2022/05/11 13:48:54

Кадры и образование в цифровой экономике России

«Кадры и образование» - одно из направлений программы «Цифровая экономика России». За его реализацию отвечает Центр компетенций АСИ и рабочая группа под руководством Бориса Нуралиева, директора .

Содержание

Передовые инженерные школы (стратегическая инициатива)

Основная статья: Передовые инженерные школы (стратегическая инициатива)

2022

Чернышенко: На подготовку кадров для цифровой экономики в новом учебном году выделено 160 тыс. бюджетных мест

В начале мая 2022 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил о выделении в вузах более 160 тыс. бюджетных мест для подготовки кадров для цифровой экономики в новом учебном году.

«
На высоком уровне сохраняется количество бюджетных мест по укрупнённым группам специальностей и направлениям подготовки, в рамках которых готовят кадры для цифровой экономики. На 2023/2024 учебный год вузам установлено 160 361 бюджетное место. Из них 112 993 – направлены в регионы, - заявил заместитель председателя Правительства РФ.
»

На подготовку кадров для цифровой экономики в новом учебном году выделено 160 тыс. бюджетных мест

Как сообщает пресс-служба кабмина, в 2023/2024 учебном году в вузах также появятся новые направления подготовки. В области машиностроения это «Цифровые и аддитивные технологии в машиностроении», «Интеллектуальная трибология в машиностроении» и «Лазерные технологии». В области «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта» появится новая специальность «Инженерно-экономическое обеспечение технологий и бизнес-процессов водного транспорта». Новая специальность «Фундаментальная и прикладная биология» откроется в области образования «Биологические науки». В будущем вузы также планируют запустить новые специальности по программам ординатуры – «Физическая и реабилитационная медицина» и «Медицинская микробиология».

Всего на 2023/2024 учебный год выделяется 590 101 бюджетное место, 73% из них – в региональных учебных заведениях. Наибольшее количество бюджетных мест предусмотрено по инженерным и техническим направлениям подготовки – 245 тысяч. На втором месте – педагогические науки, на третьем – общественные и медицинские направления.

Отмечается, что федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» реализуется потому, что новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персонализации образования. [1]

ВШГУ РАНХиГС стартовала образовательная программа «Руководитель цифровой трансформации»

14 апреля 2022 года в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС стартовала образовательная программа «Руководитель цифровой трансформации». Подробнее здесь.

В рамках проекта «Цифровые профессии» 57,5 тыс. человек получат допобразование в ИТ-сфере при поддержке государства

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко рассказал о планах по подготовке ИТ-кадров. Вице-премьер отметил, что программы ориентированы на школьников, студентов и взрослых, желающих получить дополнительную квалификацию в ИТ-сфере. Об этом стало известно 15 февраля 2022 года. Так, в 2022 году в рамках проекта «Цифровые профессии» 57,5 тысячи человек получат дополнительное образование в ИТ-сфере при поддержке государства. Им будет компенсирована половина стоимости обучения. Выпускники курсов смогут применять полученные знания в своей работе или полностью изменить сферу деятельности и раскрыть свой творческий потенциал. Подробнее здесь.

2021

В России заработал сервис независимой оценки компетенций цифровой экономики

7 декабря 2021 года Минцифры России 7 декабря 2021 года сообщило о запуске общедоступного сервиса независимой оценки компетенций цифровой экономики (НОК ЦЭ), созданного в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Подробнее здесь.

В Якутии жители сел получат навыки программирования, дизайна и других актуальных профессий

В Республике Саха (Якутия) на базе районных ИТ-центров будет запущена программа по переподготовке кадров для ИТ-отрасли и креативного кластера. Жители сел получат навыки программирования, дизайна, маркетинга и других актуальных профессий, которые им пригодятся для последующего трудоустройства. Об этом 3 декабря 2021 года сообщил Пресс-центр Республики Саха (Якутия) в Москве.

Программа по переподготовке кадров стартует уже в первом квартале 2022 года. Согласно плану правительства региона, в течение года обучение новым профессиям пройдут около тысячи человек. Длительность каждой программы составит 3-6 месяцев.

«
Мы в ближайшие годы рассчитываем на рост экономики, увеличение занятости населения, в том числе и за счет ИТ-отрасли. Для этого нужен хороший человеческий капитал. Талантливая и целеустремленная молодежь в республике есть. Создание условий для развития и реализации их потенциала позволит сделать прорыв в ИТ-отрасли, – поделился Глава Якутии Айсен Николаев.
»

Как сообщили в Мининноваций Якутии, потребность в ИТ-кадрах в республике резко выросла на фоне активной поддержки креативной индустрии и ИТ-отрасли. Ежегодно ССУЗ-ы и ВУЗ-ы республики выпускают около 500 специалистов для этой сферы, однако этого числа выпускников недостаточно. По данным министерства инноваций, компаниям требуются около 1500 специалистов.

К 2024 году Правительство региона ставит задачу увеличить долю занятых в ИТ-отрасли специалистов до 10 тысяч человек. Для реализации своей цели Правительство активно поддерживает образовательные инициативы и программы по развитию ИТ-компетенций.

В подготовке ИТ-специалистов также важную роль играют школы. В республике работают более 50 ИТ-школ по различным направлениям: от робототехники и анимации до программирования и 3D-моделирования.

Креативные индустрии Якутии вносят значимый вклад в развитие экономики. За первое полугодие 2021 года выручка только Технопарка «Якутия» составила 729 млн. руб., что вдвое больше, чем за аналогичный период 2020 года. Резидентами уплачено налогов на сумму 37,1 млн руб., привлечено инвестиций на 59,9 млн руб.

