2021/02/18 09:43:09

Интервью TAdviser: вице-премьер Дмитрий Чернышенко – о стратегии и тактике цифровой трансформации государства

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко ответил на вопросы TAdviser о целях и задачах цифровой трансформации государства, критериях оценки ее успешности, наиболее заметных проектах на федеральном и региональном уровнях.

Дмитрий Чернышенко: Министерства должны начинать цифровую трансформацию с себя, так как они внедряют изменения в отраслях по всей стране

Что вы вкладываете в понятие «цифровая трансформация» в целом и применительно к государственному управлению и работе Правительства, в частности? Каковы ключевые цели и задачи цифровой трансформации федеральных органов власти?

Дмитрий Чернышенко: Цифровая трансформация – это уже естественный процесс наполнения "цифрой" всего того, что нас окружает – дом, транспорт, поликлиника, школа. Неслучайно цифровизацию внесли в число национальных целей развития страны. Она должна сделать жизнь людей комфортнее и безопаснее, обеспечить конкурентоспособность любой отрасли экономики.

Что главное в цифровой трансформации? Это, конечно, повышение качества госуслуг, снижение издержек бизнеса и госуправления, усиление эффективности и безопасности информационных систем, сокращение теневой экономики. По каждой цели формируются показатели, составляется план трансформации, который потом конкретизируется в программе мероприятий.

Для понимания и отслеживания текущей ситуации цифровизации ключевых отраслей экономики и социальной сферы Правительство утвердило методику расчета показателей достижения национальной цели «Цифровая трансформация». У нас задача – к 2030 году перевести все социально значимые услуги в электронный вид. Для этого нужно обеспечить интернетом всю нашу страну, в том числе самые удаленные ее уголки. Поэтому продолжаем устранять цифровое неравенство, подключаем к интернету небольшие населенные пункты (с численностью населения от 100 до 500 человек) – планируем завершить эту работу до конца 2030 года. А до конца этого года подключим к интернету все социально значимые объекты, в том числе образовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты, органы государственной власти и местного самоуправления.

В 2020 году пандемия и связанные с ней ограничения стали серьезным стимулом для перехода на цифровой формат взаимодействия граждан и государства. В разы возросла востребованность портала Госуслуг: на нем появилось более 40 новых электронных услуг буквально за несколько месяцев. Сегодня там можно подать заявку на пособие по безработице, получить уведомление от судебных приставов. Автоматически оформляются материнский сертификат и выплаты на детей. У абитуриентов с подтверждённой учетной записью есть возможность отправить документы сразу в несколько вузов и в личном кабинете отслеживать ситуацию и результаты.

Люди не выходя из дома, решают многие медицинские, трудовые, юридические вопросы, обжалуют различные штрафы (за нарушение правил дорожного движения и другие). До конца 2022 года в электронном формате будут доступны все массовые госуслуги. Такой перечень уже сформирован – их 169.

Одним словом, опыт в пандемию подтвердил, что мы можем запускать новые электронные услуги очень быстро. Сроки их оказания сокращаются – где-то несколько минут или часов.

До конца марта будет запущена новая версия портала госуслуг – на более совершенной технологической платформе, способной выдерживать самую высокую пользовательскую нагрузку, с новой системой поиска и чат-ботом. Переведем на нее сначала 20 услуг, а до конца года – 100.

Параллельно идет процесс цифровизации госвласти на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Отвечают за такую работу руководители цифровой трансформации (РЦТ) или, как мы их называем, РЦТшники. Они назначены во всех министерствах и ведомствах (62 ФОИВа). Это заместители министров или глав ведомств.

По поручению Президента с декабря 2020 года определены руководители цифровой трансформации во всех 85 субъектах и региональных органах исполнительной власти. Они отвечают за цифровизацию основных отраслей экономики в регионе. Создан механизм обмена опытом, в еженедельном формате проводится разбор проблем, обсуждаются положительные практики.

Также РЦТ замыкают на себе все проекты оптимизации и цифровизации процессов оказания госуслуг и исполнения контрольно-надзорных функций. Они несут персональную ответственность за достижение показателей эффективности. И мы видим, что работа по цифровой трансформации активизировалась.

Избранные цитаты

Кто является лидером рейтинга цифровой трансформации сегодня?

Дмитрий Чернышенко: Недавно мы подвели итоги годовой работы руководителей цифровой трансформации федеральных министерств и ведомств. Оценивали по исполнению бюджетных обязательств в решении задач цифровой трансформации, достижению ключевых показателей эффективности и смотрели на качество выполнения поручений Правительства в сфере цифровизации. В итоге 18 ведомств показали высокий результат эффективности, остальные – средний и ниже среднего.

Среди лидеров рейтинга – Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минпромторг России, Роспатент, Минсельхоз, ФНС, МЧС России и другие.

Средний результат, например, показали Минздрав, Минстрой, Минфин, МВД России и ряд других ведомств.

