2022/04/15 18:38:22

Лоббизм и GR на российском ИТ-рынке.
Кто, как и зачем этим занимается?
Обзор TAdviser

Государство в России в последние годы уделяет много внимания сфере ИТ, и ИТ-отрасль в свою очередь является одной из наиболее активных и консолидированных, когда речь идёт о продвижении своих интересов в органах власти. TAdviser в апреле 2022 года подготовил подробный обзор практик отношений с государством (англ. Government Relations, GR) в российской ИТ-индустрии. В нём собрана информация о том, как организованы функции GR в ИТ-компаниях, у кого самые сильные GRщики на рынке, примеры наиболее успешных лоббистских историй и многое другое.

Содержание

Тему взаимодействия с госорганами на ИТ-рынке называют «щепетильной» и «чувствительной»

Чтобы получить информацию для обзора, TAdviser обратился к представителям порядка 30 российских ИТ-компаний. В их числе игроки из последних ранкингов крупнейших поставщиков в госсектор, а также известные ИТ-компании, которые не входят в эти ранкинги, но тоже работают с госсектором. Кроме того, ещё до начала событий на Украине запросы были отправлены в 7 местных офисов крупных иностранных ИТ-поставщиков. Помимо этого TAdviser провёл подробные интервью с 4-мя экспертами, имеющими большой опыт в области GR. Использовались и данные из открытых источников.

Тему взаимодействия с госорганами не все оказываются готовы комментировать. На ИТ-рынке её называют «щепетильной», «чувствительной». В нескольких компаниях «не под запись» именно так и обосновали TAdviser своё решение воздержаться от участия в обзоре.

В локальных офисах иностранных вендоров ещё до приостановки их бизнеса в России никто не смог ответить на вопросы по существу. Из российских компаний что-то сказать открыто по этой теме смогли менее чем в половине игроков рынка, к которым обращался TAdviser. Но при этом некоторые оказались не против комментировать неофициально.

«
В России самая большая часть ИТ-рынка – у государства, оно уделяет много внимания теме цифровизации и выделяет большие средства на ИТ. Из-за рисков многие не хотят обсуждать эту тему: они боятся испортить отношения, а восстановить их, если что, будет сложно, – объяснили свою осторожность TAdviser в одной из высокотехнологичных компаний.
»

Учитывая особенности темы, TAdviser принял решение включить в свой обзор и официальные, и наиболее интересные неофициальные комментарии, полученные по итогам общения с представителями ИТ-компаний, чтобы дать возможность читателю сформировать более полное представление о GR-деятельности на российском ИТ-рынке.

Некоторые особенности «щепетильной темы» в России

В некоторых странах законодательно отрегулировано взаимодействие организаций с властью в целях продвижения каких-либо интересов. Так, например, законодательство США чётко определяет понятие, функции, права и обязанности лоббиста (см. Лоббизм в США). Чтобы взаимодействовать с федеральными органами власти, компания может зарегистрироваться в специальном реестре лоббистов при Конгрессе США и заниматься продвижением своих интересов или нанять специальную компанию, предоставляющую услуги профессиональных лоббистов.

В ЕС также есть законодательство о лоббистской деятельности, правда, более мягкое, чем в США. Оно предполагает добровольную регистрацию в реестре прозрачности, объединяющем реестры Еврокомиссии и Европарламента (см. Лоббизм в Европе). Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

Зарегистрированные получают рассылку об обновлении законодательной базы, могут входить в состав экспертных групп, запрашивать встречу с каким-либо официальным представителем, знакомиться со статистикой. Реестр не содержит подробных отчетов компаний о тратах на лоббистские услуги, однако раскрывает предоставленную самими регистрантами оценку ежегодных расходов, связанных с деятельностью, охватываемой реестром.

В этом реестре присутствуют и компании с российскими корнями, работающие на международных рынках. Например, с 2015 года там зарегистрирована «Лаборатория Касперского». Из реестра можно узнать, что компания участвовала в 4-х встречах с представителями Еврокомиссии в Брюсселе, получала гранты в рамках рамочной программы Horizon 2020 (программа ЕС по развитию научных исследований и технологий), а ежегодные расходы «Касперского», связанные с деятельностью, охватываемой реестром, оценочно составляли 200-300 тыс. евро[1].

Есть и негосударственные организации, которые отслеживают данные о финансировании избирательных кампаний и лоббировании, такие как американская OpenSecrets. В её базе содержится информация о том, что, к примеру, в 2013 году сотрудник американского офиса «Лаборатории Касперского» в предвыборный период пожертвовал $3000 республиканской партии в Техасе[2]. А в 2001 году американский офис разработчика ПО ABBYY перечислял пожертвование в $250 бывшему секретарю штата Калифорния Марч Конг Фонг Ю[3] после того, как она заявила о планах снова участвовать в выборах на эту должность.

В России эта сфера пока находится в «тени», является неподотчётной, и работу лоббистов нельзя назвать прозрачной для общественности. «Подводные течения», влияющие на принятие политических и регуляторных решений, и их конечные выгодоприобретатели также зачастую неочевидны.

В Госдуме неоднократно предпринимали попытки ввести регулирование лоббистской деятельности. Первая попытка имела место ещё в начале 90-х, тогда был разработан соответствующий законопроект. Однако до сих пор возникавшие законодательные инициативы не воплотились в жизнь.

Один из GR-экспертов, с которым пообщался TAdviser, считает, что ранее разработанные российские законопроекты в области лоббистской деятельности были практически списаны с американского закона.

Крупные компании в России нанимают в штат GR-специалистов и содержат отделы по связям с органами власти. А под конкретные задачи по продвижению своих интересов бизнес может нанимать внешних GR-специалистов. Контракты с ними нередко не афишируются и публично не раскрываются.

Можно встретить случаи, когда в публичном пространстве не «светятся» даже биографии штатных GRщиков, их предыдущие места работы. Например, в биографической справке Глеба Вершинина, директора по GR SAP СНГ (компания в марте 2022 года приостановила работу в России на фоне событий на Украине), на корпоративном сайте указано, что он имеет опыт госслужбы и руководил структурами по связям с общественностью и взаимодействию с госструктурами в частных компаниях и компаниях с госучастием[4]. Однако в открытых источниках, в том числе в его профиле в соцсети LinkedIn, отсутствуют названия организаций, в которых он трудился до SAP СНГ.

Впрочем, есть мнение, что при всех вопросах к прозрачности российского GR, вряд ли можно говорить о её полном достижении и в тех странах, где эта деятельность законодательно отрегулирована: «на Западе всё не так прозрачно, как кажется, «теневой» лоббизм есть всегда и везде», уверен один из GR-специалистов на ИТ-рынке.

Baikal Communications Group в конце 2021 года провела большое социологическое исследование российской GR-индустрии с целью определения ключевых тенденций и функциональных особенностей работы специалистов по взаимодействию с органами государственной власти.

