Содержание

Кацыв Петр Дмитриевич

Кацыв Пётр Дмитриевичроссийский государственный деятель и управленец, доктор технических наук. Человек, сыгравший одну из ключевых ролей в становлении современной транспортной системы Московской области и Москвы.

Биография

Родился 5 февраля 1953 года далеко от столицы, в крошечном городке Славута Каменец-Подольской (ныне – Хмельницкой) области Украинской ССР. Хорошо и – что редко свойственно мальчишкам – с удовольствием учился в школе. Особенно выдающихся результатов добивался на поприще точных наук.

В 1970 году успешно сдал выпускные экзамены и получил аттестат, с каким абитуриента рады принять в любом вузе.

Образование и научная деятельность

В советское время естественнонаучное и техническое образование ценилось больше гуманитарного, считалось сильным и котировалось во всём мире. Одним из ведущих технических вузов был Московский автодорожный институт. Сложив данные обстоятельства и собственные интересы, Пётр Кацыв решил поступать именно в МАДИ, определив таким образом и дело всей своей жизни.

По завершении учёбы он сразу устроился на работу, но ничего не мог поделать с природной тягой к новым знаниям и науке – тогда же поступил в аспирантуру.

Позднее успешно защитил кандидатскую диссертацию, а через три года после этого и докторскую, получив соответствующую учёную степень. В обеих своих научных работах Кацыв Пётр исследовал актуальные проблемы эксплуатации автомобильного транспорта в крупном регионе: модернизацию технологии организации пассажирских перевозок, методы совершенствования управления крупномасштабными организационными системами. Учёное сообщество единогласно высоко оценило эти труды.

Карьера

Молодой специалист и действующий аспирант Кацыв трудился в должности инженера по безопасности движения на одном из подмосковных предприятий – Пассажирской автоколонне №1786. Всего проработал там семь лет.

В 1982 году был приглашён на должность начальника отдела безопасности движения в Московском управлении пассажирского автотранспорта, вскоре преобразованное в «Мособлпассажиравтотранс».

Там он быстро продвигался по карьерной лестнице и получил колоссальный опыт, в разные периоды исполняя обязанности на ответственных постах:

  • заместителя начальника по безопасности движения – начальник отдела;
  • заместителя начальника по перевозкам;
  • первого заместителя начальника по перевозкам.

В 1987 году Кацыв Пётр перешёл на аналогичную должность в государственное предприятие «Мострансавто», где позже стал первым заместителем генерального директора, а в 1994-м – непосредственно генеральным директором.

Как охарактеризовали бы его работу в наши дни – это был высокопрофессиональный «кризисный менеджмент». После развала Советского Союза пришлось, по сути, заново организовывать и структурировать работу отрасли – и это в условиях дефицита бензина, запчастей, отсутствия чёткой актуальной регламентации. Несмотря на все сложности, Кацыву удавалось не просто держать на плаву систему общественного транспорта в регионе, но довольно быстро навести там порядок, развивать инфраструктуру и повышать качество предоставляемых услуг.

Таким образом, в 2001 году практически не возникло вопросов с кандидатурой на позицию министра транспорта Правительства Московской области – Кацыв сделал большой карьерный шаг вперёд, став председателем областного Комитета по транспорту. Спустя пару лет круг обязанностей расширился – в дополнение к текущим обязанностям получил назначение заместителем Председателя Правительства Московской области.

Теперь под ответственностью Петра Дмитриевича находились вопросы:

  • прежде всего, транспорта;
  • научно-технической и промышленной политики;
  • инновационного развития;
  • информатизации и связи.

Среди проектов, реализацией которых руководил Пётр Кацыв, можно отдельно выделить строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Введение её в эксплуатацию позволило существенно разгрузить федеральные трассы и Московскую кольцевую автомобильную дорогу, направив транзитный поток в обход столицы.

Также Пётр Дмитриевич, являясь членом Совета директоров аэропорта «Шереметьево», занимался вопросами безопасности. На особом контроле он держал строительство железнодорожного сообщения города с аэропортами.

