Онлайн-конференция
ИТ в госсекторе 2021
23 ноября, 2021
По всем вопросам обращайтесь по адресу: conf@tadviser.ru

О конференции

По традиции, вопросам внедрения ИТ в госсекторе была посвящена специальная секция очередного TAdviser SummIT 2021. Мероприятие прошло в смешанном формате: онлайн и офлайн. За работой саммита в прямом эфире наблюдало более 800 человек. Секция «ИТ в госсекторе» была одной из самых популярных. За ней в прямом эфире следило более 200 человек. Она продемонстрировала: сегодня передовой фланг госинформатизации проходит по линии создания новых сервисов.

Еще несколько лет назад мероприятия, посвященные проектам информатизации госсектора, больше походили на парад концепций цифровой трансформации. Сейчас же на повестке дня — практика.

«
Сегодня будем говорить на максимально прикладные темы, — заметил модератор секции Сергей Коротких, эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, — о том, как государство с помощью ИТ помогает решению задач, улучшает жизнь граждан и способствует развитию бизнеса.
»

Стоит отметить, что вопросы создания соответствующей инфраструктуры несколько отошли в сторону как рутинные. Вызовом они остались, по большей части, для удаленных территорий, где регионы реализуют различные варианты ликвидации цифрового неравенства. Главную гордость регионов составляют цифровые сервисы для граждан и бизнеса. Они реализуются с учетом актуальных нужд местного населения и доступных объемов финансирования, а потому отличаются большим разнообразием практических воплощений.

Фото 2. Сергей Коротких, эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС

Важной их составляющей стали транспортные сервисы. Действительно, при всем торжестве цифровых технологий, по дорогам мегаполисов и региональным трассам всегда будут перемещаться люди и материальные грузы. Эти транспортные потоки требуют столь же высокого качества цифрового управления, что и все остальные аспекты жизни современного гражданина и бизнеса.

Отличительный признак проектов госинформатизации настоящего времени — комплексный характер цифровых сервисов: они представляют собой элемент общей гармоничной картины информационного пространства города или региона.

Содержание

Югра: что можно получить, эффективно управляя данными региона

Успехами образовательной региональной платформы похвастался Павел Ципорин, директор департамента информационных технологий ХМАО-Югры.

«
Все регионы не первый год занимаются консолидацией ИТ-сервисов, создают цифровые платформы, — отметил он. — И у нас количество цифровых платформ растет.
»

Одна из них — цифровая образовательная платформа, крупнейшая в регионе. К ней уже подключено 622 тыс. пользователей, то есть почти треть жителей округа — детей и их родителей—– пользуются сервисами.

Созданная платформа получает позитивную обратную связь от граждан, но на достижение этого результата ушло примерно полтора года, подчеркнул Павел Ципорин:

«
Создание качественного сервиса — это только полдела. Самое главное — заинтересовать жителей пользоваться сервисом.
»

В ХМАО в единый образовательный сервис увязан полный цикл обучения ребенка: от двух лет, когда он может придти в детский сад, и до получения аттестата о среднем образовании.

«
Все события в образовательной сфере каждого ребенка, все его достижения собираются в виде единого цифрового портфолио, — поясняет Павел Ципорин. — Это нужно, например, для того, чтобы на разных этапах его развития давать рекомендации о направлениях углубленного изучения тех или иных предметов.
»

Уникальный функционал образовательной платформы — снижение рисков для детей в Интернете. Помимо бесплатного соответствующего ПО, родители получают помощь в выстраивании диалога с детьми по вопросам пользования сетью, вплоть до консультаций детского психолога.

Кроме того, на базе платформы создан единый ситуационно-аналитический центр.

«
Это такой верхнеуровневый BI-функционал для всей сферы образования, — подчеркивает Павел Ципорин, — и наш региональный министр образования в реальном времени видит, что происходит, включая детальную информацию о том, сколько детей сегодня пришло в школу, сколько приболело, сколько покушало в столовой.

»

Павел Ципорин, директор департамента информационных технологий ХМАО-Югры

Еще одно большое направление информатизации ХМАО-Югры — территориальная информационная система (ТИС), в рамках которой уже оцифровано 78 бизнес-процессов, интегрированы ведомственные системы. Так, недавно появилась специализированная АИС «Домашние животные», единая база данных, в которую также включены животные без владельцев.

«
Благодаря этой системе мы смогли полностью перевести в цифру субсидирование муниципальных образований для отлова и чипирования бездомных животных, — отмечает Павел Ципорин.
»

На базе ТИС Югры, которая аккумулирует огромное количество региональных данных по различным разрезам, создана местная система управления этими данными. В частности, информационная система «Югра АйДи», которая позволяет создать цифровой профиль каждого из 3,5 тыс. сотрудников органов власти. С одной стороны, она управляет правами доступа к тем или иными данным каждого конкретного чиновника. С другой стороны, с ее помощью можно анализировать, с какими именно системами работает сотрудник, сколько времени в них проводит.

«
Это дает возможность оценить эффективность работ как людей, так и программных систем. Может быть, какие-то из них уже не нужны госслужащим, — поясняет ИТ-директор ХМАО-Югра, — а также позволяет предоставлять сотрудникам набор инструментов для централизованного управления государственными данными региона.
»

Продолжается развитие АИС КНД: уже достигнуто существенное снижение выездных проверок инспекторов контрольно-надзорных органов. На следующий год запланировано внедрение новой интересной системы с применением технологий виртуальной реальности. Она будет моделировать действия инспекторов при обучении сотрудников.

Нейронная сеть Vika, функционирующая в ИТ-службе ХМАО-Югра, начала работать в системе телефонного обслуживания граждан по единому номеру 122: робот берет на себя до 75% входящих звонков. В настоящее время, рассказывает Павел Ципорин, Vika проходит повышение квалификации и будет заниматься автоматическими обзвонами населения по разным тематикам.

Удмуртия: построение сервисного государства

В Удмуртии заняты сервисами.

«
К идее сервисного государства мы пришли еще в 2019 г., когда формировали концепцию цифрового развития региона, — рассказывает Тимур Меджитов, министр цифрового развития Удмуртской Республики. — Тогда выделили набор отраслей, которые представляют наибольший интерес для региона, с точки зрения цифровой трансформации.
»

Концепцию цифровой трансформации здесь сразу связали с экономическими показателями региона. Например, результаты информатизации в сфере градостроения непосредственно связаны с показателями IQ городов, которые рассчитываются по методике Минстроя РФ.

