2020/09/07 15:56:19

Первая чёрная бухгалтерия по подписке.
Как бизнесу обезопасить себя перед банками?


Содержание

В рамках обзора облачных сервисов для бизнеса, мы знакомим Вас с любопытным его участником — компанией «Чёрная Бухгалтерия». Это новый формат сервиса на финтех рынке, который автоматизирует налоговый учёт предпринимателей и помогает избежать блокировки счета в банке. В интервью с бренд-директором сервиса мы поговорили о том, почему в современных реалиях можно пренебречь разработкой приложения и как начать продавать услуги конкурентам.

Если с налоговым учётом всё более-менее понятно, то такой продукт по подписке как комплаенс-поддержка, мы видим впервые. Да ещё и под авторством «Чёрной Бухгалтерии». Давайте разберёмся!

Что такое Комплаенс?

Комплаенс (англ. compliance) — соответствие требованиям, нормам. В данном случае имеются в виду требования банков и регулятора, направленных на исполнение ФЗ №115 «О противодействии и легализации доходов, полученных преступным путём».

О проблеме блокировок, затрагивающих честных предпринимателей, вещают из каждого утюга уже несколько лет. Вы уже могли встречать эти инструкции: не снимайте наличные, проверяйте контрагентов, оперативно предоставляйте в банк необходимые сведения о сомнительных операциях. Правительство и Банк России несколько лет ведут борьбу с серыми доходами, и вводят всё новые требования для борьбы с легализацией и отмыванием средств, а ответственность за исполнение этих требований легла на плечи коммерческих банков. И не было бы в этом никакой проблемы, если бы блокировки не касались честных предпринимателей, которые априори не могут работать в рамках этих требований — общепит, таксопарки, грузоперевозки, строительство и почти все, чьи клиенты физлица.

Смотрим на мир глазами банка

Мы много лет развивали сервисы в банках для бизнеса и знаем всю кухню изнутри. В нашей команде работают бывшие сотрудники отделов финмониторинга и консультанты центробанка — это профессионалы своего дела, которые теперь «по ту сторону баррикад», защищают предпринимателей от неочевидных проблем и рисков. А как работают банковские комплаенс—службы?

У каждого банка есть свой лимит «сомнительных операций», за превышение которого он рискует потерять лицензию. Чтобы застраховать себя от этого, банки внедряют сложные системы финансового мониторинга и создают комплаенс-отделы. Обслуживать их работу стоит больших денег, поэтому, чтобы компенсировать издержки, банки ввели отдельные «заградительные» комиссии — если вам нужна наличка, будьте готовы платить от 10% комиссии и выше. Если происхождение этих средств будет вызывать сомнения, то их движение и доступ к счёту заблокируют «до выяснения».Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 148.8 т

Со временем, руководству прогрессивных банков стало понятно, что даже такая комиссия не покрывает стоимости привлечения нового клиента, а значит нужен более лояльный способ заработка на тех, чьи операции могут вызвать вопросы у регулятора. Так появились «индивидуальные лимиты» — банковский продукт с регулярным платежом, по которому вы договариваетесь с банком о бóльшем объеме вывода средств с фиксированной комиссией, предоставив исчерпывающую информацию о своих бизнес-процессах и контрагентах.

Происхождение денег — главный вопрос, волнующий банковский комплаенс. Его задача максимально отбелить операции своих клиентов, не превышая допустимый центробанком лимит, но, к сожалению, подавляющее большинство банков действуют по консервативному сценарию: обнаружить, обезвредить, заблокировать. И тут начинаем работать мы.

В чём отличие и выгода комплаенс-поддержки «Чёрной Бухгалтерии»?

Наша цель: обеспечить безопасную работу тем, чей честный бизнес не может существовать в рамках «слепых требований» закона:

  • Тем компаниям, что уже сталкивались с банковскими проверками и знают им цену
  • Тем, кому наличные остро необходимы для работы, но снимать большие суммы дорого
  • Тем, чья репутация испорчена безосновательной блокировкой, и кто раз за разом вынужден получать отказы в открытии новых банковских счетов

Мы выступаем в роли личного ассистента в отношениях с налоговой и банком, чтобы клиенты могли сосредоточиться только на развитии своего бизнеса. Никакой бюрократии и затяжных проверок со стороны банка — то, что мы можем пообещать. В отличие от комплаенс-служб банка, у нас нет цели ограничивать клиентов и зарабатывать на повышенных комиссиях. Многие компании из «рисковых отраслей» смогли снова начать работать благодаря нам. Один из таких примеров мы опубликовали в рамках обзора.

Как это работает?

Мы взяли за основу алгоритмы распознавания и прогнозирования, которые используются банками, и дополнили их реальными сценариями работы — учли сферу деятельности и особенности бизнеса. На основе этих данных мы готовим развёрнутые отчёты о рисках блокировки счёта и проверяем репутацию контрагентов, даём рекомендации для соблюдения общих требований. Всё это время алгоритм самообучается, а мы ведём диалог с клиентами в мессенджерах, потому что сегодня все там общаются. Для удобства мы создали отдельный Telegram-бот, в котором сохраняются все рекомендации и отчёты для клиента.

Если в процессе анализа мы видим потенциальные угрозы, то приглашаем клиента на видеовстречу с нашим комплаенс-офицером, где помогаем заранее сформулировать обоснование экономического смысла операций. Это важная часть работы нашего сервиса — лично поговорить и помочь избежать неприятностей. Мы можем посоветовать сменить банк или открыть резервный счёт, если видим в этом необходимость, а также имеем опыт ходатайства перед решениями банков и регулятора. Комплаенс-поддержка «Чёрной бухгалтерии» — это первый продукт для защиты от блокировки счёта, который помогает сохранить бизнес белым.