2023/12/15 16:19:18

Виталий Соловьев, Почта Банк: Налоговый мониторинг снижает финансовые риски для бизнеса

Налоговый мониторинг становится все более популярным: если в 2016 году на этот формат перешли всего семь компаний, то сегодня их число превышает 445. Почта Банк вступил в этот режим с 1 января 2023 года. О преимуществах налогового мониторинга и правилах перехода рассказывает Виталий Соловьев, заместитель главного бухгалтера.

Виталий
Соловьев
Сегодня главный вопрос для большинства налогоплательщиков — как корректно определить объекты учета и правильно рассчитать налоговую базу.

Чем налоговый мониторинг интересен бизнесу?

Виталий Соловьев: За последние 20 лет серьезно изменился не только подход государства к администрированию налогообложения, но и позиция бизнеса по отношению к налогам. Сегодня главный вопрос для большинства налогоплательщиков — как корректно определить объекты учета и правильно рассчитать налоговую базу, в том числе для новых видов операций. Со своей стороны, государство прикладывает усилия, чтобы облегчить администрирование с помощью упорядочения / кодификации разрозненных регуляторных норм и автоматизации налоговой функции. Так, переход в формат налогового мониторинга упрощает взаимодействие налогоплательщика и налогового органа.

У бизнеса есть по меньшей мере три причины для внедрения системы налогового мониторинга. Во-первых, минимизация финансовых рисков. Получая мотивированное мнение налогового органа по той или иной операции, компания избегает возможных штрафов и санкций. Прямое следствие — снижение количества исков по налоговым спорам и повышение вероятности досудебного урегулирования конфликтов. Поскольку в режиме налогового мониторинга бизнес предоставляет ФНС доступ к своей документальной базе, пропадает необходимость камеральных проверок. То есть исключается ситуация, при которой штрафы и пени начисляются из-за неправильного учета системной операции.

Во-вторых, новый формат значительно снижает трудозатраты и объем документооборота, так как весь обмен информацией переходит в онлайн.

Наконец, налоговый мониторинг положительно влияет на репутацию компании. Налогоплательщик повышает прозрачность ведения бизнеса и выглядит более надежным и добросовестным партнером для государства.

Как Почта Банк выбирал ИТ-решение для подключения к налоговому мониторингу?

Виталий Соловьев: Ряд крупных компаний разрабатывает собственные ИТ-решения для вхождения в налоговый мониторинг: они создают витрины данных и обеспечивают подключение к ним сотрудников ФНС. У Почта Банка на подключение к новому формату было около полугода, поэтому разработка собственной платформы не рассматривалась, и мы выбирали среди готовых решений. Одним из главных критериев отбора стало происхождение ПО: софт, разработанный российской компанией, нивелирует риски внезапно остаться без поддержки вендора, как случилось с западными программными продуктами.

Еще одно принципиальное требование — способность реализовать проект в крайне сжатые сроки. Такую готовность высказала компания НОТА, российский вендор программного обеспечения, созданный Холдингом Т1. При этом, разработчики платформы НОТА ВИЗОР не увеличивали стоимость разработки и внедрения, апеллируя к дефициту времени.

При выборе подрядчика имело значение и то, что команда разработчика активно участвует в проводимых ФНС мероприятиях и напрямую взаимодействует с ведомством. Это гарантирует погружение как в технологические, так и в регуляторные аспекты налогового мониторинга и обеспечивает всестороннюю поддержку внедрения с точки зрения методологии, технических моментов и кибербезопасности.

«

Для команды НОТА ВИЗОР крайне важно, что одна из крупнейших кредитно-финансовых организаций России Почта Банк выбрала нас исполнителем этого проекта. Это сотрудничество позволило компании перейти на налоговый мониторинг с минимальными усилиями и реализовать проект в сжатые сроки», — отмечает директор продукта НОТА ВИЗОР Раймонд Иссако.

»

Как сформировать команду для перехода на новый режим?

