2010/02/18 15:48:55

Зачем нужны ERP-системы в машиностроении?

ERP-системы являются сегодня необходимой основой информационных систем современных предприятий, это общеизвестно. Но что конкретно может дать внедрение системы этого класса отдельно взятому предприятию? Теория и практика в деталях ответа на этот вопрос расходятся, но в обоих случаях признается позитивный эффект.

Что говорит теория

С точки зрения теории применение систем класса ERP в машиностроении необходимо для того, чтобы предприятия могли в полной мере воспользоваться всеми преимуществами методологии MRPII, реализованной в «производственных» ERP-системах, а также дополнительными функциями систем управления ресурсами предприятия. С этой позиции использование подобного программного (и методологического) обеспечения должно обеспечить экономическую оптимизацию всех производственных и связанных с ними процессов.

В частности, единый процесс планирования MRPII от объема полученных заказов к определению оптимального объема производства по номенклатурным позициям и далее «назад» к оптимизации загрузки оборудования, оптимизации запасов сырья, комплектующих и полуфабрикатов, оптимизации закупок и транспортных расходов должен обеспечивать снижение производственных и транзакционных издержек, ускорение выполнения заказов, снижение складских и транспортных расходов, в ряде случаев, сокращение затрат на персонал и т.п.

EAM-функции ERP-систем позволяют управлять основными фондами, контролировать состояние и планировать техническое обслуживание и ремонты промышленного оборудования, зданий и сооружений, коммуникаций и др., что дает возможность предотвращать аварии, остановку производства и связанные с этим экономические потери.

Блок HRM обеспечивает полноценное управление трудовыми ресурсами, что положительно сказывается на лояльности персонала, производительности труда и затратах предприятия.

Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 5.8 т

Финансовые функции позволяют осуществлять учет и планирование всех финансовых операций, оперативно сводить и готовить отчетность, осуществлять расчеты с сотрудниками и контрагентами, сокращать время подготовки и обработки платежных документов, а также число ошибок них, в результате чего сокращаются и соответствующие убытки.

Средства управления потоками работ (Workflow) и документооборотом обеспечивают более четкое взаимодействие как разных служб и подразделений, так и отдельных сотрудников друг с другом, а также дают возможность контролировать прохождение документов и их исполнение. Они дополняются функциями ERP-систем по управлению проектами, позволяющими реализовывать проектно-ориентированное управление предприятием.

Функции CRM позволяют оптимизировать процессы рекламы, продвижения и собственно сбыта готовой продукции, систематизировать работу с покупателями, отслеживать их предпочтения, планировать расширение ассортимента, организовывать каналы сбыта, партнерские сети и т.п., а также отслеживать недобросовестных покупателей, что обеспечивает сокращение дебиторской задолженности.

Также, ERP-системы полезны и как источник информации для лиц, принимающих решения. Поскольку все операции проходят только через информационную систему и фиксируются в ней «навсегда», у руководства появляется возможность разобраться в том, что же происходит с предприятием на самом деле (это также существенно упрощает аудит и налоговые проверки).

Единство данных в системе обеспечивает невозможность «цифровых» разночтений между подразделениями, когда, например, данные отдела кадров не совпадают с данными из цехов и, уже вместе, не совпадают с данными бухгалтерии. Возможности «погружения» в данные (Drill down) позволяют от агрегированных показателей дойти до конечной операции и/или документа первичной отчетности, при помощи чего можно как выявлять факторы и зоны роста эффективности, так и оценивать реальные результаты работы менеджеров среднего и нижнего звена, а также линейных специалистов. Средства консолидации отчётности предприятий с распределенной структурой, а также средства бизнес-аналитики дополняют эту функциональность.

Таким образом, теоретически, внедренная в промышленную эксплуатацию ERP-система должна стать для пользователей источником полной, своевременной и достоверной информации обо всех экономических аспектах деятельности предприятия, средством оптимизации всех затрат и доходов предприятия на всех уровнях управления, а также инструментом проведения корпоративной политики и соблюдения корпоративной экономической стратегии. В результате использования подобной системы на экономическом уровне (на котором рассматривается бизнес в целом и производство в частности) будет «доведено» то, что невозможно оптимизировать на технологическом (на котором рассматриваются конкретные изделия и процессы их производства), что позволит получать максимальную отдачу от деятельности предприятия.