«
Результаты исследования показали, что в российских компаниях преобладает работа с законодательством, в качестве GR-специалистов часто выступают бывшие чиновники, и поэтому отечественные компании находятся на меньшем расстоянии до принятия государственных решений. Зарубежные компании, в которых действуют строгие правила комплаенса, нередко такой возможности лишены. При этом аналитическая работа по оценке рисков, конкурентов и стейкхолдеров организована не менее эффективно, - говорит профессиональный лоббист, кандидат политических наук, гендиректор Baikal Communications Group Эдуард Войтенко.
»

Это также можно отнести к особенностям российского GR.

GR и лоббизм – одно и то же?

Перед тем, как перейти к более детальному рассмотрению практик GR в российской ИТ-отрасли, уделим внимание профессиональным понятиям. В этой области вопрос об идентичности GR и лоббизма один из наиболее частых.

Среди GR-экспертов несколько разные мнения на этот счёт. Так, гендиректор Baikal Communications Group Эдуард Войтенко полагает, что сегодня в индустрии нет чёткого понимания и разграничения этих понятий, и нередко одно подменяет другое.

«
Мы полагаем, что лоббизм представляет комплексную отрасль, сочетающую в себе различные функции, в том числе и GR, - говорит Войтенко. - Сам по себе GR ограничивается взаимодействием с государственными органами. Институт лоббизма намного шире – помимо выстраивания диалога с властью, он включает продвижение частных интересов и влияние на принятие политических и управленческих решений.
»

GR-директор ИТ-компании Naumen Роман Клецких считает, что лоббизм — это технология для продвижения интересов компании в органах власти, а GR — часть общего менеджмента компании.

«
Задачи GR намного шире, чем те, что стоят перед лоббизмом. К примеру, к функциям GR-менеджера обычно относят мониторинг деятельности органов власти и управления, СМИ, взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, организацию мероприятий, работу внутри различных комитетов и советов и т.д. Кроме того, GR-менеджер всегда находится в штате компании, а лоббист может быть и внешним экспертом, - говорит Клецких.
»

Директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг» Илья Веригин придерживается точки зрения, что лоббизм – это как адвокатская деятельность: адвокат всегда защищает интересы своих клиентов, как правило, зарабатывая на этом. А GR – это однозначно положительные вещи: он сопровождает благородные проекты, цель которых – изменить мир к лучшему, которыми в итоге можно будет гордиться и даже получать награды. Ради этого стоит длительно выстраивать отношения с государством, с подрядчиками, т.е. создавать сообщество, которое сможет этот вопрос решить с учётом законодательства, технологий и человеческого потенциала.

Денис Солодовников, директор по взаимодействию с государственными органами ИТ-холдинга TalentTech, считает, что GR и лоббизм – это практически тождественные понятия.

«
Считается, что лоббизм больше напрямую связан с бизнесом и имеет негативный оттенок. Но это, скорее, больше характерно именно для российского рынка, потому что, например, в США эта деятельность зарегулирована, и никакого негатива там касательно лоббизма нет. Есть правила игры, по которым все работают, есть компании, где есть официальные должности лоббистов, - отмечает Солодовников.
»

ИТ-отрасль: рука об руку с GR

GR-профессионалы, с которыми пообщался TAdviser, сходятся во мнении, что ИТ-отрасль – одна из тех, где работа по взаимодействию с органами власти наиболее важна. В 90-х и 2000-х гг. государство не уделяло много внимания ИТ-компаниям, софт обходился относительно недорого. Но ситуация поменялась: сейчас внедряются сложные и дорогие программные продукты, информационные системы в государственных и коммерческих организациях, финсекторе, идёт автоматизация различных процессов во всех отраслях экономики.

Инструменты GR необходимы, прежде всего, компаниям в наиболее зарегулированных секторах экономики – например, в табачной, алкогольной, фармацевтической промышленности, поскольку изменения в регулировании создают риски как для конкретной компаний, так и для отрасли в целом, говорит гендиректор Baikal Communications Group Эдуард Войтенко. Коммуникация с органами государственной власти способна своевременно предотвратить такие риски, а, следовательно, помочь компаниям избежать финансовых потерь.

Сфера ИТ также в последние годы подвергается настойчивому законодательному реформированию и находится под пристальным вниманием государства.

«
Главным трендом государственной политики является импортозамещение, благодаря чему у российских ИТ-компаний формируются новые возможности успешного развития. Задача GR-функции в этом случае состоит в интеграции компании в нормотворческий процесс и трансляции ее интересов на государственном уровне. Иностранные компании, напротив, сталкиваются с рисками и ограничениями, и инструменты GR помогают эти риски минимизировать и сохранить, насколько это возможно, status quo, - отмечает Войтенко.
»

GR необходим ИТ-компаниям, чтобы эффективно выстраивать взаимодействие с государством — с органами власти различных уровней. GR воздействует на регуляторику, подстраивая её под себя, то есть формирует благоприятную среду для развития, полагает GR-директор Naumen Роман Клецких. Это нужно компаниям для решения своих задач и более эффективной работы на рынке.

«
GR будет полезен компании для открытия новых рынков, получения помощи от государства через такие инструменты, как гранты, субсидии, льготные кредиты, в том числе в сфере экспорта софта, а также в снятии административных барьеров, - добавил он.
»

Роман Клецких считает, что GR-специалист может способствовать продажам, но традиционно делает это не напрямую, а через сотрудничество с государством.

«
В некоторых компаниях, бывает, путают функциональные обязанности GR-менеджера с функциями менеджера по продажам в госсектор. Продажи в госсектор — это чисто коммерческая история: нужно выйти на людей, принимающих решение, выявить потребности и предложить им свой продукт или сервис, подготовить документы для участия в конкурсе и т.д., - поясняет Клецких. - GR-специалист использует в работе другие инструменты. Например, влияет на решения, принимаемые государственными органами власти, через участие в различных рабочих группах, которые регулярно собираются на заседания в министерствах и ведомствах.
»

Надо сказать, что вакансии, размещённые на крупных рекрутинговых сайтах, указывают на то, что работодатели нередко подразумевают под GR-менеджером сотрудника, который занимался бы продажами в госсектор. А некоторые компании выполнение функций GR возлагают на специалистов по PR.

Каким ИТ-компаниям нужен GR

Денис Солодовников считает, что GR нужен компаниям, работающим на государственном рынке, и просто большим компаниям, занимающим существенную долю рынка – они вынуждены реагировать на любые вызовы, воздействовать на регуляторику. И они могут себе позволить организовать выделенное подразделение GR.

«
Наверное, вряд ли GR нужен небольшим компаниям, работающим в сегменте B2C. Там, скорее, юристы выполняют некоторые функции GRщиков: отслеживают изменения законодательства и одновременно с этим анализируют риски. А если нужно, и если маленькие компании готовы платить членские взносы, они могут также воспользоваться для продвижения своих интересов таким инструментом, как различные отраслевые ассоциации, - рассуждает Солодовников.
»

Роман Клецких придерживается схожего мнения: GR все-таки необходим средним компаниям и всегда — крупным.

