом виде описана вся инфраструктура (коммунальные сети, здания, сооружения), подключены котельные, датчики температур, потоков и пр. Уже сейчас посредством цифровых технологий «Умного города» в Новомосковске можно прогнозировать аварии на каких-то участках, видеть проблемы еще до обращения жителей в коммунальные службы, видеть и анализировать разницу показаний приборов учета, в случае аварии прогнозировать остывание многоквартирных домов и социальных объектов, чтобы предпринять действия по перемещению граждан в альтернативные места размещения.

Опираясь на мировую практику, внедряем на проекте интересные полезные кейсы. Например, для оповещения об авариях на коммунальных объектах используем даже домофоны: когда житель открывает свой подъезд, его предупреждают об аварии и плановом сроке ремонта.

Назовите три главных признака цифрового региона.

Ярослав Раков: Чтобы регион стал цифровым, сначала все нужно разложить по полочкам и навести порядок. Проблема цифровизации в том, что если имеем «мусор» на входе, то «мусор» получим и на выходе, и если процесс хаотичен, сложен, то после цифровизации он таковым и останется.

Поэтому, первый признак цифрового региона – все процессы деятельности субъекта, его учреждений и служб описаны, в том числе описаны процессы применения информационных ресурсов и исполнения административных процедур. Это дает возможность оценить потенциальный эффект, который можно достичь средствами цифровизации: как повысить эффективность государственной деятельности, снизить административные барьеры, создать более удобные формы межведомственного взаимодействия, взаимодействия с бизнесом и гражданами.

Второй признак – все данные, которыми владеет субъект (его органы власти, организации, бизнес) структурированы, понятны, и, что особенно важно, достоверны.

Цифровая экономика – это и цифровизация, и внедрение новых подходов принятия решений – когда на основе тех данных, которые в ходе своей работы генерирует субъект, орган власти и бизнес, создается новая добавленная стоимость и возможность принимать грамотные решения.

Поэтому третий признак цифрового региона – на основе описанных бизнес-процессов и выверенных достоверных данных принимаются эффективные решения.