2022/12/01 18:00:16

Глава Минцифры Максут Шадаев на TAdviser SummIT — о нацчемпионах ИТ-рынка и роли крупных корпораций в его развитии

В интервью, прошедшем на TAdviser SummIT 2022, на вопросы главного редактора TAdviser Александра Левашова и участников мероприятия ответил министр цифрового развития РФ Максут Шадаев.

Максут
Шадаев
Поначалу многие заказчики смотрели на рынок российских разработок с большим удивлением, а сейчас смотрят с большой заинтересованностью

В 2022 году Минцифры занимается преимущественно мерами поддержки ИТ-отрасли. Это очень заметная и значимая часть работы министерства. Понятно, что и отрасль безмерно благодарна, и заказчики, которые потребляют ИТ-продукты, тоже чувствуют, что им есть на кого опереться в этой сложной ситуации. Вместе с тем, с вашей точки зрения, почему не действуют другие механизмы развития отрасли, в т.ч. основанные на частных деньгах - венчурные инвестиции, IPO и т.д.? Каким образом их можно стимулировать?

Максут Шадаев: Мы начали заниматься поддержкой ИТ-отрасли не в этом году — первый пакет налоговых мер поддержки был принят по поручению президента в 2020-м. Просто в этом году стала очевидна необходимость ускоренного дополнительного стимулирования, с учетом происходящих событий. Все, что мы сделали на этом направлении, в большей степени касается институциональных вещей. Нам важно, чтобы налоговый климат был комфортным, а количество проверок, под которые подпадают ИТ-компании, было минимальным.

Вместе с тем, вы правы. Эти две задачи — венчурные инвестиции и IPO — являются для нас наиболее сложными и актуальными, потому что государство не умеет этого делать. И оно не сможет обеспечить самостоятельное решение этих задач, потому что у государства, к сожалению, нет успешного опыта участия в венчурных инвестициях. В общем-то, это даже правильно, поскольку это и не является задачей государства.

В целом я вижу положительный тренд на этом направлении. Многие российские компании-заказчики проявляют серьезный интерес к венчурным вложениям, и после первичного стресса, который испытала российская экономика, они начали думать, куда вкладывать деньги. Российская ИТ-отрасль, которой и правительство уделяет много внимания, и она сама по себе активно развивается, является одним из приоритетных объектов для инвестиций. Поэтому я ожидаю, что в следующем году мы увидим появление нескольких крупных венчурных фондов.

Частных?

Максут Шадаев: Да, частных, созданных крупными промышленными компаниями. Причем, как мне представляется, их создание будет происходить в кооперации. По крайней мере, я знаю о нескольких проектах — компании между собой договариваются, объединяются, чтобы создать такие фонды, которые будут достаточно большими. Фонды займутся первичной стадией — посевными, венчурными инвестициями, и это будет очень хорошо, поскольку будет стимулировать, в том числе, и развитие российских решений для полноценного замещения зарубежных продуктов. Здесь мы выполняем коллаборативную функцию, проводим всевозможные переговоры, но государство не планирует участвовать в венчурных фондах, и нам кажется это правильным. Бизнес может успешно справиться с этой задачей самостоятельно.

Что касается публичного размещения акций (IPO), здесь ситуация, в моем понимании, немножко другая. Опыт группы компаний «Позитив» в декабре прошлого года показал, что можно эффективно публично размещаться на Московской бирже, и этот успех точно заслуживает внимания. Они подняли тогда, до всех событий, приличное количество денег, так что этот кейс можно считать успешным. Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.3 т

В настоящее время вместе с ЦБ мы работаем над упрощением механизма IPO. На сегодня, действительно, есть определенные регуляторные сложности, которые при желании можно преодолеть, но наша задача сделать так, чтобы публичное размещение акций было максимально простым. И мы очень надеемся, что этот механизм дальше будет все активней использоваться, и все больше компаний будут демонстрировать отличные результаты публичного размещения, как это сделала год назад компания «Позитив». Мне кажется, что это хорошая практика, и российские инвесторы – и частные, и корпоративные – точно готовы инвестировать средства.

Опыт Позитива — единственный в своем роде за последние годы, особенно, если говорить об успехе. Вы ожидаете в следующем году новых публичных размещений?

