2024/03/27 12:50:17

Карта российского рынка программного обеспечения

Аналитический центр TAdviser выпустил новую инфографику «Карта российского рынка программного обеспечения», на которой отметил российских вендоров ПО.

На карту включены свыше 300 отечественных разработчиков программного обеспечения. Все они были распределены по 27 категориям в трех основных разделах: инфраструктурное ПО, прикладное ПО и информационная безопасность.

«

Российский рынок программных продуктов впечатляет своим многообразием. Практически во всех сегментах у компаний-заказчиков есть выбор из нескольких поставщиков - разработчиков. И это, как правило, не вновь возникшие, а зрелые, обкатанные многочисленными внедрениями продукты, спрос на которые растет год за годом, - отметил главный редактор TAdviser Александр Левашов. - Мы надеемся, что подготовленная карта позволит тем, кто выбирает поставщика, сориентироваться в обилии предложений и найти надежного партнера на долгие годы, - отметил главный редактор TAdviser Александр Левашов.

»

Партнерами проекта выступили компании SL Soft и Т1.

SL Soft — разработчик импортонезависимых высоконагруженных бизнес-приложений.
SL Soft консолидирует зрелые решения для интеллектуальной автоматизации. В портфель компании входят продукты для управления цифровым контентом «Цитрос», распознавания текстовых данных и изображений SOICA, интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов ROBIN, управления персоналом «БОСС», интеллектуальной обработки и анализа текстовой информации «Преферентум», поддержки принятия управленческих решений Polymatica и создания голосовых ботов Robovoice.
Т1 – многопрофильный холдинг, один из лидеров российского ИТ-рынка.
Т1 предоставляет полный спектр ИТ-услуг для реализации высокотехнологичных проектов с учетом отраслевой специфики заказчиков. Компании холдинга обладают экспертизой в области системной интеграции, консалтинга, разработки ПО, сервисной поддержки и аутсорсинга, Big Data и машинного обучения, ИБ, Process Mining, Интернета вещей.


 


Карта российского рынка программного обеспечения. Кликните, чтобы увеличить


При подготовке карты аналитики опирались на:

  • Базу знаний TAdviser
  • Рейтинги и обзоры TAdviser
  • Сайты компаний-разработчиков ПО

По просьбе TAdviser эксперт компании SL Soft поделился своим мнением о том, насколько успешно российские вендоры замещают зарубежный софт, каковы перспективы импортозамещения и что нужно отечественным разработчикам для освоения рынков за пределами нашей страны.

Об успехах и сложностях замещения зарубежного софта

Георгий Подбуцкий, коммерческий директор SL Soft:

В 2022 году у предприятий и организацией из различных отраслей были не одинаковые стартовые позиции для перехода на импортозамещающие технологии. В госсекторе доля российских технологий была заметно выше, чем, например, в промышленности. Отличалась и глубина проникновения российского софта для решения прикладных задач: по данным ФРИИ, в области офисного ПО, управления проектами, виртуализации на зарубежные продукты приходилось 80-90% рынка. В то же время в сегментах СЭД, ИБ, голосовых приложений их уровень не превышал 20-30%.

Если еще год назад основная проблема заключалась в отсутствии российских решений по некоторым функциональным областям, то теперь производители постепенно выводят их на рынок, а главные трудности – в качестве и сложности интеграции в существующий информационный стек заказчика. По оценкам того же ФРИИ, 64% корпоративных клиентов недовольны качеством предложенных решений, 43% испытывают сложности с их интеграцией в контур компании.

Наиболее сложно замещается индустриальный софт. В разработке российского промышленного ПО важную роль должны сыграть более 30 с лишним индустриальных центров компетенций, созданных в июле 2022 года. Активное участие крупнейших заказчиков в разработке промышленного ПО – общемировая практика. Практически все широко распространенные в мире программные продукты для автоматизации производственных задач выросли из проектов для крупных клиентов и создавались с их непосредственным участием. Индустриальные центры компетенций построены по принципу консорциумов и объединяют нескольких разработчиков цифровых продуктов и крупных заказчиков. Роль последних в создании промышленных решений очень важна: это постановка задачи и определение требований для разработки ПО, участие в процессе разработки и обеспечение обратной связи на каждом из этапов создания продукта и, конечно, непосредственное участие в тестировании, внедрении и поддержке.


О перспективах импортозамещения зарубежных ИТ-решений в России

Георгий Подбуцкий, коммерческий директор SL Soft:

Для части организаций – компаний, эксплуатирующих критическую информационную инфраструктуру, органов государственной власти и пр. – импортозамещение ИТ определено законодательно, известны контрольные показатели и финишные точки этого процесса. В начале 2023 года вышел приказ Минцифры «Об утверждении методических рекомендаций по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ, и о реализации мер, направленных на ускоренный переход органов государственной власти и организаций на использование российского ПО в РФ». В соответствии с ним, значительная часть компаний должна перейти на отечественный софт к началу 2025 года. Согласно рекомендациям ведомства, выпущенным в этом году, госкорпорациям и компаниям с госучастием необходимо использовать российские операционные системы, офисные пакеты, антивирусные программы и системы виртуализации с 1 января 2025 года. Переход на отечественные системы управления базами данных (СУБД) намечен на 1 января 2026 года.