Низкие показатели – у Росмолодежи, Росморречфлота, Росархива, Минприроды России и некоторых других.

По ним сейчас ведем работу в плане определения новых РЦТ в ранге заместителей руководителей ведомств.

Надо сказать, что это сигнал для всей цифровой отрасли. Важно помнить, что министерства и региональные органы власти цифровую трансформацию должны начинать с себя и относиться со всей серьезностью к этим вопросам. Они внедряют изменения в отраслях по всей стране.

На первой встрече с федеральными директорами по цифровой трансформации в марте 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин говорил о том, что CDTO предстоит внедрять «новые методы и формы работы». Кроме этого, он отмечал, что у CDTO «будут полномочия по изменению, реинжинирингу всех рабочих процессов внутри министерств и ведомств». Приведите, пожалуйста, примеры ведомств, в которых CDTO удалось успешно внедрить новые методы и осуществить значительный реинжиниринг в 2020 году?

Дмитрий Чернышенко: По сути, руководитель цифровой трансформации — это ключевая должность в системе современного госуправления. РЦТшники – проводники передовых решений во все сферы жизни. Но прежде, как я говорил выше, технологии они отрабатывают в своих ведомствах. Согласитесь, невозможно модернизировать отрасль, тем более регулировать ее с искусственным интеллектом, если ты сам не разбираешься в вопросе.

И с августа 2020 года они начали разрабатывать проекты по внедрению искусственного интеллекта в работу своих министерств. РЦТ прошли обучение новым компетенциям, применению технологий ИИ, готовили свои проектные решения. Затем была защита на стратегических сессиях. Говорить о внедрении новых решений в ведомствах еще рано, проекты прошли стадию публичной защиты.

Могу сказать, что все они разные и интересные. Готовили их отдельные ведомства или сразу несколько в рамках совместной работы.

Например, Минспорт предложил цифровизировать процесс получения спортивных наград, а Минэнерго представило прорывной проект по автоматизации создания единых информационных моделей для государственных информационных систем, что позволит перейти к индустрии 4.0. Или, например, «Цифровой ответ мошенничеству» – мобильное приложение, которое может блокировать входящие звонки, SMS, MMS с подозрительных телефонных номеров.

Из совместных проектов, например, можно выделить цифровизацию процесса регистрации и учета проживающих в гостиницах через ЕПГУ. Или возьмем экологическую тему – было предложено разработать единую цифровую платформу, которая будет информировать о состоянии окружающей среды отраслевые организации, чтобы они оперативно реагировали, а также обычных людей – то есть, дать возможность каждому гражданину быть услышанным в вопросах экологии.

Как устроена система управления цифровой трансформацией на федеральном уровне?

Дмитрий Чернышенко: Выделю два основных направления развития. Первое – в рамках национальной программы «Цифровая экономика России». В нем система управления Программой базируется на постановлениях Правительства (ПП-234 и ПП-1288).

И в этой части главная особенность управления в том, что помимо Правительства и федеральных министерств в процессе активную роль играют эксперты и бизнес – это экспертные организации, центры компетенций и др. Они позволяют получать быструю обратную связь от отраслей экономики, узнавать о лучших кейсах и практиках, верифицировать принимаемые решения, давать оперативную оценку эффектов от выполнения Программы и предлагать, если нужно, корректировки.

Второе направление, или вектор, был задан в 2020 году, после разработки и утверждения 60 ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ). Здесь главными действующими лицами выступают как раз РЦТшники. Общую координацию и направление работы задает Минцифры России, рассматривает и одобряет программы президиум Правкомиссии по цифровому развитию.

В итоге – в первом случае мы создаем общие институциональные, инфраструктурные условия для развития цифровой экономики, а за счет РЦТ (во втором случае) разгоняем цифровизацию по всем отраслям. Таким образом, создано комплексное управление цифровой трансформацией в стране. И мы ожидаем от такой сформированной системы управления получить дополнительный синергетический эффект.

Какие изменения претерпела эта система управления в 2020 году? Каковы дальнейшие планы ее реформы?

Дмитрий Чернышенко: Основные изменения связаны со вторым направлением развития цифровой трансформации, о чем я говорил выше.

Фактически реализация ВПЦТ стартовала с января 2021 года. Для оценки эффективности и результативности этих программ мы предусмотрели механизм мониторинга. Ежеквартально им будет заниматься Минцифры России. А первые итоги президиум Комиссии рассмотрит в апреле-мае 2021 года.

В целом хочется подчеркнуть, что общий подход к системе управления цифровой трансформацией не планируется кардинально реформировать. Но мы постоянно работаем над повышением эффективности, поэтому отдельные меры в основном направлены на устранение узких мест, при необходимости будем их принимать.

Еще одно ваше поручение касалось необходимости подготовить ведомственные датасеты для ИИ. Реализовано ли это поручение? Каким образом будет организован доступ к этим датасетам?