Минцифры выделило 600 млн рублей на «цифровую гигиену» россиян

15 ноября 2021 года стало известно о разработанных Минцифры правилах программы кибергигиены и повышения грамотности широких слоев населения по вопросам информационной безопасности. На эти цели ведомство выделяет 600 млн рублей, в том числе 200 млн рублей на 2022 год. Подробнее здесь.

Минцифры вводит курсы киберграмотности для чиновников

19 октября 2021 года в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщили о введении экзаменов по кибербезопасности для чиновников. Как пояснил замглавы ведомства Александр Шойтов, создается портал для самообучения и тестирования, предназначенный для повышения киберграмотности госслужащих.

На базе высшей школы корпоративного управления РАНХиГС ранее создан Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации. Ранее сообщалось, что в 2021 году обучение по программам центра пройдут более 12 тыс. чиновников, большая часть из которых будет из регионов (75%), а до конца 2024-го более 50 тыс. госслужащих пройдут обучение навыкам цифровой трансформации.

Минцифры вводит образовательные курсы киберграмотности для чиновников

Минцифры предложило установить показатели эффективности в зависимости от региональных особенностей. Самые высокие показатели по количеству госслужащих, которые должны пройти «цифровое обучение», у Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ростовской областей, Краснодарского края. Это мотивирует регионы повышать «цифровую грамотность» работников местных органов власти, считают в ведомстве.

В октябре 2021 года по поручению заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко было запущено обучение госслужащих и сотрудников коммерческих компаний по программе повышения квалификации CDO (руководитель цифровой трансформации). Обучение организовано Минцифры России и проводится в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе Университета Иннополис.

Всего в рамках федерального проекта обучение по работе с большими данными пройдут более 15 тыс. человек. Слушатели могут выбрать один их курсов: «Методы и технологии, основанные на работе с данными» или «Управление, основанное на данных». После прохождения курса слушатели получат удостоверения о повышении квалификации.[2]

Старт записи школьников на бесплатные курсы по программированию в рамках госпроекта

19 октября 2021 года в России стартовала запись школьников на беспилотные курсы по программированию, которые организовало Минцифры в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

Чтобы принять участие в проекте, школьнику необходимо выбрать курс на сайте talent-it.ru, пройти входное тестирование на профориентацию и мотивацию, вместе с родителем заполнить анкету участника и заключить договор с образовательной организацией.

В рамках пилотного проекта записаться на один из 16 курсов и бесплатно выучить такие языки программирования, как Python, C#, Java, SQL, C++ и JavaScript могут школьники старше 14 лет, проживающие в пяти регионах страны: Белгородской, Новгородской, Пензенской областях, Республиках Татарстан и Саха (Якутия). В каждом из них обучение смогут пройти не менее 600 человек.

В России началась запись школьников на бесплатные курсы по программированию в рамках госпроекта «Кадры для цифровой экономики»

В каталоге проекта можно выбрать курсы от 8 образовательных организаций, отобранных оператором проекта – «Университетом 2035». Это «Алгоритмика», Университет Иннополис, «1С-Образование», «Фоксфорд», «Кодемика», Мобильное электронное образование, Университет «Синергия» и Центр современных образовательных технологий и систем.

Как отметил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, бесплатные курсы по программированию станут дополнением к базовой школьной программе по математике и информатике. Курсы продлятся до конца учебного года. В 2022 году проект будет масштабирован на все 85 регионов страны, а продолжительность обучения составит уже два года, что позволит школьникам планомерно и более глубоко освоить свою первую ИТ-профессию, подчеркнул он.

«
Подготовка ИТ-кадров – это одна из 42 стратегических инициатив Правительства. И курсы по программированию являются ее составной частью. Они станут стимулом для ребят связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с ИТ-сферой. На них молодые люди не только получат знания и опыт, но и в дальнейшем, они позволят им стать более востребованными специалистами на рынке, – добавил Чернышенко.[3]
»

Крупные российские вузы утвердили стратегии цифровой трансформации

К середине октября 2021 года крупные российские вузы утвердили стратегии цифровой трансформации, которые необходимы для того, чтобы перестроить административные и образовательные процессы.

15 октября 2021 года в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС состоялась защита отраслевого потока Минобрнауки. 94 руководителя в сфере образования и науки прошли обучение по программе «Реализация проектов цифровой трансформации» и разработали цифровые стратегии университетов.

Крупные вузы России утвердили стратегии цифровой трансформации

Разработанные стратегии по итогам обучения получили 16 вузов:

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки ввести должность проректора по цифровой трансформации. В обязанности нового руководителя войдет планирование инициатив по цифровизации вуза. Оценивать работу руководителей цифровой трансформации университетов будут Минобрнауки и Минцифры. С 1 сентября 2021 года во всех вузах появились «цифровые» проректоры.

По мнению директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксении Ткачевой, несмотря на то, что процесс цифровой трансформации уже давно не новость, а необходимость для большинства организаций и структур, не всем удается двигаться с одинаковой скоростью и гибкостью.

«
В традиционно консервативной сфере высшего образования только вследствие пандемии и необходимости организации дистанционной работы и обучения вузы начали активно внедрять новые цифровые инструменты и сервисы. Для ускорения этого процесса вышло распоряжение правительства о необходимости назначения руководителя цифровой трансформации (РЦТ) в каждом вузе, — отметила она.
»

Минцифры запустило госпроект по обучению школьников языкам программирования

5 октября 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ объявило о запуске в стране проекта по бесплатному обучению школьников языкам программирования. На первом этапе новыми курсами смогут воспользоваться учащиеся в Белгородской, Новгородской, Пензенской областей, а также республиках Татарстан и Саха (Якутия).