«
На сегодняшний день практически все средние и крупные ИТ-компании являются членами различных отраслевых объединений (ассоциаций), а то и сразу нескольких, и их руководители обычно входят в руководство ассоциаций. Поэтому средний и крупный ИТ-бизнес «обслуживает» повестку, - говорит Клецких.
»

В свою очередь, малому бизнесу нужно создать и развивать продукт или сервис, выстраивать продажи, маркетинг, привлекать венчурное финансирование, научиться работать с институтами развития (например, с фондом Бортника). Как и крупные компании, небольшие бизнесы могут входить в различные отраслевые ассоциации, и они этим тоже пользуются.

Илья Веригин считает, считает, что GR – это инструмент длительной работы с госсектором. Он необходим компании, которая имеет амбициозный план развития на 3-10 лет, включающий развитие компетенций, востребованных продуктов для госсектора. GR – один из драйверов этого роста. Например, появилась идея какого-то полезного проекта. Но как донести до госорганов его важность и довести до воплощения? Нужно суметь вместе с ними проанализировать полезность и при необходимости поменять что-то в законодательстве, сплотить единомышленников, провести через рабочие группы.

«
Исходя из опыта нашей работы, функция GR полезна любой компании, даже если ее деятельность не ограничивается существенными административными барьерами в текущем моменте. И в условиях отсутствия строгого государственного контроля или нормативных изменений должна вестись проактивная работа, в частности, мониторинг и анализ регуляторной среды, - говорит Эдуард Войтенко. - Кроме того, сложно назвать отрасль, находящуюся в полной стагнации, в отношении которой вообще не принимается никаких государственных решений, поэтому те или иные GR-задачи возникают всегда. Даже компании с государственным участием обращаются за GR-поддержкой.
»

Очевидно, что в нашей экономике весома роль государства, говорит Дмитрий Грызунов, директор по корпоративным коммуникациям и клиентскому сервису, «Русатом Инфраструктурные решения». В части ИТ в последнее время наблюдается видимый тренд, особенно на фоне пандемии. Государство не просто формулирует правила игры, оно стало одним из ключевых драйверов цифровизации. Сегодня государство не просто регулятор, а один из главных крупных заказчиков цифровых решений.

«
В связи со всем вышесказанным важность GR-работы сложно переоценить - для всех крупных компаний, которые так или иначе работают на этом рынке, взаимодействие с государственными органами является очень важным, - считает Грызунов.
»

Задачи, стоящие перед GRщиками

Почти во всех ИТ-компаниях, которые ответили на вопросы TAdviser для обзора, сообщили, что у них есть специальный отдел по взаимодействию с органами власти (GR-департамент) или отдельный сотрудник, который специализируется на таком взаимодействии. Однако задачи, которые компании ставят перед подобными департаментами или отдельными сотрудниками, несколько разнятся от компании к компании.

Например, в «Ростелекоме» основные задачи, поставленные перед своим направлением GR, сформулировали в духе «классического» GR:

  • осуществление эффективного взаимодействия с государственными органами, в том числе участие в заседаниях рабочих групп при федеральных органах исполнительной власти;
  • представление интересов компании на различных общественных площадках, организованных для взаимодействия государственных органов и делового сообщества;
  • мониторинг и анализ действующих и планируемых нормативных правовых актов;
  • формирование и продвижение позиций компании, в том числе по нормативным правовым актам;
  • участие в разработке нормативных правовых актов.

Для разработчика ИБ-решений «Код Безопасности» госсектор – одно из ключевых направлений бизнеса. Для взаимодействия с представителями госорганов в компании был сформирован соответствующий отдел, перед которым поставлены следующие задачи:

  • взаимодействие с регулирующими органами для своевременного получения информации по новым требованиям к продуктам ИБ,
  • формирование предложений для профильных министерств по реагированию на расширение ландшафта киберугроз,
  • участие в бизнес-миссиях с целью развития партнерских отношений с ключевыми игроками на международном рынке.

В Sitronics Group перед департаментом по взаимодействию с органами государственной власти стоят задачи по мониторингу деятельности органов государственной власти, анализу нормативно-правовых актов в сфере цифровой трансформации отраслей и активному участию в экспертных мероприятиях.

В некоторых компаниях задачи департаментов по работе с госсектором связаны и с коммерческой деятельностью. В пример можно привести «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС), которая специализируется на разработке, интеграции и построения информационных систем, инфраструктурных решений, технической поддержке и обучении.

«
Специально выделенного направления по GR в нашей компании нет, поскольку для его реализации в классическом понимании требуются определённые условия и нормы общественных отношений – прежде всего, достаточная их зрелость и прозрачность, - пояснил TAdviser Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором ГК ФОРС.
»

В определённой степени функции взаимодействия с органами власти в ГК ФОРС возложены на департамент по работе с государственным сектором. Это коммерческий блок, сотрудники которого обеспечивают продвижение решений и услуг компании на федеральном и региональном уровнях, отвечают за взаимодействие с госзаказчиками по самому широкому кругу вопросов, пояснил Андрей Бурин. Но GR-функции возложены не только на него. В зависимости от задач, к решению тех или иных вопросов могут привлекаться и другие специалисты компании.

В группе компаний ICL в продуктовом подразделении для работы с органами власти есть отдельно выделенный человек, рассказал TAdviser Виктор Дьячков, руководитель группы компаний ICL. В сервисном направлении его нет в силу отсутствия необходимости.

«
Ключевая цель GR-специалиста – это участие группы компаний в качестве технологического партнёра в проектах для государственных заказчиков и госкорпораций. Он формирует и реализует стратегию развития группы компаний на рынке госзаказа. Для успешной работы в этом ключе немаловажно повышать узнаваемость компании, формировать желаемый имидж, в целом – повышать лояльность к компании со стороны потенциальных заказчиков, - говорит Виктор Дьячков. - В задачи GR-сотрудника также входит работа по привлечению комплексных и технологически сквозных коммерческих проектов от целевого сектора заказчиков, а также вовлечение сотрудников группы компаний в реализацию данных проектов.
»

Директор по корпоративным коммуникациям и клиентскому сервису «Русатом Инфраструктурные решения» Дмитрий Грызунов отмечает, что, поскольку государство не просто регулятор, а еще и один из крупнейших клиентов по линии ИТ, ключевая функция, которые стоит перед людьми, которые так или иначе взаимодействуют с ним, – проинформировать о тех компетенциях, возможностях, которые у есть у компании.

«
И конечно, по возможности, доказать клиенту-государству, что наши решения будут удовлетворять все его потребности в том или ином продукте, и он является наиболее оптимальным предложением на рынке, - говорит Грызунов.
»

Другой пример приоритетной задачи – взаимодействие с государством как с регулятором. Здесь очень важным является донесение инициатив от «Русатом Инфраструктурные решения» как участника рынка по работе нормативной базы, по тем или иным решениям, которые принимаются на государственном уровне, по тому, как они отражаются на бизнесе, по инициативам в изменениях законодательных актов и гармонизации нормативного поля. Это важная часть, которой в компании тоже занимаются.

