2020/12/17 13:30:01

Цифровая трансформация и новые модели ведения бизнеса - тезисы экспертов конференции "Умные решения-умная страна"

Будущее уже наступило. Автоматизация рабочих процессов, использование для работы цифровых технологий в последние годы стали привычным явлением, в результате массового перехода сотрудников разных компаний на удаленку востребованность технологий повысилась. Чтобы соответствовать духу времени, успевать за новыми реалиями, компании должны становиться цифровыми, использовать новые технологии. На конференции «Умные решения-умная страна: инновационные технологии для новой реальности», организованной компанией ЛАНИТ, участники в течение двух дней обсуждали, как компаниям адаптироваться к изменениям. Ведущие отраслевые аналитики, опытные ИТ-практики и поставщики технологических решений представили свои продукты и решения для цифрового бизнеса в столь непростых условиях.

Содержание

Вид платформы, на которой велась трансляция конференции. Выступление Вячеслава Солопова, директора по консалтингу «Консист Бизнес Групп»



Видеорепортаж с конференции «Умные решения — умная страна: вызовы и перемены»



Цифровые платформы

В последние годы были реализованы многие ИТ-инструменты для бизнеса. Мир вошел в эпоху активного создания цифровых платформ и сервисов. Национальной программой «Цифровая экономика» предусмотрено создание отечественных цифровых платформ в самых разных областях, например, для предоставления государственных услуг, для промышленности, сельского хозяйства, строительства, медицины и др.

«
Ключевые цифровые сервисы начинались с торговли и e-commerce. Потом они постепенно распространились на сферу услуг, и цифровые услуги стали частью крупных информационных сервисов – Google, «Яндекс». Например, вызов такси: мне кажется даже, что в России уже разучились вызывать такси по телефону. Сегодня цифровые технологии активно проникают в финансовый сектор, ритейл, операторы связи предлагают абонентам множество цифровых услуг, - отмечает Вячеслав Солопов, директор по консалтингу «Консист Бизнес Групп». - Следующими осознали важность ЦТ для сохранения конкурентоспособности бизнеса не только на стратегическом, но даже на тактическом горизонте планирования. Они создают свои цифровые платформы, которые уже стали двухуровневыми.
»

Примеры цифровых сервисов, слайд из презентации Вячеслава Солопова
«
Мы провели опрос среди ИT-директоров, - поделился Вячеслав Солопов с участниками конференции. - Выяснили, что, хотя ни бюджет, ни структура ИT-проектов сильно не изменились, стали другими требования к результатам, которых должны достичь ИT-подразделения. Теперь от них требуется достаточно быстрое получение результатов и включение информационных технологий во все бизнес-процессы. Сегодня бюджеты сосредоточены в ИT-проектах. И каждый ИT-проект построен на сотрудничестве большого количества внутренних подразделений и на вовлечении потребителей и поставщиков в эти цепочки. Произошел переход к циклу постоянного взаимодействия со всеми партнерами. Поэтому сейчас все игроки сосредоточены на создании собственных платформ, собственных сервисов и выводе их на рынок.
»

Российские финансовые корпорации создают собственные цифровые платформы для корпоративного бизнеса. Благодаря этому предприятия без труда перешли на удаленную работу. Также с помощью цифровых платформ финансовые компании развивают дополнительные сервисы. Например, банк Santander, помимо стандартных финансовых услуг, стал предлагать work-кафе и коворкинг eXperience. Теперь, приходя в коворкинг, многие люди оформляют кредиты для реализации стартап-идей.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

В связи с пандемией произошла и цифровая трансформация корпоративного образования.

«
Раньше лишь 8% руководителей видели эффект от удаленного корпоративного образования, — отмечает Марат Немешев, директор департамента цифровых решений компании «ЛАНИТ-Терком». — Сейчас пришло осознание неизбежности дистанционного формата.

»

Модератор секции «Цифровая трансформация» Дмитрий Изместьев и Марат Немешев, «ЛАНИТ-Терком»

Центры обработки данных

ЦОД — одна из технологических основ цифровой трансформации любого бизнеса. С другой стороны – он сам является объектом цифровой трансформации. В результате трансформации он сегодня совсем не тот, что был 15, 10 или даже 5 лет назад. Четкие различия между облаками и ЦОДом уменьшаются — речь о скорости разворачивания и перераспределения ресурсов. Также в настоящий момент можно оплачивать только используемые ресурсы ЦОДа.

«
Сегодня есть возможность разместить кусочек «облака» у себя на площадке и пользоваться его функционалом. При этом подходе решается ряд основных вопросов безопасности, — говорит Александр Старыгин, директор департамента подготовки технических решений HPE. — Мы потихоньку двигаемся к автономному ЦОДу, который не требует обслуживания или требует его в минимальном объеме. Автономный ЦОД — результат совместной эволюции программных и аппаратных продуктов. Его основные характеристики: самоуправление — автоматизация текущих ежедневных операций, самовосстановление — выявление потенциальных проблем и их предотвращение, самооптимизация — обеспечение баланса ресурсов, производительности и стоимости.
»

Выступление Александра Старыгина, НРЕ
«
ЦОД, с которым мы работаем, минимально отличается от облака, — рассказывает Александр Старыгин. — Он отличается высокой скоростью развёртывания платформы и перераспределения ресурсов, как в классическом облаке. Это производится автоматически без участия персонала. ЦОД может быть размещен на сторонней площадке и обслуживаться сторонней компанией. 50% предприятий останавливают промышленно эксплуатируемые приложения из-за того, что не успели закупить оборудование. Мы же предоставляем свое оборудование заказчику, и он платит по факту. Поддерживаем на площадке заказчика оговоренный резерв мощностей, всегда готовый к началу использования, который не оплачивается, пока не будет задействован.
»

Новые модели ведения бизнеса

Пандемия ускорила появление новых моделей ведения бизнеса. Более половины компаний изменили политику офисной работы. Среди решений, которые стали использовать, — интеграция с публичными облаками, расширение сред терминальных серверов и VDI, локальный шлюз VPN.

