2015/02/17 00:46:41

Ситуационные центры (определение, основные задачи)

Создание ситуационных центров в РФ является одним из приоритетных направлений региональной информатизации. По прогнозам экспертов, в 2015 году и далее строительство и оснащение таких центров продолжится активными темпами.

Смотрите также: каталог "Ситуационные центры"

Содержание

Определение

Ситуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

Ситуационные центры сегодня используются:

  • федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.);
  • региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);
  • крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой, транспортной и др;
  • образовательными учебными учреждениями и др.

Основные задачи

Основными задачами ситуационных/диспетчерских центров являются:

  • мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
  • моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;
  • экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;
  • управление в кризисной ситуации.

Техническое оснащение

Основными элементами технического оснащения ситуационного/диспетчерского центра является:

  • Экран коллективного пользования — это система мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображения, электронные карты, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде). Благодаря модульной конструкции система может конфигурироваться индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством экрана коллективного пользования является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество «окон», содержащих полноценные изображения от множества источников.

  • Средства видеоконференцсвязи играют одну из ключевых ролей в ситуационном центре, обеспечивая проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения.

  • Система звукооснащения обычно включает конференц-систему, предназначенную для проведения групповых обсуждений. При этом каждое рабочее место участника совещаний в ситуационном/диспетчерском центре оснащается отдельным микрофоном (микрофонным пультом) для выступлений. Система звукооснащения также включает системы усиления (микширования) звука и акустические системы.

  • Вспомогательным оборудованием являются электронные средства ввода и отображения графических данных, такие как документ-камеры, интерактивные доски и др.

  • Система управления ситуационного/диспетчерского центра обеспечивает взаимодействие всех элементов технического оснащения. В силу высокой сложности система управления обычно требует постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Как рассказал TAdviser Николай Муравьев, руководитель направления региональных решений «Прогноз», направление разработки информационно-аналитических систем для ситуационных центров (СЦ) всё более популярно у властей субъектов регионов. Такие центры получают все большее распространение на всех уровнях власти и становятся одним из наиболее актуальных способов оперативного управления информацией, решения возникающих задач и повышения эффективности управленческой деятельности. Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

Надо отметить, что нормативными актами (в частности, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года) регламентируется создание системы распределенных ситуационных центров. Поэтому для органов государственного управления приоритетной задачей является создание и совершенствование системы взаимосвязанных ситуационных центров на всех уровнях власти, включая муниципальные образования, а также интеграция в единую систему ведомственных и корпоративных ситуационных центров.

«Этот фактор определяет высокий спрос на специальные программные решения для ситуационных центров. Такое ПО помогает оценить ситуацию в объекте или явлении, для управления которым создавался ситуационный центр, провести сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, альтернативных вариантов развития событий. К сожалению, уровень развития подобных продуктов в нашей стране пока не высок. Хотя в последнее время мы отмечаем значительную активность в сфере создания ситуационных центров глав субъектов РФ», - пояснил эксперт.

Поэтому многие ИТ-компании, в том числе и «Прогноз», делают в своей деятельности акцент на создании программных продуктов для ситуационных центров, позволяющих проводить оперативный мониторинг, оценку рисков и прогнозирование в социально-экономической, общественно-политической и финансовой сферах региона. Наряду с этим направлением, все более востребованы решения для обработки разнородной информации, используемой в СЦ. Это связано с тем, что руководители сегодня стремятся принимать обоснованные решения, обращаясь для всестороннего анализа ситуации к разнообразным источникам информации: от фото, видео, аудио-материалов, геопространственных данных до статистических и аналитических отчетов.

Поставщики решений

Поставщиками ИТ-решений для ситуационных центров в РФ являются:

И другие.

Примеры известных российских ситуационных/диспетчерских центров

  • Ситуационный центр МЧС России: Центр используется для сбора и анализа всех поступающих данных (разрушения, погибшие и т. п.), координации проведения спасательных операций, контактов со СМИ и т. п.

Ситуационный центр МЧС России

  • Ситуационный центр Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Центр предназначен для поддержки ресурсами и средствами разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями всех видов и форм обучения; поддержки ресурсами и средствами научно-исследовательских и информационно-аналитических работ, проводимых в академии, обучения персонала ситуационных центров использованию современных информационных, аналитических и технологических средств; проведения деловых игр по заявкам органов государственной власти и местного самоуправления; стендовой отработки интеллектуальных информационных технологий и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти.

  • Диспетчерский центр ГИБДД г. Москвы. Центр используется для сбора информации о дорожной ситуации. Позволяет контролировать информацию с сотен камер видеонаблюдения, установленных на дорогах города, отображать текущую дорожную обстановку (аварии, пробки и др.) на интерактивной карте, оперативно управлять дорожной ситуацией (координировать действие патрулей ГИБДД, менять режимы работы светофоров, режимы проезда на улицах) и многое другое.

  • Ситуационный центр Московского метрополитена. Ситуационный центр предназначен для обработки в режиме реального времени всех сигналов о чрезвычайных ситуациях, происходящих на территории метрополитена. Операторы центра принимают вызовы, поступающие с колонн экстренного вызова, установленных на большинстве станций, а также просматривают сигналы с камер видеонаблюдения.

Ситуационный центр Московского метрополитена

  • Ситуационный центр Рособрнадзора. Ситуационный центр предназначен для разработки, оперативного анализа и реализации мер, направленных на повышение объективности единого государственного экзамена и проведение его без нарушений. К его работе привлечены специалисты Рособрнадзора в области оценки качества, контроля и надзора в образовании, представители ФИПИ, ФЦТ, эксперты в сфере информационной безопасности. Кроме того, планируется приглашать специалистов других профессиональных сфер деятельности для выработки эффективных решений, так или иначе связанных с проведением единого государственного экзамена.

Ситуационный центр ЦОДД Москвы

  • Ситуационный центр ЦОДД Москвы. Ситуационный центр предназначен для регулирования работы интеллектуальной транспортной системы города. Система включает в себя 6700 детекторов транспортных потоков, 1700 управляемых светофорных объектов, 1200 комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, 180 динамических информационных табло, 150 управляемых дорожных знаков. Основное направление развития - интеграция всей системы, построение системы управления дорожным движением, работа светофорных объектов, дорожных знаков, информационных табло.

См.также

Обзор ИТ в регионах России 2015