2009/11/03 12:16:13

Будущее продуктов SAP: репортаж TAdviser из Вены

На конференции SAP TechEd 2009 в Вене акцент был сделан на новые, неформальные технологии Enterprise 2.0 и на разнообразные мобильные решения, которые могут быть интегрированы в уже существующую ИТ-инфраструктуру и способны помочь компаниям по-новому организовать работу, находить и генерировать информацию, получать нестандартные и эффективные решения.

Enterpirse 2.0 - не продукт, а мировоззрение. Всерьез и надолго

Несмотря на то, что в России, по данным TAdviser, игроки рынка бизнес-приложений (системные интеграторы) пока не видят больших перспектив в использовании возможностей различных социальных сетей и механизмов в бизнес-целях, этот подход, очевидно, уже становится одним из главных общемировых мейнстримов.

Первое поколение детей, которые привыкли к компьютерам, мобильным телефонам и интернет-технологиям с раннего детства, постепенно вырастает и превращается в тех самых бизнес-пользователей, на которых и ориентированы современные бизнес-приложения. Об этом говорил в своей вступительной речи Джим Хагеман Снабе (Jim Hagemann Snabe), член правления SAP, отвечающий за направление бизнес-решений и технологий. Эти пользователи привыкли общаться, искать информацию, строить свою работу по-иному, и игнорировать эти тенденции было бы неразумно и недальновидно.

В течение последнего года SAP представила несколько продуктов нового для себя направления Enterpirse 2.0 (аналогия web 2.0 в бизнес-сфере, то есть совместная работа над решением каких-то бизнес-задач без предопределенных жестких регламентов и алгоритомов). Среди таких продуктов – SAP Gravity (совместная разработка с Google) и SAP Social Network Analyzer (SNA). То, что об этих разработках было подробно рассказано на «платформенном» мероприятии, посвященном большей частью возможностям SAP NetWeaver, говорит, пожалуй, о системности подхода и серьезности намерений SAP.

SAP Gravity основан на продукте Google Wave, представленном весной 2009 года. Wave, или Волна - это среда для общения, которая позволяет обмениваться текстовыми и графическими сообщениями, вести тематические дискуссии, выделять отдельные направления обсуждений, приглашать по мере необходимости новых участников, использовать хранимую историю сообщений для «проигрывания» хода обсуждения заново, чтобы восстановить логику разговора или познакомить новых участников с сутью дискуссии. SAP быстро отреагировала на появление нового многообещающего продукта и предложила разработчикам из Google использовать эту среду неожиданным для них самих образом – для моделирования бизнес-процессов.

Файл:gravity_.jpg

Интерфейс SAP Gravity

При постановке задачи заинтересованные сотрудники (в рамках одной организации или же совместно с партнерами) могут начать обсуждение бизнес-процесса, по мере необходимости привлекая различных экспертов – бизнес-аналитиков, специалистов в конкретных предметных областях. Интересно, что такое обсуждение заканчивается не просто получением готовой модели бизнес-процесса, но и немедленной трансляцией ее в программные коды для практического использования (благодаря интеграции с SAP NetWeaver BPM).

SAP Social Network Analyzer можно охарактеризовать как навигатор по человеческим ресурсам. Он позволяет получить наглядное представление о всевозможных иерархиях и взаимоотношениях между сотрудниками, которые фигурируют в тех или иных бизнес-приложениях (также не ограничиваясь рамками одной организации). Это могут быть структуры подчиненности и подотчетности, географические и функциональные (по данным из HRM-приложений), схемы совместной работы над проектами или контрактами (из CRM-приложений), цепочки взаимоотношений по сделкам, от заказчика и до конечных поставщиков и исполнителей работ, включая всех заинтересованных партнеров и менеджеров.

Изображение:sna_.jpg

Интерфейс SAP Social Network Analyzer

По мнению SAP, такой инструмент может оказаться полезным при реорганизации бизнес-процессов, поскольку позволяет определять и строить кратчайшие цепочки взаимосвязей между заинтересованными участниками, а также при организации кросс-функциональных команд для решения конкретных задач. Приложение позволяет быстро находить экспертов по конкретным вопросам, создавать сообщества, выявлять и развивать способности сотрудников.

Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.8 т

Пока оба решения, SAP Social Network Analyzer и SAP Gravity, находятся в стадии прототипов, но скоро (по некоторым источникам, уже до конца текущего года) могут стать доступными для использования.