«
Ещё одна из целей работы – не просто использовать возможность привлечения софинансирования со стороны государства, но и доказать, что, вложив деньги в наш продукт или проект, оно их не потеряет, и получит в результате то решение, которое действительно будет востребовано рынком. Очень важно, что государство предоставляет возможность софинансирования, - добавил Дмитрий Грызунов.
»

В разработчике офисного ПО «МойОфис» считают, что очень важными для GR являются также задачи репутационного характера – формирование имиджа социально-ответственного бизнеса, демонстрация инвестиционной привлекательности компании, получение премий качества, сертификации.

В «Инфосистемы Джет» направление GR возглавляет Вадим Шустов, заместитель генерального директора компании.

«
У нас нет выделенного департамента с такими функциями, но во многих подразделениях есть сотрудники, которые взаимодействуют с представителями государства в ходе реализации B2G-проектов и совместных инициатив. Например, наш центр инноваций открывает «Цифровую лабораторию охраны труда» при поддержке Минтруда России и фонда «Сколково». Проект предполагает тесное взаимодействие участников, в том числе по вопросам регулирования данного направления, - рассказал Шустов.
»

Вадим Шустов регулярно участвует в профильных мероприятиях, которые проводят Администрация президента РФ, Госдума РФ, министерства и ведомства. Среди ключевых задач этой деятельности — создание благоприятных условий для ускорившейся цифровизации как госсектора, так и бизнеса. Это подразумевает, в том числе, развитие соответствующей законодательной базы в соответствии с изменениями в ИТ-отрасли.

Результаты работы GR в компаниях: примеры

Ряд ИТ-компаний рассказали TAdviser о результатах работы своих GR-подразделений/сотрудников за последний год с примерами.

Так, например, в «Ростелекоме» к результатам работы своего GR относят тот факт, что за последний год в рамках «регуляторной гильотины» были переизданы многие нормативные правовые акты, способствующие развитию отрасли связь и ИТ, в разработке которых участвовал активное участие принимал департамент.

«
«Ростелеком» входит в рабочие группы «регуляторной гильотины» по связи и ИТ, развития конкуренции. Также в рамках федерального проекта Нормативное регулирование национальной программы Цифровая экономика представители департамента также участвовали в разработке и доработке множества принятых за прошлый год нормативных правовых актов, регулирующих (в частности) инфраструктуру электронного правительства, единую биометрическую систему, услуги связи, управление данными в сфере госрегулирования и т.п., - рассказали TAdviser в компании.
»

«
За последний год удалось закрепить статус компании Sitronics Group в качестве постоянного представителя в экспертном сообществе. Считаем, что коллаборация государственного сектора, образовательных организаций и бизнеса является залогом успеха цифровой трансформации отраслей. Поэтому Sitronics Group участвует в разработке образовательных программ для высшей школы в части цифровизации городского хозяйства, активно взаимодействует с профильными федеральными и региональными ВУЗами, - говорит Олеся Сафонова, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти Sitronics Group.
»

«
Есть локальные примеры - один из них – в 2021 году был получен грант от РФРиТ на создание продукта «Цифровой водоканал», предназначенного для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения. Очень важно, что государство предоставляет возможности софинансирования. В результате получился хороший, качественный, работающий продукт. Он уже внедрен в Глазове (Удмуртская республика), проект реализуется в Белгородской области, кроме того, на референс-встрече он получил высокую оценку от представителей «Российских Коммунальных Систем» и других коммунальных предприятий. Кроме того, «Цифровой водоканал» включен в базу эффективных кейсов АНО «Цифровая экономика», - рассказывает Дмитрий Грызунов из «Русатом Инфраструктурные решения».
»

Еще один пример. Для того чтобы изменения произошли на системном уровне, необходимо выработать консолидированную позицию, единый согласованный план действий, одобренный всеми участниками местного самоуправления.

«
Мы вместе с государством готовы развивать, обучать сотрудников, помогать им проще проходить период цифровой трансформации. Для этих целей в 2021 году на базе нашей экспертизы был создан центр, который позволяет находить и применять лучшие практики - Центр профессиональных управленческих сообществ уровня регион и муниципалитет. В настоящий момент в центре 500 муниципалитетов, 3 000 членов сообщества, за прошлый год проведено 42 мероприятия, - добавил Грызунов.
»

«
Результаты этой деятельности есть. Это рост запросов со стороны государственных заказчиков особенно по теме импортозамещения, и, соответственно, рост объемов реализации в данный сегмент рынка на 30%, - рассказал Виктор Дьячков, руководитель группы компаний ICL.
»

«
Экспертная поддержка и обратная связь от нашей компании вносят вклад в продуктивное взаимодействие государства и ИТ-отрасли. Побочным эффектом деятельности также становится повышение узнаваемости компании в государственном секторе, - говорит Вадим Шустов, заместитель генерального директора «Инфосистемы Джет».
»

Персоналии: «монстры» GR российского ИТ-рынка

Газета «Коммерсант» ежегодно выпускает рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров», один из блоков которого – лучшие директора по отношениям с органами власти. В последние рейтинги от ИТ-рынка в него входили GRщики «Google Россия», «Яндекса», Mail.ru Group, SAP СНГ, Abbyy Россия и других. Однако в ходе общения с рядом специалистов по взаимодействию с госорганами неоднократно прозвучало мнение, что настоящие «монстры» GR обычно в подобные рейтинги не входят. Самый большой вес в продвижении отраслевых и частных корпоративных интересов имеют главы крупных компаний.

«
При любой организации GR-функций главные GRщики – это первые лица компании, генеральные директора и их заместители, - говорит Дмитрий Грызунов, директор по корпоративным коммуникациям и клиентскому сервису «Русатом Инфраструктурные решения». - Именно они – владельцы наибольшего массива информации, наиболее статусные лица, через них информация попадает в органы власти. Остальные люди выполняют по большей части техническую работу - сопровождение решений, писем, предложений.
»

Эксперты по GR, которым задавал вопрос TAdviser, наиболее часто приводят в пример основателя и директора «1С» Бориса Нуралиева, как одного из сильнейших GRщиков на российском ИТ-рынке, несмотря на то, что он не GRщик в том виде, в котором обычно это представляется.

«
Борису Нуралиеву наёмный GRщик в чистом виде точно никогда не был нужен, разве что помощник по GR, - говорит один из опрошенных TAdviser специалистов. – Глава «1С» участвует во многих рабочих группах, в том числе советах при президенте, у него огромный вес и узнаваемость.
»

Например, в рамках «Цифровой экономики» Нуралиев активно продвигал программу «Кадры цифровой экономики», говорит другой эксперт.

«
Борис Нуралиев активно участвовал в подготовке этой программы, лоббировал её, и это огромный плюс. Это полезная и нужная инициатива: выделение большего количества бюджетных мест на подготовку, обучение программистов. Эту тему глава «1С» продвигал давно. Он настаивал на контрольной цифре выпуска в 100 тыс. программистов и оказался прав: сейчас есть большой недостаток программистов, - считает собеседник TAdviser.
»

В числе других самых сильных в этом же смысле фигур опрошенные TAdviser специалисты называли президента ГК InfoWatch Наталью Касперскую, а также глав отраслевых ассоциаций – президента ассоциации РУССОФТ Валентина Макарова и исполнительного директора АПКИТ Николая Комлева.