Виталий Соловьев: Налоговый мониторинг иногда ошибочно считают исключительно бухгалтерским проектом. В действительности это взаимодействие трех корпоративных вертикалей:

  • ИТ. Отвечает за разработку и инсталляцию платформы, адаптацию информационных систем предприятия к ИТ-решению, подготовку хранилищ данных. Также специалисты этих подразделений организовывают доступ сотрудников ФНС к витрине данных и обеспечивают работу канала связи между ведомством и налогоплательщиком.
  • ИБ. К кибербезопасности предъявляются очень высокие требования, поскольку документы могут содержать конфиденциальную информацию.
  • Бухгалтерское подразделение, а именно отдел по подготовке налоговой отчетности.

В команде, отвечающей за переход, должны быть представители каждой из перечисленных вертикалей. Мы реализовывали проект совместной командой сотрудников Почта Банка и НОТА ВИЗОР. Экспертиза и гибкость партнеров позволили воплотить в жизнь сложный проект точно в срок. В начале октября 2022 года банк получил согласование от налогового органа о переходе с 1 января 2023 года в режим налогового мониторинга, а в середине мая 2023 года уже был выгружен первый пул данных для ФНС.

«

Это один из интереснейших проектов в нашей практике. Во многом его успех продиктован тесным взаимодействием сразу трех команд — НОТА ВИЗОР, Почта Банк и ТеДо. Благодаря экспертизе и слаженной работе мы смогли запустить и настроить решение в рекордно короткие сроки, — подчеркивает директор продукта НОТА ВИЗОР Раймонд Иссако.

»

Как подготовиться к внедрению налогового мониторинга?

Виталий Соловьев: Подготовка большой компании к вступлению в налоговый мониторинг по общему правилу занимает не менее двух лет: это связано со сложным бюджетированием, выбором разработчика и настройкой множества внутренних процедур, в том числе информационной безопасностью, последующем контролем, организацией сбора и хранения данных и т.д. Иногда помимо подготовки софтверной части требуется проработать вопрос хранения данных и при необходимости закупить сервера. Когда финансовые и контрактные вопросы решены, запускается предпроектный анализ, который включает оценку готовности ИТ-систем компании к вступлению в режим налогового мониторинга. Кроме того, эксперты анализируют уровень автоматизации функции налогового учета на предприятии. Все это подготовительные этапы, скорость прохождения которых зависит во многом от слаженности и мотивации команды. В среднем они занимают 2-3 месяца.

Сколько занимает переход на налоговый мониторинг?

Виталий Соловьев: Непосредственная реализация проекта начинается со взаимодействия с налоговым органом по вопросу подключения к налоговому мониторингу. В ФНС необходимо направить дорожную карту перехода и регламент информационного взаимодействия. На подготовку этих документов уходит в среднем два месяца. Около полугода занимает разработка ИТ-системы, ее адаптация к ИТ-ландшафту налогоплательщика и адаптация налоговой функции в соответствии с требованиями режима налогового мониторинга.

Мы запустили два этапа параллельно: экспертная команда НОТА ВИЗОР занималась разработкой платформы одновременно с анализом нашей ИТ-системы и адаптацией режима мониторинга к принятому в банке варианту организации налогового учета. После завершения этих процессов был открыт доступ к данным для сотрудников налоговых органов, стартовало обучение специалистов ФНС по взаимодействию через наш интерфейс. А по окончании первого квартала 2023 года в налоговую службу была направлена первая отчетность в режиме налогового мониторинга. Сегодня Почта Банк ожидает обратную связь от налогового органа и готовится к дальнейшему развитию системы.

«

Правила налогового мониторинга постоянно меняются, и мы, учитывая этот важный для бизнеса нюанс, готовы поставлять заказчикам все эти обновления без взимания дополнительной платы. Рады быть для Почта Банка надежным партнером и опорой в том числе и в такие моменты, — подчеркивает директор продукта НОТА ВИЗОР Раймонд Иссако.

»