Что касается импортозамещения ИТ в не столь жестко регулируемой коммерческой отрасли, то и здесь для активных процессов есть ряд причин. Во-первых, глобальные вендоры сами препятствуют использованию своего ПО в России – лишают поддержки, отключают от облачных сервисов, как это сделал SAP, и т.п. Во-вторых, по мере роста качества и функциональной полноты российских решений пользоваться ими будет проще и удобнее, чем не поддерживаемыми западными. В-третьих, по мере перехода органов власти и крупнейших корпораций на отечественный софт, коммерческим компаниям придется «соответствовать» для дальнейшего взаимодействия с ними (сдача отчетности регуляторам, подключение к крупным площадкам и т.п.) и постепенно мигрировать на российское ПО. И в-четвертых, развитие технологий: гиперавтоматизация предприятий и холдингов требует внедрения принципиально новых информационных систем с использованием ИИ, роботизации, цифровых двойников и пр. Эти решения можно будет получить уже только от российских поставщиков или разработать самостоятельно какую-либо их часть (что возможно только для крупного бизнеса).

Коммерческие компании относятся к самому процессу импортозамещения весьма прагматично, выделяя наиболее критичные зоны и пока не трогая участки информационных систем с нормально функционирующими западными решениями. Поэтому процесс импортозамещения здесь затянется на боле долгий срок при сохранении текущей ситуации.


О наиболее актуальных зарубежных рынках для российских вендоров

Георгий Подбуцкий, коммерческий директор SL Soft:

В нынешних реалиях для российских ИТ можно выделить несколько потенциально перспективных зарубежных рынков:

  • Традиционные для российского бизнеса рынки государств-участников СНГ/ОДКБ
  • Более широкое понимание дружественных стран в рамках БРИКС/ШОС
  • Рынки быстро развивающихся стран, где нет сильных предубеждений против российской высокотехнологичной продукции и существует если не острая потребность в альтернативе западным решениям, то понимание рисков технологической привязки только к одному блоку - ОАЭ, Саудовская Арабия, Вьетнам, Индонезия и пр.
  • Рынки наименее развитых стран, прежде всего – Африки, куда можно зайти на начальной стадии формирования и занять перспективные позиции.
  • Наконец, очень продвинутые дружественные рынки Китая и Индии, куда сложно выводить свои продукты, но где есть перспектива кооперации с местными ИТ-гигантами в части развития дополняющих друг друга решений или лицензирования российских разработок для местных производителей.


О факторах успеха и перспективах развития за рубежом

Георгий Подбуцкий, коммерческий директор SL Soft:

Для успеха на зарубежных рынках нужно обеспечить реализацию несколько составляющих. Должны быть конкурентоспособные по функционалу и цене продукты и технологии с поддержкой национальных языков и, в случае необходимости, с местной сертификацией. Наличие бизнес-экосистемы: локальные партнеры, осуществляющие внедрение и поддержку, подготовку специалистов, интеграцию с распространенными у местных заказчиков другими информационными системами и пр. Понимание особенностей местного рынка, инвестиции в создание сильного бренда, маркетинг и продажи на локальных рынках.

Каждая из составляющих требует существенных капиталовложений, поэтому поддержка государства на первом этапе очень важна для производителей любого масштаба. Сегодня государство помогает ИТ-компаниям в части консультирования по условиям ведения бизнеса и регистрации авторских прав, компенсирует часть затрат на участие в бизнес-миссиях и выставках. Это значимая помощь, но основные инвестиции для выхода на внешние рынки всегда остаются за компанией. Очевидно, что в условиях пока еще слабой капитализации российского ИТ-рынка и доминирования на нем игроков малого и среднего бизнеса, задача масштабного выхода российских производителей за рубеж сложно решаема. В то же время, мы являемся свидетелями начавшегося процесса консолидации на российском рынке, формирования крупных ИТ-холдингов, которые по мере укрепления своих локальных позиций смогут двигаться и за пределы границ страны.

Скачать карту в высоком разрешении можно по ссылке.

Заявки на печатную версию карты можно направлять на адрес editor@tadviser.ru. Бесплатная доставка осуществляется по Москве ИТ-руководителям компаний и государственных организациях. Также возможно приобретение карты.

Новая инфографика «Карта российского рынка программного обеспечения» – это уже 13-й продукт TAdviser из этой серии. Ранее были подготовлены:

Смотрите также