Акцент в концепции сделан на так называемых смарт-сервисах, тех, что очевидным образом влияют на качество жизни жителей региона или качество ведения бизнеса. Всего было предложено 150 смарт-решений, которые разрабатываются и запускаются по определенному плану. Что касается сервисов для граждан, то они разрабатываются, исходя из списка социальных ролей, присущих обычному человеку: родитель, здоровый гражданин, пассажир, активный житель и т. д.

Тимур Меджитов, министр цифрового развития Удмуртской Республики

Один из интересных кейсов, ориентированных на жителей — платежный кабинет гражданина, созданный, в первую очередь, для родителей, чьи дети занимаются в различных секциях и кружках дополнительного образования. Он представляет собой единый платежный сервис. Организации, оказывающие услуги дополнительного образования, формируют начисления и предоставляют данные в единую систему учета.

Платежный сервис интегрирован с ГИС ЖКХ, поэтому в личном кабинете можно оплатить еще и услуги ЖКХ, а также штрафы ГИБДД. Это не только удобно для людей, рассказывает Тимур Меджитов, но и дает экономическую выгоду:

«
При переводе на платформу только личных платежей за детские сады, мы, в масштабе Ижевска, ежегодно экономим до 10 млн. руб..
»

Уже идет работа над дальнейшим развитием сервиса: он будет самостоятельно производить выгрузку данных для налоговой службы по возмещению НДФЛ, а также готовить соответствующий документ для обращения гражданина в налоговый орган. Предполагается аналогичное обслуживание физлиц в части мер поддержки многодетных семей.

«
Человеку не нужно будет искать и выгружать из разных систем платежные квитанции, чтобы приложить их к заявлению на компенсацию, — резюмирует Тимур Меджитов.
»

Специальный сервис под названием «Наймем робота» предназначен для создания специализированных программных роботов. Сегодня они работают на телефонной линии здравоохранения 122 и бесплатном телефонном номере «800» МФЦ. По оценкам ИТ- министра цифрового развития Удмуртской Республики, роботы обслуживают половину звонок в МФЦ и примерно 30% обращений по единому номеру 122. Также с их помощью жители могут сдать ресурсоснабжающим организациям показания коммунальных счетчиков.

Тимур Меджитов отдельно отмечает необходимость оптимизации внутренних процессов госструктур в ходе цифровизации:

«
Много внутренних операций по сбору данных, подготовке документов и т.д. могут оказаться неоптимальными даже при использовании электронных инструментов общения с гражданами.
»

Он приводит пример: в начале предоставления услуги «Выплата пособия на ребенка» срок ее выполнения занимал 33 дня, после внутренней оптимизации его удалось сократить до 24 дней, а затем — до 12 дней.

«
Коэффициент эффективности создания ценности по услуге достиг 57% — это очень хороший результат с точки зрения бережливого правительства, — подчеркивает министр.
»

Красноярский край: от ликвидации цифрового неравенства до ситуационных центров разного уровня

Красноярский край с точки зрения площади и плотности населения — уникальный регион.

«
У нас огромное количество небольших населенных пунктов, между которыми — 200-300 км, — рассказывает Николай Распопин, министр цифрового развития Красноярского края, поясняя, почему для региона высокоприоритетной задачей является создание телекоммуникационной инфраструктуры.
»

В этом направлении реализуется большой федеральный проект,. Краевое правительство также ведет свой собственный инфраструктурный проект, рассчитанный до 2030 г. В настоящий момент создается инфраструктура связи на базе технологий 4G для населенных пунктов с населением от 100 до 1000 человек.

Вся активность по созданию прикладных сервисов ведется под «зонтиком» проекта «Команда губернатора Красноярского края». В конце прошлого года был создан единый информационно-аналитический контакт-центр, к нему уже подключены телефонные линии 112 и 122, на которых работают боты, способные не только принимать звонки, но и осуществлять обзвоны жителей. Идет создание цифровой платформы для этого контакт-центра, которая будет организовывать прием звонков от граждан по различным направлениям деятельности.

В крае также создаются различные полезные для населения цифровые сервисы, которые не являются госуслугами, но заметно облегчают жизнь граждан, например, прикрепление к поликлинике или электронный читательский билет. Краевые ИТ-специалисты внедрили и традиционный функционал учета оплаты школьного питания. Выполняя поручение губернатора Красноярского края по усилению контроля качества питания в школьных столовых, систему оплаты интегрировали с «Меркурием».

«
Это позволяет практически в реальном времени прослеживать происхождение продуктов питания, — подчеркивает Николай Распопин.
»

Николай Распопин, министр цифрового развития Красноярского края

Мобильный социальный работник — еще одна инновация, которая внедряется в крае. Люди, которые оказывают помощь на дому, имеют при себе мобильное устройство. Оно позволяет отслеживать их перемещения и учитывать время, затрачиваемое на выполнение конкретных заданий. Сейчас разрабатывается мобильное приложение, которое позволит передавать человеку новые задания, а также система оплаты труда соцработников, базирующаяся на объеме выполненных работ.

Много труда вложено и в создание единой транспортной системы.

«
На смену пяти разрозненным системам, которые решают различные задачи в интересах транспортного комплекса Красноярского края, должна придти единая цифровая платформа с общими данными, — рассказывает Николай Распопин.
»

По оценке министра, это открывает новые перспективы в сфере работ по анализу больших данных: по выплатам дотаций перевозчикам, перестройке маршрутной сети на основе анализа маршрутов транспорта и т.д.

Еще один крупный проект связан с запуском единой банковской карты жителя Красноярского края. Это обычная карта МИР, на которую заведены различные сервисы, нужные людям: школьное питание, обеспечение лекарствами, транспортные услуги, медицинское обслуживание, социальные выплаты.

«
По сути, мы создаем поверх банковского приложения некоторую надстройку, которая дает возможность гражданину получать адресную материальную помощь, — поясняет Николай Распопин.
»

Особый интерес представляет опыт Красноярского края в части цифровизации муниципального уровня. На базе цифровой платформы «Эталон» (она известна в регионах, в первую очередь, в связи с проектом «Безопасные качественные дороги») в Красноярске был создан ситуационный центр муниципального уровня. В 2022 г. он будет тиражироваться в муниципальных образованиях (МО) края вплоть до уровня сельсоветов.

«
Речь идет о создании муниципального ситуационного центра, имеющего связь по данным с региональным уровнем, — поясняет Николай Распопин. — Это позволяет цифровизовать большую часть деятельности, которая происходит на уровне регионов.
»

В числе важных результатов для системы краевой системы госуправления: ликвидация бумажного документооборота и практически полный контроль над территориями с анализом того, что происходит там в различных сферах, например, в отношении доведения субсидий до муниципалитетов.

