2020/07/07 09:36:20

Александр Мавродиев, ГКС: «Проекты по созданию ситуационных центров в регионах всегда индивидуальны»

Постоянно меняющаяся ситуация в самых разных сферах жизнедеятельности общества и отраслях экономики требует от руководства регионов принятия своевременных и обоснованных решений. Для обеспечения информационно-аналитической поддержки работы высших должностных лиц в регионах внедряются ситуационные центры. Об особенностях их создания в интервью TAdviser рассказал Александр Мавродиев, директор департамента национальных проектов ГКС (АО «Группа Систематика»).

Александр
Мавродиев
Будущее цифровизации госуправления должно опираться на унификацию и централизацию платформенных решений

Александр Александрович, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, об ИТ-проектах, востребованных в настоящее время в субъектах Российской Федерации для решения задач, стоящих перед руководством регионов.

Александр Мавродиев: Портфель ИТ-проектов в субъектах Российской Федерации формируется исходя из задач ускоренного внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления, поставленных президентом Российской Федерации, и с учетом текущих особенностей, в частности, связанных с необходимостью преодоления последствий пандемии COVID-19. В эти задачи входит и информатизация бюджетной системы, и развитие сервисов оказания государственных услуг, и реформирование контрольно-надзорной деятельности и многое другое.

Но особое место среди проектов цифровизации государственного управления в регионах занимают проекты по созданию ситуационных центров высших должностных лиц, которые в настоящее время решают более широкий круг задач, чем это было ранее предусмотрено федеральными регуляторами, когда формировалась концепция создания ситуационных центров, готовились методические документы, т.е. закладывались их основы.Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

Ситуационный центр — уже не просто оборудованное помещение для проведения разовых или регулярных коллегиальных совещаний по оперативным вопросам. Сегодня это также комплекс инструментов, которые обеспечивают информационно-аналитическую поддержку работы руководства региона в ежедневном режиме.

Динамично меняющиеся социально-политическая, финансово-экономическая, санитарно-эпидемиологическая ситуации требуют от руководителей субъектов Российской Федерации повседневного анализа и оценки складывающейся ситуации во всех сферах жизнедеятельности общества и отраслях экономики, контроля полноты информации, отслеживания точности и своевременности исполнения поручений и поставленных задач. Например, в ЕМИСС содержится информация более чем о 7 тысячах статистических показателей, а это всего лишь один из множества государственных информационных ресурсов.

Таким образом, для принятия обоснованных решений руководству региона требуется контролировать большое количество вопросов, ситуаций и задач, оперативная информация по которым до сих пор нередко формируется на бумажных носителях. При этом (с учетом срочности вопроса и дефицита времени) при подготовке такой информации зачастую не используется предыдущий опыт, что может сказываться на качестве решений, принимаемых на основе подобных материалов.

В связи с этим особенностью проектов по автоматизации и информационно-аналитическому обеспечению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации является комплексность их реализации, связанная, во-первых, с обработкой и хранением больших объемов многоаспектной информации из значительного количества источников, в т.ч. неструктурированных; во-вторых, с повышенными требованиями не только к оперативности, достоверности, актуальности, но и к виду представления информации по различным срезам и ключевым пользователям.

Если кратко резюмировать, то центральным элементом ситуационного центра высшего должностного лица становится программный комплекс бизнес-аналитики, позволяющий автоматизировать сбор, обработку, хранение и визуализацию больших объемов данных, обладающий возможностями построения отчетности и поддержки принятия решений на основе моделирования и прогнозирования. В качестве примера, где все эти функции реализованы, можно привести российскую BI-платформу «Триафлай» компании «Доверенная среда», которая входит в ГКС.

