2020/10/21 09:21:15

Андрей Гущин, CUSTIS: В госсекторе востребованы решения с потенциалом тиражирования и низкой стоимостью обслуживания

Пандемия коронавируса заставила ведомства срочно перейти на удаленную работу и пересмотреть подходы к безопасности. Но несмотря на сложности и непредвиденные расходы, госструктуры продолжают следовать курсу на цифровизацию и запускают новые проекты с применением передовых технологий. О том, что сейчас происходит с ИТ в госсекторе и как государственные инициативы меняют рынок, в интервью TAdviser рассказал руководитель бизнес-направления «Государственный сектор» компании Custis Андрей Гущин.

Андрей
Гущин
Мы видим потенциал в решениях, которые сочетают гибкость заказной разработки с универсальностью и комфортной стоимостью продуктовой

Какие технологии стали востребованы в 2020 году? Есть ли реальные кейсы использования ИИ и больших данных в госсекторе?

Андрей Гущин: ИТ-проекты госсектора не уступают по инновационности проектам коммерческих компаний: ведомства осваивают те же трендовые технологии, что и представители других отраслей. В этом году мы наблюдаем больше кейсов их реального использования.

Госкомпании выводят на рынок платформенные решения и суперсервисы. Например, Федеральная нотариальная палата запустила межведомственный сервис по розыску имущества наследодателей в кредитных организациях, а на «Госуслугах» заработал еще один суперсервис — «Поступление в вуз онлайн». Ближайшие задачи по совершенствованию подобных систем — обеспечение отказоустойчивости и безопасности, повышение удобства для пользователей и расширение числа функций. В перспективе тренд оцифровки бизнес-процессов и платформизации будет разворачиваться быстрее: дополнительным импульсом для его развития стали коронавирусные ограничения, которые затруднили очное оказание госуслуг.

Анализ больших данных используют многие ведомства в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта. Сейчас, когда экономика нестабильна и возрастает угроза новой волны эпидемии коронавируса, эти технологии особенно ценны, так как позволяют строить точные модели и принимать более взвешенные решения по урегулированию ситуации. Госкомпании и дальше будут развивать подход распределенного хранения больших данных и внедрять аналитические системы последнего поколения.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.4 т

Не ослабевает интерес и к AI и VR. Так, на базе искусственного интеллекта в Челябинске запустили системы мониторинга дорожной ситуации, а «РЖД» разработала виртуального помощника маневрового диспетчера на сортировочных станциях. Минтранс и «РЖД» приступили к созданию виртуального полигона для беспилотных поездов. В ближайшие годы в госсекторе появится все больше примеров качественной реализации таких технологий.

Какие изменения произошли на рынке госсектора в связи с пандемией? Изменились ли объем задач и спрос на ИТ-услуги?

Андрей Гущин: Апрельский опрос «Руссофта» показал, что некоторые подрядчики, работающие с госкомпаниями, столкнулись с сокращением бюджетов на ИТ. Игроки говорили о паузе в работе и уменьшении количества тендеров.

Нашим клиентам тоже понадобилось время, чтобы перестроиться на удаленный формат. Из-за этого плановый запуск новых проектов был приостановлен. Но на общем объеме рабочих задач такой факт почти не сказался.

Во-первых, заморозка не затронула то, что было запущено до кризиса. Например, инициированные еще в феврале тендеры, в которых мы участвовали, не отменились, а просто перешли в онлайн. Во-вторых, коронавирус дал импульс для срочных антикризисных проектов. В острую фазу мы в полностью удаленном режиме активно помогали клиентам справиться с вызовами.

Будучи зампредом правительства Максим Акимов сообщал, что в 2020 году планируется в 8 раз увеличить расходы госкомпаний на покупку российского ПО. Между тем в 2019 году уровень импортозамещения в ИТ составлял всего 20%. С чем связана низкая активность компаний в реализации этого курса? Почему многие по-прежнему предпочитают зарубежное ПО?

Андрей Гущин: Прогноз зампреда, скорее всего, окажется правдивым: сейчас мы наблюдаем, как крупные государственные организации начинают активнее закупать отечественное ПО. Хороший пример — «Росатом», который недавно начал переходить с Oracle, SAP и OpenText на российские решения. Конечно, для нас, как для отечественного подрядчика, это позитивная тенденция.

Однако у процесса импортозамещения все еще есть сдерживающие факторы. В первую очередь, это недостаточная зрелость отечественного софта и критическая зависимость бизнес-процессов от зарубежного ПО. Замена ИТ-систем — длительная и кропотливая работа. Форсированный подход может нарушить стабильное и непрерывное функционирование ведомств. Кроме того, на российском рынке не всегда присутствуют необходимые аналоги, а заказная разработка будет стоить сильно дороже, чем готовый зарубежный продукт.