Максут Шадаев: Мы знаем, что несколько компаний уже ведут работу в этом направлении. На них мы и обкатываем в режиме реального времени возможность снятия упомянутых мной выше дополнительных сложностей при проведении публичных размещений. Это реальная практика.

Еще один вопрос, который зачастую возникает в разговорах специалистов о перспективах российской ИТ-отрасли, заключается в следующем. Когда рассуждают о причинах, почему импортозамещение происходит не очень быстро, многие говорят, что в России чрезвычайно много разработчиков, которые занимаются одним и тем же. У нас создаются десятки операционных систем, платформ виртуализации и ряд других решений в других сегментах. Насколько, с вашей точки зрения, перспективен подход формирования национальных чемпионов в различных сегментах ИТ-отрасли? Или пусть «цветет сто цветов» и шаги со стороны государства в этом вопросе не нужны? Какой видите эту ситуацию? Ведь в голове заказчика, когда он видит в Реестре сорок ОС на базе LINUX или двадцать продуктов для виртуализации, возникает путаница…

Максут Шадаев: Я считаю, что рынок может отрегулировать себя сам. Со временем произойдет определенное укрупнение. Рассмотрим очень хороший пример с российскими операционными системами — в Реестре их действительно несколько десятков. Они отличаются разным уровнем проработки, глубиной локализации и так далее. Да, стоит задача обеспечить совместимость прикладных решений, платформ, продуктов с российскими операционными системами. Но если мы потребуем, чтобы все продукты из реестра были совместимы со всеми ОС, тоже представленными в реестре, — это приведет к избыточным расходам со стороны бизнеса, которых мы, конечно же, пытаемся избежать. Поэтому мы предложили отрасли выбрать три или четыре операционные системы, с которыми компании наиболее часто работают, считают перспективными.

На первом этапе мы будем требовать от разработчиков обеспечить совместимость своих продуктов с выбранными операционными системами, которые сама ИТ-отрасль считает жизнеспособными. То же самое будет происходить с виртуализацией, облачными платформами. Выиграет сильнейший продукт, и он будет объединять, консолидировать вокруг себя другие активности.

Так что сами предлагать сделать два продукта чемпионами мы не будем. Пусть «цветут все цветы», и самые красивые, жизнеспособные, способные развиваться и «при минусовых температурах», будут востребованы. Очевидно, что сегодня российский ИТ-рынок находится на том этапе развития, когда укрупнение обязательно будет происходить. Это мы четко видим. И один из больших плюсов в пользу такого развития, что мы ограничиваем госкомпании по части объемов инвестиций в ИТ-продукты, которые они могут направлять собственным дочерним ИТ-структурам. В этом смысле происходит оздоровление рынка, поскольку каждая госкомпания не станет строить свою виртуализацию.

Можете подробнее рассказать о механизме, по которому отрасль будет выбирать эти три или четыре операционные системы? И когда вы намерены узнать выбор рынка и распространить эту информацию?

Максут Шадаев: До конца года основные компании, представленные в Реестре, с точки зрения наличия программных прикладных решений предоставят нам эту информацию. Мы ее обобщим и после этого сделаем выбор. Точнее — мы легализуем тот выбор, который сделают сами разработчики.

В каком формате легализуете?

Максут Шадаев: В формате требований соответствия для программных продуктов из Реестра, то есть установим, что к определенной дате эти продукты должны быть совместимы с такими-то операционными системами. Очевидно, что этот срок должен позволить разработчикам комфортно доработать свои продукты для обеспечения совместимости.

Это сколько – год? Ориентировочно.

Максут Шадаев: Не меньше года. Мы работаем в контакте с отраслью. Наша задача сделать так, чтобы требования, которые мы формулируем, были исполнимы. До последних событий требование совместимости программных решений с российскими операционными системами рассматривалось как излишнее обременение, излишние затраты, которые не будут работать на развитие бизнеса. В текущей ситуации мы все понимаем и видим, что доля рабочих мест, серверов на российских ОС увеличивается.

Для других классов ПО подобные механизмы планируются? Или это касается только операционных систем.

Максут Шадаев: Пока только операционных систем, но в будущем, скорее всего, это коснется процессоров – здесь проще, поскольку нет такого выбора, как в ОС.

Их всего два.

Максут Шадаев: Зрелых продуктов всего два, но ведутся новые разработки в этом направлении.