Как отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, более 2 тыс. школьников в этих пяти регионах смогут получить цифровые компетенции, которые будут полезны им для дальнейшей профориентации. Проект продлится до июня 2022 года, при этом содержание и продолжительность программ будут по итогам курса скорректированы, исходя из отзывов самих школьников, их родителей и учителей. Опыт и результаты пилотного проекта будут учтены во всероссийском проекте, запуск которого намечен на 2022 года, сообщил заместитель председатель Правительства РФ, чьи слова приводит пресс-служба Минцифры.

В октябре 2021 года школьники пяти регионов начнут изучать языки программирования

Обучение ориентировано на школьников старше 14 лет, которые смогут дистанционно изучать языки программирования: JavaScript, HTML/CSS, SQL, Python, Java, Bash/Shell/PowerShell, C#, PHP, C++, TypeScript и другие. Минимальная продолжительность курсов составит 144 академических часа. Курсы станут дополнением к базовой школьной программе по математике и информатике. 

При отборе курсов учитывается насыщенность школьной программы и возможность построить обучение так, чтобы ученики не были перегружены и сохраняли мотивацию на протяжении всей учебы, подчеркнула директор департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова.

Обучение входит в список мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

Заявку на обучение ученики смогут подать на сайте проекта с 15 октября 2021 года. При выборе образовательной программы для школьников будет организовано тестирование на профориентацию и мотивацию.[4]

Чернышенко: 340 вузов и колледжей адаптировались под цифровую экономику

К середине сентября 2021 года около 340 российских вузов и колледжей адаптировали свои программы под требования цифровой экономики. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко чьи слова приводит пресс-служба кабмина.

По его словам, актуализация программ прошла на базе Опорного образовательного центра Университета Иннополис при участии ведущих компаний в ИТ-отрасли, обновления охватывают более 1,6 тысячи дисциплин и направлений подготовки - большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности, технология беспроводной связи.

Дмитрий Чернышенко: 340 вузов и колледжей адаптировались под цифровую экономику

В актуализации и обновлении программ участвовали эксперты из «Яндекса», «Аэрофлота», Mail.ru Group, «», «Ростелекома», «Мегафона», «Газпром нефти», «РЖД», «Татнефти», Skyeng, ВТБ и другие. По каждой приоритетной отрасли создана рабочая группа, куда входят представители ведущих вузов, крупнейших индустриальных и ИТ-компаний, ФУМО и СПК, возглавляют группы заместители отраслевых министров.

В рамках пилотного проекта 25 вузов начали апробацию 30 образовательных программ, которые были разработаны по запросам коммерческих компаний, представляющих 11 приоритетных отраслей экономики. Предполагается, что по итогам пилота программы будут масштабированы на другие учреждения.

Такие обновления коснутся программ, которые готовят специалистов по направлениям: образование, здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии, городское хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, транспортная инфраструктура, энергетическая инфраструктура, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс и финансовые услуги.

«
Обучение новым компетенциям сформирует у студентов конкурентные преимущества, позволит им успешно трудоустроиться после выпуска из учебного заведения или даже в период обучения, — заявила директор департамента координации программ и проектов Минцифры Татьяна Трубникова.[5]
»

Россиян обучат цифровым профессиям за половину стоимости

Минцифры объявило о старте образовательного проекта «Цифровые профессии». Об этом стало известно 14 сентября 2021 года. Он должен помочь гражданам получить ИТ-образование за половину стоимости. Соответствующее мероприятие включено в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

Обучение предполагается проводить по 29 направлениям, включая Data Science, веб-аналитика, Product Manager, мобильная разработка, разработчик Python, технологии анализа данных, тестирование ПО, технологии искусственного интеллекта, веб-разработка, разработчик С++.

Курсы будут предоставлены «Нетологией», «Яндекс.Практикум», «Университетом Иннополис», Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Центром образовательных компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) и «Инвольта Образование».

Ожидается присоединение к проекту и других образовательных организаций: GeekBrains, Skillfactory, Skyeng, «1C-Образование», HackerU, Финансовый университет при Правительстве РФ, Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана и Российский экономический университет (РЭУ) им. Г.В. Плеханова.

«
В 2021 г. обучение должны будут пройти 5 тыс. человек, а до конца 2024 г. число слушателей курсов должно составить не менее 110 тыс. человек, — сказала директор департамента координации программ и проектов Минцифры Татьяна Трубникова.
»

«
Обучение длится не менее 250 академических часов, из которых 11 часов посвящены программированию, а это значит, что уже в ближайшие месяцы проект подготовит несколько тысяч ИТ-специалистов разного профиля, - добавил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

»

Стоимость курсов составляет от 18 тыс. руб. – столько стоит обучение по программе «Веб-разработчик» длиной четыре с половиной месяца. Слушатели смогут приступить к обучению после выбора программы и оплаты половины стоимости. Оператором проекта является «Университет 2035» (создан в рамках НТИ), который собира6ет заявки через сайт цифровыепрофессии.рф.

Власти не впервые задумались в помощи россиянам в обучению цифровой экономики. В конце 2018 г. в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» было включено мероприятие по реализации государственной системы стимулирующих выплат в виде персональных сертификатов от государства на формирование у трудоспособного населения компетенций цифровой экономики. На эти цели из федерального бюджета должно было быть выделено 2,9 млрд руб.

В 2019 г. для реализации соответствующей идеи Минэкономразвития и АНО «Цифровая экономика» были выбраны пять регионов: Республика Татарстан, Башкортостан и Якутия, а также Ростовская и Тульская области. Среди их жителей должно было быть распределено 5 тыс. сертификатов. Оператором проекта также был «Университет 20.35».

Сертификат давал возможность бесплатного обучения в онлайн- или смешанном формате по программе в сфере ИКТ и сквозных технологий цифровой экономики. Провайдерами образовательных услуг должны были стать организации высшего, среднего, профессионального и дополнительного образования, а также образовательные онлайн-платформы. По данным на 2019 год, объем одного сертификата составлял 15 тыс. руб. – на это сумму государство компенсировало образовательной организации обучение гражданина.