Создание межведомственного ситуационно-аналитического центра (МСАЦ) на основе озера ведомственных данных — это еще один крупный интеграционный проект.

«
Фактически, это система регионального управления данными, на которой базируется несколько BI-систем, позволяющих проводить ведомственную аналитику, — рассказывает Николай Распопин.
»

По его словам, до конца года планируется завершить разработку систем поддержки принятия решений по некоторым отраслям, которые будут формировать предложения по улучшению в автоматизированном режиме. Например, если статистика контакт-центра указывает на проблемы с наличием лекарств в аптеках, это подразумевает сигнал Минздраву края проанализировать состояние дел в аптечных сетях. Также в эту систему подключаются элементы «Безопасного города», в частности, аналитика данных с городских видеокамер. Первые пилотные проекты с системой распознавания лиц на нескольких автобусных маршрутах Красноярска уже дали плоды — позволили поймать нескольких человек, находившихся в розыске.

В числе проектов, над которыми идет работа, стоит упомянуть использование беспилотных летательных аппаратов, используемых для дистанционного зондирования Земли, ее лесного фонда.

«
Проконтролировать всех лесопользователей в ручном режиме невозможно. А дроны помогут разглядеть нарушения лесопользования, чтобы оперативно направить туда соответствующие службы, — отмечает Николай Распопин.
»

Республика Крым: информатизация и импортозамещение в сфере образования

Первый этап цифровой трансформации сферы образования республики Крым начался в 2018 г. Он был связан с появлением нового ведомственного требования — о внесении данных об аттестатах общего образования в единую базу данных, информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС «ФРДО»).

«
Создание соответствующего рабочего места оценивалось на уровне 100 тыс. руб., — рассказывает Дмитрий Окунь, начальник управления информационно-технического сопровождения, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. — Для школ это очень существенный бюджет, поэтому было принято решение о создании центрального сегмента республики Крым для подключения к ФИС «ФРДО».
»

Реализация проекта предполагала два ключевых принципиальных момента: использование программного обеспечения из Единого реестра ПО Минцифры РФ и применение электронной подписи.

«
Информатизация и импортозамещение — это две сферы, которые между собой тесно связаны, — заметил Дмитрий Окунь.
»

В справедливости этого тезиса смогли убедиться все участники конференции TAdviser SUMMIT «ИТ в госсекторе»: видеосвязь с Дмитрием, который выступал с докладом дистанционно, прервалась. В Крыму Zoom не работает в нормальном режиме, пояснил докладчик.

Дмитрий Окунь, начальник управления информационно-технического сопровождения, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

В ходе проекта в 450 образовательных организациях республики Крым были установлены типовые рабочие места: тонкие клиенты отечественного производства — и создана защищенная сеть, посредством которой данные централизованно передаются в федеральную часть информационной системы.

«
Благодаря тому, что рабочие места, установленные в образовательных организациях — типовые, удалось выдать единый аттестат на всю систему в целом, — рассказал Дмитрий Окунь.
»

На следующем этапе решалась задача объединения разрозненных информационных систем, используемых в сфере образования республики Крым. Так появилась АИС «Крымская республиканская образовательная сеть» (АИС «КРОС»), которая предназначена для эффективного перевода в электронный вид государственных и муниципальных образовательных услуг. АИС «КРОС» обеспечила полный охват профильных организаций, перевод их на электронный документооборот, повышение прозрачности и открытости учебного процесса для всех участников этой сферы деятельности.

Как рассказал Дмитрий Окунь, АИС «КРОС» — это, фактически, единый образовательный портал с дополнительными сервисами: модулем электронной очереди в дошкольные образовательные организации, подсистемой зачисления детей в общеобразовательные организации, подсистемой ведения электронных журналов и дневников. Пилотный проект по использованию единой системы электронных журналов стартовал осенью прошлого года, а в нынешнем учебном году уже все школы Крыма перешли на безбумажный вариант школьных журналов и дневников.

Недавно появилась новая система — «Навигатор дополнительного образования» (она ведет учет детей, получающих дополнительное образование), библиотека онлайн-ресурсов для дистанционного образования», подсистема «Технологические карты уроков (Конструктор уроков)», а также запущена госуслуга аттестации педагогических работников.

Основной принцип формирования информационного пространства сферы образования — перекрестная интеграция. В ее основе — цифровой профиль ребенка, который заводится в системе, когда этот ребенок приходит в детский сад. Также в системе отображается вся структура учреждений дополнительного образования республики. При этом оказание госуслуг происходит на едином портале ЕПГУ.

Сейчас в ходе реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» требование использования отечественной ИТ-продукции (как ПО, так и оборудования)) неукоснительно соблюдается, сообщил Дмитрий Окунь. Тем не менее, проектные риски остаются. К числу основных, по оценке докладчика, относится разрозненность уже внедренных информационных систем, а также связанная с этой разрозненностью проблема отсутствия единой методологии в разработке информационных систем.

«
Недостаточный уровень цифровой грамотности учителей тоже представляет собой некоторую проблему, но она решается, — отмечает Дмитрий Окунь. — Для педагогов налажено обучение, а само ПО не вызывает никаких трудностей в изучении.
»

Ведомственная информатизация: искусство управления данными

Нынешний этап цифровой трансформации, который переживают российские ведомства, связан, в первую очередь, с организацией грамотного хранения большого количества данных в современных хранилищах данных и внедрением разнообразных алгоритмов обработки этих данных в интересах конкретного ведомства.

Счетная палата РФ: не только данные, но и аналитика

К реализации концепции цифровой трансформации Счетная палата РФ приступила три года назад. По словам Михаила Петрова, директора департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ, задача была поставлена максимально прагматично. Она включала три базовых компонента: цифровую платформу, службу управления данными, обучение персонала.

Действительно, для организации, которая осуществляет более 400 проверочных мероприятий в год в 150 объектах контроля, где функционирует свыше 600 различных информационных систем, критически важной является сугубо практическая задача — снизить трудоемкость обработки данных и автоматизировать рабочие процедуры 700 инспекторов, осуществляющих проверки.

«
Задача цифровых преобразований — построить собственную специализированную ИТ-инфраструктуру для сбора и обработки больших объемов данных, — комментирует Михаил Петров.
»

Эта цифровая платформа включает ряд основных блоков:

  • Хранилище данных, которое было создано собственными силами ИТ-сотрудников Счетной палаты. Сегодня идет отладка процессов пополнения хранилища данными из различных источников.
  • Системы визуализации данных и аналитики. Используется инструментарий отечественного решения PolyAnalyst и язык Python.
  • Инструменты обработки данных.
  • Витрины данных.