Прозвучало имя и директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Ильи Массуха, который ранее был госслужащим, замминистра связи и массовых коммуникаций, когда ведомство возглавлял Игорь Щёголев.

«
Сейчас Илья Массух возглавляет, в том числе, Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ и продвигает инициативы, связанных с импортозамещением. В этом смысле его тоже можно отнести к успешным лоббистам российских компаний, который защищает российский рынок от иностранных поставщиков и даже от угроз госбезопасности со стороны иностранных компаний, - объяснил своё мнение один из опрошенных TAdviser специалистов.
»

Впрочем, сам Илья Массух себя GRщиком не считает. В разговоре с TAdviser он отметил, что этой функцией не занимался и не собирается заниматься. Говоря о GR-деятельности в целом, прямое лоббирование интересов отдельных компаний Илья Массух относит, скорее, к плохому GR, а когда речь идет об ориентированности на широту отрасли, это он считает более приемлемым вариантом.

Персоны и отраслевые объединения, которых опрошенные TAdviser профессионалы называют в числе наиболее весомых, когда речь идёт о представлении интересов в органах власти

Если посмотреть на людей, «кочующих» между «Ростелекомом», НИИ «Восход», «Ланитом», «Кроком» и другими крупнейшими интеграторами, в этой «тусовке» все друг друга знают. Директора всех компаний этого блока – в своём роде GRщики, высказал в разговоре с TAdviser мнение ещё один из экспертов.

TAdviser также услышал мнение, что ввиду относительно недавних назначений в VK у компании теперь «безграничные возможности» по продвижению своих интересов в органах власти. Собеседник имел в виду назначение Владимира Кириенко, сына замглавы администрации президента Сергея Кириенко гендиректором VK и Ирины Сиренко, бывшего вице-президента по GR «Ростелекома», на аналогичную должность в VK.

GR-руководители: люди со связями и опытом работы в госсекторе

Если же говорить именно о руководителях GR-подразделений, то это обычно люди, которые долго работали в отрасли. И почти у всех ключевых GRщиков крупных компаний есть опыт работы в госорганах, отметил в разговоре с TAdviser директор по взаимодействию с государственными органами ИТ-холдинга TalentTech Денис Солодовников.

«
У таких профессионалов есть большое количество связей, возможностей и знаний, куда и к кому обратиться, чтобы сократить путь решения поставленной задачи в целях продвижения интересов компании. Их знания и глубокая экспертиза очень востребована: к ним часто обращаются, как к людям, которые глубоко в теме проблем отрасли и нормативного регулирования, в том числе того, как это всё складывалось исторически, - поясняет Солодовников. - Они также знают владельцев и руководителей ИТ-компаний и госкорпораций, людей, принимающих решения. Ведь можно написать официальное письмо и ждать ответа, а можно позвонить и быстрее получить нужную информацию.
»

Хорошие специалисты с большим опытом работы на госслужбе востребованы на равных должностях и в госкорпорациях, и в частных компаниях. Они, например, приглашаются к участию в обсуждениях в различных рабочих группах, где, в том числе, присутствуют представители крупного бизнеса, чтобы государство или какие-то АНО, которые выступают как регуляторы, создавая нормативно-правовые акты, не совершили ошибок, которые могут негативно повлиять на рынок, поясняет Денис Солодовников.

Илья Веригин, директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг», полагает, что у госкорпораций и компаний, основанных выходцами из министерств, самый сильный GR. Эта деятельность построена на личном общении, на личном контакте в первую очередь. Если ты по умолчанию «свой», проще разговаривать с сотрудниками госведомств, которые принимают решения, доводить до них суть той или иной идеи, нужной государству и его гражданам.

«
Большинство GRщиков в крупнейших компаниях имеют предшествующий опыт работы на госслужбе, либо опыт продаж в госсекторе лет 15. Для GR нужно хорошее понимание всех процессов в госорганах – от особенностей документооборота до взаимодействия со СМИ, - отмечает Илья Веригин.
»

Зарплаты GRщиков

«
Даже слабый GRщик сейчас меньше 100 тыс. рублей в месяц не получает, средний получает от 150-170 тыс., а более опытный – свыше 200 тыс. рублей, - привёл оценку в разговоре с TAdviser один из специалистов по взаимодействию с госорганами.
»

Безотносительно отраслевой специфики, эти данные близки к предлагаемым зарплатам в текущих вакансиях на рекрутинговом портале HH по состоянию на середину апреля. Так, например, корпорация «Синергия» предлагает GR-менеджеру с небольшим опытом работы зарплату до 100 тыс. рублей[5]. В начале апреля «СёрчИнформ» разместила вакансию GR-менеджера с требуемым опытом работы 3-6 лет[6]. Компания готова платить такому сотруднику до 160 тыс. рублей на руки.

Учитывая, что в большинстве подобных вакансий не указаны открыто зарплатные предложения, привести с рекрутинговых сайтов примеры по зарплатам опытных GR-директоров затруднительно. Однако, некоторые цифры можно найти в онлайн-публикациях. Одна из них, например, о GR-директоре из сегмента FMCG с зарплатой в 600 тыс. рублей[7].

GR-инструменты, которые используют ИТ-компании

Говоря об инструментах, которые используют GR-департаменты/специалисты для продвижения корпоративных и отраслевых интересов в органах власти, в опрошенных TAdviser компаниях чаще всего называют участие в составе общественных комиссий и комитетов органов власти, участие в совещаниях, круглых столах, которые проводит Госдума и различные ведомства, совместное внесение предложений от участников рынка и т.д. Особую роль некоторые опрошенные TAdviser эксперты отводят отраслевым ассоциациям. Более подробная информация о них содержится в блоке ниже.

«
Очень важно быть в повестке тех изменений, которые планируются на государственном уровне с точки зрения регуляторных, нормативных аспектов. Необходимо принимать участие в обсуждениях тех законопроектов, которые принимаются по регулированию бизнеса. Они регулярно проходят в ведомствах, куда приглашаются участники рынка. Это особенно значимо, потому что позволяет на первоначальном уровне учесть интересы бизнеса, улучшить, подсказать, поскольку мы находимся внутри процесса и можем сориентировать, каким образом сделать нормативную документацию наиболее оптимальной, - считает Дмитрий Грызунов, директор по корпоративным коммуникациям и клиентскому сервису «Русатом Инфраструктурные решения».
»

В ГК ФОРС, например, приводят пример, что ряд рабочих групп с их участием успешно работает в рамках проектов по ГЕОП, «Гостех», «Госмаркет», НСУД и т.д.

«
Для нас это не только важные площадки для общения и обмена опытом, но и арена, где мы можем представить свои взгляды, опыт, компетенцию, которые подкреплены практическим опытом и часто реализованы в виде готовых цифровых отраслевых платформ, - отмечает Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором ГК ФОРС.
»

В Sitronics Group для продвижения корпоративных и отраслевых интересов наиболее эффективным считают участие в общественно-экспертных советах при органах власти, рабочих группах, центрах компетенций.