Что на практике?

На практическом уровне ответ на вопрос «Зачем нужны ERP-системы в машиностроении?» звучит несколько иначе. В отличие от теории, в реальной жизни далеко не все можно формализовать и вписать в рамки ERP, поэтому часть процессов управления, мотивации персонала, производства продукции и др. остается за рамками единой корпоративной системы. Также, кроме экономических аспектов деятельности машиностроительного предприятия существуют еще технические и технологические: изделия должны проектироваться, должна готовиться, храниться, обрабатываться и обновляться проектно-техническая документация, выполняться моделирование, создаваться опытные образцы, организовываться серийное производство, необходимо, также, управлять оборудованием и технологическими процессами, качеством продукции и др.

В результате основное положение ERP-систем – все процессы и данные в одной системе – на практике никогда не выполняется. Всегда, и особенно на промышленных предприятиях, ERP-системы используются совместно с целым рядом специализированных информационных систем, таких как MES, SCADA, CAD/CAM/CAE, PLM. Кроме того, вместо в «родных» модулей ERP-систем часто используются лучшие в своем классе (best of breed) решения от сторонних поставщиков, например, системы документооборота, HRM, SCM, WMS, SRM, CRM (а в отечественных условиях используют и отдельные системы финансового учета), которые, по каким-то причинам, устраивают предприятия в большей степени, чем предлагаемые в составе ERP-системы.

Кроме этого, далеко не все функции систем класса ERP вообще оказываются реально востребованными заказчиком. В частности, согласно результатам исследования Aberdeen Group, американские машиностроительные предприятия используют в среднем 10,5 модулей из 24 «стандартных» (по версии аналитической компании) модулей ERP-системы. Наиболее востребованными являются функции бухучета, управления закупками, поставками, заказами, а также «производственный» функционал. При этом охват функционала используемых модулей сегодня составляет примерно 71%, а возможности ERP-систем в целом используются чуть более чем на 30%.

Аналогичное российское исследование, проведенное компанией «Директория» на базе опроса 50 компаний Северо-Западного региона, показало, что в достаточно большом числе компаний при внедрении ERP-систем блок MRPII («производственный» функционал) вообще не внедрялся. Среди выявленных целей внедрения ERP на первом месте – «Для понимания текущего состояния», ее указали 79% опрошенных, на втором месте (42%) – централизация информации, на третьем (38%) – повышение производительности офисных сотрудников, 33% опрошенных указали «Снижение затрат/запасов», 25% – «Общее развитие предприятия» и 17% – «Соответствие внешним требованиям».

Таким образом, реальные промышленные предприятия используют ERP-системы для обеспечения учета всех бизнес-операций, подготовки соответствующей отчетности, бизнес-аналитики, управления заказами и поставками, запасами и закупками, а также экономической эффективностью производственных процессов.

При этом – для крупных компаний – не является редкостью и одновременное использование нескольких ERP-систем от разных производителей. Например, в управляющей компании холдинга может использоваться одна система, а на входящих в него промышленных предприятиях – другие (причем на каждом предприятии может быть «своя»). В таких случаях причиной «разнобоя» в системах является, как правило, именно «производственный» функционал, а также интеграция конкретных ERP-систем с решениями MES и PDM/PLM.

В целом же, основные преимущества ERP-систем вполне доступны внедрившим их предприятиям не только в теории, но и на практике. Оптимизация затрат на производство, содержание запасов и закупки, а также постановка учета и корректное формирование отчетности вполне ощутимо сказываются на экономическом положении предприятия. Просто необходимо учитывать, что проявление эффекта от использования ERP-системы существенным образом зависит от конкретных условий на предприятии, его специализации и целого ряда дополнительных факторов.

В частности, скорее всего, эффект от ERP будет более заметен на предприятии, выпускающем дифференцированную продукцию небольшими партиями, чем на предприятии с конвейерным производством одинаковых изделий. Аналогично, эффект от внедрения ERP-системы будет более явным на предприятии с упорядоченными бизнес и технологическими процессами, четкой структурой управления и достаточно эффективным производством. При несоблюдении этих условий либо ERP-система с течением времени просто перестанет реально использоваться, либо на предприятии произойдет перелом и оно «подтянется» к требованиям ERP.