Центральный Московский ипподром

Компания

Содержание

Центральный Московский ипподром (ЦМИ) — один из самых больших ипподромов России. Московский ипподром является государственным испытательным и научным полигоном и опытной базой ВНИИ коневодства.

История

Край исторической части города проходил у Тверской заставы. Через неё проходит главная московская дорога — на Петербург. Здесь был парадный въезд в Москву и дачи знати – «Рублевка» XIX века. Здесь располагалась ямская слобода и путевые дворцы, сюда на ямщиках ездили в "Яръ" ,"Стрельну" и другие знаменитые рестораны. Здесь был построен старейший в Европе ипподром. А вот скачки устраивались зимой на Москва-реке недалеко от Кремля, а летом - на Донском поле. Считается, что граф Орлов и пролоббировал строительство специального сооружения.

1834-1880

История Московского ипподрома началась 1 августа 1834 года, когда на Ходынском поле состоялся первый рысистый бег. Результат первого рысистого бега на Ходынском поле: «Ивана Соколова Горностай 1-й выиграл. Князя Оболенского Кречет – 2-й». Резвость Горностая в беге была весьма скромной – 6.56 (3 версты) и на перебежке – 6.41. Эта небольшая, скромная заметка о первом заезде рысистых лошадей обозначила день рождения Московского ипподрома.Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.5 т В год открытия ипподрома на нём было проведено только два беговых дня, было всего 12 бежавших лошадей. В 1835 году, проводились уже и зимние бега – по ледяной дорожке на Москве-реке. Была размечена дистанция, построена судейская беседка. Наплыв публики был грандиозным – «даже лед трещал». Состязались на бегу обычно две лошади, а если на приз выставлялась и третья, то ее ставили позади одной из соперниц. В 1835 году проведение испытаний усовершенствовали, оборудовав еще одну, третью, параллельную дорожку для бега в равных условиях трех лошадей. Повороты были сделаны в виде груш, длиной в 20 саженей (43 м), но которые всё равно были очень крутыми. В первые годы существования ипподрома на Ходынке по концам беговых дорожек были построены две небольшие двухэтажные беседки из дерева и скамейки для публики, дополненные затем двумя галереями длиною по 10 саженей (21,3 м). В 1843 году в «Известиях о московских бегах рысистых лошадей на призы и заклады» сообщалось о реконструкции: «Новые дороги образуют три овальные круга, один в другом, и повороты составляют от 60 до 40 саженей в диаметре. Дистанция же бега, или мера кругов... есть верста». Через пять лет, в 1848 году, была построена новая двухэтажная галерея, о которой историограф русского коннозаводства В.И.Коптев писал: она «по изяществу своему составляет украшение Ходынского ипподрома, будучи одной из красивейших в Европе». Над галереей имелась судейская беседка для наблюдения за «сбоем», то есть за правильностью бега. В середине второго этажа было также отдельное место для судей «по наблюдению за выигрышем».

1880-1900

На основе технических нововведений с конца 1880-х годов началось улучшение рекордов на всех дистанциях. Для повышения зрелищности бегов и привлечения большого количества посетителей были расширены «поля» (т.е количества голов стартующих лошадей) участников. И лишь в конце прошлого века очередная реконструкция и нововведения в правилах испытаний лошадей (1891) позволили пускать одновременно несколько лошадей по одной «общей» дорожке. Вскоре, в 1899 году, было закончено строительство новых грандиозных каменных трибун, которые, по заключению спортивных журналистов, не имели равных себе в Европе. Основателем правильных, регулярных скаковых испытаний в России, так же как и бегов, был А.Г. Орлов-Чесменский. Скачки в Москве проходили на Донском поле уже в конце XVIII века. В отличие от рысистых бегов того времени, «Правила для конской скачки» были детально разработаны: был определен вес жокеев и цвета их камзолов. Призы, открытые и закрытые, разыгрывались на верстовом круге на дистанции «1 круг», «2 круга за один» и «3 круга за один» с перескачкою. Для выигрыша приза лошадь должна была дважды обыграть соперников. На первых порах в скаковых конюшнях тренерами и жокеями были только свои, русские люди, из которых особенно отличался ездою Степан Сорока, а лучшим тренером был Кунаков. После учреждения в 1831 году в Москве Общества конной скаковой охоты скачки стали делом чести. На лошадях русских коннозаводчиков скакали почти исключительно английские жокеи: Вуд, Гудсон, Дэй, Ив, Тэйлор, Эвисон и другие.