Михаил Петров особенно выделяет способность продукта PolyAnalyst поддерживать аналитические процедуры в стиле low-code:

«
Это позволяет проводить аналитические процедуры силами рядовых сотрудников, которые прошли определенное обучение, практически без привлечения программистов.
»

По его оценкам, уже накоплен портфель из 50 кейсов успешного использования этой системы в мероприятиях различного рода: достигается либо экономия времени на обработку данных, либо, за счет автоматизации, радикально интенсифицируется работа инспекторов. Они могут проверить не сотни операций, как раньше, а десятки тысяч, и при этом получить более объективные выводы.

Михаил Петров, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ

С целью повышения эффективности работы сотрудников, рассказал Михаил Петров, все их действия «погружаются в единый бесшовный бизнес-процесс». Этот бизнес-процесс включает, в частности, паспорт объекта — информацию, собираемую из различных внешних источников и информационных систем.

«
Фактически, это некоторая заготовка для создания цифрового двойника объекта проверки, — замечает Михаил Петров.

»

Очень полезный инструмент для сотрудников — информационные панели. По оценке директора департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ, простые средства визуализации и визуальной аналитики закрывают до 80% объема работы инспектора, и лишь 20% работ требуют применения более мощных средств.

Информационные панели аналитических показателей включают, в частности, сведения мониторинга незавершенного строительства в Российской Федерации, мониторинга реализации реформы в сфере обращения с отходами, мониторинга показателей деятельности ФНС.

Служба управления данными, реализованная в Счетной палате, охватывает весь жизненный цикл данных, начиная с формирования карт данных (момент, когда инспекторы планируют источники данных под конкретные мероприятия и вписывают их в программу проверки), и до загрузки данных из источников, а также проверки качества.

Отличительная особенность этой службы — децентрализованный характер. Ее главная задача заключается именно в координации деятельности по подготовке и обработке данных и обеспечении единообразного подхода к работе с ними. А непосредственную работу с данными ведут уже сотрудники профильных направлений.

«
Этих специалистов готовят в департаментах Счетной палаты. Они включаются в состав службы управления данными в качестве дата-стюардов, то есть экспертов в части формирования требований к данным, подключения новых источников и дальнейшего использования данных, — поясняет Михаил Петров.
»

Именно дата-стюарды отвечают за полноту и качество данных, наполняющих озеро, за поддержку актуального состояния витрин данных по направлениям, очистку и обогащение, а также создание специализированных инструментов для анализа больших данных.

В компании также работают дата-аналитики. Они строят модели данных, которые необходимы для разных мероприятий, формируют гипотезы. Это высокоуровневая аналитическая работа, нацеленная на поиск новых возможностей и подходов в сложившейся практике аудита, на внедрение актуальных цифровых инструментов в деятельность Счетной палаты, на создание новых аудиторских и исследовательских кейсов.

Отдельным направлением деятельности ИТ-департамента Счетной палаты РФ стало создание собственных курсов обучения аналитиков данных — «Практика цифровой трансформации». Михаил Петров объясняет:

«
Для нас очень актуальна задача ускоренного внедрения современных методов аналитики данных в практическую деятельность Счетной палаты, однако на рынке образовательных услуг отсутствуют готовые предложения необходимого качества. К тому же нам необходимо как можно шире распространять среди сотрудников Счетной палаты опыт уже реализованных проектов анализа больших данных, связанных с решением текущих практических задач контроля и аудита.
»

Департамент транспорта Москвы: сервисы для города на основе больших данных

Транспортный комплекс Москвы накапливает в своих хранилищах огромные объемы данных. Для того, чтобы извлекать из них ценные знания на благо дальнейшего улучшения транспортной системы мегаполиса, создан специальный Инновационный центр «Безопасный транспорт».

«
Мы создаем не только Smart City, но и Data-driven City, — подчеркивает Николай Кустов, заместитель руководителя Инновационного центра «Безопасный транспорт» департамента транспорта Москвы. — Для жителей это означает создание удобной и безопасной среды для их перемещений.
»

Эта миссия центра реализуется через развитие различных цифровых сервисов, ориентированных на жителей города. Так, Инновационный центр занимается разработкой мобильного MaaS-приложения «Московский транспорт», которое обеспечивает доступ ко всем видам городской мобильности, включая такси, каршеринг, самокаты.

«
Совсем скоро в нем появится возможность оплатить поездку из одной точки города в другую с использованием метро, наземного транспорта и даже, возможно, каршерингового автомобиля, — рассказывает Николай Кустов.
»

Отвечая на появление специальных требований социальной дистанции в связи с пандемией, центр выпустил сервис загруженности станций метро — как в текущий момент, так и в течение всего дня.

«
Под капотом этого сервиса — ML-модель, обученная на данных о совершенных поездках. Точность модели достигает 90%, — рассказывает Николай Кустов. — Прогноз количества людей на станциях осуществляется в трех градациях: много, не очень много, мало.
»

Николай Кустов, заместитель руководителя Инновационного центра «Безопасный транспорт» департамента транспорта Москвы

Сервис для отображения загруженности наземного транспорта требует более сложной модели данных. Сегодня он умеет предсказывать количество людей, которые находятся в конкретном автобусе или маршрутном такси, подъезжающему к остановке. Для работы модели используется вся совокупность данных о поездках пассажирах на всех видах наземного общественного транспорта. Эта модель работает с точностью 85%.

Оценить загруженность платной уличной парковки в точке прибытия помогает еще один сервис. С его помощью можно увидеть загруженность конкретного парковочного кармана в тот момент, когда водитель прибудет в заданную точку. Соответствующая модель, как рассказал Николай Кустов, использует, в том числе, данные с камер видеофиксации: как стационарных, так и мобильных.

«
Мы работаем исключительно с обезличенными данными, — подчеркнул он.
»

Для тех пассажиров, кто дал согласие на коммуникации с департаментом транспорта, имеется специальный сервис персональных коммуникаций. Он предполагает персональное оповещение человека обо всех событиях, которые могут повлиять на его продвижение по привычному маршруту — о пробках или дорожных работах.

«
Специальная прогнозная модель выбирает только тех пользователей, которых, скорее всего, затронет событие, и предупредительное оповещение высылается только им.
»

Госинспекция по недвижимости города Москвы: квадрокоптеры и искусственный интеллект снижают давление от проверок на бизнес

Под контролем Госинспекции по недвижимости города Москвы находятся все объекты недвижимости мегаполиса. Проверяется как появление объектов самовольного строительства, так и нарушение целей использования объектов недвижимости, включая захламление земельных участков. Цифровая трансформация ведомства началась 2,5 года назад, а ее главной задачей стало снижение контрольной нагрузки на добросовестных предпринимателей.