Инновации с подачи клиентов: искусственный интеллект для оптимизации продаж

На одном из «круглых столов» в рамках SAP TechEd 2009 в Вене было рассказано о проекте SAP в компании Fujitsu, охарактеризованном как создание семантического бизнес-приложения. Целью проекта была разработка самообучающейся базы знаний, которая должна стать надстройкой или дополнением существующей CRM-системы и помогать менеджерам по продажам находить наилучшие варианты сделок и наиболее эффективные подходы к клиентам.

Контракты, с которыми работают менеджеры Fujitsu - очень сложные и, как правило, уникальные. Чтобы подготовить предложение для конкретного клиента, менеджерам приходится вести серьезную предварительную подготовку, анализируя большие объемы как структурированной информации из нескольких бизнес-приложений (ERP, CRM, СЭД), так и неструктурированной из интернета и различных внутрикорпоративных источников (инструкций, описаний, кейсов и пр.). Руководство пришло к выводу, что необходимо радикально перестроить бизнес-процессы продаж таким образом, чтобы менеджеры не тратили столько времени на поиск нужной им информации и могли уделять больше внимания самим клиентам. Для этого было решено создать единую базу знаний, которая позволяла бы быстро найти информацию, которая может оказаться полезной в данном конкретном контексте.

Первоначально база знаний была наполнена специфической терминологией при помощи экспертов (по словам заказчика, это заняло всего несколько дней, и через неделю уже можно было начинать работать с системой). Основная проблема заключалась в создании самообучающегося алгоритма, который анализировал бы наиболее типичные запросы и ранжировал бы найденную в различных источниках информацию по релевантности (алгоритм реализован на основе учета рейтингов).

Пользователь, получив запрос от клиента, выделяет ключевые слова, по которым будет осуществляться поиск в базе знаний. В ответ на свой запрос он получает список ресурсов, которые могут оказаться полезными при подготовке сделки – описания аналогичных контрактов, данные о клиенте (в том числе отраслевые, географические и другие особенности), описания продукции, которая может заинтересовать клиента, и т.д. Одновременно определяются и сотрудники, которые благодаря предыдущему успешному опыту реализации аналогичных контрактов могут привлекаться в роли экспертов - приложение имеет инструменты и для организации корпоративных коммуникаций.

Пока решение находится в стадии тестирования и требует доработки, в том числе в части развития средств визуализации. Однако до конца текущего года предполагается запустить систему в эксплуатацию, а в следующем году этот продукт, вероятно, уже будет предлагаться и другим клиентам SAP. По словам представителей SAP, в будущем, возможно, решение станет одной из типовых надстроек CRM-системы.

SAP об архитектуре приложений будущего

По словам Джима Хагемана Снабе, до недавнего времени развитие бизнес-приложений шло по принципу наращивания объемов, когда каждое следующее обновление включало в себя все предыдущие, и решения становились все более тяжеловесными. Современную архитектуру своих бизнес-решений SAP представляет себе примерно в виде трехслойного пирога.

Изображение:timeless_.jpg

Архитектура SAP "Timeless Software"

Если говорить о SAP Business Suite 7, то на нижнем, базовом уровне системы – ее ядро, ключевые бизнес-процессы и возможности, реализованные на основе SOA. Жизненный цикл базового слоя составляет примерно шесть лет, и в течение этого времени он не должен претерпевать никаких радикальных преобразований, а обновления должны устанавливаться гибко и выборочно, по принципу «не разрушать того, что уже создано и работает». По мнению SAP, такой подход является гарантией сохранения инвестиций и способен обеспечить стабильную работу системы. Средний слой формируется за счет бизнес-расширений, в том числе отраслевых, партнерских, а также предоставляемых «по требованию». Средний срок их внедрения составляет шесть месяцев.

Наиболее динамичный верхний слой может быть модифицирован за полтора месяца. Этот слой формируют различные графические интерфейсы, интерфейсы с мобильными и другими устройствами, а также средства для бизнес-анализа, в том числе BusinessObjects. В SAP Business Suite 7, по словам г-на Снабе, примерно 96% всех интерфейсов (то есть около 2000 экранов) сейчас реализованы в едином ключе. Следующая задача, стоящая перед разработчиком, - унифицировать не просто интерфейсы, но стоящую за ними внутреннюю бизнес-логику, сделать ее абсолютно прозрачной, понятной и предсказуемой.

Ключевым постулатом такой архитектуры является обязательное требование того, чтобы все эти инструменты, которые имеют различные жизненные циклы и различное влияние на бизнес-логику, должны без проблем уживаться друг с другом. Реализуется это за счет использования собственного интеграционного слоя SAP NetWeaver. Создание преднастроенных коннкеторов должно снять с пользователей заботу о технических аспектах интеграции и возложить на них лишь задачи по выстраиванию сквозных бизнес-процессов.