В 2020 г. проект был расширен на 48 регионов, гражданам было выдано еще 33 тыс. сертификатов. Обладателям сертификатов были доступны 22 образовательных курсов, включая искусственный интеллект, программирование и создание ИТ-продуктов, промышленный дизайн и 3D-моделирование, кибербезопасность и защита данных, цифровой маркетинг, цифровой дизайн и др. До конца 2021 г. должно было быть роздано 160 тыс. сертификатов.

Однако в конце 2020 г. у федпроекта «Кадры для цифровой экономики» сменился куратор: вместо Минэкономразвития им стало Минцифры. Сам федпроект также был радикально изменен. Источник, близкий к разработчикам нацпрограммы «Цифровая экономика», таким образом пояснил отказ от программы сертификатов на обучение цифровой экономики.

«
Цифровую профессию по сертификатам не получишь, а это не те ИТ-кадры, которые нужны, - сказал собеседник CNews. - Граждане, в основном, выбирали что-то из серии SMM или графический дизайн, а цифровой экономике нужны ИТ-специалисты, специалисты по анализу данных и т.д[6].
»

Утверждение 30 наборов цифровых компетенций для выпускников вузов

13 июля 2021 года в Минцифры РФ объявили об утверждении 30 наборов цифровых компетенций для выпускников вузов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Как сообщает пресс-служба ведомства, модели компетенций будут включены в новые программы высшего образования. После точечной апробации новые образовательные программы будут масштабированы на ведущие вузы страны.

В Минцифры РФ объявили об утверждении 30 наборов цифровых компетенций для выпускников вузов

Отбор компетенций провели 11 рабочих групп, в состав которых входят представители индустриальных и ИТ-компаний, а также руководящий состав федеральных министерств и ведущих вузов страны, федеральных учебно-методических объединений и советов по профессиональным квалификациям. Результаты работы позволили сформировать список профессиональных компетенций и социально-личностных качеств, необходимых выпускнику для трудоустройства по своей специальности, рассказали в пресс-службе Минцифры.

По словам директора Департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяны Трубниковой, компетенции, которые раньше не являлись ключевыми, к 2021 году стали необходимыми для квалифицированных и востребованных специалистов. 

«
Например, будущие технологи химической промышленности должны уметь работать с базами данных и цифровыми моделями технологических объектов. Рынок также ожидает, что выпускники будут владеть системами управления цифровым производством и принципами составления документации по цифровым проектам, — пояснила она.
»

Директор Института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова отметила высокую важность для подготовки формирования правильного видения «конечного результата». Обсуждение этапов актуализации образовательных программ на открытой экспертной площадке позволяет выработать правильные механизмы по подготовке востребованных специалистов, отвечающих требованиям современного мира, уверена она.[7]

Минцифры РФ создало консорциум вузов, чтобы готовить кадры для цифровой экономики

6 мая 2021 года стало известно о создании в России консорциума вузов по подготовке кадров для цифровой экономики. Это совместный проект Минцифры РФ и Университета Иннополис. Подробнее здесь.

2020

80 тысяч российских преподавателей обучат цифровым компетенциям в Университете Иннополис

80 тысяч российских преподавателей обучат цифровым компетенциям. Об этом 20 декабря 2020 года сообщил Университет Иннополис. Подробнее здесь.

Более 5 тысяч человек прошли обучение по программе КЛИК-Интенсив

23 ноября 2020 г стартует завершающий поток КЛИК-Интенсив 2020 года. За две недели слушатели программы познакомятся с широким спектром современных инструментов для работы с данными - от применения Microsoft Excel в ежедневной работе и практик визуализации данных до погружения в тему машинного обучения и `умных городов`. После успешного прохождения итоговой аттестации участникам выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации. Подробнее здесь.

«Почта России» стала участником акселерационно-образовательной программы развития антикризисных лидеров и команд цифровой экономики «КЛИК»

Почта России стала стратегическим партнером и участником акселерационно-образовательной программы развития антикризисных лидеров и команд цифровой экономики «КЛИК». Об этом Почта сообщила 21 сентября 2020 года. Подробнее здесь.

Ростех подготовит руководителей цифровой трансформации Пермского края

Госкорпорация Ростех 9 сентября 2020 года сообщила об участии в переподготовке кадров и реализации проектов, направленных на развитие электронных сервисов с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере информационных технологий в Пермском крае. Корпорация подготовит программу обучения руководителей цифровой трансформации (CDТO – Chief Digital Transformation Officer). Подробнее здесь.

Максут Шадаев: Мы удвоим число ИТ-специалистов в России

7 сентября 2020 года стало известно о поставленной Минкомсвязи задаче по двукратному увеличению количества ИТ-специалистов в России к 2024 году. Такими планами с ТАСС Информационное агентство России поделился глава ведомства Максут Шадаев. Подробнее здесь.

Путин утвердил положение о порядке организации экспериментов в кадровой работе

В конце августа 2020 года президент России Владимир Путин подписал указ, которым утвердил порядок организации экспериментов по применению новых подходов к организации федеральной государственной гражданской службы и обеспечению деятельности федеральных государственных гражданских служащих.

В частности, речь идет об экспериментах, предназначенных для тестирования «методов осуществления кадровой работы с использованием информационно-коммуникационных технологий» и «дистанционной формы осуществления гражданскими служащими профессиональной служебной деятельности».

В тексте указа говорится, что госслужащие будут участвовать в проектах добровольно. На период проведения эксперимента, но не более чем на один год в порядке, установленном законодательством РФ, могут изменяться условия служебных контрактов гражданских служащих-участников эксперимента.