Созданная на основе платформы «Триафлай» система по мониторингу и анализу данных о распространении коронавирусной инфекции (COVID-19) в ряде регионов РФ обеспечивает поддержку принятия оперативных решений в условиях чрезвычайной ситуации главами регионов в рамках работы региональных ситуационных центров и штабов по контролю над эпидемиологической ситуацией. Система позволяет получить полную картину эпидемиологической обстановки в регионе по COVID-19, включая количество, статус изолированных на карантин больных, количество людей на самоизоляции, своевременного предупреждения о самоизоляции, контроль состояния здоровья и перемещения лиц в рамках региона (и выезда другой регион). Таким образом, благодаря внедренной системе формируется реальная, без искажений, статистика по региону, необходимая для принятия решений главой региона.

А какие проблемы чаще всего возникают при внедрении ситуационных центров в регионах?

Александр Мавродиев: Проекты по созданию ситуационных центров всегда индивидуальны, поскольку это не просто разработка или внедрение программного обеспечения. Это целый комплекс мероприятий по организационному, нормативно-правовому, методическому и технологическому обеспечению работы как самого ситуационного центра, так и органов и организаций региона, ответственных за мониторинг ситуации, своевременное предоставление информации и исполнение поручений.

К общим ограничениям, с которыми мы сталкиваемся в регионах, можно отнести:

  • наличие большого количества частично дублирующих друг друга по функционалу или неиспользуемых информационных систем;
  • отсутствие возможности автоматизированной обработки данных, содержащихся в не связанных между собой ведомственных информационных системах, из-за их противоречивости, недостаточной актуальности и полноты, что вполне закономерно при преобладании ручного ввода данных;
  • закрытость и недостаточная гибкость функционала ведомственных информационных систем, отсутствие возможности выборки данных в автоматизированном режиме в необходимом разрезе.

В качестве примера могу привести такие цифры по одному из регионов внедрения: из 30 информационных систем, созданных за счет бюджетных средств, только 12 систем содержали информацию, возможную для использования в ситуационном центре, а это менее 50%; у трети исполнительных органов государственной власти субъекта необходимые данные содержались и обрабатывались не в информационных системах, а в неструктурированных информационных ресурсах. И это региональный уровень! Ситуация с информатизацией в органах местного самоуправления еще плачевнее.

Эти и другие проблемы позволяет преодолеть внедрение ситуационного центра как инструмента решения комплексных задач, а также упрощения организационных процедур, выстраивания эффективного межведомственного взаимодействия и экономии ресурсов.

Внедрение и поэтапное развитие информационного окружения ситуационного центра позволяет:

  • объединить и структурировать все необходимые информационные ресурсы органов власти и обеспечить к ним оперативный доступ;
  • осуществлять инструментальную поддержку проведения расчетов и моделирования вариантов решения поставленных задач;
  • оптимизировать бюджетные расходы на информатизацию за счет внедрения универсального масштабируемого программного обеспечения, обладающего базовой функциональностью;
  • обеспечить мобильность работы сотрудников с данными за счет использования возможностей дистанционного доступа, а также осуществлять дистанционный контроль объектов мониторинга.

Александр Александрович, а в чем преимущество решения, которое вы используете при создании и внедрении ситуационных центров высших должностных лиц субъектов РФ?

Александр Мавродиев: Говорить исключительно о преимуществах решения как программного продукта, я думаю, было бы неправильно. Во многом успешная, а главное, качественная реализация проекта, которая бы в большей степени отвечала ожиданиям государственного заказчика, во многом зависит от грамотного и компетентного консалтинга в сфере государственного управления. Надо понимать, что проект по созданию и внедрению ситуационного центра высшего должностного лица субъекта РФ не ограничивается лишь предоставлением лицензии и последующей интеграцией программного продукта с существующими системами региона. Это всего лишь один из этапов работ.

Для более качественного и полного функционирования системы, достижения ее максимальной эффективности также требуется провести обследование существующей инфраструктуры заказчика, проанализировать действующее законодательство на уровне субъекта РФ, и на основе анализа полученных данных выработать и представить заказчику рекомендации. В отсутствие должного нормативного регулирования, а также правильно выстроенного межведомственного взаимодействия трудно будет достигнуть тех показателей, на которые изначально рассчитывал регион.

