2022/03/11 12:08:32

Как перейти с ВКС Poly (Polycom) и Cisco на российское решение и сохранить инфраструктуру

4 марта 2022 года американские корпорации Cisco Systems и Poly (Polycom) сообщили о приостановке всех бизнес-операций на территории России и Белоруссии. Пользователи решений видеоконференцсвязи этих вендоров оказались один на один с вопросами о дальнейшей работоспособности уже купленных продуктов – ПО, оборудования и сервисов. Как без последствий для инфраструктуры ВКС выйти из ситуации – в материале TAdviser.

Содержание

Сохранить инфраструктуру и оборудование

Сообщения корпораций о приостановке деятельности на российском рынке оказались очень краткими, вызвав много вопросов и слухов среди пользователей. Например, с молниеносной скоростью распространилось письмо-предупреждение об отключении Cisco всех аккаунтов российских пользователей в течение суток. А уход с рынка Poly оказался почти незамеченным в публичном поле на фоне пополнения списка участников антироссийских санкций более популярными ИТ-брендами. При этом российские представительства обеих вендоров официально не комментировали дальнейший порядок работы с существующими заказчиками в России.

Эксперты российского разработчика решений ВКС Vinteo, имеющие более чем 20-летний опыт работы в отрасли видеосвязи и непосредственно с иностранными решениями, разобрали наиболее актуальные вопросы и дали ряд рекомендаций по сохранению работоспособности инфраструктуры ВКС в сложившейся ситуации.

Так, по оценкам специалистов Vinteo, ввод санкций со стороны зарубежных разработчиков решений ВКС способен не только привести к отзыву лицензий, ключей, опций и недоступности технической поддержки для конечных пользователей, но и в особых случаях – критически сказаться на функционировании и целостности российских сетей связи, вплоть до полной приостановки работы оборудования иностранных вендоров на территории России и СНГ.

Первый шаг для российских пользователей сейчас – по возможности перевести оборудование Cisco и Polycom (Poly) на использование так называемого grace period.

Grace period – это «льготный период для оплаты», когда у оборудования заканчивается срок действия лицензии, но оно все еще принадлежит владельцу и лицензию можно продлить. В зависимости от вендора и продукта, такой период составляет 30-90 дней.Интервью TAdviser: Вячеслав Касимов, ИБ-директор МКБ — о применении DevSecOps при разработке веб-приложений 8.1 т

В течение действия grace period организации необходимо обратиться к российскому вендору или системному интегратору для получения плана перехода на отечественное решение видеосвязи, и желательно завершить полноценную миграцию до окончания действия «льготного периода».

Проблемы с ВКС Cisco

Последствия для существующих российских пользователей решений ВКС Cisco зависят от продукта и типа лицензирования.

Если в организации использовали продукты Cisco Codian, Cisco TCS, Cisco VCS, CUCM и др. (сервера, где ключи авторизации продукта (PAK) жестко привязаны к оборудованию) – скорее всего, угрозы отключения нет.

Однако не стоит забывать о возможном наличии backdoor-закладок в оборудовании Сisco и их возможностях. Например, схема ExpressWay C и E подразумевает построение тоннеля между устройствами в Inside и DMZ, а вот что «ходит» внутри этого тоннеля? Вопрос остается открытым.

В любом случае, пользователям вышеназванных продуктов Cisco нужно оперативно сделать backup конфигураций, включая все ранее полученные на оборудование ключи и прошивки.

Проблема есть со Smart Account.

Smart Account – центральный репозиторий, где пользователь может просматривать и управлять всеми приобретенными программными пакетами Cisco (регистрировать их, управлять лицензиями и др.).

Если в организации использовалось облачное лицензирование Smart Account (например, Cisco Webex или лицензии для инфраструктурного оборудования ВКС под виртуальные машины), то его дальнейшая работа невозможна с момента введения санкций – все лицензии, хранящиеся в Smart Account, недоступны.

Пользователям appliance продуктов с ключами Smart Account нужно заблокировать для него доступ к ресурсу tools.cisco.com переводом в grace period, во время которого подобрать российский аналог для миграции.

Проблемы с ВКС Polycom (Poly)

На сегодняшний день российские заказчики уже не могут приобрести новые лицензии программного обеспечения Polycom RealPresence Clariti или продлить сервисную поддержку на них.

Что будет с действующими лицензиями Clariti, которые требуют доступ к облачному серверу лицензирования Polycom (Poly), пока достоверно неизвестно – компания официально так и не уведомила заказчиков о судьбе сервиса.

Лицензии, которые были открыты на физических серверах без обязательного доступа к облачному серверу лицензирования, продолжат свою работу, но сервисная поддержка и апгрейд программного обеспечения будут недоступны.

О технологиях и классах ПО для видеосвязи

Решения Cisco и Polycom (Poly) относятся к технологическому классу telepresence – используют сервера MCU (Multipoint Control Unit), работают на базе международных стандартов ITU-T и протоколов H.323 и SIP, что обеспечивает взаимодействие оборудования разных производителей между собой.

Сегмент профессиональной видеоконференцсвязи узкий – во всем мире насчитывается не более десятка разработчиков таких технологически сложных продуктов, и далеко не каждое отечественное решение видеосвязи способно их полноценно заменить.