«
Интересный вариант — удаленный доступ к офисным ПК. Как пример, у нас есть несколько историй успеха, где более 20 тысяч сотрудников перешли на удаленное подключение к офисным компьютерам, и это не потребовало больших вложений, — отмечает Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix, Восточная Европа, Греция, Израиль, Турция, Россия и СНГ.
»

Слайд из презентации Сергея Халяпина

Цифровизации крупных компаний помогают облачные платформы. Это возможность быстро масштабировать приложения, комфортно работать с данными и монетизировать интеллектуальную собственность. Но не всегда удобно пользоваться публичным облаком для решения своих задач.

«
Среди причин — чувствительность приложений к задержкам сигнала, требования политики безопасности, потребность в локальной обработке данных, — поясняет Андрей Пачикин, директор по развитию бизнеса Yandex.Cloud. — В ходе дискуссии с одним из наших клиентов, компанией «Газпром нефть», выяснилось, что компания заинтересовалась в использовании наших сервисов, но есть необходимость локальной обработки данных. Такая потребность клиента подтолкнула нас к созданию нового решения — приватного облака. В дальнейшем мы разработали и компромиссное решение — гибридные облачные платформы, объединение публичного и приватного облака.
»

Слайд из презентации Андрея Пачикина

Получило распространение использование искусственного интеллекта в сфере услуг, в частности для консультаций клиентов. В качестве помощников стали использоваться AI-роботы.

«
Пример — внедрение голосового робота для городской службы эвакуации автомобилей в Москве, — поясняет Михаил Черешнев, директор по маркетингу департамента контактных центров NAUMEN. — Новый виртуальный оператор знает ответ на 62 вопроса и интегрирован с городскими системами, не требует рабочего места, работает круглосуточно, ведет статистику обращений, отличается от человека повышенной стрессоустойчивостью. Сейчас робот принимает 80% звонков, поступающих на горячую линию в рабочее время. Отвечает на вопросы о местонахождении автомобиля, локации специальной стоянки, как до нее добраться, месте выдачи разрешения, необходимых документах. В результате внедрения технологии скорость предоставления консультации выросла в два раза, нагрузка на операторов снизилась на 30%. При этом и операторы не остаются без работы: в процессе автоматизации все они будут повышать квалификацию и перенаправляться на другие проекты. Это позволит и повысить им зарплату. В целом, робот практически не отличается от живого оператора. Нередко человек думает, что разговаривает с оператором, но только ближе к концу понимает, что это был искусственный интеллект.
»

Какие обращения можно автоматизировать. Слайд из презентации Михаила Черешнева

Еще один пример автоматизации — обеспечение инвентаризации и доставки с помощью дронов. Благодаря этому становится возможным покрыть сетью доставки товаров даже отдаленные регионы и решить проблему «последней» мили.

«
У нас уже реализовано несколько пилотных проектов, и направление активно развивается, — рассказал Дмитрий Тесленко, технический директор UVL Robotics. — Мы специализируемся на выпуске беспилотных летательных аппаратов, применяемых для инвентаризации складов, обследования промышленных объектов, доставки товаров. Выпустили автономные беспилотники для сканирования штрих-кодов на любой высоте и передачи данных в режиме реального времени, с применением RFID-маркировки, позволяющей просчитывать штабель товаров (100 единиц ассортимента) за 5 секунд вместо 12-15 минут пересчета вручную. Казалось, что может быть проще: подвесить к квадрокоптеру магазинный сканер. Но простые сканеры работают ненадежно, и, как правило, на небольших расстояниях. Есть и другие специфические особенности: необходимо обеспечить взаимодействие с системой склада, а коптер должен подходить для помещения. Поэтому мы создали дроны со встроенным сканером. Мы протестировали четыре поколения дронов, прежде чем подобрали подходящий. Чтобы достичь наибольших показателей по грузоподъемности и дальности, используем технику с бензиновыми генераторами, которые к тому же просты в эксплуатации. Также мы используем дроны на водородных топливных элементах, которые работают даже при отрицательных температурах.
»

Инвентаризация складов паллетного хранения. Слайд из презентации Дмитрия Тесленко

Цифровизация радикально меняет процесс работы, какие бы сферы человеческой деятельности она ни затрагивала. В последние годы роботы и программы автоматизации вытесняют людей из многих сфер деятельности, прежде всего это касается рутинной работы. Корпоративные документы, которые в прошлом хранились в офисах в папках, теперь во многих компаниях хранятся в облаке. Удаленная работа еще год назад практиковалась преимущественно в IT-компаниях, в 2020 году из-за коронавируса на нее перешли организации самого разного профиля, при этом многие готовы не возвращаться в офис и после окончания пандемии. Мир стремительно переходит в онлайн, компьютер становится особенно важным рабочим инструментом, а человек освобождается от однообразной работы и привязки к рабочему месту и получает возможность заниматься более творческой деятельностью в любой удобной ему локации.

Видеозапись выступлений, презентации спикеров конференции, организованной компанией ЛАНИТ, доступны до 1 февраля 2021 года на платформе мероприятия. Вам понадобится заполнить простую форму для регистрации и в разделе «Библиотека IT-знаний / Запись выступлений спикеров» выбрать интересующий доклад.