В основу принятого подхода положен автоматизированный анализ различных документов, причем приоритет отдан профилактическим мероприятиям и превентивным мерам воздействия, рассказывает Дарья Степанова, заместитель начальника Госинспекции по недвижимости города Москвы.

«
Таким способом мы решаем одновременно две задачи: не загружаем бизнес подготовкой документов для нас и сводим к нулю коррупционные риски.
»

Дарья Степанова, заместитель начальника Госинспекции по недвижимости города Москвы

Для того чтобы реализовать новые подходы на базе ИТ, пришлось внести изменения в федеральный закон о контроле и надзоре (248 ФЗ). Так, в статье 74 данного закона теперь прописана возможность в ходе проверок использовать данные, которые поступают от межведомственного информационного взаимодействия, а также сведений из Интернета и информации, полученной с использованием технических средств фиксации правонарушений. Это дало возможность поставить на службу ведомству квадрокоптеры. 25 таких аппаратов различного назначения ежедневно «выходят на работу» в воздушное пространство над городом и осуществляют мониторинг всей вверенной им территории. По оценке Дарьи Степановой, один беспилотный летательный аппарат за день способен внимательно обследовать 8 кв. км, включая такие труднодоступные места, как промышленные и лесопарковые зоны, крыши домов.

Фотоснимки, получаемые с квадрокоптеров, поступают на вход нейронной сети, которая умеет выявлять целый спектр нарушений различных типов: проведение строительных работ, причем не только сами работы, но и скопление строительной техники, появление ограждений, захламление территории (мешки, строительный мусор), появление открытых веранд у кафе. Точность нейросетевой модели составляет сегодня 93%.

Интеллектуальная система обработки изображений способна за 1 час проанализировать 50 тыс. снимков. За прошедший период нынешнего года система уже обработала свыше 700 тыс. фотографий и сумела выявить на них 46 тыс. событий, свидетельствующих о возможных нарушениях.

Каждый выявленный факт нарушения вначале накладывается на геоподоснову Москвы, чтобы уточнить местоположения объекта, а затем обогащается дополнительными сведениями. Например, о наличии разрешений на проведение такого рода работ, о праве соответствующего использования земельного участка и проч.

«
Запускается обработка больших данных на основе информации, собранной из множества источников, включая различные информационные системы города, — поясняет Дарья Степанова. — И только после этого к анализу подключаются люди-инспекторы, вооруженные всеми сведениями о нарушениях, зафиксированных на объектах.
»

По ее словам, данный подход к выявлению нарушений повысил в прошлом году «раскрываемость» на 41%.

«
Сегодня 78% нарушений в сфере недвижимости и общественных пространств выявляется с помощью с помощью квадрокоптеров, — отмечает заместитель начальника Госинспекции по недвижимости города Москвы.
»

Поставщики ИТ-решений для госсектора. Акцент на системный подход и цифровой консалтинг

Скажем нет лоскутному импортозамещению

Нынешний уровень цифровизации органов госвласти и ведомственных предприятий диктует особые требования к подходам, которые используют поставщики ИТ-решений при работе в этом непростом сегменте. На первый план выходят вопросы комплексного подхода к цифровой трансформации организаций, включая и комплексный подход к импортозамещению, а также цифровой консалтинг.

Для нынешнего этапа госинформатизации и сопутствующих процессов импортозамещения характерен некоторый дуализм, считает Михаил Шаповалов, директор по инновационному развитию 3Logic Group. С одной стороны, импортозамещение стало существенным трендом развития ИТ-составляющей госсектора, который поддерживается на различных уровнях руководством страны в самых различных аспектах. Программы импортозамещения приняты и успешно выполняются во всех отраслях экономики РФ, функционируют реестры российской радиоэлектронной продукции и отечественного ПО, работает целый спектр мер поддержки внедрений отечественного оборудования и ПО у российских госзаказчиков и компаний с госучастием.

«
Всем уже понятно, что импортозамещение пришло всерьез и надолго, — замечает Михаил Шаповалов, — причем, оно поддерживается российскими производителями на всех уровнях: процессоры, серверы, СХД, коммутационное оборудование, персональные устройства, средства защиты информации, а также локализация производства, печатные платы, модули памяти, твердотельные накопители.
»

С другой стороны, у многих заказчиков накопился существенный багаж прикладного ПО, с помощью которого они и достигли своего высокого уровня цифровизации процессов.

«
Поэтому требование перехода на отечественные процессоры зачастую встречает сопротивление организаций, ведь это подразумевает иную ИТ-архитектуру и новый технологический процесс, — поясняет Михаил Шаповалов.
»

Действительно, значительная часть зарубежного оборудования построена на базе x86, а отечественные процессоры используют другую системную архитектуру. Более того, традиционный подход к импортозамещению представляет собой, по сути, кусочное импортозамещение, продолжает эксперт:

«
Но ИТ-решение, как правило, работает не автономно, а в связке с другими, поэтому кусочное импортозамещение несет риски замедления развития цифровых платформ и сервисов заказчика, вплоть до потери части накопленного функционала.
»

Михаил Шаповалов, директор по инновационному развитию 3Logic Group

Выход из создавшейся ситуации один — рассматривать импортозамещение с точки зрения комплексного подхода к решению задач цифровой трансформации заказчика.

«
Вычислительную технику российского производства уже сегодня можно внедрять на рабочих местах у любого заказчика, если она становится частью конвергентных и гиперконвергентных систем, предназначенных для оснащения ЦОДов, — поясняет Михаил Шаповалов.
»

«Гравитон» — соответствующее программно-аппаратное решение компании 3Logic Group — включает, во-первых, весь спектр необходимых аппаратных компонент: материнские платы для персональных устройств и серверов, ноутбуки, персональные компьютеры, моноблоки, серверы, автоматизированные рабочие места на базе ноутбуков, ПК и моноблоков «Гравитон». Во-вторых, в составе «Гравитон» — конвергентные и гиперконвергентные вычислительные системы для оснащения ЦОД, отечественная платформа виртуализации, а также система управления и оркестрации вычислительных ресурсов, реализующая модель «Инфраструктура как сервис» (IaaS) и сертифицированные СЗИ. Вся вычислительная техника зарегистрирована в Реестре Минпромторга РФ.