Большинство отечественных платформ ВКС, представленных сейчас в России, относятся к упрощенному классу веб-конференций, используют сервера MUX (SFU) и несовместимы с решениями telepresence.

Если профессиональная система ВКС может работать в формате веб-конференции (это одна из функций, и далеко не основная), то, наоборот, «заставить» упрощенное решение стать telepresence, уже не получится технически.

Поэтому даже в условиях экстренного перехода на отечественные ВКС, пользователям нужно сделать правильный выбор технологии и поставщика. Параметры выбора будут зависеть от поставленной задачи, типовых сценариев и имеющейся инфраструктуры заказчика системы видеосвязи.

Решение класса веб-конференций подойдет для системы на 50 абонентов в одноуровневой сети и на широких каналах связи, с возможностью пользоваться мессенджером, совместно работать над документами и прочими прикладными инструментами для конечных пользователей.

Решение ВКС класса telepresence, помимо перечисленных параметров, «закроет» и более серьезные задачи – если требуется организация одновременной работы системы ВКС на 100 и более вызовов, при этом абоненты находятся в разных географических точках, используют реальные каналы связи (в том числе спутниковые), подключаются с нескольких типов оборудования (аппаратных терминалов, ПК, личных гаджетов). Также системы telepresence эффективны, если нужно использовать уже существующую сетевую инфраструктуру из специализированных устройств видеосвязи различных зарубежных производителей – как правило, это «зоопарк» из продуктов Cisco, Poly (Polycom), Avaya, LifeSize и др.

Переход на отечественное решение на примере ВКС Vinteo

В качестве примера миграции с решений ВКС Cisco и Polycom (Poly) рассмотрим переход на ВКС Vinteo.

На сегодняшний день на российском рынке продукты компании выступают прямой альтернативой разработкам Cisco и Polycom (Poly). Специализация Vinteo уже более 10 лет – бесшовный перевод заказчиков с иностранных решений telepresence на свои аналоги, без замены имеющегося оборудования и с соблюдением всех требований российского законодательства по импортозамещению. Протокольная и функциональная совместимость решений Vinteo с оборудованием ВКС иностранных производителей (Cisco, Polycom, LifeSize, Avaya др.) обеспечивается в более чем 95% случаев, в том числе с устаревшими устройствами.

Для миграции с продуктов Cisco и Polycom (Poly) на ВКС Vinteo сначала потребуется определиться с имеющимся в распоряжении организации серверным ресурсом.

Требуемая конфигурация аппаратного сервера для инсталляции решения ВКС Vinteo зависит от задач, стоящих перед организацией. Число регистраций и количество одновременно проводимых на сервере Vinteo конференций не ограничено, лицензируется только количество одновременных подключений и качество видео (например – HD720p, HD1080p или видео ).

При наличии достаточных серверных мощностей, переход на ВКС Vinteo занимает от 2-х часов до нескольких дней, в зависимости от сложности инфраструктурной инсталляции.

Основные шаги:

  • Выделение серверного ресурса в ЦОДе организации.
  • Установка ПО сервера ВКС Vinteo, генерация файлов запроса временных ключей и необходимого функционал сервера.
  • Получение и загрузка лицензионного файла.
  • Установка последнего файла-обновления.
  • Настройка первой конференции.

Стоит отметить, что текущая ситуация с санкциями все чаще требует корректировок в сроках поставок серверов, а значит, косвенно влияет и на скорость развертывания ВКС.

Так, если организация может выделить необходимый серверный ресурс (аппаратный сервер либо виртуальная машина в ЦОДе), то установка и настройка системы ВКС занимает в среднем от 2 до 6 часов (в зависимости от квалификации ИТ-специалиста заказчика и привлекается ли техническая поддержка вендора).

Если же серверной платформы необходимой мощности у организации нет, то потребуется ее приобретение, которое и определит срок до развертывания ВКС. Еще недавно типовое время приобретения сервера (в зависимости от его конфигурации), составляло в среднем до 8 недель, однако в текущей ситуации предсказать даты поставок, цены на сервера и в целом возможность их закупки затруднительно.

Заключение

Уход с рынка крупнейших иностранных вендоров на фоне санкций требует быстрого реагирования и оперативного внедрения российского софта. Если курс на импортозамещение программного обеспечения, в том числе ВКС, в госсекторе был взят еще в 2014 году, и фактически процесс перехода начался в 2016 году, с созданием реестра отечественного ПО, то сегодня пришло время пользователей, которые ранее были вне западных санкций – это нефтегазовый сектор, банки и другие коммерческие компании.

Сейчас российским заказчикам из разных отраслей, оставшимся без поддержки иностранных вендоров видеосвязи, необходимо в кратчайшие сроки внедрить российские решения – это избавит от грядущих более серьезных проблем с работой инфраструктуры ВКС.

Как видно на приведенном примере ВКС Vinteo, отечественный разработчик может обеспечить быстрый и бесшовный переход на свое решение, совместимость с уже имеющимся в сетях импортным оборудованием, минимизировать эксплуатационные проблемы, обеспечить оперативную поддержку технических специалистов, а в дальнейшем – гарантировать масштабирование систем и совершенствование разработок без привязки к политической ситуации.

Обратиться за пилотным проектом ВКС Vinteo можно по ссылке.