Если уж вы упомянули процессоры, то какова ситуация с их производством сейчас?

Максут Шадаев: Коллеги учатся решать задачу их производства в новых условиях.

Процессоры есть на рынке?

Максут Шадаев: Да. Не в том объеме пока, который позволял бы удовлетворить растущий спрос, но я с оптимизмом смотрю в будущее, поскольку коллеги учатся решать логистические задачи.

Когда могут появиться требования к процессорам?

Максут Шадаев: Думаю, в первом квартале 2023 года. Разберемся с операционными системами, потому будем решать вопрос с процессорами.

Понятно, спасибо большое…

Максут Шадаев: Добавлю к сказанному, что формат требований по совместимости — это мощный регуляторный рычаг. Если компания не обеспечит совместимость в сроки, которые мы определим, предварительно согласовав с рынком, это будет означать невозможность дальнейшего присутствия продукта этой компании в Реестре.

По инициативе правительства были созданы Индустриальные центры компетенций (ИЦК), которые должны выработать отраслевые требования к разработчикам ПО и софинансировать разработку программных продуктов при участии государства. Основываясь на первом опыте функционирования ИЦК, не могли бы вы рассказать, какова обратная связь разработчикам от заказчиков, объединенных в эти консорциумы? Каковы выдвигаемые требования? Насколько серьезных доработок требуют российские программные продукты для того, чтобы удовлетворять требованиям больших заказчиков? Как вообще обстоят сейчас дела с ИЦК?

Максут Шадаев: В развитии ИЦК мы прошли несколько стадий. Первой задачей было вовлечение крупных компаний в процесс обсуждения и определения стратегии развития прикладных программных продуктов, которые им необходимы. На первой стадии многие компании смотрели на ИЦК как на разовое упражнение, большой активности не было. Но потом усилиями энтузиастов - представителей нескольких крупных компаний, которые верят в будущее российских ИТ-продуктов и уже проводят эксперименты по их внедрению, все это потихонечку раскачалось. Наша задача была, чтобы ИЦК не только определили продукты, по которым требуется прямая господдержка, чтобы они стали более зрелыми и соответствовали конкурентным зарубежным аналогам.

Задача была еще и в том, чтобы эти структуры работали постоянно, вырабатывали отраслевые стандарты, договаривались о кооперации. И сейчас ИЦК перешли к этапу, когда сами компании стали между собой обсуждать и договариваться о политике развития программных продуктов в отрасли, и это как раз история про то самое укрупнение, которое я упоминал выше. Что дальше рынок все расставит на свои места, и это потихонечку происходит. Мы видим, как компании очень эффективно начали между собой договариваться.

Они увидели наконец-то всю палитру российских продуктов, потому что многие компании жили в своих «колодцах», ориентируясь на лучшую зарубежную практику. Они внимательно посмотрели на рынок, и оказалось, что есть из чего выбирать, имеются интересные наработки, команды, проекты, поставщики решений.

Этот процесс в большей степени ментальный. Поначалу многие заказчики смотрели на рынок российских разработок с большим удивлением, а сейчас начинают смотреть с большой заинтересованностью. И это тоже стимулирует решение вопроса по венчурному финансированию. Компании находят интересные проекты и начинают размышлять об участии в венчурных инвестициях, чтобы иметь возможность видеть, как продукт будет дальше развиваться. И влиять на политику развития продукта не только как заказчик, но и как венчурный инвестор. Вот это бурление и дает результат.

Насчет ментального характера процесса — понятно, но хотелось бы конкретики. Когда мы увидим первые результаты ИЦК? Первые конкурсы, первые деньги, которые поступят в результате их работы.

Максут Шадаев: Список проектов по линии ИЦК одобрен. До конца 2022 года должны быть подписаны соглашения с компаниями-заказчиками. Напомню, что гранты выделяются заказчикам, чтобы они, заключив контракт с разработчиком, внедрили у себя доработанное решение. Гранты будут выделены в 2022 году. Соглашения подписаны в 2022 году.

Насчет конкретных результатов могу сказать следующее. Вся первоначальная работа по линии ИЦК заключалась в том, чтобы переубедить компании. Многие заказчики смотрят на государство как на тяжелого игрока, который, выделив средства, может потребовать сделать суперсистему за год или два. Несколько месяцев объяснял представителям компаний — мы понимаем, что процесс создания зрелого продукта небыстрый, что это вопрос долгой, кропотливой, системной работы, и мы не ждем быстрых результатов. Три, пять, семь лет — это вполне разумный срок для получения зрелой альтернативы зарубежным продуктам. Это еще и вопрос готовности разработчика и самой компании-заказчика, эволюционный процесс, который мы инициируем, предоставляя грант.