Интеграция глазами SAP

По словам Гельмута Финка (Helmut Fink), руководителя направления SAP Business Development, около 80% клиентов SAP уже используют SAP NetWeaver в том или ином виде (тут следует учесть, что все клиенты SAP Business Suite и SAP Business All-in-One автоматически становятся пользователями SAP NetWeaver, которая является основой этих приложений). По мнению г-на Финка, концепция SAP отличается от конкурирующих решений тем, что она не нацелена на интеграцию как на техническую задачу, а ориентирована на «болевые точки» бизнеса, уделяет внимание конкретным, реальным бизнес-процессам и их реализации в гетерогенной среде (не только средствами приложений SAP). Поэтому интеграционные технологии SAP позволяют решать те технические задачи в области совместной работы различных приложений и сервисов, которые без этого решить было бы невозможно, считает г-н Финк.

Согласно оценкам экспертов, около 80% бизнес-процессов типичны для большого числа клиентов, невзирая на их отраслевую принадлежность и годовой оборот. Лишь 15-20% бизнес-процессов отличаются у различных компаний, но именно они и являются ключевыми, поскольку формируют конкурентные преимущества. Если говорить об интеграции на уровне бизнес-процессов, то для клиентов важно иметь в своем распоряжении полную карту уже реализованных, готовых к использованию бизнес-процессов SAP, чтобы не начинать каждый раз выстраивание логики «с нуля» (на сегодняшний день, по словам г-на Финка, количество готовых, преднастроенных бизнес-процессов SAP, исчисляется тысячами). Накладывая на эту карту свои уникальные требования, ограничения и задачи, клиенты могут выделить то, что им не хватает и что должно быть разработано специально для них.

Таким образом, задача моделирования из технической переходит в разряд бизнес-задач. А значит, особое значение приобретают понятные и простые в использовании интерфейсы, доступные для бизнес-пользователей. Частично эта задача была решена с выпуском приложения SAP NetWeaver BPM, которое позволяет транслировать визуальные модели бизнес-процессов непосредственно в коды.

Иные подходы используются при интеграции на уровне данных. Одна и та же информация (например, данные о клиентах, о поставщиках, о товарах) хранится и обрабатывается в компании в различных информационных системах. Важность очистки и унификации данных для получения адекватных и сопоставимых оценок давно уже стала аксиомой. SAP рекомендует и эту задачу рассматривать не только как техническую, но и с точки зрения пользы для бизнеса. Речь идет, прежде всего, о возможностях бизнес-анализа, который дает более глубокое понимание происходящего с точки зрения бизнеса и может в конечном итоге повлиять и на бизнес-процессы, заставить компанию пересмотреть и перестроить их. Например, неожиданно может выясниться, что для какой-то товарной позиции у компании есть слишком много поставщиков, это создает дополнительные трудности при координации поставок. Или же наоборот, для одной из ключевых для компании номенклатурных позиций имеется только один поставщик, и это порождает дополнительные риски.

Еще один аспект интеграции – контекстный (информационный и интерфейсный). Для SAP он связан, прежде всего, с портальными технологиями, которые являются одним из способов организовать максимально гибкие интерфейсы к нужным приложениям, собственным (внутрикорпоративным) и разнообразным внешним системам. Мардж Брейа (Marge Breya), исполнительный вице-президент SAP и генеральный директор группы управления платформами бизнес-аналитики и SAP NetWeaver, считает, что вся необходимая информация где-то существует, частично в интернете, частично в различных информационных системах. Единственная проблема – найти ее и предоставить нужному человеку в нужное время. Для этого необходимо работать как со структурированной информацией (базы данных), так и с неструктурированной (интернет, социальные сети, разнообразные базы знаний, например, на движке wiki). Использование технологий InMemory (обработка данных в оперативной памяти) позволяет отслеживать и анализировать данные в реальном времени.

В последнее время SAP нацелена на более тесную интеграцию с продуктами OpenText, SharePoint. По словам Криса Хорака (Chris Horak), вице-президента направления продуктового маркетинга SAP, это совсем не означает неспособность SAP реализовать аналогичные продукты самостоятельно, но скорее говорит о желании разработчика удовлетворять существующим требованиям клиентов.

Как утверждает г-н Хорак, особенности подхода SAP заключаются в том, что портальные технологии используются для работы не непосредственно с информацией (что характерно для традиционных интернет-порталов), но с приложениями, которые эту информацию могут предоставить. Таким образом, порталы приложений (Application Portals) являются своего рода шлюзом, или «единым окном» доступа к данным, что делает этот инструмент более гибким и мощным.