Для решения этих задач внутри ГКС специально была создана команда, которая обладает необходимым опытом, а также всем набором навыков и качеств.

Кроме того, в проекте по созданию ситуационного центра необходимо решать и весь комплекс задач, начиная от создания распределенной высокопроизводительной ИТ-инфраструктуры и обеспечения ее бесперебойной работы до интеграции информационных систем, поставляющих исходные данные для работы ситуационного центра высшего должностного лица в регионе и подготовке регламентной базы для взаимодействия региональных структур управления и подведомственных им организаций, оперативных служб, медицинских учреждений, системообразующих производственных предприятий.

Если же говорить о преимуществах программного продукта (BI-платформа «Триафлай»), предлагаемого нами для создания ситуационных центров, то я бы остановился на следующем:

  • это полностью российская разработка, она включена в реестр отечественного ПО;
  • обеспечивает возможность создания множества решений для разных подразделений на базе одной платформы;
  • функционирует через интернет и не требует установки дополнительного программного обеспечения;
  • обладает гибкой структурой хранения данных и метаданных;
  • обеспечивает возможность многомерного анализа без предварительной подготовки данных;
  • обладает подтвержденной высокой производительностью и масштабируемостью;
  • имеет встроенный конструктор workflow-процессов для сбора и согласования данных и документов.

Поэтому, резюмируя вышесказанное, то можно ответственно заявить, что ГКС обладает всеми компетенциями, а благодаря своему многолетнему опыту по созданию информационных систем федерального уровня и развертывания ситуационных центров разного уровня на основе оборудования и ПО российских и ведущих мировых вендоров может решать задачи любого масштаба, в т.ч. выполнять функции центра компетенции по применению ситуационных центров для повышения эффективности регионального государственного управления.

В январе 2020 года Президент России поручил руководителям субъектов Российской Федерации внедрить Центры управления регионом. Скажите, исходя из вашего многолетнего опыта практической реализации ИТ-проектов по различным направлениям государственного управления, какое место ЦУР занимает в региональном портфеле проектов информатизации органов власти?

Александр Мавродиев: Исходя из того, что в качестве примера для разработки ЦУР в регионах предложен уже функционирующий Центр управления регионом в Московской области, то его задачей является повышение эффективности взаимодействия с населением. Задача, решаемая ЦУР в таком виде, важна, но эта задача — одно из множества направлений деятельности органов государственной власти на местах. Такие задачи в большинстве субъектов Российской Федерации решаются внедрением программного обеспечения класса «портал обратной связи». Подобные решения в рамках «Открытого правительства» в том или ином виде уже внедрены в большинстве субъектов. То есть в данном случае, по-видимому, название не вполне соответствует содержанию, о чем и идет много дискуссий в экспертном сообществе.

Если же иметь в виду ситуационные центры, то, как я уже отметил, задачи, решаемые в их рамках, гораздо шире, что дает возможность в полном объеме предоставить руководителям преимущества цифровых технологий для оперативного управления регионом.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития цифровых технологий в государственном управлении?

Александр Мавродиев: Как я уже говорил, динамично меняющаяся обстановка во всех сферах жизни требует от руководителей субъектов Российской Федерации повседневного анализа и оценки большого количества входящей информации, включая контроль за исполнением принятых решений. Поэтому перспективными и востребованными в российских регионах становятся отечественные комплексные универсальные платформенные решения, быстро адаптируемые и масштабируемые под любые возникающие задачи государственного управления. На мой взгляд, будущее цифровизации государственного управления должно опираться на унификацию и централизацию платформенных решений на федеральном уровне, определении понятных для всех уровней власти правил игры, выраженных в ключевых показателях, которые имеют практическое применение и реализацию «на земле», а также гармонизацию существующей нормативной правовой и методической базы, в рамках которой эта цифровизация существует. Одним словом, задача на ближайшие несколько лет — сшить одно большое цифровое одеяло из существующих разрозненных систем.