Но промежуточный результат в виде финансирования будет же в этом году?

Максут Шадаев: Да. Соглашения будут заключены, деньги будут выделяться, начиная с этого года. Не все деньги сразу, а в соответствии с планом-графиком реализации проекта.

Помимо мягких стимулирующих мер для того, чтобы наши заказчики все меньше зависели от зарубежных продуктов, не планируется ли применять более жесткие меры, направленные на то, чтобы ускорить процесс? Не секрет, что далеко не все компании с радостью занимаются импортозамещением. Есть масса примеров, когда заказчики считают, что можно это отложить, продолжать жить на внедренных иностранных разработках.

Максут Шадаев: Риск такой ИТ-консервации я обозначал как главный, когда мы защищали необходимость создания ИЦК и стимулирования разработки российских ИТ-продуктов. Компании, внедрившие у себя зарубежные продукты, первые несколько лет будут считать, что у них все работает, поэтому мотивации для внедрения российских решений нет. Я очень рад, что в результате работы ИЦК доля таких консерваторов, планировавших жить исключительно на внедренных решениях, сильно уменьшилась.

Вместе с тем мы понимаем, что айтишнику важно, чтобы все работало. Любые эксперименты – это сильный риск, особенно с продуктами, не имеющими большой базы внедрения. Естественно, что остались те, кто думает, что сия чаша его минует. И постепенно приходит осознание, что это надолго, не произойдет обратного отскока.

Помимо финансовой мотивации по линии ИЦК планируются меры?

Максут Шадаев: Помимо финансовой мотивации в виде грантов лидерам, готовым взять на себя бремя первопроходцев и внедрять российские решения, всех остальных мы должны аккуратно направлять в сторону замещения. И здесь эффективная, давно придуманная мера — это объекты КИИ. Нами подготовлены поправки о внесении изменений в Закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ». Сейчас сам собственник определяет, какую систему отнести к КИИ, — это его зона ответственности. Зачастую собственники этим правом злоупотребляют, минимизируют количество систем, определяемых как КИИ, потому что это серьезная ответственность и вообще, зачем лишний раз загонять самого себя в рамки.

Разбираясь, какие системы являются критичными для отрасли, по каким из них отсутствует замена, мы поняли, что значимая часть критичных для бизнеса систем не классифицированы как КИИ по тем причинам, о которых я сказал выше. Упомянутый законопроект наделяет правительство полномочиями определять в каждой отрасли типы ИС, которые в обязательном порядке необходимо относить к КИИ. По таким решениям будут устанавливаться сроки перехода на российские продукты, что будет заставлять компании внедрять российские системы.

А что касается сроков перехода?

Максут Шадаев: К срокам мы и здесь будем подходить с осторожностью. Они должны быть увязаны с готовностью тех решений, которые финансируются через гранты по линии ИЦК. Цепочка будет следующая. Мы определяем, например, что системы управления багажом в аэропортах относятся к объектам КИИ, потому что если система встанет, то встанет деятельность аэропорта. Далее у нас должны быть проекты, связанные с развитием таких систем и их внедрением в российских аэропортах. Готовый продукт, уже внедренный на крупных объектах, является хорошим референсом для других пользователей из отрасли. Затем, отталкиваясь от этой даты, мы определяем срок, в течение которого все организации отрасли должны перейти на это решение. Это будет делать неизбежным процесс замены зарубежных продуктов по объектам КИИ на российские решения.

И здесь тоже будут играть большую роль ИЦК, с каждым из которых будет проведена работа по определению, при каких условиях система будет считаться КИИ, классификации этих продуктов – напомню, что по всем отраслям их выделено порядка 500 типов.

Эти поправки уже приняты?

Максут Шадаев: Они готовы, проходят согласование.

Когда планируете внести в Госдуму?