Владимир Путин утвердил положение о порядке организации экспериментов в кадровой работе=

Ответственным за проведение эксперимента в федеральном государственном органе может быть назначено должностное лицо, замещающее должность гражданской службы не ниже заместителя руководителя федерального государственного органа, а в случае проведения эксперимента в нескольких федеральных государственных органах ответственным за проведение эксперимента в каждом из них может быть назначено должностное лицо, замещающее должность гражданской службы не ниже заместителя руководителя федерального государственного органа. Решение о целесообразности использования результатов эксперимента принимается президентом или Правительством РФ, указано в документе.

В июле 2020 года Владимир Путин дал поручения о «донастройке» трудового законодательства с учётом опыта последних месяцев использования цифровых технологий при оформлении трудовых отношений, а также о регулировании режимов удалённой занятости.[8]

Свыше 174 тыс. госслужащих получат компетенции в области управления данными, цифровой трансформации и госуправления

Продолжается подготовка «цифрового спецназа» - управленцев, которые будут заниматься модернизацией всей системы госуправления за счет внедрения технологий и цифровизацией всех аспектов жизни. Реализовывается это в рамках национальной программы «Цифровая экономика России», и нацелено на обучение государственных и муниципальных служащих управлению цифровой трансформацией. Об этом стало известно 22 июля 2020 года.

По национальной программе «Цифровая экономика» до 2024 года компетенции в области управления данными, цифровой трансформации и государственного управления получат свыше 174 тысяч госслужащих, включая руководителей высшего звена. Задача программ подготовки цифровых руководителей - CDTO (Chief Digital Transformation Officer) - обучение управленцев и команд, которые будут способствовать развитию цифровой экономики и цифровой трансформации госуправления, создание межрегионального сообщества лидеров цифровой трансформации. Обучение госслужащих проводит Центр подготовки руководителей цифровой трансформации, созданный в феврале 2019 года на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС под эгидой Минкомсвязи и Минэкономразвития.

В 2019 году слушателями программ стали 13490 госслужащих, в 2020 году обучение должны пройти 9775 чиновников, в том числе 50 заместителей федеральных министров и заместителей руководителей федеральных служб, 2000 руководителей и участников проектных офисов по цифровому развитию из всех регионов, 3127 государственных и муниципальных служащих в регионах, 4598 человек - в дистанционном формате.

Среди выпускников программы 2019 года - вице-премьер Виктория Абрамченко, министр здравоохранения Михаил Мурашко, замглавы Минкомсвязи Максим Паршин. Они и их коллеги из федеральных и региональных органов власти уже успешно реализуют полученные знания на практике. «Цифровые» заместители министров и руководителей федеральных служб появились уже практически во всех ведомствах, курирует их работу вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Одна из их ключевых задач - подготовка и реализация ведомственных трехлетних программ цифровой трансформации. Согласование, мониторинг и контроль исполнения таких программ будет осуществлять Минкомсвязи. Собственные программы цифровой трансформации проводят и регионы. Например, одним из представителей цифровой экономики с развитой инфраструктурой и историями успеха выступает Якутия. Об успехах региона в области цифры подробно рассказывает вышедший этой весной документальный фильм «Цифровой алмаз».

В 2020 году, на фоне возросшего в условиях пандемии значения электронных сервисов и ускорения цифровых процессов, отдельным направлением работы станет подготовка в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» антикризисных лидеров CDO (Chief Data Officer) и команд цифровой экономики (КЛИК). Обучение по программам управления, основанного на данных, станет проектно-акселерационным: 500 команд сформируют проекты, 50 из которых будут реализованы в региональных органах власти и крупных компаниях и корпорациях. Главным требованием к проектам цифровых команд станет человекоцентричность: они будут ориентированы на разработку востребованных в экономике антикризисных решений, доступных в формате «одного клика». Старт программы КЛИК запланирован на осень 2020 года.

Сотрудники мэрии Южно-Сахалинска при поддержке "Росатома" обучатся технологиям "бережливого умного города"

В мэрии Южно-Сахалинска в рамках подготовки к цифровой трансформации муниципалитета началось обучение сотрудников. В первой образовательной сессии участвовали 23 человека. В ежедневном режиме такие сессии пройдут для всех 600 работников муниципалитета. Проводят обучение эксперты оператора проекта цифровой трансформации – АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом»). Об этом РИР сообщил 16 июля 2020 года. Подробнее здесь.

15 тыс. человек смогут бесплатно получить допобразование в сфере интеллектуальной собственности

Рабочая группа «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика» утвердила требования к программам дополнительного профессионального образования (ДПО) для специалистов, руководителей и преподавателей̆ в сфере интеллектуальной собственности. Требования станут основой для конкурсного отбора организаций на разработку и реализацию образовательных программ, который будет объявлен в июле 2020 года. Об этом стало известно 25 июня 2020 года.

Требования к ДПО в области интеллектуальной собственности разработаны Центром компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035. Они включают в себя требования к структуре и содержанию программы обучения, к учебному плану и срокам обучения, а также к слушателям.

Согласно правилам, на старте обучения по программе должен быть определен уровень владения обучающимися изучаемых компетенций с возможностью сбора цифрового следа. Цифровой след предполагает тестирование слушателей ДПО на цели обучения и владение предметными знаниями перед прохождением программы, а также тестирование после обучения – определение уровня полученных знаний и рефлексия достижения поставленных целей. При этом входная, промежуточная, итоговая аттестации и рефлексия слушателей должны проводиться на платформе Университета 2035.

