2021/07/27 10:11:04

R-Style Softlab сменила польского инвестора на российского. CEO Лев Френкель – о причинах сделки и дальнейшем развитии компании

R-Style Softlab, основным бизнесом которой является разработка ПО для финансового сектора, вышла из группы компаний Asseco с польскими корнями и привлекла нового стратегического инвестора – Наума Бабаева, совладельца крупного агрохолдинга «Дамате». О том, какую синергию планируют извлечь обе стороны из этой сделки, и как теперь будет развиваться бизнес R-Style Softlab, в интервью TAdviser рассказал ее генеральный директор Лев Френкель.

Лев
Френкель
В данный момент совместно с новыми владельцами и внешними консультантами мы разрабатываем стратегию развития компании.

Лев Владимирович, R-Style Softlab недавно сообщала о том, что вышла из группы компаний Asseco польского происхождения, и привлекла нового стратегического инвестора – Наума Бабаева, совладельца крупного агрохолдинга «Дамате». Хотелось бы узнать подробности этой сделки. Но перед этим – немного поговорить о ее предыстории. Расскажите, пожалуйста, как и почему ранее R-Style Softlab вышла из группы R-Style, и почему ее стратегическим инвестором стала именно Asseco?

Лев Френкель: Это были связанные события, и произошло это одновременно. R-Style Softlab вышла из группы R-Style, потому что у нее появился новый инвестор – группа Asseco. В тот момент мы рассматривали сделку с Asseco как важный стратегический ход, направленный, прежде всего, на усиление наших позиций в сегменте банков топ-100. Мы ожидали, что партнерство с таким крупным западным игроком, с одной стороны, откроет нам и нашим клиентам доступ к международной экспертизе, практике внедрения, продуктам, что расширит наш портфель бизнес-решений.

А с другой стороны, мы рассчитывали, что это поспособствует популяризации наших решений не только среди крупных российских банков, но и, например, в странах СНГ. И в идеале мы надеялись выйти на рынок Восточной Европы, т.к. группа Asseco присутствует более чем в 60 странах.

Для того времени этот шаг был оправданным и перспективным.

Интересно узнать немного подробнее, как сложились годы R-Style Softlab в бытность частью группы Asseco.

Лев Френкель: Наша компания получила доступ к экспертизе группы Asseco, мы почерпнули немало продуктовых, организационных и технологических идей.

Кроме того, наш портфель существенно расширился партнерскими решениями. Мы изучили портфель Asseco, насчитывающий тысячи позиций, некоторые из них оказались интересными и востребованными на нашем рынке. В итоге мы включили эти продукты в свой продуктовый портфель, и некоторые из них до сих пор там присутствуют. Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.6 т

Дополнительный импульс получили проекты в СНГ. Нам удалось развиться и расширить свое присутствие на рынках Узбекистана и Грузии.

На каких условиях в портфеле компании после выхода остались решения, почерпнутые из группы Asseco?

Лев Френкель: Тут надо пояснить, что Asseco – это федерация, финансовая группа, которая занимается инвестициями в широком спектре организаций и состоит из множества компаний-разработчиков ПО. Партнерские решения, которые обогатили нашу линейку продвигаются под собственными брендами, а не под брендом R-Style Softlab. После выхода из Asseco мы сохранили партнерские отношения с этими компаниями и продолжаем продвижение их продуктов.

То есть, можно сказать, вы в данном случае выступаете реселлером их решений?

Лев Френкель: Да, решений, которые дополняют наш портфель.

С чем связано решение о сделке с Наумом Бабаевым для каждой из сторон?

Лев Френкель: На мой взгляд, при приобретении компании R-Style Softlab основным мотивом для Asseco был выход на российский рынок для предоставления услуг не только в финансовом секторе, но и телекоме, госорганах, медицине и т.д. К сожалению, практически сразу же произошло охлаждение отношений между Россией и ЕС и, как следствие, основным вектором развития ИТ для многих заказчиков стало импортозамещение. В этих условиях рынок сбыта для Asseco оказался очень ограниченным и энтузиазм по отношению к российскому рынку угас.

Тем не менее, наша компания оставалась частью Asseco и могла бы дальше продолжать ей оставаться, но у нас был большой интерес к инвестированию в развитие R-Style Softlab. Философия группы Asseco такова, что каждая компания развивается самостоятельно, без лишней зарегулированности, но и без существенных инвестиций со стороны головной организации. Банковский рынок сужается, выход на новые рынки при отсутствии серьезных инвестиций осложнен, поэтому некоторое время назад мы приступили к поиску нового стратегического инвестора, который будет заинтересован в развитии компании и освоении новых областей автоматизации.

Кроме того, нам хотелось, чтобы это был российский инвестор. И так сложилось, что нас познакомили с Наумом Александровичем Бабаевым, крупным российским бизнесменом, который успешно развивает свой агробизнес. Еще несколько лет назад он нацелился на создание ИТ-кластера, разработку инновационных решений для разных отраслей экономики и, в первую очередь, сельского хозяйства, которое остро в этом нуждается.

Интересы компании и инвестора совпали. R-Style Softlab станет ядром создающегося ИТ-кластера. Наш опыт и экспертиза в ИТ совместно со знаниями предметной области, административным ресурсом со стороны нового владельца позволят получить отличный синергетический эффект.

Есть ли уже сейчас понимание, какого рода софт вы будете разрабатывать для сельского хозяйства?