Максут Шадаев: Либо в конце этого года, либо в первом квартале следующего, и затем, с назначенной даты это начнет работать. Напомню, что предыдущий проект указа президента, по которому все госкомпании обязали на объектах КИИ использовать российский софт, мы согласовывали почти полтора года. И это понятно, ведь такие требования приводят к дополнительным инвестициям со стороны бизнеса. Это вызывает бурную дискуссию.

У меня заключительный вопрос, после чего вопросы зададут участники саммита. Он касается вашей личной глубокой вовлеченности в работу. Пару лет назад, когда был пик ковида, я слышал, что вы лично участвовали в организации вывоза застрявших за границей россиян, в том числе отвечая на запросы по горячей линии. В этом году я видел вашу фотографию в военкомате, где вы занимались вызволением одного из айтишников, которого мобилизовали неправомерно. Вы подписали огромное количество телеграмм для возврата айтишников, мобилизованных с нарушениями. Такое глубокое личное вовлечение в проблематику – это обычный управленческий стиль или ситуация вынуждает так работать? И как восстанавливаетесь? Не выгораете ли в связи с такой нагрузкой?

Максут Шадаев: Хотелось бы пошутить, что в нашем министерстве все это делает искусственный интеллект, и мы уже перешли на новый уровень, но не стану. Насчет военкомата история такая. Всем айтишникам знакома истина: если хочешь понять, почему что-то не работает, надо прийти и посмотреть. Если рассказать про тот конкретный случай, то я приехал, чтобы понять, как военкоматы работают со списками, потому что знал, что тот сотрудник точно был в списках и то, что списки Генштабом были получены. Вопрос был в диагностировании системной проблемы – почему человека не находят в списках в конкретном военкомате.

Оказалось, что Генштаб отправлял списки по месту воинского учета, а тот ИТ-специалист был зарегистрирован в Москве, но на учете состоял в другом регионе. Соответственно, список, в который он был внесён, был направлен в другой регион.

Ситуация показала, что мы должны скорректировать подход вместе с Минобороны по формированию и распространению списков. В итоге списки стали формироваться не только по признаку места воинского учета, а еще и по месту регистрации. Так что, как бы героически это не выглядело со стороны, но все айтишники делают это время от времени – сесть и посмотреть, как всё происходит на месте. Я уверен, например, что Саша Албычев из Казначейства регулярно знакомится, как его рядовые сотрудники работают в информационных системах на местах. Это нормальная практика, она в культурном коде айтишника.

И, тем не менее, как насчет восстановления и защиты от выгорания?

Максут Шадаев: Нет рецепта. Стимулирует масштабная, интересная, амбициозная задача. Карьера чиновника конечна, и нужно сделать максимум, пока такая возможность есть.

Вопросы из зала

Богдан Хайбулин, компания Rubius: Недавно на РБК вы дали комментарий относительно того, что мы достигли определенного уровня цифрового суверенитета. Как вы считаете, в каких сегментах есть дефицит российских решений?

Максут Шадаев: Мои слова были вырваны из контекста пленарной дискуссии. Насчет достижения цифрового суверенитета было сказано в несколько шутливом формате. Два года из последних трех мы думали над тем, как сделать так, чтобы российские компании выбирали российские решения. Придумывали разные меры поддержки ИТ-отрасли, но ведь без участия заказчика развития отрасли не будет, даже при самых идеальных льготах, низких налогах и так далее.

Сейчас, когда все иностранные компании ушли, наш рынок стал суверенным в том смысле, что российские решения имеют возможность занять все освободившиеся ниши. Если взять классификацию систем, сделанную совместно с ИЦК, лишь 20% иностранных решений не имеют зрелых российских альтернатив. И заполнить эту нишу отечественными системами в течение 5-7 лет вполне достижимая цель. Соответственно, 80% западных систем имеют отечественную альтернативу — либо зрелую, либо на высокой стадии развития. Заказчикам есть из чего выбирать.

В плане софта, цифровых сервисов ситуация обстоит наилучшим образом — Россия одна из немногих стран, имеющих экосистемные цифровые сервисы. И в этом отношении мы в большой степени независимы. Остаются вопросы, например, по агрегаторам пользовательских видео, но запущены несколько проектов, которые в обозримой перспективе, я надеюсь, станут конкурентны. В целом мы двигаемся по пути суверенности.

Богдан Хайбулин: Не могли бы озвучить детали программы обратной релокации российских ИТ-специалистов?

