2024/02/13 14:42:58

Александр Бровко, МТС Линк: Основная цель наших изменений и обновлений — вывести командное взаимодействие на новый уровень

На вопросы TAdviser по текущему состоянию, трендам российского рынка унифицированных коммуникаций, о причинах и целях ребрендинга, о сервисах компании, планах развития бизнеса на этот год ответил Александр Бровко, директор по продукту МТС Линк.

Александр
Бровко
Сейчас можно отметить рост доверия к российским сервисам. У компаний была возможность убедиться в стабильности и функциональности российских разработок.

С развитием технологий появляются новые термины («автоматизация» — «цифровизация», «инфобезопасность» — «киберустойчивость»). Термин «унифицированные коммуникации» пока не устарел? Почему?

Александр Бровко: Действительно, термин «унифицированные коммуникации» существует уже довольно давно. Но с развитием технологий его смысл расширяется за счет добавления новых коммуникационных возможностей. Мы предпочитаем рассматривать понятие так, как его определяет компания Gartner. В частности, классическое определение Gartner включает тезис: наибольшая ценность унифицированных коммуникаций состоит в том, что они позволяют исключить задержки в бизнес-процессах компаний, обусловленные нерезультативными попытками установить связь сотрудников друг с другом. Мы в МТС Линк как раз работаем над этим: создаем продукты, которые помогают команде ощущать себя единым целым, даже если она работает удаленно или в гибридном формате. С нашими решениями сотрудники распределенных команд могут быть уверены, что задачи будут выполнены так же качественно и быстро, как если бы они находились в офисе.

Если обрисовать ситуацию в целом, на Ваш взгляд, на какой стадии переформатирования находится российский рынок унифицированных коммуникаций сегодня, через два года после исхода западных вендоров (насыщенность продуктами, уровень зрелости российских UC-систем, темпы роста этого сегмента и др.)?

Александр Бровко: В третьем квартале 2023 мы совместно с аналитическим центром TAdviser оценили востребованность сервисов для коммуникаций в крупном бизнесе. Опрашивали технических директоров из самых разных организаций — от промышленных и финансовых до вузов. Исследование показало, что доля российских решений действительно растет. Но потенциал рынка все еще остается высоким. 39% компаний уже пользуются исключительно российскими платформами видеоконференций, но 60% все еще используют одновременно несколько сервисов — продолжают применять ранее внедренные зарубежные решения и параллельно тестируют российское программное обеспечение.

Применение только зарубежных приложений подтвердил только 1%. Крупный бизнес сейчас не рискует полагаться на западные технологии: встречаются случаи их внезапного отключения, прекращения поддержки и отказов в продлении лицензий. Также возникают сложности с оплатой.

Сейчас можно отметить рост доверия к российским сервисам. У компаний была возможность убедиться в стабильности и функциональности российских разработок. Дополнительные преимущества перед зарубежными сервисами — ориентированность на локальный рынок, оперативная русскоязычная техподдержка, соответствие всем требованиям законодательства.

Какие тренды в области унифицированных коммуникаций присутствуют на рынке?

Александр Бровко: Главный тренд в сфере делового общения в целом — это гибридные коммуникации. Препятствий к работе в офисах уже не существует, но в то же время многие компании, особенно технологические, не планируют полностью отказываться от дистанционного формата. Недавно мы вместе с hh.ru провели исследование, которое показало, что с 2021 по 2023 год доля вакансий с гибридным режимом работы выросла втрое.

Корпоративные пользователи становятся все более требовательными к инструментам коммуникации. Сейчас в компаниях обращают внимание не только на качество и стабильность связи, но и на спектр возможностей для бизнеса и удобство интеграции сервисов с IT-инфраструктурой.

Отдельный тренд — повышенное внимание к информационной безопасности. Применение современных протоколов шифрования, защита от DDoS-атак, двухфакторная аутентификация, хранение данных пользователей на территории РФ, возможность настроить единый вход SSO, интеграция с SIEM-системами — все это сейчас очень актуально. Компании с особыми требованиями к хранению данных намерены разворачивать платформы на собственных серверах.

Также мы считаем, что движение к интеграции продолжится — будет расти востребованность платформ унифицированных коммуникаций, объединяющих все виды бизнес-коммуникаций, от чатов до вебинаров, в одном интерфейсе. Полного возвращения в офисы ожидать не приходится, а унифицированные коммуникации способны сделать решение всех рабочих вопросов в онлайне даже эффективнее, чем в офлайне. Вся наша работа над интеграциями, создание новых средств коммуникации — именно про это. Fortune Business Insights предсказывает, что мировой рынок унифицированных коммуникаций и инструментов совместной работы будет расти на 17,7% в год до 2030 года. Темпы роста в России могут оказаться такими же или выше.

Есть ли у заказчиков потребность в использовании искусственного интеллекта? Для решения каких задач?

Александр Бровко: Да, искусственный интеллект является одним из основных драйверов развития технологий, в том числе и в бизнес-коммуникациях. Исследование TAdviser показало, что 57% крупных компаний заинтересованы в применении технологий ИИ для распознавания речи. Еще 8% ждут от ИИ умных подсказок и рекомендаций по проведению мероприятий. 58% подтверждают интерес к интерактивным инструментам в сервисах онлайн-коммуникаций (в том числе для проведения опросов, голосований).

