Проект

ОДК с опережением плана внедряет отечественное ПО для создания авиадвигателей за 1,9 млрд рублей

Заказчики: Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)

Москва; ВПК

Подрядчики: АСКОН


Дата проекта: 2023/10
СМ. ТАКЖЕ (2)

2025: Промежуточные итоги программы по внедрению отечественного ПО для создания авиадвигателей

В Объединенной двигателестроительной корпорации 12 сентября 2025 года поделились с TAdviser промежуточными итогами программы перехода на отечественное программное обеспечение, которая реализуется в рамках деятельности индустриального центра компетенции «Двигателестроение» с целью обеспечения технологической независимости в данной отрасли.

ОДК с опережением плана внедряет отечественное ПО для создания авиадвигателей за 1,9 млрд рублей
На фото: авиадвигатели ПД-14

Результатом совместной работы ИТ-компаний и ОДК стало создание и начало внедрения российского промышленного ПО для разработки и производства авиационных двигателей. Финансовую поддержку проектам оказал Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), предоставив гранты на общую сумму 1,9 млрд рублей.

В рамках проекта на предприятиях ОДК продолжается внедрение ПО российской компании АСКОН. С помощью модуля «Компас: Композиты» в пермском конструкторском бюро ОДК-Авиадвигатель ведется разработка деталей авиадвигателя ПД-14, которые изготавливают из композиционных материалов. Также разработку новых авиадвигателей будут вести в среде отечественных CAD/PLM «Компас 3D» и «Лоцман».

В качестве справочника материалов применяется новая версия системы управления нормативно-справочной информацией «Полином:MDM», продолжается ее внедрение на предприятии «ОДК-Пермские моторы». Введен в эксплуатацию модуль для проектирования кабелей и жгутов САПР МАКС.В 87% российских компаний уже сформирована команда по цифровизации 5.1 т

В свою очередь, на предприятии «ОДК-СТАР» проходит опытно-промышленную эксплуатацию отечественная система управления цепочками поставок от компании «НПЦ 1С», внедрённая в двух цехах и пяти подразделениях. Около 100 сотрудников ежедневно работают с системой, формируя заказы на производство, ведя учёт товарно-материальных ценностей и составляя сменные задания.

В целом, по словам директора по цифровой трансформации ОДК Вячеслава Христолюбова, OДК добилась существенного прогресса в импортозамещении ПО. В частности, проект по доработке и внедрению системы управления производством и цепочками поставок близок к завершению — он выполнен на 84% и уже тестируется в реальных условиях на одном из предприятий ОДК. Проект по импортозамещению программных продуктов в области PLM (управление жизненным циклом продукции) и CAD (автоматизированное проектирование) выполнен на 68%, поделился топ-менеджер.

«
«Благодаря опережающему внедрению отдельных модулей российского ПО на пермском предприятии удалось успешно разработать и изготовить опытный образец детали из полимерных композиционных материалов для авиадвигателя ПД-14», — добавил Вячеслав Христолюбов.
»

В ближайшее время специалисты завершат тестирование функционала системы управления производством и цепочками поставок (СУПЦП) на машиностроительных предприятиях с внутренней кооперацией. Следующим шагом станет начало опытно-промышленной эксплуатации системы во всех цехах предприятия «ОДК-СТАР». Параллельно ведется подготовка к аналогичному этапу внедрения системы на московском предприятии «ОДК-Салют» и рыбинском «ОДК-Сатурн».

«
«Мы постоянно анализируем процессы обеспечения отрасли цифровыми технологиями, устанавливаем графики разработки цифровых продуктов и решений на наших производствах в целях эффективной государственной и финансовой поддержки этих процессов. Мы активно содействуем корректировке и нормативной базы, и технических регламентов, связанных с процедурами государственного контроля и приемки товаров для того, чтобы современные цифровые разработки в двигателестроительной отрасли быстрее выходили на рынок и претворялись в жизнь», — отметил директор департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Дождев.
»

2024: ОДК начала внедрять российское ПО для проектирования деталей авиадвигателей. На это выделено ₽2 млрд

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в Госкорпорацию «Ростех», приступила к внедрению отечественного программного обеспечения для проектирования деталей авиадвигателей. Проект реализуется с опережающим графиком, на его выполнение выделено ₽2 млрд из средств Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). О результатах программы компания рассказала 24 октября 2024 года.