В ЭОС рассказывают, что их экспертами в рамках инициативы Банка России была разработана концепция электронного документооборота участников финансового рынка. Также ЭОС в составе экспертов АРПП участвовала в разработке предложений по изменению налогового законодательства, выработки приоритетных направлений развития ИТ-отрасли, мерам ее поддержки, говорит первый заместитель гендиректора «ЭОС Актив», директор по управлению качеством ГК «ЭОС» Алексей Мальков.

Сила отраслевых объединений

Профессионалы в области GR почти единодушны в том, что отраслевые объединения в ИТ очень важны и являются действенным инструментом для продвижения своих интересов.

Когда речь идёт о продвижении своих интересов в органах власти, поодиночке ИТ-компании, даже очень большие, мало что могут. Их «одинокий» голос в информационной повестке органов власти может и потеряться, отмечает Роман Клецких.

«
Кроме того, чиновники любят работать не с какой-то одной компанией и не с каким-то конкретным GR-менеджером, а с профессиональным сообществом, например, с руководителем комитета, представляющим консолидированное мнение нескольких десятков компаний с общей проблемой. 15–20 компаний — те цифры, при которых чиновники обычно готовы работать с комитетом внутри ассоциации, - поделился мнением представитель Naumen.
»

Бывают ситуации, когда затрагиваются интересы сразу нескольких отраслевых ассоциаций. В этом случае организации объединяются и готовят единое обращение от нескольких сот ИТ-компаний, членов ассоциаций в орган власти. Такое письмо регулятор не может не заметить. Особенно, если информация о проблеме будет распространена и через профессиональные СМИ, добавил Клецких.

«
Крупнейшие ассоциации ИТ-разработчиков имеют большой вес. Их работа часто имеет успех, при этом она не получает публичной огласки. Зато их видно, когда случаются громкие, резонансные ситуации в отрасли — ассоциации умеют объединиться и проявить себя отличным образом. Директорами ассоциаций, СРО и прочих объединений становятся те, кто всех знает, у кого больше всего связей. Они также выполняют функции GR и сильны в этом, - говорит Денис Солодовников.
»

Наиболее влиятельными в настоящий момент ассоциациями в ИТ-отрасли опрошенные TAdviser называют АРПП «Отечественный софт», РУССОФТ, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКиТ). В этом же ряду упоминаются Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов (АРПЭ) и консорциум «Вычислительная техника».

Роман Клецких считает одним из наиболее перспективных деловых объединений, которое занимается вопросами поддержки российских частных высокотехнологических компаний, лидеров по темпам развития и экспортным показателям, Ассоциацию «Национальных чемпионов». Ее в статусе председателя правления возглавляет Олег Фомичёв, бывший замминистра экономического развития. А Роман Клецких с сентября 2021 года курирует в этой ассоциации комитет по ИТ.

Ассоциация берет свое начало в одноименном проекте, который ранее осуществлялся на базе Минэкономразвития России. В её наблюдательный совет входят представители руководства крупнейших российских корпораций — заказчиков инновационной продукции, институтов развития и тех, от того зависит формирование «правил игры». Поддержку в GR и PR-продвижении национальных чемпионов оказывает Н.В. Попова, общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров. Аналитическую и консультативную поддержку ассоциации оказывает ее представительный экспертный совет под руководством Д.C. Медовникова, директора Института менеджмента инноваций ВШБ НИУ ВШЭ.

«
Я ожидаю, что в скором времени Ассоциация «Национальных чемпионов» станет одним из ключевых инструментов продвижения интересов высокотехнологичных компаний в ИТ-отрасли в целом, и компании Naumen в частности, - говорит Роман Клецких.
»

Помимо ассоциаций и консорциумов в числе значимых площадок для продвижения интересов ИТ-компаний в разговоре с TAdviser опрошенные также упомянули АНО «Цифровая экономика», где обсуждают и принимают важные решения в сфере регулирования искусственного интеллекта и других современных технологий, и созданный несколько лет назад в Торгово-промышленной палате совет по развитию ИТ и цифровой экономики. Последний на своей площадке продвигает задачи, волнующие ИТ-компании, и в работе которого принимают участие чиновники из министерств и ведомств.

В одной из ИТ-компаний отвечающий за GR высказал TAdviser мнение, что существующие крупнейшие ИТ-ассоциации выполняют полезную работу, но могли бы делать больше, чем сейчас: «им давно стоит поменять по крайней мере методы работы».

«
Иногда в какой-нибудь рабочей группе АСИ или АНО «Цифровая экономика», где присутствует бизнес, толку больше, чем от ассоциаций. Там работают живые люди, и в этих АНО, которые учреждены государством, есть отраслевая экспертиза. Например, там есть Олег Фомичёв. Там проходят отраслевую экспертизу многие министерские инициативы, изменения в госпрограммы. А они могли бы её проходить в отраслевых ассоциациях, - говорит собеседник TAdviser. - Иногда бывает, что, объединившись, ассоциации «выстреливают». Всё зависит от того, какое влияние их главы имеют на правительство, умеют ли они правильно сформулировать задачу и лоббировать интересы, насколько своевременно они выходят в защиту интересов отрасли. Я считаю, что когда-то вес этих ассоциаций был больше, чем сейчас.
»

Яркие лоббистские победы на ИТ-рынке

Эксперты по взаимодействию с органами власти могут привести немало примеров успешных кейсов GR, которые известны на рынке.

«
В качестве общего успешного кейса для всех российских ИТ-компаний, безусловно, можно отметить тренд импортозамещения. Синхронизируясь с этим направлением государственной политики, отечественные компании участвуют в законотворческом процессе, успешно продвигая свои интересы и создавая новые возможности для своего развития. Например, в прошлом году был принят закон о запрете продажи электроники без предустановленного российского программного обеспечения, - говорит Эдуард Войтенко.
»

Также в числе кейсов – снижение размера страховых взносов для ИТ-компаний до 7,6%, участие в разработке нормативно-правовых актов по импортозамещению ПО (ПП №1236 и ФЗ-188). Комитет по цифровой трансформации АРПП сейчас принимает экспертное участие в разработке стратегий цифровой трансформации госкомпаний и организаций с госучастием. По его обращению Минцифры внесло изменения в приказы, касающиеся методических рекомендаций по переходу госкомпаний и ФОИВ на отечественное ПО.

Кроме того, комитет разработал метод соответствия, который позволяет соотнести продукты из реестра российского ПО с одним или несколькими КПЭ цифровой трансформации Минцифры. На его основании в АРПП был запущен новый каталог решений, который формируется всем сообществом российских разработчиков и экспертов.

