2022/09/01 18:04:25

Илья Ушанов, Gelarm - о российской замене систем мониторинга IBM Tivoli и HP Open View

Сегодня российские компании находятся в поисках эффективной замены IBM Tivoli, HP Open View и других продуктов для построения зонтичных систем мониторинга. Генеральный директор компании Gelarm Илья Ушанов в интервью TAdviser рассказал, что его команда, тщательно проанализировав все плюсы и минусы зарубежного ПО, разработала надежную линейку систем GIMS, предназначенную для построения зонтичных систем мониторинга и ETL.

Илья
Ушанов
Огромный опыт работы с зарубежным ПО позволил нам создать собственные конкурентоспособные решения

Оцените, пожалуйста, ситуацию, в которой оказались российские заказчики весной, после ухода ряда западных вендоров или как минимум приостановки работы зарубежными компаниями. Какие основные модели поведения заказчиков вы отмечали?

Илья Ушанов: Первые месяцы после 24 февраля заказчики в основном думали, что это ненадолго. Во всяком случае, растерянности у них не было. Да, возникло неприятное положение, когда вендоры остановили поддержку, но большинство заказчиков ожидали, что через 2-3 месяца все вернется на круги своя.

В июне началась шумиха по поводу того, что госструктуры могут заставить финансировать софт и ускоренно импортозамещаться. Но до реальных шагов дошло ближе к осени. Мы видим, что готовятся закупки по импортозамещению, компании активно ищут отечественный софт, они готовы в него вкладываться, развивать различное ПО российской разработки.

Примерно в июле-августе на рынке пришло понимание, что это новая реальность – это надолго. В результате большие компании запустили административные механизмы по поиску решений и вариантам перехода на отечественное ПО. Таким образом, бизнес в основной массе осознал, что нужно искать хорошие российские решения, способные заместить продукты ушедших компаний, а крупные заказчики стали искать команды, способные поддерживать текущие решения. В отличие от весны и начала лета, сейчас довольно часто потенциальные заказчики доходят до предметного разговора о том, как выполнять перевод на отечественные решения. Надо сказать, что для нашей компании это большой плюс, так как мы архитектуру своей продуктовой линейки выстраивали по аналогии с IBM Tivoli Netcool, и теперь Gelarm может уверенно проводить миграцию решений IBM на собственные системы помодульно.

Наверное, положение российских компаний усугубляло то, что многие из них использовали не моно-решения, а целый стек зарубежного ПО, которое в одночасье осталось без поддержки...

Илья Ушанов: Действительно, большинство компаний использовали целые стеки западных решений, но больших проблем в первое время после ухода производителей этих решений не возникло. Тем не менее, все заказчики понимают, что возникают очень большие риски в связи с отсутствием техподдержки зарубежных систем. В частности, ушли такие вендоры, как Oracle, SAP, IBM. Но самая большая головная боль, пожалуй, связана с прекращением поддержки Microsoft.

Мы в составе своего решения используем ряд Open Source решений, в частности это Postgres, у которого есть отечественные ответвления (форки) и очень активное отечественное коммьюнити с полноценной поддержкой. Таким образом Gelarm имеет надежную основу для своих продуктов. Конечно, есть ряд других Open Source решений, которые мы используем, но с ними тоже не возникает проблем. Коммерческого (проприетарного) софта у нас нет. Более того, мы технологически постепенно размываем использование даже Open Source решений в составе наших систем.

Как действовать заказчикам, оставшимся без поддержки? Пытаться осторожно работать с имеющимся ПО, находя альтернативную поддержку, срочно менять зарубежные системы на отечественные аналоги или поэтапно и методично переходить на новые решения?

Илья Ушанов: На мой взгляд, в первую очередь нужно искать команды, которые раньше работали на российском рынке в представительствах зарубежных вендоров или имеют опыт сотрудничества с крупными интеграторами, обладающими мощной экспертизой. Найдя нужную команду, можно заключить с ними контракт на поддержку, сроком на пару лет. Заручившись надежной поддержкой, можно в течение двух лет выполнять поэтапный переход на отечественное ПО. Почему именно два года? Дело в том, что любые «тяжеловесные» решения, например, зонтичные системы мониторинга, корпоративные хранилища данных на базе Oracle и т.п., не получится заменить быстро, процесс миграции займет от 1,5 лет. На всякий случай при планировании проекта лучше закладывать срок побольше, потому что в ходе внедрения могут возникать различные непредвиденные факторы. Кроме того, нужно время на тестирование. При наличии экспертной поддержки и при условиях поэтапного перехода, за пару лет можно полностью заменить западное решение и стабилизировать новое таким образом, чтобы не возникло никаких проблем с его работоспособностью.

Можете ли вы предложить равноценную замену зарубежному ПО? В чем заключается ваша уверенность?

