2024/04/24 11:31:30

Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

После ухода зарубежных вендоров российские разработчики программных продуктов быстро заняли освободившиеся ниши. Сегодня одна из ключевых задач заказчиков — перевод ИТ-инфраструктуры на отечественные решения. Недостатка в российских продуктах нет, но нужно позаботиться о совместимости ПО и аппаратных средств. Об особенностях рынка и деятельности вендоров и системных интеграторов в беседе с и.о. руководителя отдела маркетинга «Базальт СПО» Дариёй Марковой рассказал Игорь Лейпи, директор управления по работе с государственными организациями ПАО ГК Softline.

Дария Маркова, и.о. руководителя отдела маркетинга «Базальт СПО»: В последние годы многие российские компании фокусировались на решении задач, нацеленных на обеспечение технологического суверенитета. Будет ли актуальной эта тема в 2024 году?

И. Лейпи: Стремление к технологическому суверенитету — один из факторов, оказавших сильное влияние на развитие российского ИТ-рынка. Компании наладили выпуск продуктов, которые заняли место ставших недоступными зарубежных аналогов. Но сегодня стоит задача не просто замены иностранных решений на российские. Задача наших дней намного сложнее и масштабнее — это построение ИКТ-инфраструктуры российских компаний и государства на полностью импортонезависимых решениях. К слову, сейчас заказчикам есть из чего выбирать, — на рынке представлены как уже хорошо зарекомендовавшие себя и проверенные продукты, так и новые интересные разработки. На их основе создаются решения, отвечающие практически любым требованиям.

Основа любой информационной инфраструктуры — операционные системы, средства виртуализации и контейнеризации. Должен сказать, что российские разработчики имеют хорошие позиции в этих сегментах и могут насытить рынок отечественными продуктами.

Д. Маркова: Можно ли утверждать, что рынок операционных систем уже сложился и поделен между российскими поставщиками? Исчерпан ли потенциал его развития, есть ли возможности для роста компаний-разработчиков?

И. Лейпи: До сих пор доминирующие позиции в сегменте ОС для десктопных систем занимала компания Microsoft. Ее программные продукты были установлены на большинстве российских компьютеров. То же можно сказать и о ПО для серверов — заокеанский вендор и здесь пока остается лидером. Но ситуация быстро меняется.

Д. Маркова: Два года назад выручка Microsoft в России составила 6,9 млрд. руб. Это в разы больше, чем было у российских поставщиков ОС. По данным СМИ, суммарный оборот трех ведущих отечественных компаний на тот момент — около 2,23 млрд. руб.

И. Лейпи: Сегодня уже ничто не мешает нашим разработчикам заполнять освободившиеся ниши. Судя по динамике спроса, объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое.

Это большое поле деятельности для российских поставщиков ОС, потому что начиная с появления ИТ-рынка в России практически все коммерческие компании и государственные организации (за редким исключением специфических отраслей, например, ОПК) оснащались ПО западных гигантов – Microsoft, Oracle, IBM и пр. Сегодня, когда нет альтернатив, пришло время переходить на отечественное ПО. Потенциальный спрос здесь огромен, работы хватит всем.

Д. Маркова: Что сейчас происходит на ИТ-рынке? Какие приоритетные задачи стоят перед российскими компаниями?

И. Лейпи: Как я уже говорил, главная тенденция — перевод всех ключевых элементов инфраструктуры на отечественные разработки, в том числе программные продукты. Очевидно, что, выбирая ПО, каждая организация руководствуется своими критериями. Нередки случаи, когда заказчик приобретает серверные ОС у одного поставщика, а десктопные — у другого. Надо отметить, что операционные системы «Альт», которые входят в число наиболее востребованных, как и другие российские ОС, созданы на базе Linux. Поэтому при масштабной миграции с западных платформ важно обеспечить совместимость российских программных продуктов, оборудования и периферийных устройств разных производителей друг с другом.

Здесь еще есть определенные сложности. Система взаимодействия «вендор-интегратор-заказчик» не полностью выстроена, наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Некоторые компании-разработчики занялись несвойственным для себя делом — создают сервисные подразделения по внедрению собственных продуктов. Но именно в этом кроется ряд рисков для заказчика: экспертиза по собственным продуктам у них достаточно высока, но, в отличие от экспертизы интегратора, недостаточна, чтобы качественно обеспечить интеграцию с решениями других производителей, на которых построена инфраструктура клиента.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.7 т

В этой ситуации важно правильно выстроить отношения между компанией-разработчиком и партнером-интегратором. «Базальт СПО» и ГК Softline считают обеспечение совместимости разных решений в инфраструктуре заказчиков одной из приоритетных задач для наших компаний. Мы уделяем большое внимание тестированию на совместимость почти со всеми существующими на российском рынке не только программными, но и аппаратными решениями. Ведем работу по созданию готовых программно-аппаратных комплексов (ПАК), особо востребованных у госзаказчиков. С этой целью мы внимательно отслеживаем тенденции рынка, изучаем новинки, учитываем все запросы заказчиков, в том числе, чтобы совершенствовать методики тестирования.

Д. Маркова: Решить такую задачу в одностороннем порядке сложно, практически невозможно. Нужна постоянная связь с партнерами и заказчиками.

И. Лейпи: Для этого мы регулярно проводим отраслевые конференции. Так для наших госзаказчиков мы уже три года подряд проводим мероприятие, посвященное переходу на импортонезависимые решения. Чтобы для всех участие было полезным, – (не только предоставить возможность вендорам выступить и рассказать о своих новинках, а нам, как интегратору – о своих услугах), мы перешли на формат дискуссий и обсуждений с заказчиками, чтобы более детально выявить их проблемы и стоящие задачи. Ведь главная для нас ценность — это обратная связь от наших клиентов.

Индивидуальное общение с представителем заказчика не дает той полной и исчерпывающей информации по текущей ситуации, которую можно получить, собравшись всем вместе. Обмен мнениями, интересные и полезные идеи разных сторон позволяют нам с партнером-разработчиком учитывать в дальнейшем гораздо больше деталей и нюансов в совместных проектах.