«
Таким образом, осуществляется переход от кусочного импортозамещения отдельных элементов инфраструктуры к интегрированной отечественной экосистеме, — говорит Михаил Шаповалов.
»

Этот вариант цифровой модернизации с равным успехом работает в проектах любого масштаба: от несложных корпоративных систем до управления «Умным городом». Вышеуказанные барьеры кусочного импортозамещения, поясняет эксперт, устраняются за счет того, что все комплексное решение находится внутри отечественной системы виртуализации, и клиентские решения на российских процессорах могут функционировать совместно с имеющимся у заказчика прикладным ПО.

Для практической реализации данного подхода предлагается линейка тонких клиентов «Гравитон» на отечественных процессорах (в форм-факторе ультракомпактных ПК и моноблоков на базе «Байкала», «Эльбруса», «Элвиса») и программно-аппаратный комплекс Helius — модульная гиперконвергентная вычислительная система российского производства. Она работает под управлением отечественных процессоров, предоставляя заказчику готовую к использованию защищенную облачную инфраструктуру.

«
Таким образом, заказчик сразу получает программно-определяемый ЦОД, защищенное частное облако и сервисную модель, согласно которой он может анализировать загрузку системы внутренними заказчиками, заниматься настройкой шаблонов, — подчеркивает Михаил Шаповалов.
»

Важный элемент решения для поддержки трансформации импортозамещения — возможность импорта виртуальных машин, созданных в средах VMware, Hyper-V, XenServer, KVM. Михаил Шаповалов поясняет:

«
Заказчик может импортировать контейнер с этой виртуальной машиной и сразу начать работать внутри отечественной системы.
»

Таким образом, предлагаемые решения объединяют цифровую трансформацию организации и трансформацию импортозамещения в рамках единого сбалансированного подхода, опирающегося на комплексное видение преобразований.

ПО или консалтинг? Вот в чем вопрос

Для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) основные проблемы цифровизации и цифровой трансформации связаны с необходимостью внедрять информационные технологии во все аспекты деятельности, полагает Александр Баранов, директор по развитию бизнеса компании «Т1 Консалтинг». Действительно. непосредственных задач у ФОИВ немало: повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством, а также издержек непосредственно государственного управления за счет использования данных.

«
Решение всех этих задач лежит в плоскости цифровой трансформации, то есть качественного изменения самих принципов решения, — отмечает Александр Баранов и добавляет, что полномасштабной цифровой трансформации еще ни в одном органе власти не произошло. Самые продвинутые в этой части ФОИВ перешагнули планку в 40% объема задач, поставленных в ведомственных программах цифровой трансформации.
»

При этом эффективность работы руководителей цифровой трансформации в органах власти оценивается по внушительному списку показателей, где есть и сокращение издержек заявителя при получении госуслуги, и проактивное предоставление таких услуг, и сокращение трудоемкости при предоставлении госуслуги, и подача заявления без личного посещения ведомства, и время, которое уходит на предоставление сервиса.

Александр Баранов, директор по развитию бизнеса компании «Т1 Консалтинг»

Традиционно для улучшения показателей KPI по какому-либо процессу используется внедрение соответствующего программного продукта. Однако здесь скрывается большой риск, отмечает Александр Баранов:

«
В отсутствие внутренних компетенций цифрового консалтинга не удается корректно оценить влияние нового внедрения на смежные KPI и процессы, а это приводит к тому, что и целевой KPI не удается улучшить, и дальше приходится жить с неэффективным ИТ-решением.
»

По мнению специалиста, деформация процессов происходит в тех точках, где недостаточно компетенций, поэтому для улучшения KPI процессы следует «выпрямить», то есть добавить нужные компетенции. А это вовсе не подразумевает непременного внедрения того или иного программного продукта.

«
Оптимальное решение — это вовсе не обязательно закупка программной системы. Зачастую достаточно изменить сам бизнес-процесса, — подчеркивает Александр Баранов.
»

Таким образом, задачи цифровой трансформации, стоящие перед ФОИВ, могут быть эффективно решены с помощью добавления одного блока — профессионального цифрового консалтинга.

Комфортная среда общественного транспорта

Сегодня в центре внимания ИТ-компаний, работающих в транспортной отрасли, оказались общественные виды транспорта. По мнению Александра Минова, заместителя генерального директора по стратегии компании «МаксимаТелеком», это происходит потому, что данное направление открывает перспективы качественного улучшения жизни людей в процессе перемещения по городу или его окрестностям.

«
Одна из ключевых проблем сегодняшних городов — пробки на автодорогах. Разрешить ее на 100% только с помощью улучшения транспортной инфраструктуры невозможно, — поясняет эксперт. — Поэтому в Москве, как, впрочем, и других городах мира, мейнстримом стала тенденция пересаживания людей с личного на общественный транспорт.
»

Однако для того, чтобы произвести революционный переворот в привычном стиле жизни, общественный транспорт должен обеспечивать человеку точно такой же уровень комфорта, безопасности и предсказуемости, который сегодня предоставляет собственный автомобиль. Те ИТ-решения, которые сегодня уже внедряются в системе общественного транспорта Москвы, вполне отвечают данным требованиям.

Так, комфортные условия поездки обеспечивает не только климатическое оборудование в салоне, но и системы бесконтактной оплаты проезда, подключение к Интернету через сеть Wi-Fi на борту автобуса, а также сервисы информирования по пути следования транспортного средства, включая актуальные новости.

«
С точки зрения безопасности, московский автобус сегодня — это, пожалуй, одно из самых безопасных мест в городе, — рассказывает Александр Минов.
»

Действительно, каждый автобус оборудован четырьмя видеокамерами, которые «смотрят» внутрь салона, и двумя наружными, которые фиксируют, что происходит впереди и позади транспортного средства. Любой инцидент в салоне фиксируется, а изображения сохраняются в журнале событий для последующего анализа. Александр Минов замечает, что эти системы распознавания ситуаций уже не раз помогли правоохранительным органам в поиске и задержании злоумышленников.

Александр Минов, заместитель генерального директора по стратегии, «МаксимаТелеком»

Специальное ИТ-решение ведет учет пассажиров в салоне, отмечает факты оплаты и безбилетного проезда. Свою службу несут датчики и системы анализа качества вождения со стороны водителя.

Предсказуемость в функционировании общественного транспорта проявляется в двух аспектах. С одной стороны, водитель в реальном времени получает информацию о соответствии графику, а также рекомендации по изменению скорости продвижения по городским улицам. В то же время пассажир может видеть на своем мобильном устройстве, в какой момент нужный автобус подойдет к остановке.