Илья Ушанов: Мы предлагаем замену стека IBM Tivoli Netcool. Наша уверенность связана с тем, что мы изначально создавали свою продуктовую линейку GIMS (Gelarm Infrastructure Management System), ориентируясь на стек IBM. Наши ведущие специалисты начали работать с ним еще за 15 лет до основания компании Gelarm. Таким образом, имея за плечами столь длительную экспертизу по продуктам IBM для управления и мониторинга, перед созданием компании мы прекрасно представляли себе архитектуру будущего продукта. Во многом копируя архитектурные и технические подходы, которые используются в IBM, наша команда понимала слабые места программного обеспечения этой компании и заложили в свое ПО серьезные возможности.

Также за последние полтора года мы сознали, что наше ПО очень хорошо подходит под задачи реализации ETL процессов. Здесь мы равняемся на опыт таких вендоров, как Informatica. Это идеал, который мы планируем не только догнать, но и перегнать. Но уже сейчас мы можем заменить обширную часть функционала. При этом спектр применения линейки программного обеспечения GIMS постоянно расширяется.

За счет чего достигается высокая гибкость вашего решения GIMS?

Илья Ушанов: Во-первых, GIMS - это модульная система, то есть под ту или иную функциональность можно добавлять различные модули. Во-вторых, модули между собой имеют сквозную интеграцию, то есть они фактически собираются в единый портал, есть унифицированное управление этих модулей. В-третьих, сейчас мы находимся в роли догоняющего и мы закладываем в систему различные конструкторы для быстрого расширения функциональности системы совместно с заказчиками. В частности, для ETL и мониторинга нужны конструкторы типов источников данных, типов триггеров. Надо отметить, что у западных вендоров эти коннекторы нарабатывались годами. Но нам необходимо как можно быстрее иметь удобный инструмент, который позволит такую базу наработать. Также мы продумали возможность гибкой настройки процессов, и в систему закладываем уже готовые процессы, которые за 15 лет изучили и понимаем, как они применимы у заказчиков.

Что вы предприняли для усиления команды в условиях необходимости реализации ускоренного импортозамещения в России?

Илья Ушанов: На сегодня нет необходимости усиливать команду, поскольку еще в середине прошлого года она была полностью укомплектована и готова решать различные задачи. Можно сказать, что вся команда глубоко погружена в развитие GIMS. Конечно, мы участвуем в проектной деятельности, стараясь максимально учитывать замечания и пожелания заказчиков, сразу внося их идеи в road map или реализуя их в проекте. Это и нам помогает держать руку на пульсе и нашим партнерам позволяет быстрее получать нужные знания и нарабатывать компетенции.

В стратегических планах Gelarm есть уход от проектной деятельности, поэтому мы активно наращиваем экспертизу у партнеров. Мы осознано не лимитировали количество обучающихся специалистов. В среднесрочной перспективе стоит цель создания значительного экспертного сообщества.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

В ближайшем будущем планируем запускать community версии нашего ПО. Будут open source версии – примерно через год-два.

Вашей компании уже более пяти лет. Удается ли в новой реальности выходить на новый виток развития, укрепляя партнерское взаимодействие?

Илья Ушанов: Сейчас нам работать гораздо проще, чем в начале. Когда компания только проходит становление, ей приходится очень сложно, потому что, как правило, нужно выдерживать давление со стороны многих конкурентов. Крайне непросто работать в условиях, когда рынок поделён, и партнеры идут на взаимодействие с новыми разработчиками не очень охотно. В таких условиях привлечение партнеров требует больших инвестиций и немало времени.

Но нельзя забывать, что молодые и амбициозные игроки имеют как минимум одно преимущество. Когда надо преодолеть сложности, подстроиться под изменившуюся конъюнктуру, крупные компании могут быть неповоротливыми. Небольшим компаниям в такой ситуации гораздо проще сориентироваться. Они способны оперативно предложить именно то, что сейчас больше всего нужно рынку.

Считаю, что для нас наступило время возможностей, причем не этой весной, а еще около года назад, когда государство начало предпринимать активные шаги по импортозамещению. Конечно, в 2021 году в нашем сегменте еще не было знаковых действий, которые оборачивались бы в крупные контракты, но тогда пошел процесс серьезного обсуждения назревшей необходимости импортозамещения, прощупывать почву в этом направлении начали как заказчики, так и партнеры. Мало кто понимал, к чему надо готовиться, но время перемен назревало уже тогда. Не секрет, что многие проекты по импортозамещению долгое время делались «в стол». Весной 2022 года все изменилось. Сейчас люди понимают, что ситуация в корне иная, и нужно работать по-другому. На рынке уже есть полное понимание того, что необходимо переходить на новые системы.