2021/10/29 12:29:21

Человекоцентричность и упрощение: куда движутся технологии? Обзор дискуссии на конференции «Умные решения – умная страна»

В рамках конференции «Умные решения – умная страна: вызовы и перемены», организованной группой компаний ЛАНИТ, состоялась пленарная дискуссия «Будущее ИТ: технологии меняют жизнь, жизнь меняет технологии», организованная РБК Events. Эксперты в сфере ИТ и бизнеса обсудили реальные кейсы по цифровизации, рассказали об опыте своих компаний и высказались о трендах развития ИТ.

За последние несколько десятилетий информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и изменили бизнес-процессы. Сегодня не найти ту сферу, которую бы радикально не изменили ИТ. Финансовые операции, образование, заказ товаров, транспорт, связь, развлечение – все это трансформировалось за какие-то пять-шесть лет, причем к этим изменениям мы настолько привыкли, что уже не мыслим жизнь без них, отметил модератор дискуссии Сергей Краснов, ведущий телеканала РБК, и предложил участникам дискуссии ответить на вопрос: «Каких изменений стоит ждать в ближайшие годы?», а также порассуждать о том, есть ли предел техническому развитию.

Игорь Козлов, вице-президент по информационным технологиям АФК «Система», рассказал, что в условиях пандемии, когда сотрудникам на удаленной работе нужно было обеспечить не менее эффективную работу, чем в офисе, на помощь пришли ИТ-инструменты. В АФК «Система» стали массово использовать такие решения, как MS Office 365, Teams, Zoom. Одним из интересных проектов этого года стало создание универсального мобильного приложения как единой точки входа ко всем корпоративным информационным ресурсам. С одной стороны, это приложение должно обеспечить удобство работы, а с другой - поддерживать высокую степень защиты корпоративного периметра.

Игорь Козлов, вице-президент по информационным технологиям АФК «Система»

Также Игорь Козлов отметил тренд на более активный выход компаний на IPO, в связи с чем будет востребована автоматизация управленческого контура, в первую очередь советов директоров. Развертывание таких систем требует гибкой и масштабируемой архитектуры, поэтому в корпорации построили частное облако по технологии vSAN.

Видеорепортаж с конференции «Умные решения — умная страна: вызовы и перемены»



Павел Вахнин, вице-президент по информационным технологиям и автоматизации процессов Segezha Group сообщил, что главным принципом автоматизации в его компании остается повышение внутренней эффективности. В этом году компания запустила в промышленную эксплуатацию автоматизированную систему учета и контроля заготовки древесины. Система «Сегежа лес» делает прозрачной всю работу лесозаготовительных подразделений. В ней использован широкий спектр технологий и подсистем, включая машинное обучение, электронный документооборот и мобильные приложения. Это пример, когда ИТ дают не «просто красоту», а реальный экономический эффект, подчеркнул Павел Вахнин.

Павел Вахнин, вице-президент по информационным технологиям и автоматизации процессов Segezha Group.

Про развитие ИТ в финансовой сфере рассказал старший вице-президент по банковским технологиям банка «Уралсиб» Константин Меденцев. Он отметил, что высокого уровня инноваций удалось добиться благодаря плановому совершенствованию систем в сочетании с активным внедрением подрывных инноваций (disruptive innovation), позволивших коренным образом изменить бизнес-процессы. При этом взаимодействие в банке было выстроено таким образом, чтобы создавать минимум административных барьеров для процессов разработки и внедрения. Например, удалось выстроить быстрые процессы отбора внешних проектов.

Вице-президент по банковским технологиям банка «Уралсиб» Константин Меденцев

Директор по цифровым технологиям компании «Северсталь» Борис Воскресенский остановился на значении машинного обучения в развитии ИТ на современном этапе. С помощью искусственного интеллекта уже можно генерировать аудио- и видеообъекты, которые очень похожи на реальность. Например, в «Северстали» искусственный интеллект используется для обучения моделей в сфере создания листовых рулонов и в процессе предиктивного ремонта. Благодаря технологиям машинного обучения и анализа данных «Северсталь» смогла увеличить выпуск продукции на 5% - это порядка 50 тыс. тонн стали в год. Борис Воскресенский считает, что возможности machine learning и data science надо направлять не на замену людей, а на совершенствование их работы и оптимизацию процессов. Представитель «Северстали» также рассказал, что разработанные компанией ИТ-решения по выявлению поверхностных дефектов считаются одними из лучших в мире. С помощью технологий компьютерного зрения компания видит дефекты продукции, что позволяет не отправлять клиенту брак.

Директор по цифровым технологиям компании «Северсталь» Борис Воскресенский

Перспективы развития экосистем в своем вступительном слове оценил Леонид Новожилов, директор по развитию цифровых технологий ПАО «Ростелеком». По словам эксперта, в массовом сегменте очевиден тренд на создание lifestyle-платформ, которые закрывали бы все спектры жизни. Вся разница лишь в продукте, который является корневым для клиента. Так, «Ростелеком» строит свою экосистему отталкиваясь от телекоммуникационных услуг. В ближайшие годы все основные игроки рынка нащупают те сферы, где они могут быть сильны и будут окружать себя партнерскими сервисами и собственными продуктами, но слова «экосистема», скорее всего, уже не будет в обиходе, просто, корпорации научатся делать своего клиента чуточку счастливее за счет комплексного сервиса полагает Леонид Новожилов.