Важно, что все эти специализированные ИТ-решения интегрированы с единой цифровой платформой и подключены к CAN-шине транспортного средства. Это дает возможность формировать показатели использования транспортного средства, полезные разным потребителям. Например, данные с транспортных средств нужны муниципалитетам для того, чтобы предоставлять населению качественную транспортную услугу. Компании-перевозчики с помощью таких данных контролируют выполнение заданий по перевозкам. Данные о маршрутах и загрузке транспорта нужны и службам дорожного движения для оптимизации своей деятельности. И даже лизинговые компании смогут воспользоваться такими данными для того, чтобы убедиться — переданное в лизинг транспортное средство эксплуатируется корректно.

Более того, наличие данных, детально характеризующих каждую перевозку, позволяет внедрять в отрасли общественного транспорта новые бизнес-модели, например, брутто-контракты. Такой контракт подразумевает, что перевозчик получает оплату пропорционально не количеству перевезенных людей, как это происходит сегодня, а количеству пройденных километров. В этом случае водителям больше не нужно будет соревноваться, кто быстрее подойдет к остановке, чтобы забрать больше пассажиров, потому что именно такие соревнования ведут к рискованными обгонами.

Цифровая платформа — это «сердце» системы управления общественным транспортом.

«
Она способна масштабироваться от уровня города до региона, и при этом сохраняет свою способность предоставлять пользователям нужные данные с требуемой степенью детальности, вплоть до конкретного водителя и соблюдения им режима труда и отдыха, — рассказывает Александр Минов.
»

Он уверен, что возможности масштабирования, заложенные в данной цифровой платформе, помогут транспортным службам любого города или региона России легко адаптировать решение к своим специфическим условиям и потребностям:

«
Имеется специальная программа, которая позволяет выбрать конкретный набор нужных ИТ-решений.
»

Кроме того, в стране реализуются большие комплексные программы модернизации городского транспорта, в которых участвуют федеральные институты развития, например, ВЭБ.РФ.

«
Мы участвуем в реализации таких комплексных проектов, — отмечает Александр Минов. — Готовы помогать регионам подключаться к программам, чтобы решать задачи не только из области цифровизации управления, но и в части обновления парка общественного транспорта.
»

Насколько разнообразны показатели использования транспортного средства, которые можно формировать на базе описываемой вами платформы? Чем определяется широта спектра этих возможностей? Какие именно параметры, полезные для перевозчиков, могут формироваться в системе?

Александр Минов: В условиях сложившегося социально-экономического и градостроительного развития агломераций, ключевая задача по развитию городских пассажирских перевозок — это повышение привлекательности общественного транспорта, его позиционирование в качестве альтернативы частному. Эта цель указана и в Транспортной стратегии России, утвержденной Правительством Российской Федерации месяц назад. Как показывают исследования мнений жителей мегаполисов, этой цели можно достигнуть, только обеспечив комфорт, безопасность и предсказуемость общественного транспорта для пассажиров.

Универсальная мультисервисная платформа «МаксимаТелеком», состоящая из информационной системы и подключенных к ней устройств (бортовой компьютер, датчики, табло водителя, медиаэкраны и Wi-Fi для пассажиров, видеонаблюдение с биометрией, валидаторы), выступает цифровой основой для внедрения новой, более эффективной модели взаимодействия участников городских пассажирских перевозок. Другими словами, комплексное обновление парка автобусов или электрического транспорта возможно только с внедрением новой модели транспортных услуг в формате брутто-контрактов и безналичной оплаты проезда.

Такая трансформация почти невозможна без внедрения цифровых сервисов. При этом сервисы на нашей платформе предусмотрены для всех участников городских перевозок: они доступны пассажирам, городам (как организаторам перевозок), перевозчикам (в том числе частным) и водителям, лизинговым компаниям. Платформа полностью обеспечивает пассажирам комфорт, безопасность и предсказуемость — основные составляющие высокого качества транспортных услуг.

С помощью универсальной мультисервисной платформы (УМП) можно анализировать данные, получаемые от датчиков и бортовых систем трамваев, автобусов, электробусов. Это информация о характере вождения, плавности движения, динамике пассажиропотока, работе бортовых сервисов, состоянии транспортных средств. Например, система видеонаблюдения и акселерометры помогают контролировать качество вождения и обеспечивать безопасность пассажиров в поездках на городском транспорте. Модуль анализа данных автоматически выявляет безбилетников и анализирует пассажиропоток. С помощью телеметрии происходит мониторинг оборудования. Платформа также обеспечивает работу цифровых сервисов: информирование пассажиров с помощью экранов в салоне, доступ к WiFi, повышая комфортность поездок. Система диспетчеризации оптимизирует маршрутную сеть и эффективность планирования работы транспорта: поддерживается график равномерности интервалов между рейсами маршрута, тактовость движения и соблюдение расписания на каждом рейсе. Это обеспечивают предсказуемость в работе транспорта.

Муниципалитетам платформа поможет повысить экономическую эффективность пассажирских перевозок в городах и агломерациях за счет создания цифровых двойников транспортных средств, аналитики и всестороннего контроля процесса перевозок. Также УМП повышает эффективность работы перевозчиков за счет контроля состояния транспортных средств и сокращения затрат благодаря своевременному ремонту подвижного состава. Лизинговым компаниям платформа дает полное понимание о соответствии фактического использования объекта лизинга условиям договора.

Сложно ли добавить в систему, помимо автобусов, другие виды общественного транспорта: трамвай, троллейбус, маршрутное такси и создать единый ситуационный центр управления всеми видами общественного транспорта, включая мобильное приложение физлица?

Александр Минов:: Платформа может масштабироваться на другие виды транспорта, предоставляя единую среду для обработки и анализа данных, поступающих от транспортных средств. На ее основе можно управлять городским транспортом, принимая решения о выводе на линию дополнительных единиц транспорта, оптимизировать маршрутные сети, отслеживать загруженность как целых маршрутов, так и конкретных автобусов или трамваев. Функции оценки загруженности, онлайн-расписание и данные о прибывающем к остановке транспорте могут быть интегрированы в городские приложения для пассажиров. Создать ситуационный центр с помощью универсальной мультисервисной платформы «МаксимаТелеком» вполне возможно благодаря ее гибко масштабируемой архитектуре, которая позволяет учесть запросы конкретного региона.

Цифровая прокачка бизнеса

В конечном итоге, мероприятия по цифровизации и цифровой трансформации любого предприятия должны привести, в том числе, к существенному повышению производительности труда на этом предприятии. Как рассказал Павел Христенко, генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности», этот вопрос на системном уровне решается в рамках нацпроекта «Производительность труда». Им занимается одноименный федеральный центр компетенций (ФЦК).

