2021/12/13 11:38:10

Алексей Гойло, GS Labs: Наши продукты могут функционировать и самостоятельно, и как один из компонентов цифровой экосистемы

На вопросы TAdviser о продуктовом ряде, истории и планах компании ответил Алексей Гойло, директор департамента продаж и маркетинга GS Labs.

Алексей
Гойло
На протяжении десяти лет мы активно вели разработку продуктов и ориентировались на внутренний российский рынок

Ваша компания является сегодня партнером таких крупных операторов как «Триколор», «Газпром космические системы» и ряда других, сотрудничает с Ростелекомом. Расскажите, когда GS Labs впервые вышла на рынок? С чего начинала?

Алексей Гойло: Компания GS Labs начала свою деятельность в 2004 году, и первоначально мы работали под брендом «Цифра». Мы специализировались в сфере разработки и внедрения новейших технологий цифрового телевидения, защиты контента, мультимедийных сервисов и приложений. GS Labs как бренд появилась позднее.

На протяжении десяти лет мы активно вели разработку продуктов и ориентировались на внутренний российский рынок. Мы работали над созданием отечественного программного обеспечения, которое могло бы достойно конкурировать с зарубежными продуктами.

Система Условного Доступа (англ. Conditional Access System — CAS) DRECRYPT стала самым первым продуктом, разработанным специалистами компании. В 2005 году была установлена первая версия CAS. Сегодня DRECRYPT — это комплексная система управления контентом и его защиты от несанкционированного доступа, которая прошла испытание временем и показала свое качество. Мы разрабатывали продукт с учетом стандартов и требований к обеспечению безопасности контента, чтобы обеспечить своим клиентам максимально защищенную CAS. Чтобы подтвердить качество продукта на мировом уровне, мы регулярно проходим аудит безопасности у независимых экспертов - Farncombe Security Audit by Cartesian. С момента первого внедрения CAS вышло уже шесть поколений продукта.

Компания предлагает заказчикам исключительно собственные разработки?

Алексей Гойло: Все продукты компании - системы условного доступа DRECRYPT для DVB, системы управления цифровыми правами DREPLUS для IPTV/OTT, StingrayTV, DREAMPlatform, Умный дом DREHOME&TV, - разработаны нами, на основе собственных технологий. Ряд технологий уникальны и имеют патенты. Например, в начале этого года мы получили патент на способ криптографического преобразования (алгоритм S17). С помощью этого алгоритма можно обеспечить высокую защиту премиального (FHD, UHD) контента в режиме реального времени. Так же мы запатентовали Вещательную систему с применением условного доступа, Способ предоставления медиаконтента и систему сервиса для его осуществления.

Продукты GS Labs — это самостоятельные, способные работать по отдельности решения, или они работают только на основе OTT/IPTV-платформы?

Алексей Гойло: Наши продукты могут функционировать в гибридном формате – самостоятельно и как один из компонентов цифровой экосистемы. Это зависит от клиента и его потребности на момент обращения к нам и многих других факторов. С каждым клиентом работаем всегда индивидуально – с учетом особенностей его бизнеса, рынка на котором он работает и т.д.

OTT/IPTV-платформа DREAMPlatform – это комплексное решение, состоящее из нескольких компонентов, которые могут быть установлены отдельно и работать как самостоятельный продукт в инфраструктуре заказчика. GS Labs зарегистрировал в Роспатенте авторские права на шесть компонентов в рамках IPTV/OTT-платформы: сервер обработки метаданных (META DATA SERVER, MDS), сервис обновления программного обеспечения (Update Management System, UMS), кеширующий сервер (CACHE SERVER, CS), сервер потокового вещания (STREAMER) и клиентские приложения на базе ОС Android и iOS. Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое DRM DREPLUS может также выступать одним из компонентов DREAMPlatform, если у клиента нет собственного DRM.

Расскажите о платформе OTT/IPTV-платформе DREAMPlatform. Кто основные заказчики этой платформы?

Алексей Гойло: DREAMPlatform (DRE Advanсed Media Platform) — это IPTV/OTT-решение для просмотра контента на мобильных устройствах, абонентских приставках и Smart TV.

Этот продукт разрабатывался с прицелом на интернет провайдеров, операторов связи, контент-провайдеров т.д. Если обобщить, то это решение предназначено для всех компаний, у которых есть свой контент (приобретенный или созданный самостоятельно) и которые хотят продавать его абонентам через сеть интернет. В качестве контента может быть один телеканал или пакет телеканалов, видеофайлы, стримы, приложения и т.д. Абоненты смогут покупать его по подписке, или получать бесплатно, но с рекламой. С помощью нашей платформы клиент самостоятельно может размещать, доставлять и монетизировать видео в интернете.

DREAMPlatform – это огромная экосистема, которая включает в себя как серверное программное обеспечение, которое устанавливается у оператора, так и разнообразные приложения – для мобильных устройств или телевизоров, а также приставки и другое абонентское оборудование.

Наше решение может быть разной конфигурации. Поэтому оно подходит и крупным операторам, и относительно небольшим. Кластерная архитектура платформы позволяет установить ее на один сервер со скромными ресурсами на несколько тысяч абонентов, и затем масштабировать и обслуживать несколько миллионов абонентов.

В век тотального пиратства защита контента – чрезвычайно важная миссия. Что входит в задачи CAS-системы DRECRYPT? Какие функции закреплены за DRM-продуктом DREPLUS? Для каких клиентов и решения каких задач предназначены продукты DRECRYPT и DREPLUS?

Алексей Гойло: Если коротко, DRECRYPT – это система защиты контента от несанкционированного доступа для спутникового, эфирного и кабельного вещания (DVB), обычно с отсутствием обратного интернет-канала от абонента. DREPLUS – это решение для IP-вещания (OTT) с обязательным наличием обратного интернет-канала от абонента.

