2022/11/18 18:42:34

Сергей Ложкин, PIX Robotics: Мы создали BI-платформу, которая сможет полностью заменить западные аналоги

Сергей Ложкин, сооснователь и генеральный директор PIX Robotics, рассказал в интервью TAdviser о разработке новой BI-платформы, импортозамещении в сфере BI и новых тенденциях на рынке бизнес-аналитики.

Сергей
Ложкин
Вместе с PIX BI мы хотим предложить альтернативу ведущим решениям, как в России, так и за ее пределами

PIX Robotics уже хорошо известна для RPA-отрасли. Почему вы решили создать BI-систему?

Сергей Ложкин: PIX уже несколько лет занимается развитием комплексной экосистемы решений, которая помогает бизнесу становиться сильнее и проводить эффективную цифровую трансформацию. Мы начали с роботизации, закрепили наши позиции в сегменте RPA, а в прошлом году пришло понимание, что следующим элементом семейства решений PIX должна стать своя собственная полноценная BI-платформа: удобная и простая для пользователей, основанная на принципе self-service, чтобы каждый бизнес-пользователь мог создавать дашборды.

Дело в том, что наш оркестратор, через который реализовано управление роботизированными процессами, уже представлял собой зачатки BI-платформы, так что развитие экосистемы PIX в сторону бизнес-аналитики выглядит логичным.

Мы вовремя увидели потребность в новых BI-решениях на рынке, а весной появились дополнительные аргументы для развития системы бизнес-аналитики, потому как многие западные компании покинули российский рынок. Вместе с PIX BI мы хотим предложить альтернативу ведущим решениям, причем не только в России, но и за ее пределами.

Как быстро вы создали MVP? Какая у вас команда?

Сергей Ложкин: Мы выпустили первую версию продукта очень быстро. Как я уже упомянул, часть наработок у нас уже была — PIX Master, наш оркестратор, стал связующим звеном между RPA и BI. Также большую роль сыграл наш опыт в разработке продуктов для бизнеса и умение быстро решать поставленные задачи. Разработка функционала идет быстрыми темпами, мы наладили релизный менеджмент в соответствии с амбициозной дорожной картой продукта, обеспечивая пользователям доступ к самому актуальному функционалу.

Главный же секрет мне видится в том, что нам удалось собрать отличную команду и, в особенности, группу продукта под руководством ведущего специалиста в сфере BI Сергея Белостоцкого. Фактически он выступил архитектором PIX BI, привнес огромный опыт, что позволило безошибочно реализовать потенциал и идти от потребностей клиента. TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства 25.3 т Сейчас команда BI насчитывает 20 человек, в числе которых – программисты, профессиональные аналитики и сотрудники поддержки. Мы планируем динамичное развитие платформы, штат подразделения увеличивается, и по планам — вырасти в три раза за полгода.

Российские BI-системы уже существуют, некоторые из них успели зарекомендовать себя. Какую нишу вы для себя увидели?

Сергей Ложкин: Сильная сторона PIX — в построении экосистемы. Работая над RPA-платформой, мы ориентировались на лидеров рынка, и сразу понимали, что, кроме сильной технологической базы, важно развивать линейку продуктов, обучение, партнерскую сеть, комьюнити и прочие связанные элементы.

Так что клиенты, которые уже используют PIX RPA, смогут легко добавить бизнес-аналитику в свой инструментарий. Для решений PIX это будет происходить легко и непринужденно, к тому же мы начали разработку с учетом потребностей наших заказчиков.

Что касается архитектурных элементов, сейчас мы работаем с самым распространенным открытым хранилищем Postgres, настроили и проводим глубокое нагрузочное тестирование с перспективной СУБД ClickHouse. Параллельно мы разрабатываем и вводим в эксплуатацию простые коннекторы к основным системам, таким как . Помимо этого в любой легаси или какой-либо другой системе можно интегрироваться с помощью RPA-роботов. В этом смысле интеграция с родной PIX RPA является огромным преимуществом PIX BI.

Таким образом, PIX BI предложит достойную альтернативу для любой компании, которая ищет замену текущей BI-платформе и не хочет идти на компромисс с удобством работы. А этот рынок на сегодняшний день действительно огромен.