Так, постепенно, молодой человек из украинской глубинки стал одним из сильнейших и уважаемых специалистов большой и важной отрасли.

После смены главы Подмосковья (в 2012 году кресло Бориса Всеволодовича Громова занял Сергей Кужугетович Шойгу) Кацыв Пётр продолжил работать в правительстве, став во главе Главного управления по взаимодействию с федеральными органами власти в ранге министра.

В 2013-м он был назначен советником губернатора Московской области. Злые языки тогда поговаривали, что это «начало конца» его карьеры, тем более в то время министру было уже 60 лет.

Однако осенью 2014 года вышла неожиданная новость на основании официального сообщения ОАО «РЖД» о назначении Кацыва Петра Дмитриевича вице-президентом – начальником Центра по развитию Московского транспортного узла. Как позднее отметили многие эксперты, это решение было важнейшим и правильным для обеих сторон: Кацыв явно был полон сил и готов к продуктивной работе, а его опыт, компетенции и навыки успешного управленца – бесценное усиление для любой организации.

На новом посту Пётр Дмитриевич помог благополучно разрешить целый ряд проблемных вопросов, но главное – превратил «ржавый пояс» – пришедшее в упадок Малое кольцо Московской железной дороги – в передовой проект. Он лично руководил программой подготовки и осуществления реконструкции МКЖД, которое теперь идеально вписано в транспортную систему столицы и является её незаменимой составляющей.

После трёх лет эффективной работы в компании Кацыва назначили заместителем генерального директора – начальником Центра по развитию Московского транспортного узла ОАО «РЖД».

В 2019 году решил оставить свой пост ввиду достижения им предельного возраста.

Личная жизнь

Пётр Дмитриевич Кацыв – примерный семьянин.

Его супруга – Людмила Ейликовна – интеллигентная и образованная женщина, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. Долгие годы преподавала физику и занимала должность директора муниципального лицея №11 в городе Химки. В настоящее время возглавляет Ассоциацию «Лидеры образования Подмосковья», деятельность которой сосредоточена на повышении качества образования, его доступности, комплексном развитии инновационного потенциала системы образования Московской области.

В 1977 году у супругов родился сын Денис. Вдохновлённый трудолюбием и профессиональными успехами родителей, он решил во многом повторить биографию отца. Поначалу путь этот был до такой степени схож, что даже Московский автомобильно-дорожный институт они окончили одновременно: параллельно Кацыв-старший защищал кандидатскую диссертацию, а младший – дипломную работу. Сейчас Денис Петрович – успешный предприниматель во многих сферах.

Увлечения, хобби Петра Кацыва

Ведение здорового образа жизни – одна из основных привычек Кацыва Петра, сопровождающая его всю жизнь. Даже в условиях сильной занятости на работе, он неизменно находил время для занятий спортом, потому до сих пор пребывает в отличной физической форме.

Самыми любимыми видами называет футбол, бег и настольный теннис. В последнем особенно преуспел, выполнив все нормативы для получения разряда кандидата в мастера спорта.

Награды

Похоже, Кацыв Пётр Дмитриевич относится к той категории людей, которые за высшую награду принимают свою работу – с большим энтузиазмом решают сложные (а в данном случае – ещё и социально значимые) задачи и не ждут ничего взамен. Однако его вклад в развитие многих сфер жизни региона, и прежде всего, транспортной инфраструктуры, был не раз отмечен, на самом высоком уровне.

Среди его наиболее значимых орденов:

  • «Знак Почёта»
  • «Дружбы»
  • «За заслуги перед отечеством» III и IV степеней

Также в разное время Кацыву были вручены медали «В память 850-летия Москвы», 50 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Сегодня Пётр Кацыв – заслуженный работник транспорта РФ, ветеран труда и просто уважаемый человек, которого жители столичного региона до сих пор благодарят за все реализованные проекты.