При этом возможности DRECRYPT становятся больше с точки зрения доставки управляющих команд для абонента при наличии интернета. Это решение может быть внедрено как на приемниках производства GS Labs, так и на устройствах других производителей при соблюдении определенного ряда требований с нашей стороны.

DREPLUS может быть использовано на мобильных устройствах, телевизорах Smart TV, браузерах и т.д. Для каждой платформы у нас есть соответствующая DRM-библиотека и описанный способ интеграции. DREPLUS также предоставляет возможности мульти-DRM решения: несмотря на то, что на каждой из платформ мы поддерживаем наш собственный механизм защиты контента, по требованию правообладателей мы можем использовать для соответствующей платформы одно из специализированных DRM-решений — Google Widevine, Apple FairPlay, которые уже интегрированы в наш продукт.

Есть у этого продукта специфические отличия в реализации, если сравнить с функционалом классической системы условного доступа?

Алексей Гойло: Если сравнивать DRECRYPT и DREPLUS с аналогичными зарубежными системами такого класса, то принципиальных отличий нет. Мы поддерживаем современный набор функциональности, которым обладает любая система условного доступа, как для DVB, так и для ОТТ вещания, а наши продукты регулярно проходят аудит безопасности. С другой стороны, наши продукты являются полностью отечественной разработкой. В России нет отечественных сертифицированных систем класса CAS и DRM, которые эксплуатируются на абонентской базе такого размера и с таким разнообразием парка устройств, как у нашего ключевого заказчика, — компании «Триколор».

И второй момент: DRECRYPT и DREPLUS – это продукты одного производителя, которые могут поставляться как автономно, так и в составе полного решения «под ключ». Поэтому здесь естественным образом возникает синергия, благодаря комплексному аналитическому подходу при разработке этих продуктов, включающему их потенциальную интеграцию с другими компонентами компании.

Расскажите о продукте DREHOME&TV. В чем преимущества DREHOME&TV перед похожими решениями конкурентов?

Алексей Гойло: Умный дом DREHOME&TV – это комплексное решение, которое может стать эффективным инструментом предоставления конвергентных услуг. При разработке мы старались учитывать интересы разных отраслей бизнеса, не забывая, безусловно, о конечных пользователях услуги. Поэтому этот продукт ориентирован на составную целевую аудиторию сегмента B2B2C.

DREHOME&TV можно в короткие сроки интегрировать в существующие бизнес-процессы компании и предлагать услугу клиентам. Состав пакетного предложения варьируется в зависимости от технической готовности и потребностей заказчика. Это может быть установка серверного оборудования, интеграция с биллингом, установка ПО на оборудование, настройка системы сбора статистики и аналитики, кастомизация мобильного приложения и поставка «умных» устройств для конечного потребителя услуги.

Продукт востребован у телеком-операторов, девелоперов, управляющих компаний, интеграторов систем безопасности. Умный дом DREHOME&TV может стать одним из вариантов расширения портфеля продуктов и услуг для вендоров, предлагающих высокотехнологичные продукты.

Расскажите коротко об одном недавнем проекте. Чем он был особенно интересен?

Алексей Гойло: В качестве примера приведу наше сотрудничество с одним из ведущих разработчиков и поставщиков IP домофонов - компанией True IP. В рамках проекта мы интегрировали программное обеспечение Умный дом DREHOME&TV в Android-мониторы производителя True IP, сделав его центром управления умной периферией. Теперь наш заказчик может предлагать услугу Умный дом под собственным брендом. Наше сотрудничество имеет далекие перспективы. По запросу заказчика мы настраиваем продукт с учетом формата пользования услугой его конечными потребителями, создавая для него совершенно уникальный продукт, с очевидными преимуществами. Такого же принципа мы придерживаемся со всеми клиентами.

С какими сложностями сталкиваетесь при реализации проектов? Как их преодолеваете?

Алексей Гойло: С учетом того, что каждый проект – со своими особенностями, мы не воспринимаем это как сложности. Для нас это новые возможности для развития своих продуктов. И здесь важно грамотно выстроит коммуникации с клиентом-партнером, четко сформулировать цель и обозначить задачи. А затем последовательно решать.

Каковы планы компании по развитию продуктового ряда?

Алексей Гойло: Сейчас мы активно ведем работу над нашей IPTV/OTT-платформой DREAMPlatform. И практически завершена работа на одним проектом, который позволит нам вывести на рынок новый продукт. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Компания работает в России, странах СНГ, восточной и юго-восточной Азии. Какой рынок приоритетный?

Алексей Гойло: Расставить приоритеты между рынком России, странам СНГ, восточной и юго-восточной Азии – сложно и в данном случае не нужно. Каждый регион относительно развития технологий особенный. И мы стараемся индивидуально рассматривать картину в регионе, выстраивать работу с компаниями персонализировано. Например, у нас есть один заказчик в юго-восточной Азии, с небольшой филиальной сетью. Для него мы в одном регионе Азии предлагаем продукты DVB, потому что для IPTV/OTT рынок не еще не готов, из-за сложности строительства телеком-инфраструктуры в горной местности. А в другом регионе для этой же компании наибольший интерес представляет IPTV/OTT продукты.

Есть планы по выходу на рынки развитых западных стран?

Алексей Гойло: Мы регулярно проводим мониторинг западного рынка, и если появятся предпосылки, то обязательно начнем работу по продвижению своих продуктов в этом направлении. Пока же мы понимаем, что на этом рынке есть свои сильные игроки, а отношение к программному обеспечению российского производства пока осторожное. И в этой ситуации мы в составе нескольких ассоциаций, таких как РУССОФТ, работаем над лоббированием интересов всей отрасли в целом в западном регионе.