«
Всего в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» к 2024 году будет подготовлено 100 000 специалистов в области интеллектуальной собственности, 15 000 человек смогут повысить квалификацию уже в 2020 году. Программа бесплатна для слушателей, она финансируется за счет средств субсидии из федерального бюджета, - комментирует Сергей Пилипенко, директор направления «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика».
»

Программы будут охватывать следующие тематические области в сфере интеллектуальной собственности: правовая охрана результатов интеллектуальной̆ деятельности и средств индивидуализации в России и за рубежом; гражданско-правовые вопросы охраны информации в организации; особенности правовой̆ охраны и использования программного обеспечения и баз данных, технологий, разработанных в компании; проведение патентных исследований; маркетинг в сфере интеллектуальной̆ собственности; ведение бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов;

  • разработка договоров в сфере создания и использования результатов интеллектуальной̆ деятельности;
  • досудебное и судебное урегулирование споров в сфере интеллектуальной̆ собственности, в том числе, с использованием современных цифровых технологий в разных юрисдикциях;
  • правовое сопровождение экспортных операций в части интеллектуальной собственности;
  • оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности;
  • коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Качество образовательных услуг организаций будет контролироваться проведением независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных экспертов, а также путем получения обратной связи от слушателей, работодателей и преподавателей.

На июнь 2020 года в большинстве федеральных округов обучение по программам 2019 года завершено. Оно проводилось в образовательных организациях, отобранных по итогам конкурса.

Обучение по программам начнется после проведения конкурса образовательных учреждений, который планируется завершить июле-августе 2020 года.

2000 российских госслужащих разработают проекты цифровой трансформации и защитят их до конца года в РАНХиГС

До конца 2020 года в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС по программе «Реализация проектов цифровой трансформации» смогут пройти обучение 2000 руководителей среднего звена федеральных и региональных органов исполнительной власти, которые участвуют или планируют принять участие в реализации проектов по цифровой трансформации государственного управления на разных уровнях. Об этом стало известно 21 мая 2020 года.

В ходе вступительных испытаний, которые пройдут онлайн, потенциальные участники курса представят идею своего трансформационного проекта или опишут проект цифровой трансформации, над которым уже работают. Помимо изучения теории, участников курса ждет командная работа над проектами, которая будет организована дистанционно.

«
Работа над проектами в группах ― самая важная часть курса, поскольку эти проекты не учебные: каждый из них выйдет на защиту и получит оценки независимых экспертов. Лучшие инициативы, направленные на реальную цифровую трансформацию в госуправлении и разных отраслях, получат возможность реализации. Учитывая необходимость сохранить высокое качество групповой работы с учетом особенностей онлайн-формата, мы используем дополнительную инфраструктуру и привлекаем к сотрудничеству опытных модераторов и экспертов, которые будут сопровождать слушателей в течение всего курса, формируя единое информационное пространство,
комментирует директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Ксения Ткачева.
»

В ближайшее время занятия будут проходить в онлайн-формате, однако по мере смягчения карантинных мер и улучшения эпидемиологической ситуации слушатели смогут проходить обучение также в очно-заочном формате.

В ходе курса госслужащие обучаются работе с данными, изучают архитектуру ИТ-систем, а также развивают «мягкие навыки» (soft skills), такие как умение собрать команду и организовать совместную работу, навыки проектного управления и другие.

«
Исследователи нашего центра изучили опыт цифровой трансформации разных стран, и на основе полученных данных сделали вывод о том, что для полноценной трансформации и создания качественных государственных сервисов недостаточно привлечь хороших разработчиков и создать современную платформу. Успешная цифровизация госуправления невозможна без реорганизации бизнес-процессов, изменения организационной культуры ведомств, предварительной оптимизации процессов. Для того, чтобы выпускники Центра успешно развивали свои проекты, необходимо дать им соответствующие методические и управленческие инструменты вне зависимости от занимаемой в данной момент должности,
считает Ксения Ткачева.
»

Помимо программы «Реализация проектов цифровой трансформации» для служащих федеральных и региональных органов исполнительной власти, на май 2020 года в Центре продолжается обучение по программе «Руководитель цифровой трансформации» для руководителей высшего звена уровня заместителей министров и руководителей федеральных агентств (программа стартовала в марте 2020 года), а также по программе повышения квалификации «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции» для слушателей из российских регионов. Кроме того, в 2020 году Центр планирует реализацию программы онлайн-обучения «Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении».

Интервью TAdviser

В апреле 2020 года в интервью TAdviser спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития, гендиректор «Платформы Национальной технологической инициативы», возглавляющий направление «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков рассказал о формировании нового облика НТИ, уже достигнутых результатах организации, а также о результатах работы Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» - Университета 2035. Подробнее здесь.

Школы и детские лагеря получили 800 млн рублей на «прокачку» по математике и информатике

Министерство просвещения определило финалистов трех конкурсов на получение грантов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ими стали 104 образовательные организации из 39 регионов. Общий размер выделенных им грантов составляет более 800 млн рублей. Это следует из приказа Минпросвещения, размещенного ведомством на своем официальном сайте 2 апреля. скачать приказ

На выделенные средства в 2020-2021 году победители будут заниматься развитием образования в области математики, информатики и технологий цифровой экономики. Это включает проведение необходимых для этого мероприятий для школьников, обновление образовательных программ, закупку инновационного оборудования, а также повышение квалификации преподавателей, отмечается на официальном сайте нацпрограммы «Цифровая экономика».