В следующем году можно ожидать появления большого количества подобных инструментов. Например, мы уже внедрили расшифровку и автоматическую генерацию итогов встречи; планируем внедрить транскрибацию речи в реальном времени и полезную функцию для опаздывающих на встречи — искусственный интеллект сможет выдавать пересказ начала мероприятия, если участник его пропустил. Заказчикам будут полезны также различные рекомендательные системы для оценки эффективности мероприятий.

В связи с чем возникла идея и потребность в новом бренде — МТС Линк?

Александр Бровко: Хотя вебинары остаются важной частью нашего продукта, бренд Webinar перестал передавать всю суть нашего предложения. Мы уже давно говорим об обновлении стратегии: от разработки продуктов для онлайн-обучения мы пришли к созданию UCaaS-платформы для бизнеса. Теперь наш бренд объединяет все виды деловых коммуникаций: онлайн-встречи и командную работу с интерактивными досками, корпоративный мессенджер, корпоративное обучение (вебинары и курсы), а также масштабные трансляции телевизионного качества. Все это мы развиваем не как разрозненные сервисы, а как целостную коммуникационную экосистему. МТС Линк помог нам концептуально объединить наши решения и отразил метафору слаженной совместной работы.

Изменилась ли существенно клиентская база компании после ребрендинга?

Александр Бровко: Ребрендинг закрепил смену бизнес-стратегии, которая началась намного раньше. Поэтому мы продолжаем фокусироваться прежде всего на крупном бизнесе (Enterprise-сегмент). При этом наши решения подходят для компаний любого размера, поэтому представителей малого и среднего бизнеса среди наших заказчиков тоже достаточно много. Также мы активно работаем с организациями образования и государственного сектора.

Какого рода проекты сегодня наиболее актуальны: миграция с западных систем, модернизация унифицированных коммуникаций, организация UC с нуля…?

Александр Бровко: Миграция с западных систем остается самым распространенным сценарием, поэтому мы уделяем значительное внимание процессу интеграции сервисов МТС Линк в существующую инфраструктуру заказчика. Кроме того, мы решаем все вопросы внедрения, наша служба технической поддержки доступна круглосуточно, в том числе, прямо в чате любого онлайн-звонка или вебинара. Также мы помогаем проводить онбординг пользователей, мы разработали специальные простые для восприятия видеоинструкции и материалы.

Расскажите об интересном кейсе внедрения.

Александр Бровко: Одной из приоритетных отраслей для нас всегда была сфера высшего образования. Для вузов сейчас актуально гибридное обучение: многие стараются объединить студентов, которые приходят в аудитории, и тех, кто учится удаленно. Технологии сегодня позволяют одинаково эффективно вовлекать в учебный процесс и тех, и других.

Сервисы МТС Линк отлично подходят для гибридных коммуникаций. Здесь показателен кейс Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. ВШМ СПбГУ разрабатывает собственную концепцию гибридной аудитории, а в ее основу легли именно наши технологии. Наши разработчики в партнерстве с технической командой ВШМ СПбГУ создали версию приложения МТС Линк для ВКС-терминалов, установленных в вузе. Теперь мы готовы развивать и масштабировать проект. Например, гибридная аудитория по модели ВШМ СПбГУ уже внедряется в Дальневосточном федеральном университете.

Кстати, партнерством с ВШМ СПбГУ наш интерес к гибридным коммуникациям не ограничился. В октябре мы вывели на рынок модуль Линк Rooms — программное обеспечение и оборудование для переговорных комнат. Заказчикам доступны два варианта установки: замена ПО там, где уже установлено оборудование, или установка нового программно-аппаратного комплекса на базе оборудования Yealink. В него входят дисплеи, камера, саундбар, микрофон, терминал, адаптер для трансляции контента с носимых устройств и предустановленное ПО Линк Rooms.

У МТС Линк есть партнерская сеть? Что она собой представляет?

Александр Бровко: Да, развитие партнерской сети – одно из стратегических направлений развития нашего бизнеса с 2023 года. Весной прошлого года мы запустили партнерскую программу, в рамках которой предоставляем нашим партнерам возможности для обучения, развития и совместного маркетинга. Сегодня в нашей программе участвуют четыре дистрибьютора и более пятидесяти авторизованных партнеров с различными статусами. Более двадцати партнеров сейчас проходят обучение и находятся в процессе авторизации.

Для нас важно, чтобы наши партнеры хорошо знали наши продукты и могли достойно представить их потенциальным клиентам, а также вести проекты по внедрению и интеграции с инфраструктурой клиента. За год партнерские продажи значительно выросли, и мы будем продолжать подключать новых партнеров.

Планы по развитию бизнеса на этот год?

Александр Бровко: В 2024 мы планируем завершить создание полноценной платформы унифицированных коммуникаций, ключевым элементом станет запуск корпоративного мессенджера Линк Чаты, который сейчас активно тестируется. В частности, мы активно применяем его для собственных коммуникаций.

Основная цель наших изменений и обновлений — вывести командное взаимодействие на новый уровень. Мы хотим, чтобы наши сервисы помогали сотрудникам генерировать новые идеи и в то же время фокусироваться на задачах, требующих высокого уровня концентрации. Для этого мы планируем уделять внимание автоматизации рутинных задач, а также инструментам для повышения продуктивности и планирования рабочего времени.