«
В результате совместной работы отраслевых ИТ-ассоциаций и Минцифры в феврале - марте 2022 года были подготовлены предложения по мерам поддержки ИТ компаний, среди которых: льготная ипотека для ИТ специалистов, грантовая поддержка перспективных разработок, повышение уровня заработной платы, отсрочка от службы в армии, снижение суммарной ставки по социальным взносам до 7,6% для аккредитованных ИТ организаций, занимающихся установкой, тестированием и сопровождением отечественных решений в области информационных технологий и др. Консолидированные предложения в итоге вошли в указ президента РФ (02.03.22 № 83), - приводит пример Роман Клецких.
»

В ближайшее время планируется разработка и принятие федеральных законов и постановлений правительства РФ, в которых будут детально прописаны механизмы реализации решений в области поддержки ИТ отрасли. Отраслевые ИТ-ассоциации и GR специалисты ИТ компаний планируют активно принимать участие в этой работе, добавил Клецких.

Илья Веригин отмечает, что ранее понадобилась большая работа GR для того, чтобы урегулировать тестирование беспилотного такси на дорогах общего пользования. Чтобы получить разрешение на поездки таких автомобилей по улицам от ГИБДД, муниципальных и региональных властей, силовых ведомств, потребовались серьезные усилия.

Ещё один близкий пример: в Росреестре идёт большой проект по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. В рамках этой большой задачи объединения различной информации о земле, об имуществе, в том числе протестировали ИИ для определения потенциально незарегистрированных объектов по космическим снимкам. Но текущее законодательство позволяет поставить объект на учет и взыскивать налоги только по заявлению собственника.

«
Мы видим, что технология полезная, поэтому для ее внедрения была проделана огромная предварительная работа по изменению законодательства. Предусмотрено, что муниципальные органы смогут подтверждать факт наличия объекта капстроительства и вносить изменения в ЕГРН. Это пример, как под конкретную технологию приходится менять федеральные законы, - поясняет Илья Веригин.
»

В «копилку» успешных практик GR можно включить и тему цифровых песочниц, которую курировало Минэкономразвития: закон предоставил властям право создавать «песочницы», то есть особый правовой режим для тех компаний, на инновационную деятельность которых есть законодательные ограничения. В Москве приняли закон о своих «цифровых песочницах», разрешающий при определенных условиях отходить от существующей регуляторики и пробовать в определенных пределах делать что-то, что идет вразрез с действующим законодательством.

«
Инициативы, с которыми обычно коллективно выходит российская ИТ-отрасль, очень грамотные, поэтому обычно они находят отклик, и правительство чаще всего их поддерживает. Отрасли ИТ в этом смысле повезло, потому что большинство инициатив рано или поздно всегда поддерживались: например, и по льготам, и по импортозамещению, и по экспериментальным «песочницам», - говорит Денис Солодовников.
»

Ещё один пример: когда началась пандемия, стало понятно, что ИТ-компании при накладываемых ограничениях не смогут выполнять свои обязательства. Если они не смогут работать и перемещаться по городу, то закончиться всё может очень плачевно. Например, могут рухнуть серверы, ведь не всё можно обслуживать удалённо. В итоге, даже если все сядут по домам, жизнь мегаполиса может быть парализована. И представителям ИТ-отрасли, когда в Москве вводился локдаун, удалось объяснить московскому правительству, что ИТ-компании должны быть в списке исключений среди компаний непрерывного цикла.

Зачем GRщик нужен чиновнику?

Компании взаимодействуют с органами власти для продвижения своих корпоративных интересов. Но интерес во взаимодействии с GR-специалистами есть и у органов власти, у представляющих их чиновников. Одним из ключевых факторов, с которыми этот интерес связан, некоторые из опрошенных TAdviser экспертов называют отраслевую экспертизу и аналитику, которой обладают GRщики.

Чиновникам всех уровней нужна аналитика по отрасли, которую им поручили регулировать, отмечает Роман Клецких. Например, экспертиза различных инициатив, которые им зачастую «спускают сверху». Иначе говоря, им нужно понимать, какие в индустрии «боли», проблемы, административные барьеры, чего им не хватает для развития. Они звонят и пишут, чтобы это узнать. В качестве источника таких данных GR-менеджер им особенно интересен, если у него есть «общественный статус»: например, он входит в правление отраслевой ассоциации, возглавляет в ней профильный комитет, регулярно выступает на различных мероприятиях в министерствах и ведомствах, дает интервью в СМИ, либо если они просто его хорошо знают.

«
GR-специалист для них — это тот самый луч света, канал достоверной, актуальной и своевременно полученной информации. Чиновники понимают, что только в сотрудничестве с отраслью удается достигнуть win-win и тем самым выполнить и персональные KPI, - говорит Клецких.
»

«
Во-первых, никто не отменял человеческих отношений: от того, что кто-то поменял место работы, уже сложившиеся отношения не прекращаются, люди продолжают общаться, - объясняет причины общения чиновников с GRщиками Денис Солодовников. - Во-вторых, у GRщиков есть экспертиза. Нередко бывает, что при смене руководства, состава какого-либо государственного органа отраслевая экспертиза в нём может оказаться утеряна, а люди, которые ранее её держали, теперь работают в частном секторе. Но после перехода знают-то они не меньше. Поэтому к ним чиновники обращаются за экспертизой и после смены места работы.
»

Пользоваться такой экспертизой не запрещено и более того, нужно в целях защиты интересов отечественной ИТ-отрасли. Поэтому, конечно, чиновники общаются с представителями российских компаний и будут общаться.

Илья Веригин полагает, что за последнее десятилетие сильно изменился формат чиновников: если 15 лет назад это были преимущественно люди «старой закалки», то сейчас много чиновников, открытых ко всему новому, воспринимающих новые ценности. Сейчас работа многих госорганов строится уже по другому принципу, чем раньше – на управлении изменениями.

«
Чиновники новой формации мыслят потребностями ведомства – как сделать работу лучше с точки зрения гражданина, самого ведомства, с точки зрения оптимизации штата и т.д. Задачи им зачастую уже спускаются не «сверху», чиновник теперь стал более самостоятельными, - говорит Веригин. - Он имеет больше полномочий по инициации чего-то, нужного его ведомству, отрасли. Поэтому чиновник сейчас в постоянном поиске нового. Если раньше вы отправляли письмо с предложением какой-нибудь идеи, и оно могло остаться без ответа, то сейчас, если вы напишите через электронную приёмную письмо с реально интересной идеей, то вам могут перезвонить в течение нескольких минут.
»

Илья Веригин приводит собственный пример взаимодействия с правительством Москвы. Он сформулировал идею, тут же со смартфона открыл электронную приемную, обратился к конкретному заместителю руководителя, и ему через 7 минут перезвонили и пригласили на встречу.

«
Поэтому с точки зрения чиновника GR – это не человек, который ему сходу пытается что-то продать, а источник новых идей. И если идея разумная, и GRщик обладает экспертизой, чтобы идею оформить, это находит отклик, – резюмировал директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг».
»

Головная боль GRщика: нерешаемые и сложно решаемые вопросы

Есть ли для GRщика нерешаемые вопросы, и какие являются наиболее сложными? Эдуард Войтенко полагает, что самыми сложными являются те проекты, которые идут вразрез с трендом государственной политики. В этом случае повлиять на законотворческие или политические процессы крайне трудно, однако до определенного момента остается возможность сохранять текущее положение в отрасли как можно дольше.