Минпросвещения выделит 104 финалистам трех конкурсов на получение грантов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика» более 800 млн рублей. (фото - st.vkonline.ru)

Победителями конкурса на получение грантов на проведение тематических смен для школьников по передовым направлениям математики, информатики и цифровых технологий стали 28 сезонных лагерей и общеобразовательных организаций из 17 регионов. Наибольшие гранты получат следующие организации:

  • «Евпатория-Крым-Курорт», Евпатория (50 млн рублей);
  • «Межшкольный эстетический центр», Краснодар (40 млн рублей);
  • «Оздоровительный лагерь будущих предпринимателей и защитников природы «Надежда», Махачкала (38 млн рублей).
  • Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий, Ижевск (39,9 млн рублей);
  • Частное учреждение дополнительного образования «Школа Нооген», г.Новосибирск (32 млн рублей);
  • Центр анимационной педагогики «Зеленые лица», с. Боровое (31,3 млн рублей);
  • «Оренбургский учетно-финансовый техникум», Оренбург (30 млн рублей);
  • «Центр непрерывного образования «Эдиком», Красноярск (28,8 млн рублей);
  • Агентство гуманитарных технологий «Политика развития», Москва (27 млн рублей);
  • «Региональный центр информатизации и оценки качества образования», Ижевск (22 млн рублей);
  • Центр дополнительного образования «Планирование карьеры», Томск (18 млн рублей);
  • «Российские железные дороги», Москва (16,5 млн рублей);
  • Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование, Москва (14,8 млн рублей);
  • Московский авиационный институт, Москва (11,5 млн рублей).

«
На сменах школьники получат возможность изучить цифровую технику, компьютерные программы, робототехнику, лазерную резку, освоить 3D-принтер и создать 3D-модели. В 2020 году стать участниками таких смен в формате кампуса молодежных инноваций смогут не менее 5 тыс. человек. Кампус предполагает не просто приобретение новых навыков, но и взаимодействие с компаниями из реального сектора экономики, - сообщается на сайте «Цифровой экономики».
»

Победу в конкурсе на получение грантов на развитие и распространение своего опыта в преподавании математики, информатики и технологии одержали 62 образовательные организации из 35 регионов. Максимальный размер гранта в данном конкурсе составил 6 млн. рублей. Гранты в таком размере получили 14 организаций, среди которых, в частности, Нюрбинский технический лицей имени А.Н. Чусовского и Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В.Гордеева.

«
Обладатели грантов станут наставниками для подопечных школ, чтобы повысить их уровень в обучении школьников, а показателем эффективности выступят, в том числе, улучшенные результаты ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад учащихся. Школы-наставники должны разработать методику для организации занятий в подопечных школах и привлечь к преподаванию профильные вузы и бизнес, - отмечается на сайте «Цифровой экономики».
»

Финалистами конкурса на создание и поддержку организаций дополнительного образования детей и детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики стали 35 образовательных организаций из 26 регионов. Наибольшие гранты, в размере 3 млн. рублей, получила 21 образовательная организация. Среди них, к примеру, лицей № 1 имени АС. Пушкина города Томска и Амурский государственный университет.

«
Школьники 5-11 классов смогут бесплатно обучаться в кружках математике и информатике, развивая свое критическое, креативное и продуктовое мышление. К обучению будут привлекаться преподаватели из профильных вузов, а на площадках этих организаций будут также проходить мастер-классы, акции, воркшопы, проектные олимпиады, хакатоны и другие мероприятия, - поясняется на сайте «Цифровой экономики».
»

Интервью TAdviser c Борисом Нуралиевым - руководителем рабочей группы по направлению «Кадры для цифровой экономики» при АНО «Цифровая экономика»

В марта 2020 года в интервью TAdviser руководитель рабочей группы по направлению «Кадры для цифровой экономики» при АНО «Цифровая экономика» и руководитель комитета АПКИТ по образованию Борис Нуралиев рассказал кадровом голоде и о планах по цифровизации отечественной экономики. Подробнее здесь.

Почему ИТ-шники идут в госсектор, где зарплаты до 30% ниже рынка. Дискуссия на конференции TAdviser

Какие новые требования и к каким сотрудникам предъявляют процессы информатизации госструктур? В ходе дискуссионного обсуждения «Кадры цифровой экономики», развернувшегося на конференции TAdviser Government Day 11 марта, многим слушателям открылись новые глубины вопроса, о которых, возможно, они даже не подозревали. Подробнее - в статье «Почему ИТ-шники идут в госсектор, где зарплаты до 30% ниже рынка».

2019

Обучено 2 350 госслужащих из 21 региона

7 мая 2020 года Университет Иннополис опубликовал отчёт за 2019 год. Согласно документу, специалисты ИТ-вуза обучили 2 350 госслужащих из 21 региона по программам «CDO (Chief Data Officer) — управление, основанное на данных» и «CDTO — Chief Digital Transformation Officer: руководитель цифровой трансформации».

«
Мы продолжаем готовить кадры для трансформации общества и формирования технологического суверенитета на всех возможных уровнях, внедряем наш опыт по развитию современных компетенций в других субъектах федерации, делимся практикой с глобальным образовательным сообществом.

рассказал Кирилл Семенихин, директор Университета Иннополис
»

При поддержке ИТ-вуза 5 000 школьников и 450 работников сферы образования из 40 стран мира обучились по ключевым направлениям цифровой экономики: информатика, математика, искусственный интеллект, информационная безопасность, робототехника. Подробнее здесь.

МЭР и РВК создают венчурный фонд для проекта «Кадры для цифровой экономики»

Министерство экономического развития Российской Федерации и РВК согласовали основные параметры по организации деятельности и финансированию венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики. Документ подписали в июне 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов и генеральный директор РВК Александр Повалко.

Фонд создается во исполнение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительства РФ для развития перспективных образовательных технологий с использованием лучших мировых технологических решений для повышения эффективности и доступности образования. В рамках деятельности Фонда запланировано развитие российских технологичных компаний в области образования с их последующей экспансией за рубеж, а также трансфер мировых образовательных технологий в Россию.