В 1889—1894 годах была построена Беговая беседка — главное здание Московского ипподрома по проекту архитекторов И. Т. Барютина и С. Ф. Кулагина, при участии С. М. Жарова. Московские рысистый и скаковой ипподромы принадлежали разным обществам и, находясь по соседству, были независимы друг от друга и имели собственные штаты сотрудников.

1900-1950

В 1917 году газетой «Коннозаводство и спорт» было отмечено: «...по окончании войны обороты тотализатора упадут и если к этому моменту в обществе не будет запасных капиталов, то неминуемо придется прибегнуть к уменьшению ценности призов, что совсем нежелательно в интересах коннозаводства. Таким образом, главное управление заранее предвидит изменение настоящего положения к худшему». Через год после публикации этой новости газета прекратила своё существование, а московские ипподромы были законсервированы. В связи с гражданской войной на их территории проводились военно-учебные занятия, на трибунах проходили митинги трудящихся. На одном из них выступил с речью В. И. Ленин (в честь этого события в сквере перед ипподромом установлена памятная стела).

Возобновление регулярных испытаний лошадей началось в 1920-е годы. Пробные бега и скачки на Московском ипподроме проводились ещё в начале 1921 года и послужили тому, что Главное управление коннозаводства и коневодства (ГУ КОН) постановило организовать плановые испытания лошадей с осеннего сезона 1921 года. Начало регулярных испытаний лошадей в Советской России относится к 1920-м годам. Пробные бега и скачки на Московском ипподроме проводились еще в начале 1921 года и послужили тому, что Главное управление коннозаводства и коневодства (ГУКОН) постановило организовать плановые испытания лошадей с осеннего сезона 1921 года. В сентябре 1921 года в Москве возобновляются рысистые бега: «Московский ипподром, замерший в течение нескольких лет, снова ожил, снова возобновились регулярные испытания, снова он является маяком, освещающим путь коннозаводческой работы по всей стране»,– отмечала пресса. В 1921 году на Московском ипподроме было испытано 163 рысака. Эта цифра с каждым годом возрастала. Уже в 1929 году испытания прошли 1030 рысистых лошадей за 101 беговой день. С первых же дней был открыт тотализатор. В 1926 году на Московском ипподроме впервые начинают испытываться лошади не только конных заводов, но и приведенные из сел и деревень. Это было отличным стимулом для призового дела и понимания его необходимости, так как до тех пор большинству населения страны еще недоставало любви и интереса к судьбам кровной лошади, понимания целей и задач ипподрома. В журнале «Сельское и лесное хозяйство» № 4 от 1926 года была сформулирована «мини-программа» ипподрома: «Об ипподроме и бегах у большинства, в широких массах, самое смутное и неверное представление... О том, что бега красивое, полное жизни и здорового увлечения спортивное зрелище, знают очень немногие. И еще меньше знают, что ипподром – необходимое и полезное учреждение, призванное служить одному из важнейших народнохозяйственных начинаний – делу улучшения конской породы». В 1929 году на Московском ипподроме испытывали 87 крестьянских лошадей, и, как в предыдущие сезоны, была проведена их выставка.

До 1930 года рысистый и скаковой ипподромы в Москве были раздельными и находились неподалёку друг от друга, при этом они принадлежали разным обществам. В связи с необходимостью расширения и реконструкции железнодорожного узла Белорусского вокзала встал вопрос о перестройке или переносе скакового ипподрома. Проект слияния двух ипподромов в один — комбинированный — был осуществлён в 1930 году. В годы Великой Отечественной войны племенных лошадей эвакуировали, чтобы сохранить генофонд, а на территории ипподрома находились позиции зенитчиков, охраняющих небо над Москвой от вражеских налётов. В 1941 году директор ипподрома, главный ветеринарный врач, около ста сотрудников - зоотехники, наездники, жокеи ушли на фронт добровольцами. Многие не вернулись с войны. 17 июля 1944 года москвичам показали живых немцев - колонна из нескольких тысяч военнопленных прошла по московским улицам под конвоем автоматчиков. Перед этим показательным маршем пленных содержали в лагере на поле ипподрома.