Дмитрий Чернышенко: Да, перед ведомствами стоит задача разработать отраслевые наборы данных – датасеты. Например, Росавиация уже в 2021 году в рамках пилотной апробации планирует создать набор визуальных данных – результатов поисков спасательных операций с привязкой объекта поиска на местности.

Минцифры с участием заинтересованных федеральных и региональных органов власти и бизнеса разрабатывает требования к формированию и ведению датасетов. Будут учтены вопросы доступа к наборам и публикации.

Разрабатывается проект методологии оценки качества применения технологий искусственного интеллекта в рамках ведомственных программ цифровой трансформации.

Документы проходят процедуру межведомственного согласования. После этого будут направлены на утверждение Правкомиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Вы говорили о планах разработки индекса цифровой зрелости регионов. На основе каких критериев он будет строиться? Каким образом вы планируете стимулировать регионы повышать показатели индекса?

Дмитрий Чернышенко: "Цифра" внедряется во все структуры и этот процесс, конечно, уже активно идет в регионах. Как мы говорили, на местах назначены руководители цифровой трансформации всех субъектов и региональных органов власти. Они подключились к решению важных социальных проблем. И для оценки их работы мы разработали так называемый индекс цифровой зрелости регионов. Его главные критерии – уровень подготовки кадров для отрасли, расходы на информационные технологии и, главное, индекс цифровизации ключевых отраслей. Оценка – по 10 основным отраслям.

К примеру, что такое цифровая зрелость в здравоохранении? Это показатели активности медорганизаций в использовании новых возможностей, в частности, телемедицины или электронного документооборота. Далее, смотрим долю граждан, которые пользуются онлайн услугами – это запись к специалисту, вызов врача на дом, оформление электронной медицинской карты и другие. В таком формате будет оценка по другим сферам.

К апрелю 2021 года подготовим индекс цифровой зрелости по итогам I квартала. В целом показатель индекса сформирован до 2030 года и его плановые значения обязательны к выполнению ежегодно.

Цифровая трансформация в регионах, включая доступность всех массовых и социально значимых госуслуг в электронном виде, – это главным образом ответственность руководителей субъектов, их KPI, если хотите. Поэтому стимул уже есть. Институт РЦТшников одобрил президент Владимир Путин. И он поддержал наше предложение подключить к этой работе губернаторов, чтобы они назначили ответственных за цифровую трансформацию и курировали эту работу на местах.

Одним из проектов в области цифровизации для регионов в 2020 году стало создание центров управления регионами. Какие возможности для жителей и чиновников региона открываются с появлением ЦУР?

Дмитрий Чернышенко: Была поставлена задача Президентом – по всей стране к началу декабря 2020 года создать центры управления регионами. И я благодарен за оперативность местным властям и всем, кто принимал участие в этом процессе. Мы провели колоссальную совместную работу. К сроку центры везде открылись.

ЦУР – это, безусловно, сильный проект по взаимодействию исполнительной власти с населением. Сотрудники центров фиксируют и обрабатывают сообщения и жалобы граждан, которые формируются по отраслевым блокам: здравоохранение, образование, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги. Затем обращения направляются ответственным для оперативного решения. Власть слышит и реагирует – это основной принцип их работы.

В ЦУРы стекается большой массив информации, она структурируется, анализируется, в том числе с использованием цифровых технологий. И, что важно, ее можно затем использовать для корректировки управленческих решений. Видеть и исключать «слабое звено».

ЦУР существенно экономит время для решения возникающих проблем в регионе и позволяет предотвращать их повторение в будущем с помощью анализа, систем мониторинга. Главная задача центров – повысить оперативность реакции региональных властей на обращения граждан. По сути, создан механизм быстрого принятия решений чиновниками.

При этом ЦУР не просто агрегатор сообщений, а комплексная структура. Он информирует жителей по тематикам обращений, механизмам обратной связи, результатам деятельности. Оперативная и аналитическая информация поступает для решения в профильные органы власти и на регулярной основе докладывается руководству региона.

Всего, начиная с 2020 года, ЦУРы обработали свыше 2,5 миллионов обращений россиян. Центры не сортируют их на важные и не важные. Люди в основном пишут про незакрытые люки, неубранный снег, про очереди в местную поликлинику. Все жалобы оперативно обрабатываются и анализируются.

Главное, конечно, сокращать время обработки информации от населения, чтобы проблемы решались оперативно и качественно. Сегодня тема спускается на муниципальный уровень: подобные центры создаются на местах.

Например, они появились в пяти пилотных регионах – в Вологодской, Калужской, Курской, Ульяновской и Московской областях. И это логично, потому что около половины всех сообщений, которые поступают в ЦУРы, приходится на муниципальные образования. На основе результатов работы таких центров будем принимать решение об их масштабировании по всей стране.

Создана комплексная система для проведения цифровой трансформации в стране. И мы видим, что она функционирует на каждом уровне. При необходимости ведем корректировку решений для того, чтобы все работало четко и без сбоев.