Общий объем фонда составит 7 млрд рублей за счет предоставления РВК из федерального бюджета в 2019-2021 гг. бюджетных инвестиций с увеличением на эквивалентную часть участия РФ в уставном капитале РВК. Срок деятельности Фонда составит 10 лет с возможностью двукратного продления на срок 1 год. Фонд будет организован в форме инвестиционного товарищества, при этом управляющий товарищ Фонда будет определен в результате процедуры открытого отбора.

В рамках деятельности Фонда планируется организовать акселерационную деятельность, что позволит расширить воронку потенциально успешных проектов и стимулировать развитие новых технологических решений.

2018

По итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, прошедшего 9 февраля 2018 года, утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, любое предприятие, любое производство, любая сфера деятельности – это всегда люди, которые работают.

«
Нам нужны современные специалисты, которые хорошо ориентируются в цифровой среде, которые понимают, как применять новейшие технологии и в своей работе, и просто в жизни. И того, что казалось нам выдающимся, скажем, в 1990-е годы, то есть стандартного владения компьютером на бытовом уровне, сегодня уже явно недостаточно, - отметил премьер.
»

По его словам, нужно совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами.

«
У нас должно появиться больше выпускников университетов, которые обладают базовыми компетенциями цифровой экономики. Больше выпускать ИТ-специалистов и больше тех, кто уверенно пользуется этими технологиями. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой. К этому нужно привлекать и работодателей. Им самим выгодно, если их сотрудники будут развиваться, получать дополнительные знания. А крупные компании, в том числе с государственным участием, могли бы создавать обучающие сервисы, курсы, - добавил Медведев.
»

Цели

Дорожная карта по направлению «Кадры и образование» содержит 5 основных целей:

  • Создание системы мотивации граждан по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России
  • Система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся, готовить компетентные кадры для цифровой экономики
  • Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики
  • Работодатели должны содействовать развитию персонала с учетом требований цифровой экономики
  • Создание условий реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Задачи

Для достижения перечисленных целей должны быть решены 13 задач:

  • Мотивировать и содействовать гражданам, в том числе старшего возраста, на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать высококвалифицированных иностранных граждан на участие в развитии цифровой экономики России
  • Сформировать и внедрить в систему образования требования к ключевым компетенциям цифровой экономики
  • Система образования обеспечивает всестороннее развитие человека в новой цифровой среде и выявляет таланты
  • Система высшего и среднего профессионального образования работает в интересах подготовки и адаптации граждан к условиям цифровой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Система дополнительного профессионального образования работает в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Разработать и апробировать концепцию ключевых компетенций и моделей компетенций цифровой экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса, образования и общества в целом в условиях цифровой экономики
  • Разработать механизм независимой аттестации (оценки) компетенций кадров в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики
  • Создать формат использования персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определить правила доступа к этой информации физических и юридических лиц в рамках апробации
  • Обеспечить необходимое и достаточное использование профилей компетенций и персональных траекторий развития
  • Обеспечить учет задач цифровой экономики в квалификационных требованиях к работникам и системах оценки квалификаций
  • Организационное обеспечение реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Ожидаемые результаты

После выполнения мероприятий программы, которые рассчитаны на 2018 – 2021 годы, разработчики плана ожидают конкретных результатов. К примеру, должна быть разработана система распространения персональных цифровых сертификатов. Должен появится механизм оценки уровня компетенций, результаты которой дадут преимущества поступающим в вузы (цифровой аналог нормативов ГТО). Будут разработаны программы обучения и тестирования, направленные на формирование ключевых компетенций цифровой экономики. Ожидается появление системы нормативов по компетенциям цифровой экономики для всех возрастов.

Помимо этого, должен появится приоритетный проект "Цифровая школа" и разработана концепция комплексной отчуждаемой системы знаний, программного и аппаратного обеспечения, которая может быть тиражирована в регионах России. Образовательные организации должны будут приступить к использованию персональных профилей компетенций обучающихся и обеспечить персональные траектории их развития. Число принятых на обучение по программам высшего образования в сфере ИТ за несколько лет должно увеличится с 60 до 120 тыс. студентов.

Для педагогов должны быть разработаны программы повышения квалификации с учетом стандартов "Ворлдскиллс Россия" по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики (не менее 5000 педагогов ежегодно должны проходить программы повышения квалификации).

Как минимум в 15 городах страны с высоким научным потенциалом должны появится акселераторы по взращиванию проектных команд в интересах цифровой экономики. Кроме того, должно быть создано не менее 7 венчурных фондов с участием университетов, их выпускников, компаний-партнеров для финансирования студенческих стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии.

В стране должна быть создана система цифровых бонусов, позволяющая учащимся получать вознаграждения за различные достижения (победа на олимпиаде или в спортивном состязании, общественная активность и т.п.) и запускать стартапы, получать инвестиции венчурных фондов, проходить программы акселерации, осуществлять другие виды предпринимательской активности в виртуальной среде.

Должна появиться комплексная образовательно-акселерационная среда, позволяющая школьнику, студенту, молодому ученому и специалисту независимо от места проживания получить знания, навыки и опыт предпринимательской деятельности, доступ к передовым "сквозным технологиям" цифровой экономики, доступ к ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса, вход в сообщества и экспертные сети в области технологий и предпринимательства. В создание и развитие данной среды, как ожидается, будут вовлечены ассоциации и объединения школ, вузов и колледжей, отдельные активные образовательные учреждения, бизнес-объединения и отдельные компании, регионы и отдельные активные территориальные образования.

В период выполнения программы будет отобрано до 1000 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области перспективных "сквозных" технологий цифровой экономики. Кроме того, планируется освоение практики учета предпринимательских достижений обучающихся в качестве выпускной квалификационной работы ("стартап как диплом").

К концу 2021 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике, при этом обучение по программам должны пройти 5 млн человек.

Примечания