2026/02/11 14:07:49

Денис Ожигин, «Нанософт»: Будущее России проектируется в nanoCAD

Компания «Нанософт», российский разработчик систем автоматизированного проектирования (САПР/CAD) и информационного моделирования (ТИМ/BIM), — крупнейший в России поставщик лицензионного инженерного ПО. Об эволюции продуктовой линейки и технологических приоритетах рассказывает Денис Ожигин, технический директор «Нанософт».

Денис
Ожигин
Мы учитываем мнения инженеров и исправляем ошибки, поэтому наши решения становятся лучше и лучше с каждой версией

Давайте начнем с продуктового портфеля. Как выстроена ваша экосистема?

Денис Ожигин: В центре нашей экосистемы — универсальная платформа nanoCAD. Это инструмент векторного проектирования, который позволяет работать с чем угодно: от микроэлектроники до космических кораблей и генеральных планов мегаполисов. Его сила — в универсальности, возможности взаимодействия с различными координатными системами, что позволяет распределять работу между командами и собирать ее в рамках единого сводного проекта.

Мы начали создавать nanoCAD еще в 2008 году. В тот момент у нас не было задачи сделать клон какого-либо западного продукта, нам было важно создать собственную базу — универсальную САПР, которую можно свободно развивать, дополнять, адаптировать под российские требования. Почти десять лет мы занимались именно выстраиванием этой основы: движка, форматов, интерфейсов, базовой функциональности. А дальше началась следующая фаза — вертикализация и специализация. Когда есть крепкий фундамент, вокруг него можно строить отраслевые решения.

Так и появлялись наши специализированные продукты, перечислю их основные направления:

Землеустройство и изыскания. Инструменты для проектирования проектно-изыскательских работ в области землеустройства, изысканий и генплана, работы с цифровой информационной моделью земли и обработки результатов лазерного сканирования (облако точек).Александр Стихарёв, Shtab: Российскому рынку collaboration-систем не хватает экосистемности 16 т

BIM (информационное моделирование). Два года назад мы сформировали линейку BIM-решений комплексно: архитектура, конструкции, инженерные системы. Вместе с землеустройством это позволяет спроектировать сооружение и корректно разместить его на цифровой модели местности.

Машиностроение. Продукт nanoCAD Механика PRO для трехмерного машиностроительного проектирования. Это достаточно молодой продукт, но он быстро развивается и уже используется крупными промышленными компаниями.

Среда общих данных. Инструменты для создания организации этой среды, позволяющей проходить информационным данным через все этапы работы и согласовывать их с внешними заказчиками.

Искусственный интеллект. Решение NSR Specification превращает нормативы и стандарты в машиночитаемый формат. ИИ не будет проектировать за человека, но станет помощником: будет видеть объекты в модели, классифицировать их и подтягивать релевантные требования, подсвечивать ошибки.

Сервисные решения. nanoPassport — наша собственная гибкая система лицензирования, nanoVIEW — инструмент для просмотра и комментирования 2D/3D данных (включая IFC) в облаке, что упрощает совместную работу, nanoLM — система контроля и защиты ПО для корпоративного использования.

Экосистема nanoCAD

Недавно вы анонсировали выпуск новой, 26-й версии платформы nanoCAD. В чем ее ключевые отличия и преимущества?

Денис Ожигин: Релиз nanoCAD 26 — это важный шаг в нашей дорожной карте. Ключевое преимущество Платформы, и всех наших продуктов в том, что они разрабатываются в диалоге с пользователями: обратную связь от проектировщиков мы собираем в течение года на нашем форуме и в сообществе nanoCAD, на отраслевых мероприятиях, встречах нашего инженерного клуба, где мы общаемся с техническими специалистами из компаний-партнеров, и конечно, в процессе реализации пилотных проектов и оказания технической поддержки. Мы учитываем мнения инженеров и исправляем ошибки, поэтому наши решения становятся лучше и лучше с каждой версией.

Если же говорить глобально, то обновление сфокусировано на трех основных вещах: сокращении рутины, повышении точности и ускорении ключевых операций — как на этапе моделирования, так и при оформлении чертежей. Мы хотим, чтобы проектировщик тратил время на инженерную мысль, а не на преодоление технических барьеров.

Мы даем больше контроля и предсказуемости в работе со сложной геометрией. Например, новое поколение интеллектуальных объектных привязок предоставляет расширенные настройки для работы в 3D и 2D, включая привязку только к верхнему объекту в трехмерном пространстве. Режим «Умные пересечения» автоматически находит точки пересечения объектов, как если бы они были продлены, избавляя от ручного построения вспомогательной геометрии. Улучшен контроль углов и направлений, что повышает общую точность построений.

С другой стороны, мы серьезно взялись за оптимизацию процесса оформления документации, который часто является узким местом. Здесь важны даже не столько новые функции, сколько правильная автоматизация. Новая команда для конвертации мультивыносок в универсальные выноски nanoCAD помогает быстро привести старые или импортированные чертежи к единому корпоративному стилю. Автоматическое разбиение больших спецификаций и таблиц на страницы упрощает подготовку к печати и интеграцию с системами документооборота. Появились инструменты для мгновенного создания осевых линий и маркеров центров по стандартам, улучшенные текстовые инструменты с автонумерацией.

И, конечно, мы продолжаем работу над базовыми функциями САПР. В этом релизе важными внутренними изменениями стали обеспечение повышенной стабильности и улучшения в работе с большими данными, что позволит пользователям комфортно работать со сложными, нагруженными проектами.

