Содержание |
Конечные собственники
История
2025
Разработчик российского электромобиля «Атом» выкупил у бизнесмена Рубена Варданяна долю в компании
Рубен Варданян вышел из капитала ООО «Восход» — основного акционера АО «Кама», занимающегося проектом электромобиля «Атом». Принадлежавшие бизнесмену 25% компании «Восход» в октябре 2025 года перешли самому обществу. По 37,5% долей в компании сохранили генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин и ООО «Спектр». Доля в «Восходе» была последним активом Рубена Варданяна в автомобильном бизнесе России. Об этом сообщила газета «Коммерсантъ» 7 октября 2025 года.
ООО «Спектр» принадлежит трем совладельцам. Ваган Баблоян, Михаил Бройтман и Жанна Халиуллина владеют компанией совместно. Структура собственности не раскрывает доли каждого из трех физических лиц. Осенью прошлого года Рубен Варданян перестал быть совладельцем КамАЗа. Выход из автомобильного холдинга произошел в октябре 2024 года.
Состав акционеров АО «Кама» в Едином государственном реестре юридических лиц не раскрывается. На первоначальной стадии инвесторами выступали Сергей Когогин и Рубен Варданян. Компания создана в 2021 году для разработки электромобиля. Каждый инвестор вложил в проект по ₽360 млн на начальном этапе. Материалы суда по иску к «Каме» о дополнительном выпуске акций содержат информацию о структуре. ООО «Восход» является мажоритарным акционером компании «Кама». Среди держателей акций в материалах также назывался КамАЗ.
Коммерсантъ ранее сообщал о покупке доли в «Каме» компанией «Рэнера». Покупатель входит в госкорпорацию «Росатом». Сделка состоялась в июле 2023 года за ₽6,2 млрд. Участие Росатома в проекте обеспечивает доступ к технологиям и финансированию. Государственная поддержка важна для развития электромобилестроения в стране.10 лет на рынке ЦОД: как менялись задачи, технологии и инженерные подходы — взгляд ДАТАРК
Компания «Кама» воздержалась от комментариев по сделке с Рубеном Варданяном. Генеральный директор компании «Кью Кэпитал» Елена Орлова не ответила на вопросы издания. Компания «Кью Кэпитал» управляла долей Рубена Варданяна в проекте. Отсутствие комментариев связано с деликатностью ситуации вокруг бизнесмена.[1]
Попадание под санкции ЕС
18 июля 2025 года Европейский союз объявил о новых санкционных мерах в отношении РФ. Они затрагивают деятельность Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Подрбнее здесь
2024: Смена места регистрации с Татарстана на Москву
Производитель электрокара «Атом» перерегистрировался из Татарстана в Москву. Данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) свидетельствуют о том, что прежде местонахождением АО «Кама» были Набережные Челны.
Согласно актуальным к середине сентября 2024 года данным, производство электромобилей «Атом» планируется начать с 2025 года на московском автозаводе «Москвич», технологическим партнером которого является «КамАЗ». Компания планирует поставлять машины в города-миллионники для таксопарков и каршеринга.
2023: Приобретение «дочкой» «Росатома» доли в «Каме» за 6,2 млрд рублей
24 июля 2023 года появилась информация о том, что «Рэнера», дочерняя компания госкорпорации «Росатома», стала совладельцем АО «Кама», которое разрабатывает электромобиль «Атом». Это следует из отчета компании.
Как отмечается, доля «Рэнеры» в «Каме» составляет не менее 20%. Сумма сделки – почти 6,2 млрд рублей. В «Росатоме» сделку назвали «относительно небольшой инвестицией в перспективный проект».
В госкомпании также отметили, что уже выпускают компоненты для электромобилей, что положительно скажется на будущем серийном производстве электромобилей «Атом».
Серийную сборку «Атома» планируют начать в середине 2025 года. Образец электромобиля представили в мае, в течение 2023 года компания будет проводить испытания батареи, созданной совместно с «Рэнерой».[2]
2022: Пополнение списка акционеров
В ноябре 2022 года стартап АТОМ получил поддержку от нескольких технологических российских компаний, пополнивших список акционеров вслед за КАМАЗом, Сергеем Когогиным и Рубеном Варданяном. Событие ознаменовалось второй по объему привлеченных средств сделкой в стране за 2022 год, детали сделки стартап не разглашает.
В 2023-м АТОМ планирует выход на международный рынок инвестиций. А до 2030 года — выйти на IPO в России и на зарубежных площадках.
2021: Привлечение инвестиций от Рубена Варданяна
9 декабря 2021 года стало известно о вхождении Рубена Варданяна в число инвесторов проекта компактного городского электромобиля «Кама».
| | Я присоединился к консорциуму инвесторов, поверил в этот проект и поддержал ребят на этапе идеи. Считаю, что его ждет большое будущее, — сказал «Ведомостям» Варданян через своего представителя. | |
Отмечается, что ранее проект развивался при участии «КамАЗа», но впоследствии стал отдельным стартапом — в августе 2021 года было зарегистрировано АО «Кама» с уставным капиталом 720 млн рублей. Его главой указан бывший менеджер блока развития перспективных проектов «КамАЗа» Игорь Поваразднюк.
По сообщению газеты, в конце ноября 2021 года в инновационном центре «Сколково» проект «Кама» презентовали для инвесторов. На встрече рассказали и о технических характеристиках. Новый электрокар будет 4,4 м в длину, 1,8 м в ширину и 1,66 м в высоту, снаряженная масса – 1690 кг, мощность – 110 кВт (150 л. с.), с передним приводом. Максимальная скорость «Камы» составит 150 км/ч, запас хода на одной зарядке – до 450 км.
Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин уточнил, что речь идет о совершенно новом электромобиле «Кама», который не стоит путать с концептом «Кама-1».
Во сколько оценят электрокроссовер, к декабрю 2021 года. В 2020-м предварительную цену модели «Кама-1» называли в пределах 1,2-1,4 млн рублей.
Один из собеседников «Ведомостей» отметил, что проект «Кама» делался в расчете на то, что государство поддержит развитие собственных технологий электротранспорта. Однако, согласно принятой концепции развития электротранспорта, упор делается на локализацию в России иностранных электромобилей. По словам собеседника, необходимость в дальнейшей разработке платформы существует.[3]

