2023/02/14 07:51:04

Денис Субботкин, ICL Services: Как адаптировать пользователей к новой модели цифрового рабочего пространства

В прошлом году многие предприятия оказались в ловушке: с уходом западных вендоров поддерживать непрерывность бизнес-процессов было первой необходимостью, но возможности резко сократились. На основе многолетнего опыта работы с западными партнерами и заказчиками по внедрению и поддержке инфраструктуры пользовательских мест (АРМ), компания ICL Services разработала собственный подход к миграции на отечественную виртуальную среду. Об этом рассказывает руководитель группы по управлению инфраструктурой АРМ компании Денис Субботкин.

Расскажите, какие предпосылки были у компании к поиску незамедлительного решения в области автоматизированных рабочих мест пользователей? Что происходило на рынке?

Денис Субботкин: Актуальность проблемы была связана, в первую очередь, с уходом западных вендоров с российского рынка. Если мы говорим об инфраструктуре рабочих мест, то, это, прежде всего экосистема Microsoft 365. Весь периметр от учетных записей и управления конфигурацией рабочих станций, операционных систем, приложений — все закрывалось одной экосистемой. Российские решения были не готовы предоставить такой функционал.

Что делать в этой ситуации? Если отказ от Microsoft неизбежен — то реально ли сохранить максимум функционала?

Денис Субботкин: Здесь мы для себя поняли, что нужно не заменять продукт на аналог, а пройтись по функционалу — проанализировать, что именно использует в работе пользователь. А далее, исходя из его потребностей, подбирать решения из тех, что представлены на российском рынке, собирая общий «пазл».

Взять, к примеру, Microsoft Teams. Все важные для работы функции — электронная почта, календарь, хранение данных, аудио- и видеосвязь, средства совместной работы, адресная книга — содержались в едином инструменте. В российском варианте такой продукт нужно менять сразу на несколько, ведь полных аналогов нет. Да, roadmap активно развивающихся импортозамещающих решений, например, Яндекс 360 и VK Workspace, достаточно широк, потенциал действительно есть — однако заменить абсолютно всё им, пока что, не под силу.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

Постепенный выход делать придется – от этого не уйти. Однако молниеносно мигрировать с западного ПО на российское не обязательно — можно делать это постепенно, выстраивая совместную работу, гетерогенную среду, где есть сразу несколько вариаций используемого ПО.

С чего начать прямо сейчас, без простоев и потери продуктивности?

Денис Субботкин: План довольно обширный, но предлагаю пройтись по трем важным шагам. Во-первых, стоит начать с аудита текущих компонентов инфраструктуры, оценки рисков по используемым продуктам. Вторым шагом перейти в фазу проектирования и дизайна целевой инфраструктуры — какой функционал и каким вендором закрываем, где можно «посидеть» на западном вендоре подольше, давят ли регуляторы. Составляется план поэтапной миграции в целевое состояние с его последующей бюджетной оценкой, а также оценкой стоимости владения и возможности экономии. Затем рекомендуем воспроизвести предполагаемое решение на демо-стенде и отработать сценарии миграции и пользовательский опыт.

И, в третьих, фаза миграции инфраструктуры рабочих мест. Здесь мы можем обозначить ее типовой план и примеры импортозамещающего ПО, которые мы можем порекомендовать. При этом отмечу, что оптимальный подход, набор используемых решений и порядок действий определяется для каждой организации именно на основании предыдущей фазы — аудита и проектирования.

А можете привести конкретный пример?

Денис Субботкин: К примеру, мы моделируем ситуацию, когда использование SaaS решений не соответствует имеющимся в организации политикам безопасности. Для начала подготавливаем целевую инфраструктуру:

Далее работаем с клиентской частью:

  • Подготавливаем эталонный образ ОС на одном из дистрибутивов отечественных решений, например Astra Linux. Далее подготовка приложений — проверка совместимости, пакетирование;
  • Подготавливаем решения по переносу пользовательских данных, определяемся с подходом — user-driven (самостоятельный перенос данных пользователем), либо автоматизированные инструменты.
  • Тестируем всё решение (образ, данные, клиентские приложения) в изолированной системе, максимально моделирующей производственную.

И лишь затем последний шаг — это тот самый поэтапный перевод пользователей в новую экосистему. Он происходит в несколько «волн», при которых осуществляется обновление инфраструктуры и всего парка АРМ. При этом мы можем переводить предприятие как в полное импортозамещение, так и в компромиссную конфигурацию, которую мы считаем стратегически верной — на определенном этапе и на определенный срок.