Летом 1949 года трибуны Московского ипподрома уничтожил пожар. Современное здание ипподрома с трибунами сооружалось в 1950-1955 годах по проекту архитектора И.В.Жолтовского (руководитель), П. И. Скоканом и В. Л. Воскресенским в стиле Сталинской и палладианской архитектуры.

1950-2000

С 1970 по 1983 год на Центральном Московском ипподроме рысистыми лошадьми установлено более 50 новых всесоюзных рекордов и один абсолютный рекорд.

В 1997 году в манеже и двухэтажной конюшне ипподрома разместилась детско-юношеская спортивная школа. В 1997 году после длительного перерыва вновь на дорожках ипподрома зазвенели бубенцы русских троек. Благодаря совместным усилиям НП «Содружество», Центрального Московского ипподрома и Московского конного завода № 1 было подготовлено всего три тройки, однако проделанная работа и проведённый заезд показали большую привлекательность этого вида соревнований для конников и публики, прессы и телевидения. Захватывающий бег русской тройки никого не оставил равнодушным, да и как можно не восхититься красотой и стремительностью трёх летящих рысаков? Тройка – символ России. Безудержной, прекрасной, сильной. И Московский ипподром регулярно демонстрирует восхищённой публике истинную мощь «лошадиной силы» - стремительный бег рысаков, рвущихся вперёд. Чемпионат русских троек два раза в год регулярно радует зрителей эффектной ездой, и постепенно столь уникальных русских запряжек становится всё больше. Забытое искусство возрождается.

Верблюжьи бега на ипподроме, Москва, 2000 год.

2000-2017

Очередной сложный период пришёлся на 90-е годы. Затронув всю отрасль в целом, конечно же, ситуация в стране отразилась и на Московском ипподроме, по отношению к которому в связи с распадом СССР многие конные заводы и ипподромы оказались в статусе зарубежных. Но ЦМИ было не привыкать к переменам. После почти десятилетнего перерыва, в 2000 году, в Москве возобновились скаковые сезоны, а в 2004 году был издан Указ Президента Российской Федерации об учреждении ежегодных скачек на приз Президента РФ. Этот указ на многие годы определил отношение Правительства Российской Федерации к коннозаводству. Ежегодное проведение скачек на приз Президента РФ, место проведения которых в 2012 году было окончательно закреплено за Центральным Московским ипподромом, организация международных чемпионатов наездников, создание НП «Содружество рысистого коневодства России» и дальнейшее плотное с ним сотрудничество… Всё это стало залогом возрождения и поддержания былой славы главного ипподрома страны.

В 2011 году ФГУП «Центральный московский ипподром» преобразовано в ОАО.

С 1 июля 2012 года на Центральном Московском ипподроме возобновил работу легальный тотализатор. Кассы тотализатора открылись после более чем 3-х летнего перерыва, вновь даря посетителям вкус игры и азарта. Кассы тотализатора открылись под брендом «Спортбет» после более чем трёхлетнего перерыва. Прибыль от тотализатора на Центральном Московском ипподроме за исключением расходов на его функционирование будет полностью направляться на поддержку и развитие коневодства.

За 2013 год на ипподроме было испытано более 800 голов лошадей. Также в 2013 году было установлено два всероссийских рекорда на дистанцию 2400 метров, что лишний раз подтверждает: на дорожках Московского ипподрома бегут резвейшие лошади России. Всероссийский рекорд в призе для кобыл орловской рысистой породы трёхлетнего возраста – 3.14,1 был установлен в 2013 году серой кобылой Белизна (Император – Белоснежка) 2010 г.р., рождённой в ОАО «Московский конный завод № 1». Всероссийский рекорд на дистанцию 2400 м в призе для жеребцов русской рысистой породы старшего возраста – 3.03,4 установлен гнедым жеребцом Версаль (Бювитье д’Ану – Возможная) 2006 г.р., рожденным в ЗАО «Конный завод Локотской» и принадлежащим А.Ф.Кнорр (в аренде у К.А.Кнорр), 28 июля 2013 года при розыгрыше Приза «Сорренто» под управлением мастера-наездника А.Г.Несяева.