«
Нерешаемые вопросы всегда связаны с невозможностью преодолеть однозначную политическую волю того или иного чиновника, уполномоченного принимать решения, - добавил Войтенко.
»

Иногда случается, что государство проводит какие-то недостаточно проработанные, довольно «сырые» инициативы, которые не прошли обсуждение с отраслью. И чтобы потери компаний из-за этого не были большими, нужна мгновенная реакция, считает Денис Солодовников. Самая большая сложность в подобных ситуациях – это нехватка времени и информации. Если информация получена своевременно, если лоббисты заранее узнали о рисках, потери будут меньше. Имея мало времени, всегда сложнее работать.

Самое сложное – изменения законодательства, потому что это длительные процессы, вдобавок связанные с массой бюрократии, полагает Илья Веригин.

«
Я бы при этом не сказал, что есть совсем нерешаемые вопросы. Разве что дело упрется в позицию, например, ФСБ, которую поменять крайне сложно. На последнюю редакцию законопроектов ФСБ всегда может написать негативный отзыв. Например, изменение закона не пропустят из соображений антитеррористической безопасности. Но и здесь можно что-то поменять на ходу, требуется гибкость, - уверен Веригин.
»

Ещё одна сложность, как и в продажах, может возникнуть при выпадении из команды лица, принимающего решения: когда неожиданно меняется, например, CDTO, который был инициатором какой-то уникальной межведомственной идеи. Приходит новый человек, который эту идею не воспринимает. В этих случаях приходится проводить работу заново. Нерешаемых вопросов нет, считает Роман Клецких. Вопрос только во времени и во внешних условиях, которые могут быть благоприятны или нет для решения. Если на сложную задачу, которая объективно для исполнения требует год (столько времени формируется в Госдуме законопроект), даётся три месяца, то даже для очень опытного GR-специалиста она будет «нерешаемой».

«
Кроме того, иногда задачи, которые кажутся нерешаемыми, становятся решаемыми, когда меняется среда. Например, продвижение темы импортозамещения софта шло очень сложно на протяжении многих лет, пока в 2014 году на ПМЭФ президент Владимир Путин не объявил о программе импортозамещения программного обеспечения. После этого продвигать российские решения в государственных органах власти и госкорпорациях стало значительно легче, - рассказывает Клецких.
»

А приостановка работы и уход с российского рынка иностранных ИТ компаний (Microsoft, SAP, Autodesk и др.) на фоне событий на Украине значительно ускорило переход государственных и коммерческих организаций на отечественное программное обеспечение.

Роман Клецких приводит в пример одну из текущих сложных задач, которую, по его мнению необходимо решать:

«
Сейчас одна из болей «рыночных» ИТ компаний — ИТ-дочки госкорпораций, которые начинают сильно конкурировать с рыночными игроками, используя зачастую не рыночные, а административные методы и ресурсы. Таковых в последнее время появилось очень много, и причин тому несколько. Среди них такие, как: KPI, которые им «поставило» государство, ориентация на выпуск «гражданской» продукции и отчасти налоговые льготы, которые государство предоставило всем ИТ-компаниям в последнее время. В результате госкорпорации стали выводить свои ИТ-отделы в отдельные компании, регистрировать софт, написанный «для себя», в реестре отечественного ПО.
»

Конкурировать с госкорпорациями «рыночным» компаниям очень непросто. GR-специалистам предстоит аргументированно и системно «объяснять» государству, чем грозит такая ситуация ИТ-отрасли и предлагать приемлемые для всех решения. Таким решением может быть, например, создание совместных предприятий, с участием госкорпораций и рыночных ИТ компаний, и на рынке такие примеры коллаборации уже существуют, говорит Клецких.

GR и взятки: есть ли связь?

Между инструментами GR и дачей чиновнику взятки нет никакой связи, отмечает Эдуард Войтенко. Взятка как одно из проявлений коррупции является преступлением, за которое предусмотрено уголовное наказание. Применение GR- и лоббистских технологий находится исключительно в правовом поле и подчинено правовым и этическим нормам, а главным инструментом коммуникации с государством выступает качественная всесторонняя экспертиза.

«
Если компания использует нелегальные способы взаимодействия с властью, в том числе, в нарушение законодательства о противодействии коррупции, такое взаимодействие нельзя назвать GR. В этом смысле, коррупционная составляющая, помимо того, что является преступлением, еще и обесценивает роль экспертизы, которая, как было отмечено, имеет ключевое значение при оказании GR- и лоббистских услуг, - считает гендиректор Baikal Communications Group.
»

Некоторые GRщики рискуют перейти грань от разрешённых отношений к запрещённым, говорит Денис Солодовников. Если GRщик перейдёт к прямому подкупу – т.е. к запрещённой законом деятельности – он столкнётся с правоохранительными органами. Люди, не знающие в достаточной степени закон, не умеющие работать на этим рынке, могут подставить как своих коллег на госслужбе, так и навсегда испортить репутацию своей компании.

Илья Веригин полагает, что нет никакой связи между цивилизованным GR и взяточничеством.

«
Вместе с поколением чиновников, которые ориентированы на результат, мир стал лучше. Они решают задачи, направленные на развитие, реагируют на запрос общества. По этой причине квалифицированному GRщику нет необходимости кого-то подкупать. Ему гораздо проще объяснить реальные выгоды того или иного проекта для государства и граждан. И если проект действительно стоящий, то он априори выгоден всем, включая чиновника, который помогает его реализовать, ведь от успеха предприятия зависит KPI, карьерный рост и благополучие госслужащего, - отмечает Веригин.
»

Судя по тому, что можно видеть в СМИ, взятки в природе существуют, и государство за них наказывает, говорит Роман Клецких. Но GR — это не про взятки. Удовлетворенность игроков отрасли от взаимодействия с государством нужна и самим чиновникам:

«
ИТ-компании не имеют никаких фабрик, заводов, почти вся собственность — интеллектуальная, а главный актив — люди. Даже офисы зачастую находятся не в собственности, а в аренде. Государство заинтересовано в том, чтобы ИТ-компании оставались в российской юрисдикции. Для этого, например, были разработаны первый и второй пакеты мер поддержки ИТ-отрасли, на подходе — третий. Уже приняты дополнительные меры поддержки ИТ компаний. Безусловно, есть, что улучшать. И отраслевые ассоциации работают над этим вместе с государством.
»

Кроме того, в ИТ-отрасли есть и другие инструменты «влияния»: например, сообщения в СМИ. После них с чиновника могут спросить «наверху». Также чиновники получают от отрасли и GR-менеджеров качественную аналитику, которая им нужна.

«
Ну, и конечно, GR-специалист не занимается продажами, а работает с регуляторикой, с нормативной базой. Предлагать чиновнику взятку, чтобы он переписал закон? Есть другие эффективные инструменты добиться того, что необходимо ИТ-компаниям для развития, - отмечает Роман Клецких.
»

Автор обзора: Наталья Лаврентьева, заместитель главного редактора TAdviser.

Примечания