Также, есть развитие в плане сервиса, мы представляем новый тип лицензирования — персональный. Они дают пользователю гибкость работать с профессиональным инструментом из любой локации.

Релиз nanoCAD 26 — это не просто набор дополнительных функций, а комплексное обновление, которое поможет специалистам серьезно повысить эффективность и снизить операционные издержки при проектировании.

Что движет развитием экосистемы nanoCAD? Каковы ключевые драйверы?

Денис Ожигин: Первый и главный драйвер — наши клиенты и партнеры. nanoCAD используют отраслевые лидеры: крупнейшие промышленные компании и многие ведущие девелоперы страны. Они дают новые идеи, обкатывают технологии, предоставляют обратную связь и списки замечаний. Это позволяет заниматься практической, а не теоретической разработкой. Кстати, мы консолидируем опыт пользователей, примеры применения наших продуктов от разных компаний можно почитать на нашем сайте.

Второй драйвер — необходимость поддержки российских операционных систем на базе Linux. Еще недавно на рынке доминировала одна ОС, сейчас их девять. Это заставляет нас выходить на новый уровень абстракции, перенимать новые технологии, двигаться вперед.

Третий драйвер — облачные технологии и другие инновации, которые открывают принципиально иные возможности для проектирования и взаимодействия между участниками процесса.

Если же говорить о направлениях развития, могу выделить три ключевых:

  1. Повышение производительности: работа с большими объемами данных, удобство работы, скорость.
  2. Совместная работа: внутри проектного подразделения, внутри организации с разными разделами (архитектура, конструкции, инженерные системы) и за ее пределами — с экспертизой, стройкой, эксплуатацией.
  3. Интеллектуализация: Использование ИИ для снятия рутины, контроля, подсказок, чтобы проекты создавались быстрее, точнее и качественнее.

Как вы работаете с рынком и как выстроены каналы взаимодействия?

Денис Ожигин: Наши клиенты — это все, кто занимается проектированием: от малого и среднего бизнеса до промышленных гигантов с невероятно сложными проектами. nanoCAD используют более 15 000 компаний во всех регионах России, и их число постоянно растет.

Вторая, не менее важная часть рынка — это партнеры, которые находятся близко к пользователям и могут оказывать качественную техническую поддержку и консультации. Мы много вкладываем в их развитие: встречаемся четыре раза в год с техническими специалистами и раз в год с руководителями, показываем тонкости продуктов, рассказываем о будущих версиях, проверяем компетенции.

Отдельно хочу выделить работу с разработчиками. Все ключевые продукты нашей экосистемы имеют открытый API. Это нужно не только для внешних интеграций, но и нам самим для интеграции наших же инструментов. Мы предоставляем разработчикам возможность создавать на нашей базе новые продукты, зарабатывать на этом и превращать их в серьезные приложения для решения специфических задач.

Еще одно важное направление — образование. Мы работаем с учебными заведениями, и это не ограничивается предоставлением бесплатных лицензий. Мы обучаем преподавателей, предоставляем учебно-методические материалы, проводим мотивационные и развивающие мероприятия: Всероссийский конкурс образовательных программ с грантами, курсы «Цифровой учитель черчения» и «Информационное моделирование в строительстве», конкурсы для студентов и авторов учебных пособий. Мы открыты для сотрудничества и готовы спонсировать создание качественных учебных материалов.

Как сегодня вы формулируете стратегию «Нанософт»? Куда компания движется и каким видит свое место на рынке инженерного ПО?

Денис Ожигин: Наша стратегия сегодня — это закономерная эволюция той фундаментальной идеи, с которой мы начинали в 2008 году, когда многие спрашивали: «Зачем вы создаете российский САПР? Нас окружают такие мощные технологии!» Ответ для нас всегда был очевиден. Россия — страна созидателей, реализующая грандиозные проекты: от космодромов и атомных ледоколов до новых городов и скоростных железнодорожных магистралей. Я уверен, что мы имеем полное право гордиться тем, с какими амбициозными мечтами, с каким масштабом наша страна движется вперед. А воплощают эти мечты инженеры. Именно они разрабатывают, моделируют и превращают смелые идеи в точные чертежи и работающие механизмы. В нашей стране 2 млн инженеров, по нашим подсчетам — около 1.5 млн действующих проектировщиков, каждый год вузы выпускают 200 тыс. новых специалистов инженерных специальностей. Мы хотим стать выбором №1 для каждого из них, незаменимым помощником в их сложной и ответственной работе.

Наша цель — создать комплексную инженерную экосистему на базе платформы nanoCAD, которая объединит классическое проектирование (САПР), современные технологии информационного моделирования (BIM) и среды общих данных (СОД) для сквозной цифровизации производственных процессов — от изысканий и проектирования до строительства, эксплуатации и даже демонтажа. Мы хотим, чтобы наше программное обеспечение использовалось в каждом проектном институте, в каждом проектном подразделении, каждым инженером.

Есть ли место в этой стратегии для международной экспансии? Или фокус исключительно на России?

Денис Ожигин: Безусловно, мы смотрим в сторону международных рынков. Недавно мы представляли свои продукты на крупном азиатском BIM-форуме. Пользователи из Малайзии, Индонезии, Филиппин, Китая задавали ровно те же вопросы, что и в России: как внедрять BIM, как строить сводные модели, как передавать данные. Это значит, наши инструменты востребованы и в других странах.