2022/11/18 18:43:38

Андрей Кельманзон, IBS: Мы ожидаем существенный рост спроса на услуги по обеспечению технологической безопасности

На вопросы TAdviser ответил Андрей Кельманзон, управляющий партнер сегмента «Аутсорсинг и сервисы» компании IBS.

Андрей
Кельманзон
Тот объем задач, которые сегодня стоят перед бизнесом, даже крупные компании, скорее всего, не смогут решить самостоятельно

Как изменился спрос на ИТ-аутсорсинг и его структура в 2022 году?

Андрей Кельманзон: В портфеле IBS можно найти практически любые виды ИТ-сервисов, но особый акцент мы всегда делали на поддержке бизнес-решений – от кастомных разработок до вендорских продуктов. Клиентов, которые используют решения западных вендоров, сейчас можно разделить на 2 группы. Первые надеются, что рынок вернется к прежнему положению и они останутся на старых системах. В этой связи спрос на услуги сторонней поддержки у них отложен, но есть, например, запросы на доработку функциональности, поставку патчей, найти которые в санкционных условиях легальным способом невозможно.

Вторые планируют переход на альтернативные решения. В этом случае ландшафт зачастую выстраивают на основе ERP-системы на базе , наращивая вокруг нее операционный периметр. Такая комбинация вполне жизнеспособна, но зачастую в самих компаниях не хватает необходимых специалистов и компетенций. Система 1С, которую внедряли и развивали самостоятельно, может быть очень глубоко кастомизирована без учета рекомендаций вендора. Такие перегруженные системы гораздо сложнее обновлять до новых версий, дорабатывать их функциональность, осуществлять качественную поддержку. Поэтому мы сейчас продвигаем соответствующие услуги, так как имеем опыт поддержки 1С как ключевой системы для автоматизации бизнес-процессов.

Отмечу, что в этом году сформировался совершенно иной уровень потребностей в решениях 1С как единственной значимой альтернативы западным ERP-системам, и в целом оттока клиентов по направлению ИТ-аутсорсинга точно не наблюдается.

Какая ситуация в сфере аутсорсинга бизнес-процессов?

Андрей Кельманзон: Основная аудитория таких сервисов - компании среднего размера, которые не готовы поддерживать тот или иной процесс своими силами и хотят его оптимизировать. В сложившейся сейчас ситуации оптимизация и докрутка процессов до идеального состояния не является приоритетом таких компаний, они решают более критичные и срочные бизнес-задачи. Думаю, со временем, когда рынок придет к балансу, их интерес к аутсорсингу процессов восстановится - у этой услуги есть осязаемая, хорошо измеримая эффективность.

Нет ли у заказчиков опасения при использовании open source решений? Стоит ли целиком переходить на решения, построенные на базе платформ open source?

Андрей Кельманзон: При выборе таких решений целесообразно соблюдать баланс между функциональностью и безопасностью. «Чистые» иностранные open source-решения обладают развитым функционалом, но их нужно внимательно проверять на предмет безопасности. С российскими решениями, построенными на базе открытых платформ, наоборот: они безопасны, но требуют значительных функциональных доработок.

Что необходимо делать бизнесу, чтобы в новой реальности как можно быстрее обеспечить технологическую безопасность и стабильную работу информационных систем?

Андрей Кельманзон: Здесь наблюдаем два основных вектора использования ИТ-аутсорсинга для поддержки бизнеса. Первый связан с услугами по обеспечению технологической безопасности, а также поддержке решений на основе продуктов вендоров, которые покинули российский рынок. Второй – с расширением линейки решений для поддержки операционной деятельности (OSS). Такой подход нуждается в специалистах высочайшего уровня, новых знаниях и компетенциях.

Большинство решений, которые мы можем взять за основу нового технологического стека, требуют существенной доработки и иных подходов к сопровождению. Во многих случаях такие решения требуют специфических настроек функционала и локализации.TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства 25.4 т

Уже сейчас я вижу спрос на соответствующие услуги со стороны ряда крупных заказчиков и колоссальный потенциал его роста в ближайшие 2 года. Для этого есть несколько факторов. Во-первых, отмечается высокий рыночный спрос на альтернативные зарубежному проприетарному ПО решения и услуги по их сопровождению. Во-вторых, на рынке ПО в России отсутствуют многие классы решений, отмечается низкая инсталляционная база. В-третьих, регуляторами установлены предельные сроки по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ. Использование платформы и продуктов для OSS существенно ускоряет вывод на рынок новых альтернативных решений. Кроме того, российский рынок обслуживания OSS-решений находится в стадии формирования, что дает возможность занять значимую долю рынка. И, наконец, внутренняя экспертиза заказчиков недостаточна для осуществления качественной поддержки OSS.

В текущей ситуации бизнесу надо заботиться о сохранении прибыльности, поиске новых направлений развития и при этом уделять внимание цифровой трансформации. Как здесь может помочь аутсорсинг?

Андрей Кельманзон: Тот объем задач, которые сегодня стоят перед бизнесом, даже крупные компании, скорее всего, не смогут решить самостоятельно. Поэтому корпоративный сегмент будет все чаще отдавать ряд направлений на аутсорсинг. Теоретически можно взрастить у себя в компании очень сложную компетенцию, но вы гарантированно будете за нее переплачивать, т.к. редким и дорогим специалистам невозможно обеспечить 100% загрузку в рамках одной компании, максимум – 30-50%, и их сложно удержать в штате. Именно за счет привлечения профессиональных ИТ-компаний задачи можно решать быстрее и эффективнее.

Например, работая CIO в крупных российских и зарубежных компаниях, я никогда не развивал собственную разработку, потому что качественно построить этот процесс внутри компании практически невозможно. Компания попадает в зависимость от конкретного коллектива разработчиков. Уход команды или даже отдельного специалиста приводит к тому, что систему приходится менять. Внешняя профессиональная разработка более управляема, позволяет обеспечить независимость и преемственность решений, передачу всей документации и кода заказчику.

Какие мероприятия проводит ваша компания для расширения внутренних компетенций и поиска новых кадров? Используете ли вы компетенции оставшихся без работы сотрудников зарубежных компаний, которые ушли из России?

Андрей Кельманзон: У нашей компании очень сильный рекрутинг. Для HR-подразделения поиск и привлечение кадров – постоянный процесс. Кроме того, у нас хорошо отстроенная система внутреннего обучения и мотивации. Мы на протяжении многих лет воспитываем кадры как для себя, так и для рынка. Рассматриваем в качестве кандидатов бывших сотрудников зарубежных вендоров, хотя часто они обладают довольно узкими компетенциями. В конечном итоге все зависит от того или иного специалиста и уровня его экспертизы.

Также хочу отметить, что не вижу серьезного оттока специалистов с нашего рынка, хотя об этом было много разговоров. Да, некоторые сотрудники приняли предложение о релокации от своих зарубежных работодателей, но говорить о массовом исходе кадров как тенденции не приходится. Сотрудников, которые могут удовлетворить требования западных компаний к опыту и знанию языка, на общем фоне индустрии не так много. Говорю об этом как человек, который отработал за границей не один год.