2021/04/07 10:59:42

Перестаньте строить маркетплейсы и увольте директоров, которые нуждаются в CDTO - основатель «220 Вольт» на конференции TAdviser

Председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, основатель сети магазинов «220 Вольт» Алексей Федоров на конференции TAdviser IT Retail Day 2021 поделился мнением о перспективах цифровизации розничного бизнеса, роли ИТ-директора и директора по цифровой трансформации в компании.

Предпринимателям вкладываться в e-commerce сейчас совершенно бессмысленно, потому что гигантские деньги - десятки миллиардов рублей - туда инвестируют большие окологосударственные и олигархические структуры: Сбер, "Яндекс", Ozon. Обычному предпринимателю там места нет. Так считает Алексей Федоров, председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, основатель сети магазинов «220 Вольт». В выступлении на конференции IT Retail Day 2021, проведенной TAdviser 31 марта, он высказал свою точку зрения на перспективы развития бизнеса в области розничной торговли.

«
Мне кажется, сейчас уже каждая булочная открывает маркетплейс. Если у торговца свежей сметаной нет своего маркетплейса, он недофермер, так считается. Я вижу очень много людей, которые пытаются построить маркетплейсы, агрегаторы, classified, сделать новый "Авито" или, например, «халяльный Google». Но созданием собственных платформ можно заниматься, если у вас много денег и вы готовы проиграть их, как в казино. Если у человека есть деньги, он имеет право их тратить
»

Диджитализация, цифровизация, уберизация — эти слова звучат на любом чиновничьем совещании, и по ним уже можно начинать определять шарлатанов или дилетантов, которые нахватались терминов и пытаются выглядеть продвинутыми, уверен Федоров. Не нужно быть такими, рекомендует он.

Вкладываться предпринимателям, по мнению основателя «220 Вольт», имеет смысл в разработку собственных физических продуктов для маркетплейсов и в самообразование, умения «владельца продукта», который понимает весь процесс снизу доверху и может точно ставить задачу перед программистами. Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.2 т

Кроме того, голубым океаном он считает создание ИТ-продуктов, которые будут интегрированы в экосистемы маркетплейсов и будут помогать мелким предпринимателям продвигать их товары на маркетплейсах.

Выступление основателя сети магазинов «220 Вольт» Алексея Федорова на конференции TAdviser IT Retail Day 2021


Реальность никуда не делась, более того, в ней нуждаются, именно поэтому физические магазины не исчезнут: люди используют их не только для покупок, это социальный клуб и место, где можно получить впечатления. Мужчины приходят в «220 вольт», чтобы поговорить с единомышленниками, обсудить товар и потрогать инструменты собственными руками, объясняет Федоров.

«
Вкладывайтесь в свое образование и в физические вещи, в инфраструктуру — это будет в тренде, — призывает Алексей Федоров
»

Логистика, по его мнению, — это тоже физический товар, и там есть, где развернуться. Ритейлеры, имеющие собственные сложные фулфилмент-центры, могут развивать это направление не только для себя, но и выступать как логистический оператор и партнер, что востребовано другими игроками.

Наконец, нужно обратить внимание на пункты выдачи заказов (ПВЗ) — это как раз та ниша, которой удобно заниматься небольшой компании или предпринимателю. ПВЗ идут к тому, чтобы стать личным почтовым ящиком каждого клиента и находиться в шаговой доступности от квартир. Такому решению нужны операторы.

«Наверное, этим займутся таксисты после того, как машины перестанут нуждаться в водителях и начнут ездить на автопилоте», — пошутил Федоров, однако это факт — ритейл не будет заниматься пунктами выдачи самостоятельно, рынок сможет занять индивидуальный предприниматель.

Во второй части своего выступления Алексей Федоров рассуждал о том, нужны ли в бизнесе директора по цифровой трансформации (CDTO).

«
CIO - абсолютно понятная функция, все знают, чем занимаются ИТ-директора. А чем занимается CDTO, я не понимаю. Я бы назвал его директором по поездкам на американские выставки софта. Возможно, эта должность нужна для очень нецифрового владельца компании, который нанял себе директора по цифровой трансформации, чтобы с ним общаться о трендах. Но тогда он может называться, например, партнером по играм
»

Ежедневная работа любой компании сейчас — это цифровая трансформация, объясняет Федоров.

«
Что у вас за директор по e-commerce, если вам над ним нужен еще и директор по цифровой трансформации? Увольте директора по логистике, который не знает, какие существуют WMS-системы. Или обучите. Или понизьте в должности. Или поменяйте местами с тем человеком, который называется директором по цифровой трансформации, если он понимает в логистике больше, чем текущий директор по логистике. Представьте, что в начале 20 века в компанию, занимающуюся извозом, завели бы директора по внедрению автомобилизации. Нужно просто купить несколько автомобилей и научить извозчиков на них ездить. Само собой разумеется, что автомобили победят, для этого не нужен специальный директор. Хотя я бы и сам не отказался быть директором по цифровой трансформации, потому что это синекура, работа не бей лежачего
»