Что же делать с пользовательским интерфейсом? Ведь он меняется — а это делает неизбежными просадки по продуктивности и даже сопротивление пользователей.

Денис Субботкин: Очень важно сохранить уровень эффективности работы конечных пользователей и получить их содействие, как в процессе самой миграции, так и после нее. Именно поэтому мы разработали собственную программу адаптации к отечественному ПО. Ее цель — дать пользователям все, чтобы их работа была продуктивной и по максимуму использовала тот функционал, что уже закуплен и имеется в арсенале компании.

Для этого мы создаем учебные планы, в которых подходим по ролям в соответствии с типовыми должностями в каждой организации, определяем пользовательское ПО, с которым работает тот или иной специалист, определяем его типовые сценарии работы, с учетом специфики компании-заказчика и набора используемых приложений.

Далее, в соответствии со сценарием, готовим инструкции в различных форматах от текста до gif-картинок и подробных видеороликов, и сам учебный план. Выстраивается отдельная схема обучения, в том числе и для ИТ-специалистов заказчика, им тоже необходима адаптация к новым условиям.

У нас уже наработана достаточно большая база материалов по наиболее популярным секторам, ролям и востребованному ПО, что позволяет оперативно запуститься и максимально использовать наш накопленный опыт.

Не обходится без digital-составляющей: в начале процесса формируется внутренний портал с документацией по приложениям, основным сценариям работы пользователей, FAQ и не только.

Чтобы участникам программы не было критически сложно осваивать новые знания, в рамках поддержки выделяется группа специалистов, в самый сложный период адаптации отвечающих на вопросы пользователей с доступом по удобному каналу. Это может быть текстовый чат со специалистом или чат-ботом в Telegram, email или голосовые сообщения. Дополнительно отмечу, что очень важно запустить программу не после окончания миграции, а еще в процессе, до этапа пилотных миграций. Это помогает подготовить пользователей к новому интерфейсу заблаговременно.

Можно ли сказать, что современный рынок отечественного ПО готов заменить весь функционал ушедших западных вендоров?

Денис Субботкин: Я бы сказал, что основной функционал, базовые потребности современного рабочего места возможно собрать из уже имеющихся на рынке решений.

Одним из наиболее «слабых» мест я бы назвал управление конечными устройствами и приложениями, то есть замену Microsoft System Configuration Center и Endpoint Manager. Так мы пришли к идее создания собственного решения «Колибри АРМ».

Каковы были основные причины для создания собственного продукта? Насколько широк его функционал, и может ли он «заменить» западные решения?

Денис Субботкин: Причин к его созданию было очень много. Конечно, в первую очередь, нас пугало отсутствие полноценного замещения отечественного ПО, единого решения по управлению АРМ не было. Microsoft ушел с ним ушла и возможность приобретения лицензий и получения помощи от службы поддержки.

Кроме того, на сегодняшний день нет инструментов, которые могли бы одновременно управлять системами на базе Windows и Linux.

Наше решение «Колибри АРМ» — это ПО для управления рабочими местами в гетерогенных средах (Windows, Nix, MacOS). На сегодняшний день его функционал очень разнообразен, и покрывает большинство нужд наших заказчиков:

  • Инвентаризация инфраструктуры АРМ;
  • Автоматизированное развертывание ПО и обновлений к нему, тестирование и управление релизами;
  • Управление образами ОС (Linux, MacOS) со всеми требуемыми настройками на заданное количество АРМ;
  • Портал приложений ПО Windows, MacOS, Linux, а также их инвентаризация и лицензирование;
  • Конфигурация как код: создание шаблонов автоматизации конфигурации целевых систем, их запуск, контроль выполнения и мониторинг соответствия шаблону;
  • Интеграция с российскими ITSM-системами;
  • Автоматизация запросов на обслуживание.

Положителен ли Ваш прогноз относительно миграции российских пользователей на отечественные решения в области инфраструктуры АРМ?

Денис Субботкин: Заменить зарубежные продукты сложно, но реально. Есть те пробелы, где готового решения нет, и те проекты, над которыми мы ведем работу, мы реализуем посредством бесшовной миграции, объединяя ряд существующих на российском рынке продуктов.

А чтобы бизнес не потерял эффективность, при переходе на новые решения важно помнить о продуктивности его сотрудников, которую важно и нужно поддерживать и повышать посредством программ адаптации.