По данным «Ростех», внедрение отечественного ПО осуществляется в рамках программы импортозамещения и направлено на создание модулей, позволяющих проектировать авиадвигатели и их детали с использованием российских инженерных систем. Директор по цифровой трансформации ОДК Вячеслав Христолюбов отметил, что разработка программных продуктов в области управления производством и цепочками поставок выполнена уже на 55%. Он также добавил, что на пермском предприятии ОДК началось внедрение модулей для работы с полимерными композиционными материалами, что позволит полностью перейти на отечественное ПО в ближайшие годы.

ОДК приступила к внедрению российского программного обеспечения для проектирования деталей авиадвигателей, на что выделено 2 млрд рублей.

Значительное внимание уделено интеграции решений российских ИТ-компаний. В частности, на предприятиях ОДК внедряются модули, разработанные компанией АСКОН. В новых версиях продуктов реализовано более 400 функциональных требований, что позволяет повысить эффективность процессов проектирования и производства. В «ОДК-Кузнецов» (Самара) уже запущен проект по разработке нового двигателя ПД-8В с использованием систем компании АСКОН, а на «ОДК-Пермские моторы» введен в промышленную эксплуатацию модуль ПОЛИНОМ, который служит справочником материалов при проектировании деталей.

Кроме того, совместно с компанией «АДЕМ-инжиниринг» ОДК занимается заменой зарубежных систем разработки программ для станков с ЧПУ, а вместе с Санкт-Петербургским политехническим университетом имени Петра Великого дорабатывается автоматизированная подсистема для сопровождения серийных изделий. Эта работа включена в цифровую платформу CML-Bench, направленную на создание и использование цифровых двойников.[1]

2023: Созданы российские CAD- и PLM-решения, в которые инвестировано 1,2 млрд рублей

12 октября 2023 года стало известно о создании в России отечественных CAD- и PLM-решений, в которые инвестировано 1,2 млрд рублей. Речь идет о продуктах компании «Аскон», которые уже начали тестироваться Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) (входит в госкорпорацию «Ростех»).

Российское инженерное ПО, которое заменит иностранные аналоги, планируется применять при разработке перспективных двигателей, таких как ПД-35 и ПД-8В. Проект реализуется за счет средств Российского фонда развития информационных технологий. Ввод отечественного ПО в промышленную эксплуатацию запланирован на конец 2026 года.

Стало известно о создании отечественных CAD- и PLM-решений
«
Создание российского инженерного программного обеспечения является центральной задачей ИЦК «Двигателестроение». Собственные PLM- и CAD-решения позволят не зависеть от иностранных разработчиков и обеспечить технологический суверенитет отечественной промышленности. На предприятии «ОДК-Авиадвигатель» начато тестирование разработанных систем, по его итогам будут внесены необходимые доработки. Новейшие авиационные двигатели, такие как ПД-8В и ПД-35, планируется создавать уже на собственных программных продуктах, – заявил директор по цифровой трансформации «Ростеха» Андрей Комаров, чьи слова приводит пресс-служба госкорпорации.
»

По словам генерального директора «Аскона» Максима Богданова, к середине октября 2023 года завершен первый этап совместного предприятием «ОДК-авиадвигатель» проекта. В рамках этой фазы сформированы требования к доработке и внедрению инженерного программного обеспечения. В частных технических заданиях учтены требования предприятий ОДК, что позволит тиражировать результаты проекта в масштабах всей отрасли двигателестроения, рассказал Богданов.[2]

Примечания