В 2017 г Центральный Московский ипподром является культовым местом для жителей столицы. Это не просто памятник архитектуры – это действующий, хорошо функционирующий объект. Московский ипподром – это особая атмосфера, сочетающая в себе аристократизм дореволюционной эпохи и монументальность сталинского ампира. Сохранившиеся с конца XIX века скульптуры Клодта соседствуют с советской символикой, а столь архаичные в своей красоте живые лошади оттеняют современную нарядную и весёлую публику. Ипподром – это не только база для испытания лошадей. Это в первую очередь зрелищный объект, зона азарта. Только на Центральном Московском ипподроме разыгрываются Большие Всероссийские призы (Дерби) для рысистых и чистокровных верховых лошадей, собирающие «призовую элиту» лучших ипподромов нашей страны. Здесь же проводятся другие крупнейшие состязания не только национального, но и международного масштаба.

Московский ипподром занимает площадь около 40 га, имеет пропускную способность более 1200 лошадей в год. Содержание в порядке четырех нивелированных, с виражами дорожек (три беговые и скаковая), рысистых тренерских отделений, а летом и дополнительных скаковых отделений, перевозки лошадей как внутри страны, так и за рубеж, регулярное проведение бегов и скачек, обслуживание многотысячной аудитории посетителей ипподрома требуют множества подсобных служб и большого штата сотрудников. При Центральном Московском ипподроме имеются ветеринарный лазарет, карантин, автопарк. Сегодня на московском ипподроме регулярно по выходным дням испытываются лошади пяти пород. Круглый год, без перерывов, проходят испытания рысаков, всего около 1000 голов каждый год. На Московском ипподроме это русские рысаки, орловские рысаки, американские рысаки, и французские рысаки выведенные в конных заводах России, Украины, а также привезенные из Франции. На Центральном Московском Ипподроме разыгрываются главные и самые дорогостоящие в стране призы для рысаков. Среди них основными являются Большой Всероссийский приз (Дерби), Всероссийский приз «Барса», приз «Элиты», приз «Пиона», «Большой Открытый» приз для кобыл, приз имени «Центрального Московского импподрома» и многие другие. Также на ЦМИ проходит розыгрыш призов, спонсором которых выступает Французская рысистая ассоциация («Дни Франции»), европейские и российские чемпионаты наездников, зимние и летние соревнования троек. На скаковой дорожке московского ипподрома ежегодно с мая по сентябрь проходят испытания лошадей скаковых пород. Регулярно проходят испытания лошади чистокровной и арабской пород, выращенные в различных конных заводах России, а также купленные за рубежом. Два года подряд в середине летнего сезона состоялся розыгрыш приза «Русский аргамак» — для лошадей ахалтекинской породы. На Московском ипподроме разыгрываются основные и самые дорогостоящие призы для чистокровных верховых лошадей — «Большой Всероссийский приз (Дерби)», приз «Анилина», «Кубок Н. Н. Насибова», приз «Жокей-Клуба», приз «Министра сельского хозяйства РФ» и другие. Не ежегодно, но часто на московском ипподроме проходит розыгрыш приза «Президента РФ» для лошадей чистокровной верховой породы, для участия в котором привозят лошадей, выступающих в других странах. Несмотря на то, что главные призы для арабских лошадей разыгрываются на ипподроме г. Пятигорска, на ЦМИ ежегодно выступают лучшие представители арабской породы. Помимо основного назначения Московского ипподрома, как испытания лошадей различных пород на резвость и выносливость, на конкурном поле ЦМИ, расположенном в центре, проводятся другие конно-спортивные мероприятия: конкур, выездка, соревнования по конному поло, ринг-выводки породистых лошадей. Для развлечения публики в промежутках между соревнованиями лошадей на ЦМИ изредка проводят скачки на верблюдах, собачьи бега, гонки на собачьих упряжках, соревнования на пони, выступления дрессированных лошадей и пони, а также выступления мастеров джигитовки.

По состоянию на июль 2016 г самый большой выигрыш составил 1 миллион 187 тысяч рублей. Выиграл человек, поставивший 1800 рублей.