Однако ФЦК осуществляет консультационную деятельность по оптимизации производственных и административно-хозяйственных циклов предприятий. Поэтому спустя три года после начала работы этого центра компетенции возник новый проект — АНО «Цифровые технологии производительности», который и стал цифровым оператором национального проекта «Производительность труда».

Речь идет о том, поясняет Павел Христенко, чтобы добавить в список услуг для предприятий инструмент, который позволит внедрять инфраструктурные программные решения, напрямую влияющие на рост производительности труда. В первую очередь, такие услуги ориентированы на предприятия с госучастием, говорит эксперт:

«
Если государство вкладывает средства в развитие экономики, логично его желание помочь соответствующим предприятиям в эффективном развитии.
»

Павел Христенко, генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности»

Это желание государства реализуется в форме некоторой экосистемы, которая позволит большему числу предприятий присоединиться к нацпроекту «Производительность труда». Экосистема должна быть анонсирована для подключения буквально в ближайшие дни, сообщил Павел Христенко. Предполагается, что она будет поддерживать режим коллективного пользования для предприятий из различных сегментов промышленности. Например, речь идет о создании центров коллективного пользования для микроэлектронной промышленности, которая создает базис импортозамещения.

В первую очередь, такая поддержка нужна тем организациям, где нет ИТ-директора с компетенциями высокого уровня в области цифровой трансформации. А ведь именно они, по сути, требуются для того, чтобы справиться с обилием задач.

«
Наша экосистема позволит решить часть этих задач с помощью оцифровки процессов, существующих на предприятии, — поясняет Павел Христенко.
»

ИТ-директор получит помощь в создании цифрового профиля предприятия, а также рекомендации по совершенствованию бизнес-процессов и использованию средств автоматизации тех или иных функций.

Создается также набор готовых ИТ-решений, ориентированных на разные бизнес-ситуации. Причем речь идет не только о прикладных, но и об инфраструктурных решениях.

«
Например, если в процессе оцифровки предприятия выясняется, что эффективность его деятельности произойдет при внедрении облачного доступа или наращивании мощностей ЦОДа, такая рекомендация будет сформирована, — рассказывает Павел Христенко.

Задача, которую мы сейчас решаем, это задача государственного уровня, — подчеркивает генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности», — поэтому мы синхронизируемся со всеми теми организационными сущностями, которые уже работают в стране, например, с реестром отечественного ПО Минцифры РФ.

»

Синхронизация цифровой экосистемы с ГИС «Промышленность» позволит создавать и внедрять эффективные цифровые решения для промышленных предприятий.

В настоящий момент идет пилотное присоединение первых предприятий к экосистеме.

«
По итогам их оцифровки будет совершенствоваться тот алгоритм, который снизит или даже ликвидирует негативную роль человеческого фактора при формировании рекомендаций по внедрению тех или иных прикладных или инфраструктурных ИТ-решений, — считает Павел Христенко.
»

Как мы видим, российские компании и организации из госсектора сегодня решают сложные задачи комплексного развития процессов цифровой трансформации. Вместе с их потребностями в цифровом развитии растет и уровень организационной и ИТ-поддержки со стороны как государства, так и ИТ-бизнеса.



Информация о Партнерах

3Logic Group – многопрофильная компания в сфере информационных технологий, основана в 2003 году. Входит в топ-15 крупнейших IT-компаний России по итогам 2020 года, является одним из лидеров в дистрибуции компьютерной техники и комплектующих. 3Logic Group осуществляет разработку схемотехнических решений, промышленный дизайн, конструирование, прототипирование и серийное производство вычислительной техники под собственными торговыми марками с последующим включением в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Производственные мощности компании позволяют выпускать свыше 300 тысяч единиц техники в год. Подробности на 3L.ru.


Ссылка на сайт: https://3L.ru

Спикеры и Участники конференции

Михаил Шаповалов
Директор по инновационному развитию 3Logic Group
Александр Баранов
Директор по развитию бизнеса Т1 Консалтинг
Михаил Петров
Директор Департамента цифровой трансформации, Счетная палата РФ
Павел Ципорин
Директор Департамента информационных технологий ХМАО – Югры
Тимур Меджитов
Министр цифрового развития Удмуртской Республики
Дмитрий Окунь
Начальник управления информационно-технического сопровождения, Министерство образования Республики Крым
Николай Кустов
Заместитель руководителя Инновационного центра Безопасный транспорт Дептранса Москвы
Дарья Степанова
Заместитель начальника Госинспекции по недвижимости города Москвы
Павел Христенко
Генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности»
Александр Минов
Заместитель генерального директора по стратегии, МаксимаТелеком
Николай Распопин
Министр цифрового развития Красноярского края

Контакты

По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@tadviser.ru

Партнер

Программа конференции

ВремяТема докладаДокладчик
15:00
Вступительное слово
Сергей Коротких

Эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС

15:05
Как провести цифровую трансформацию в условиях импортозамещения
Михаил Шаповалов

Директор по инновационному развитию 3Logic Group

15:20
Цифровой консалтинг и разработка – комплексный подход к цифровизации госорганов
Александр Баранов

Директор по развитию бизнеса Т1 Консалтинг

15:35
Фундамент цифровых преобразований Счетной палаты: основные блоки
Михаил Петров

Директор Департамента цифровой трансформации, Счетная палата РФ

15:50
Решение государственных задач по цифровой прокачке бизнеса
Павел Христенко

Генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности

16:05
Успешные практики региональной цифровой трансформации
Павел Ципорин

Директор Департамента информационных технологий ХМАО – Югры

16:20
Сервисное государство: практика Удмуртской Республики
Тимур Меджитов

Министр цифрового развития Удмуртской Республики

16:35
Управление городским пассажирским транспортом на основе данных
Александр Минов

Заместитель генерального директора по стратегии, МаксимаТелеком

16:50
Городские цифровые сервисы на базе больших данных
Николай Кустов

Заместитель руководителя Инновационного центра Безопасный транспорт Дептранса Москвы

17:05
Реализация стратегии цифровой трансформации Красноярского края
Николай Распопин

Министр цифрового развития Красноярского края

17:20
Применение искусственного интеллекта, квадрокоптеров и иных технологий как инновационных систем мониторинга недвижимости и общественных пространств
Дарья Степанова

Заместитель начальника Госинспекции по недвижимости города Москвы

17:35
Информатизация и импортозамещение в сфере образования Республики Крым
Дмитрий Окунь

Начальник управления информационно-технического сопровождения, Министерство образования Республики Крым