Если говорить о долгосрочных перспективах, в результате импортозамещения госсектор получит отечественные ИТ-продукты западного качества с возможностью управлять их функционалом. Это существенно повышает конкурентоспособность и безопасность госкомпаний. Кроме того, поэтапный переход на российский софт должен упростить дальнейшую цифровизацию госсектора. Разработка ИТ-системы часто требует интеграции с ПО, которое используют в ведомстве. Если этот софт отечественного производства, скорость и объем внедрений возрастут, поскольку разработчики и заказчики будут находиться в одном правовом поле.

Как мы видим, у заказной разработки и готовых решений есть свои сильные и слабые стороны. А что все-таки будет более востребовано у государственных заказчиков?

Андрей Гущин: Создание ИТ-систем на заказ, безусловно, продолжит пользоваться спросом, так как рыночных аналогов большей части зарубежного ПО пока нет. К тому же индивидуальный подход, бесшовное внедрение и возможность в любой момент доработать систему без привязки к плану релизов часто оправдывают высокую стоимость и длительные сроки заказных проектов.

Вместе с тем пользователи готовых продуктов ценят их главное преимущество: универсальные решения можно применять для похожих задач в разных ведомствах, а не делать их заново.

Учитывая эти факторы, думаю, в ближайшие годы будут востребованы решения, которые сочетают плюсы обоих подходов — гибкость и клиентоориентированность заказной разработки с универсальностью и комфортной стоимостью продуктовой. Росту популярности таких гибридных решений поспособствует и тот факт, что государство взяло курс на стандартизацию процессов ведомств и стремится более рационально расходовать ресурсы на ИТ. Например, вводит запрет разрабатывать аналоги продуктов, которые уже есть на рынке.

Есть мнение, что работа над госпроектами — это рутинный и долгосрочный саппорт. Как по-вашему, уступает ли госсектор коммерческим компаниям по привлекательности проектов?

Андрей Гущин: На мой взгляд, разницы между государственными и коммерческими проектами нет. Как и в других сферах, в госсекторе привлекательность проекта зависит от его масштабности и технологичности.

Создание потенциально массовых продуктов по типу «Госуслуг», безусловно, более интересно для ИТ-специалистов. Разработка локальных систем для нескольких ведомств или регионов привлекает меньше: на первый взгляд, опыт создания узконаправленных продуктов сложно использовать в дальнейшем. Но даже среди небольших проектов есть очень перспективные — с амбициозными задачами и использованием топовых технологий.

Для большинства разработчиков, аналитиков, тестировщиков и инженеров принадлежность проекта к госсектору или коммерции не имеет особого значения. А вот для управленческих специальностей — руководителей проектов или тимлидов — есть специфика. Кого-то она отпугивает, а кого-то привлекает.

Ваша компания, как и большинство игроков ИТ-рынка, перешла на «удаленку». Как вы выстраивали этот процесс, что пришлось поменять?

Андрей Гущин: Нельзя сказать, что режим самоизоляции кардинально отразился на работе компании. Конечно, как с нашей стороны, так и со стороны заказчиков, потребовалось время на организацию комфортной «удаленки». Но после небольшой паузы процессы запустились с новой силой. Наши совместные с клиентами планы никто не отменял, задачи должны выполняться.

Наиболее заметные изменения произошли в форматах коммуникаций с партнерами. С общения вживую мы перешли на телефонную связь. Электронный документооборот мы использовали и раньше, но в период пандемии его объемы увеличились. Оставаться в удаленном режиме навсегда пока не планируем: есть ряд работ и проектов, для которых все-таки важно личное взаимодействие.

Расскажите о наиболее крупных проектах вашей компании. На что делаете ставку, какие решения развиваете и предлагаете рынку?

Андрей Гущин: Последние несколько лет мы занимаемся решениями в области анализа рисков, контроля финансовых операций, сбора и обработки отчетности, а также интеграционными сервисами.

Если говорить про текущий год, мы двигаемся в русле рыночных трендов и вместе с клиентами разрабатываем системы межведомственного обмена данными. В этих проектах особое внимание уделяется организации защищенного канала взаимодействия между участниками. Также мы реализуем ряд проектов с использованием сторонних рыночных продуктов, например в области аналитики.

В будущем мы продолжим делать ставку на решения, которые легко адаптируются под новые бизнес-требования и изменения в законодательстве. Не менее важные приоритеты для нас — оптимальная стоимость саппорта и совершенствование подходов к ИБ.