БЕГА И СКАЧКИ

Испытания лошадей бывают двух видов: скачки и бега. В скачках участвуют лошади чистокровной верховой и арабской породы. Жокей сидит верхом, лошадь скачет галопом. На галопе ноги лошади выбрасываются попарно — сначала две передние, потом две задние. В бегах на ипподроме участвуют все рысистые породы (орловский рысак, русский и американский). Наездник сидит в качалке, легкой запряжке, лошадь идет рысью. При рыси ноги лошади движутся по диагонали, то есть одновременно шаг делают передняя левая и задняя правая ноги. Первые бега рысаков в России начались с 1776 года, когда граф А.Г.Орлов-Чесменский начал испытывать своих лошадей, родоначальников орловской рысистой породы. За рубежом первые испытания рысаков в упряжке состоялись в 1829 году. Уже в те времена переход на галоп был запрещён, лошади должны были бежать только рысью. Если рысак переходит на галоп, это называется "сбой". В некоторых странах сбой сразу дисквалифицирует лошадь. По российским правилам наездник ещё имеет время на то, чтобы исправить ход лошади.

Скачки проходят только три летних месяца, бега — круглый год. Зимой для бегов дорожки заливают льдом, а на лошадь надевают шипованные подковы. Все жокеи маленького роста, поскольку максимальная нагрузка на взрослую лошадь не должна превышать 65 килограммов. Если жокей весит меньше, в специальные сумки вокруг седла кладут дополнительный груз. У наездников ограничений по весу нет.

Отрезок от старта до финиша в бегах называется заездом, на скачках - скачка.

Человек, который управляет лошадью на бегах, называется - наездник, в скачках - жокей. Наездник сидит в двухколёсной тележке - качалке, а жокей - в седле, верхом на лошади.

Стандартная дистанция забега 1600 метров, 1 миля, это один круг ипподрома. Неутомимые орловские рысаки бегут и 2400, и 3200 метров. Эту породу выводили не только как резвую, но и выносливую. Есть призы двух- и трёхгитовые, когда лошадь бежит в один день два или три заезда с перерывами для отдыха. Случаются и заезды русских троек, запряжённых зимой в сани, а летом в четырёхколёсный экипаж вроде брички. В состав команды входят три спортсмена, один управляет лошадьми, двое на подстраховке для обеспечения безопасности.

Камзол даётся наезднику на всю жизнь и он им очень дорожит. Наездник может ездить на разных лошадях, но камзол всегда одинаковый. Звёзды на нём означают количество побед в дерби. В экипировку спортсмена входят также шлем и хлыст. К обуви особых требований нет, брюки должны быть со штрипками, есть специальная одежда для бегов, но зимой можно использовать и горнолыжный костюм. Средство передвижения на бегах, двухколёсная тележка, называется качалкой.

У любой лошади есть период расцвета и период спада. Существует и возрастной ценз - например, в бегах по правилам жеребец может стартовать до 14 лет. У орловских рысаков лучший период - в четыре года, а скаковые лошади раннеспелые, у них пик карьеры в три года. Именно в эти сроки лошади выходят на старт самых главных соревнований - дерби. Для спортсменов нет верхней планки по возрасту, девятикратный победитель Дерби наездник Анатолий Сергеевич Козлов, и в свои 80 лет продолжает участвовать в бегах. Если в олимпийских видах конного спорта - конкуре, выездке - женщин много, то в бегах и скачках доминируют мужчины.

Автомобильные заезды

Помимо собственно конных состязаний поле в разные годы использовалось для автомобильных заездов, а в начале ХХ века здесь проходили турниры по борьбе, по "бегу скороходов", здесь соревновались велосипедисты, демонстрировали своё мастерство первые авиаторы. В сентябре 1909 года на беговом ипподроме состоялся самый первый в Москве демонстрационный полёт на самолёте - на аэроплане системы Вуазена, который пилотировал француз Жорж Леганье. Шоу едва не завершилось скандалом, так как летательный аппарат никак не хотел подниматься в воздух. В 1910 году Уточкин был более успешен в полётах на аэроплане "Фарман". Пожалуй, самой странной забавой того времени была травля волков борзыми собаками, запечатлённая на фотографиях 1916 года. В кинохронике Дзиги Вертова 1926 года запечатлены лыжники-красноармейцы, которые, вероятно, тренировались на скаковом поле.