На что вы ориентировались (запросы аудитории, функционал) при создании PIX BI?

Сергей Ложкин: Как я уже говорил, мы начали прорабатывать концепцию системы с Сергеем Белостоцким еще в прошлом году. Это позволило нам отталкиваться в разработке PIX BI от реальных потребностей и ожиданий клиентов.

Пользователи и аналитики, которые привыкли к удобству взаимодействия с западными системами, такими как Qlik Sence и Power BI, хотят сохранить тот же уровень качества работы. Поэтому мы стремимся создать решение, которое в полной мере может заменить западные BI-решения и минимизировать необходимость существенно переучиваться.

В PIX BI мы сохранили такие важные элементы как модель данных, которая позволяет делать сквозную фильтрацию, удобство работы с графическими элементами и фильтрацию при выборе тех или иных сегментов. Возможность интерактивно перестраивать дашборды, не зная языков программирования и работая с данными нативно. Мы получаем множество положительных отзывов от опытных специалистов, которые знакомятся с нашей платформой в ходе вводных сессий и тест-драйвов.

При этом уровень self-service, конечно, должен быть разным для различных категорий пользователей. Так, для рядовых аналитиков мы стараемся максимально снизить порог входа, а для ведущих разработчиков и администраторов – наоборот, предоставить максимальные возможности для разработки и кастомизации. Не случайно в нашей ценовой политике предусмотрены два уровня лицензий: администраторы и пользователи.

Для нас также важно создавать комьюнити вокруг BI, чтобы больше людей любили и умели создавать дашборды. Мы проводим хакатоны как для партнеров, так и клиентов — это рождает креативность не только у аналитиков, но и специалистов из разных бизнес-подразделений, которые за полчаса смогут создавать полезную и наглядную аналитику для своей работы.

Как импортозамещение изменило рынок BI? Насколько это стало стимулом для развития российского ПО?

Сергей Ложкин: Я бы сказал, что запрос на импортозамещение стал одним из мощнейших драйверов на рынке. В России работает множество перспективных вендоров, и заказчики получают возможность выбора. При этом наиболее интересные предложения могут сделать опытные команды разработчиков, которые умеют создавать решения для бизнеса, а также адаптировать их под запросы своих клиентов.

За прошедшие годы мы в PIX выработали методику создания новых продуктов и их динамичного развития, и запрос на удобную визуализацию, а также качественную бизнес-аналитику стал назревать еще до того, как западные компании стали уходить с рынка. Тем временем, импортозамещение стало причиной для стремительного роста направления, и появление PIX BI фактически является его результатом.

Какие тренды в BI-решениях в ближайшие несколько лет вы видите? Какие потребности бизнеса они должны закрывать?

Сергей Ложкин: Практика BI является очень важным элементом экосистемы для любого бизнеса, и тот взрывной рост, который происходит сегодня на российском рынке, даст очень хорошие результаты уже в ближайшие годы. Сегодня наши клиенты, использующие RPA, начинают подключать BI для принятия более взвешенных решений, а уже завтра работа с BI станет необходимым компонентом для успешного ведения бизнеса, для быстрого реагирования на любые меняющиеся условия – как локальные, так и глобальные. Все больше сотрудников компаний будут пользоваться BI и анализировать данные, чтобы повысить эффективность своей ежедневной работы.

При этом BI-платформы должны быть встроены в ИТ-экосистему компании, легко интегрироваться и предлагать готовые инструменты для построения удобных визуализаций. И очень важно, чтобы для рядовых аналитиков был реализован минимальный порог входа, максимальный уровень self-service и no-code для анализа данных вообще без программирования.

Мы в PIX работаем именно над этим и уже предлагаем наши решения не только на российском рынке – филиалы компании открыты также в Латинской Америке и на Ближнем Востоке, и поэтому мы сразу развиваем BI-направление на различных языках. Учитывая стремительное развитие направления бизнес-аналитики в России, нам очень интересно играть на этом рынке и бороться за лидирующие позиции на нашем, а далее – на мировом рынке.