Леонид Новожилов, директор по развитию цифровых технологий ПАО «Ростелеком»

Как отметил Филипп Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, ИТ уже всех убедили, что жизнь с ними становится легче и лучше, что сервисы должны быть удобнее, а решения доступнее. Так или иначе, ИТ движутся к максимально простым интерфейсам, следуя идее «одной кнопки», считает глава ЛАНИТ.

Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс

Он также остановился на теме прорывов в сегменте цифровых стартапов: это отличный способ развития рынка, поскольку большим корпорациям в этом мешает ориентация на системность. Скорее всего, все больше инноваций будут приходить именно со стороны стартапов, ожидает Филипп Генс. При этом нельзя недооценивать роль корпораций, так как именно они позволяют включить инновационность в канву системности, дополнил Леонид Новожилов.

Сегодня ИТ реализуют идею человекоцентричности, продолжила мысль Филиппа Генса руководитель департамента «Технологии» компании Accenture Мария Григорьева. Умные решения направлены на то, чтобы облегчить регулярную деятельность человека и даже спросить у него, как еще можно усовершенствовать его жизнь. По словам Марии Григорьевой, постепенно будет расти качество обработки данных и уровень квалификации решений.

Руководитель департамента «Технологии» компании Accenture Мария Григорьева

Далее Игорь Козлов обратил внимание на принципы защиты корпоративных ресурсов. Эксперт считает, что сегодня не обойтись без выстраивания эшелонированной системы ИБ. У компании должны быть решения класса SIEM и SOC, налаженная практика проведения пентестов независимыми специалистами, развитые антивирусные системы – как на уровне конечных устройств, так и на уровне сети. Также компании необходима развитая система мониторинга инцидентов, поскольку сегодня многие события ИБ очень сложно обнаружить. Очень серьезный фокус должен быть направлен на обучение сотрудников правилам «цифровой гигиены», в том числе противодействию методам социальной инженерии. На всякий случай компания должна иметь так называемый «план Б»: точно знать, что делать, если вас все-таки взломали, отметил Игорь Козлов.

В свою очередь Павел Вахнин заявил, что среди современных технологий пока немного обладающих достаточной степенью зрелости. По его словам, во многом зрелость объясняется наличием достаточного количества кейсов, то есть историй применения технологий на практике, когда объясняется, какой экономический эффект может быть получен. По крайней мере, в лесотехнической отрасли таких технологий пока мало, в результате компании вынуждены много усилий направлять на R&D, подчеркнул представитель Segezha Group.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.3 т

Константин Меденцев на примере банка «Уралсиб» рассказал о сложности и многообразии современной инфраструктуры. Сегодня банк имеет порядка 170 зарегистрированных ИТ-сервисов, при этом идут сотни интеграционных потоков и тысячи инфраструктурных компонентов, обеспечивающих работоспособность банковских систем. Порой приходится полностью менять системы, так как обновлять старые оказывается бессмысленно. Одним их таких решений в «Уралсибе» стала система дистанционного обслуживания юридических лиц: в 2017 году банк понял, что нужна новая система, поддерживающая актуальные пользовательские сценарии: интернет-банкинг, мобильный банкинг, сайты и маркетплейс для юрлиц. Система была создана из трех компонент: ядро, слой API и пользовательский интерфейс. Для каждой компоненты были выбраны индивидуальные подходы.

Сергей Краснов, ведущий телеканала РБК

Отвечая на вопрос о трендах в развитии ИТ, Игорь Козлов выделил технологию компьютерного зрения, которая совершила большой скачок. Это заметно, например, по возможностям распознавания и перевода различных текстов. В качестве примера эксперт привел систему биометрической идентификации, внедренную в офисе АФК «Система», а среди индустриальных вертикалей Игорь Козлов отметил сельское хозяйство – темпы цифровизации в этой отрасли просто фантастические. Например, агрохолдинг «Степь» уже начал использовать комбайны с автопилотом и дроны для опрыскивания растений, технологии планирования севооборота и оценки урожайности с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения, а также роботов для уборки урожая яблок.

В заключение участники дискуссии обсудили вопросы кадрового обеспечения сферы ИТ: дефицит персонала, рост зарплат, гибкость работы в эпоху пандемии, развитие регионов, мотивация на задачи и развитие, перспективы привлечения специалистов из поколения Z, борьбу с прокрастинацией.

Помимо пленарной дискуссии в рамках конференция «Умные решения — умная страна: вызовы и перемены» бизнес-лидеры и технологические эксперты поделились взглядами на тенденции развития ИТ, стратегии, а также опытом внедрения различных решений в рамках трансформации компаний. Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс, в частности, рассказал о трендах, меняющих мир вокруг нас и ИТ-отрасль, как их видит b2b-компания. В их числе тренд на гибкую работу, запрос на прямое (peer-to-peer) взаимодействие людей с людьми на различных Интернет-платформах, «Интернет поведения» (IoB), возникший в результате массового сбора данных с умных устройств.

Одна из тенденций - изменение роли ИТ: они становятся не сервисом для бизнеса, а его основой. С этим связан тренд «сверхавтоматизация», он означает: все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано.

Особое значение в мире, который становится все более пронизанным «цифрой», приобретают экосистемы. Марк Гривен, профессор инноваций и стратегии бизнес-школы IMD (Швейцария), на конференции подчеркнул, что больше ни одна компания не может создавать будущее своего бизнеса самостоятельно – нужна партнерская экосистема, выстроенная на основе цифровых технологий. Подробнее с содержанием выступлений участников конференции можно ознакомиться здесь.

Партнеры конференции: Commvault, Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, Huawei, InfoWatch, Intel, Schneider Electric, ДКС, «Лаборатория Касперского».

Фотогалерея пленарной дискуссии

Другие репортажи с конференции