Максут Шадаев: Я не готов раскрывать основное содержание программы, потому что многие вещи требуют кулуарного формата обсуждения. Мы понимаем, что главный вопрос — личная безопасность, а не экономические преференции. Люди должны быть уверены, что могут спокойно, комфортно работать в ИТ-отрасли, создавать классные продукты.

Виктор Урусов, СКАЛА-Р: В июле по Вашей инициативе были введены налоговые льготы для разработчиков и производителей программно-аппаратных комплексов (ПАК), но в текущий момент эта сфера не отрегулирована и этими льготами нельзя воспользоваться. В какой стадии находится разработка нормативно-правовых актов? Когда заработают льготы?

Максут Шадаев: В Налоговом кодексе записано, что льготы получат те производители ПАК, чьи решения включены в Реестр. Правила включения мы подготовили, они находятся в правительстве. Я надеюсь, что они будут приняты в течение ближайших 2-3 недель. Пока остается несколько принципиальных разногласий, которые в настоящее время урегулируются.

Андрей Сафронов, Московская городская Дума: Имеется ли в планах цифровизация работы законодательных органов, региональных законодательных собраний, контрольно-счетных учреждений?

Максут Шадаев: Идет проект цифровизации Счетной палаты РФ. Там осуществляется реальная цифровая трансформация ведомства, а не просто внедрение информационно-аналитических систем. Как только этот проект будет близок к завершению, его результаты будут доступны и для региональных контрольных органов. В отношении цифровизации заксобраний, у нас есть совместная программа с Советом Федерации по созданию цифрового парламента. После цифровизации законодательной власти на федеральном уровне пойдет внедрение наработанных решений в регионы.

Андрей Селезнев, представитель Аграрного комитета Госдумы: Не планируется ли создание цифровых экосистем с коммерческими услугами для субъектов малого и среднего предпринимательства?

Максут Шадаев: У правительства есть экосистема цифровых сервисов Госуслуги, очень востребованная — почти 10 млн. пользователей ежедневно обращаются к цифровым сервисам электронного правительства. В планах развитие госуслуг по направлению поддержки малого бизнеса, но в части субсидий сельхозпроизводителям, помощи в получении лицензий, — всего, что касается функций государства.

Вы ставите вопрос шире, чтобы государство создало цифровую экосистему, где малый бизнес мог бы реализовать свои коммерческие функции – реализацию продукции, например. «Корпорация МСП» планирует создать такое окно для малого бизнеса, и этот процесс уже запущен. Государственным органам сложно создавать такие экосистемы, мы можем заниматься цифровизацией только своих функций. Идеальной площадкой для реализации таких проектов являются государственные корпорации, банки и компании с госучастием.

Совместно с Россельхозбанком мы обсуждаем создание маркетплейса для сельхозпроизводителей, где они смогут получить не только субсидию, но и помощь в организации сбыта продукции, обучении, доступ к лучшей практике. По моему мнению, государство как создатель коммерческих экосистем не очень эффективно. Посмотрим, насколько эффективны будут в этом деле государственные корпорации.

Александр Батищев, завкафедрой искусственного интеллекта и анализа данных, Университет «Синергия»: Вы не планировали поддержать предоставление отсрочки от мобилизации преподавателям профильных ИТ-дисциплин университетов?

Максут Шадаев: Это компетенция другого ведомства. Со своей стороны мы официально направили предложение, чтобы преподавательский состав и учителя информатики в школах имели право на отсрочку, но решение принималось профильным ведомством.

Сергей Ларионов, «ЭР-Телеком»: Стратегия развития России до 2030 года предполагает развитие фабрик по производству процессоров 5 нм и 7 нм. Государство планирует меры по спонсированию таких заводов? Чтобы не только ПО было русским, но и элементная база.

Максут Шадаев: Правительство утвердило комплексную программу развития микро и радиоэлектроники, где в числе прочего стоит задача по созданию производства микропроцессоров и станкостроения для этой отрасли. Впервые в истории предусмотрено выделение колоссальных ресурсов на решение этих задач, на формирование этой отрасли. Все механизмы уже задействованы. Наши коллеги из Минпромторга, координирующие данную программу, предусмотрели работу по всем направлениям, и мы должны получить результат. Это вопрос не одного – двух лет, ведь фактически создается целая промышленность, причем без серьезных заделов.

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.

Фотогалерея саммита