Лев Френкель: В данный момент совместно с новыми владельцами и внешними консультантами мы разрабатываем стратегию развития компании. Детали новой стратегии раскрывать пока рано, мы сделаем это немного позже. К концу 3 квартала 2021 года мы планируем закончить ее разработку – тогда можно будет говорить про нее более подробно.

Но сейчас я могу сказать, что мы концентрируемся, в первую очередь, на переносимом опыте нашей компании, связанном с хранилищами данных, с фронтальной и мобильной разработкой, с нашим опытом работы с государственными информационными системами.

Будут ли продукты, которые вы планируете разрабатывать для сельского хозяйства, предназначены, прежде всего, для использования в агрохолдинге «Дамате»?

Лев Френкель: Решение задач агрохолдинга «Дамате» – это лишь одно из возможных направлений деятельности компании, не основное. Во-первых, в «Дамате» есть собственный штат ИТ-специалистов, которые уже не один год успешно решают задачи по автоматизации производства, заводов, складов и других бизнес-процессов холдинга. Тем не менее, есть определенные задачи, которые раньше в холдинге не решались, в решении которых у нас есть компетенции. Во-вторых, мы ведем поиск ниш для тиражируемых решений. Понятно, что все проекты для «Дамате» или другого заказчика на новом рынке сегодня будут кастомными. Но особый интерес представляют только те из них, которые позволят создать тиражируемые решения – традиционно R-Style Softlab специализировалась именно на этом.

Каким образом R-Style Softlab планирует наращивать и аккумулировать компетенции с отраслевым уклоном для разработки ПО для сельского хозяйства? Вы планируете для этого скооперироваться с ИТ-штатом «Дамате»?

Лев Френкель: Первоначально мы планируем воспользоваться знаниями предметной области и требуемых бизнес-процессов сотрудников группы «Дамате», предоставив технологическую платформу, ресурсы разработки и организацию производственного процесса в соответствии с современными гибкими методологиями. Постепенно нарастим собственный штат бизнес-аналитиков с отраслевым уклоном по новым направлениям, которые мы будем развивать.

И далее для совместной работы планируете ли вы объединять своих специалистов в команды со специалистами «Дамате» по принципам гибкой разработки?

Лев Френкель: Да. Мы уже начали формировать такие команды по гибким методологиям. Несмотря на то, что разработка бизнес-стратегии еще не завершена, уже есть пара направлений, где мы хотим за короткий срок разработать пилотные версии продуктов.

Какими по численности ресурсами ИТ-специалистов, разработчиков располагаете вы и «Дамате»?

Лев Френкель: В «Дамате» в общей сложности чуть менее 100 ИТ-специалистов.

Что касается R-Style Softlab, у нас сейчас порядка 650 человек в штате. Рынок сейчас очень конкурентный, и нанимать сотрудников становится все труднее, но за последнее время мы нарастили большую сеть партнерских компаний для быстрого масштабирования. С ресурсами партнеров у нас работает больше 700 человек.

Какова была динамика численности штата R-Style Softlab в последние годы?

Лев Френкель: В 2016 году у компании был спад. В этот момент произошло падение и выручки, и количества сотрудников в компании. На входе нас было чуть больше 700 человек, сокращение произошло до 550 человек. Но с тех пор мы планомерно восстанавливали численность. Как я уже говорил, с учетом субподрядчиков она уже перевалила за 700 человек. Мы планируем расти и дальше. А с появлением новых направлений разработки мы ожидаем взрывной рост штата.

Кроме Москвы у компании еще 7 филиалов в различных регионах России и странах СНГ. Мы развиваемся и набираем людей в те офисы, которые у нас уже есть. На данный момент рассматриваем еще несколько регионов как потенциальные точки для дальнейшего роста. Для обеспеченья быстрого масштабирования используем ресурсы субподрядчиков.

Как с появлением нового владельца у R-Style Softlab будет развиваться ваше текущее направление деятельности – разработка ПО для банковской отрасли?

Лев Френкель: Во-первых, хочу сказать, что автоматизация финансового сектора остается основным бизнесом R-Style Softlab на долгие годы. И даже если мы займем хорошие позиции на рынке сельского хозяйства или в других отраслевых направлениях, это будут отдельные подразделения, никак не мешающие основному бизнесу.

Во-вторых, мы будем укреплять сотрудничество с группой Россельхозбанка.

Кроме того, мы планируем выход в смежные финансовые отрасли. Например, недавно мы занялись автоматизацией рынка страхования – стали создавать и внедрять фронтальные решения для страховых компаний. Сейчас мы уже можем предложить им коннекторы к государственным информационным системам и ищем новые ниши для автоматизации на страховом рынке. Также мы думаем о развитии в сегменте лизинга и других смежных финансовых отраслях.

Надеюсь, что нам удастся найти точки роста для зарубежных проектов, благо у наших новых акционеров есть успешный опыт в Европе и Арабских эмиратах.

Какова была динамика выручки R-Style-Softlab за последние годы? Каковы планы по обороту в ближайшем будущем?

Лев Френкель: С 2016 года компания стабильно развивается, выручка растет на 15-20% в год. До сделки у нас были планы по удержанию такой динамики на 2021 год, и я думаю, что мы их выдержим.

Я бы не стал прогнозировать резких изменений в связи с появлением новых акционеров, т.к. нужно понимать, что новые направления автоматизации не способны принести большой рост выручки в краткосрочной перспективе. Инвестиции и вложения в новый бизнес приносят результаты в более позднем периоде. Поэтому в 2021 и 2022 году мы не ожидаем существенного прироста выручки за пределами нашего банковского сектора.